Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(«Повесть временных лет»,)
        общерусский летописный свод, составленный в Киеве во 2-м десятилетии 12 в. и положенный в основу большинства дошедших до настоящего времени летописных сводов. Как отдельный самостоятельный памятник «П. в. л.» не сохранилась. Её старшими и основными списками являются Лаврентьевская летопись, где отразилась 2-я редакция «П. в. л.», и Ипатьевская Летопись, где отразилась 3-я редакция «П. в. л.». В списках некоторых летописных сводов составителем «П. в. л.» назван монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Исследователи 18—19 вв. считали Нестора первым русским летописцем, а «П. в. л.» — первой русской летописью. Изучение летописания А. А. Шахматовым, М. Д. Присёлковым, Д. С. Лихачевым (См. Лихачёв), А. Н. Насоновым, М. Н. Тихомировым, Л. В. Черепниным, Б. А. Рыбаковым и другими показало, что существовали летописные своды, предшествовавшие «П. в. л.», а сама «П. в. л.» не является единым произведением. После своего появления «П. в. л.» ещё дважды подвергалась переработкам. Источниками 1-й редакции «П. в. л.» послужили Киево-Печерский свод конца 11 в., русско-византийские договоры 10 в., «Хронограф по великому изложению» — древнерусское компилятивное сочинение по всемирной истории, византийская хроника Георгия Амартола, житие Василия Нового, соч. Епифания Кипрского, тексты Священного писания, «Сказание о грамоте Словенской», предания о восточно-славянских племенах, о Кие, о мести Ольги древлянам, устные рассказы Яна Вышатича, монахов Киево-Печерского монастыря и др. Нестор был первым древнерусским феодальным историографом, который связал историю Руси с историей восточно-европейских и славянских народов и со всемирной историей, как она понималась в то время. После неоконченной статьи 1110 в «П. в. л.» содержится запись о написании летописи в 1116 игуменом Сильвестром, который создал новую, 2-ю редакцию «П. в. л.». Сильвестр был игуменом Михайловского Выдубецкого монастыря, семейного монастыря Владимира Мономаха. Он частью опустил, а частью изменил последние статьи 1-й редакции «П. в. л.». При переделках Сильвестр большое внимание уделил Владимиру Мономаху, преувеличив и приукрасив его роль в событиях конца 11 — начала 12 вв., и ввёл ряд дополнений в «П. в. л.». В 1118 «П. в. л.» была подвергнута новой переделке. В центре внимания 3-й редакции «П. в. л.» остаются события, связанные с домом Мономаха, главным образом с сыном Владимира — Мстиславом. Последний редактор «П. в. л.» дополнил свой источник данными о семейных делах Владимира Мономаха и его отца Всеволода, уточнил данные о византийских императорах, в родстве с которыми состояли Мономахи. В целом же «П. в. л.» сохранила то значение, какое придал ей Нестор, — первого на Руси историографического труда, в котором история Древнерусского государства была показана на широком фоне событий всемирной истории. Летописцы призывали князей к единству и защите русской земли от внешних врагов. Летопись вобрала в себя родовые предания, повести, сказания и легенды исторического и сказочно-фольклорного характера, жития первых русских святых, произведений современной летописцам литературы. Язык летописи тесно связан с живым русским языком 11—12 вв., отличается лаконичностью и образностью. Рассказы «П. в. л.» неоднократно использовались русскими писателями (А. С. Пушкин, А. Н. Майков, А. К. Толстой и др.).
         Тексты: Повесть временных лет. [Подгот. текста Д. С. Лихачева. Пер. Д. С. Лихачева и Б. А. Романова], ч. 1—2, М. — Л., 1950.
         Лит.: Шахматов А. А., Повесть Временных лет, т. 1, Вводная часть. Текст. Примечания, в сборнике: Летопись занятий Археографической комиссии, т. 29, П., 1917; его же, Повесть Временных лет и её источники, в сборнике: Тр. Отдела древнерусской литературы, т. 4, М. — Л., 1940; Истрин В. М., Замечания о начале русского летописания, в сборнике: Известия Отделения русского языка и словесности, т. 26—27, П., 1923—24; Никольский Н. К., Повесть Временных лет как источник для истории начального периода русской письменности и культуры, в кн.: Сб. по русскому языку и словесности АН СССР, т. 2, в. 1, Л., 1930; Приселков М. Д., История русского летописания XI—XV вв., Л., 1940; Еремин И. П., «Повесть временных лет». Проблемы её историко-литературного изучения, Л., 1946; Лихачев Д, С., Русские летописи и их культурно-историческое значение, М.— Л., 1947; его же, Повесть Временных лет, ч. 1—2, М. — Л., 1950; Рыбаков Б. А., Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи, М., 1963; Насонов А. Н., История русского летописания XI — начала XVIII вв., М., 1969.
         В. А. Кучкин.
Современная Энциклопедия
"ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ", общерусский летописный свод, составленный в Киеве во 2-м десятилетии 12 в. Нестором. Редактировалась Сильвестром и др. Текст включает летописные своды 11 в. и другие источники. История Руси в "Повести временных лет" связана со всемирной историей и историей славянства. Положена в основу большинства сохранившихся летописных сводов.
Русская цивилизация
древнейший дошедший до нас русский летописный свод, созданный в 1113—18, который позднее был включен в состав почти всех летописных сводов XIV—XVI вв. (см.: Летописи). В 1113 монахом Нестором создается первая редакция, в 1116 — по поручению Владимира Мономаха — вторая, составленная игуменом Сильвестром, в 1118 — третья, включившая в себя «Поучение» Владимира Мономаха. Ниже приводится отрывок из этой «Повести» — «Откуда есть пошла Русская земля»:
«Так начнем повесть сию.
По потопе трое сыновей Ноя разделили землю, Сим, Хам, Иафет. И достался восток Симу: Персия, Бактрия, даже и до Индии в долготу, а в ширину до Ринокорура, то есть от востока и до юга, и Сирия, и Мидия до реки Евфрат, Вавилон, Кордуна, ассирияне, Месопотамия, Аравия Старейшая, Елмаис, Индия, Аравия Сильная, Кулия, Коммагена, вся Финикия.
Хаму же достался юг: Египет, Эфиопия, соседящая с Индией, и другая Эфиопия, из которой вытекает река эфиопская Красная, текущая на восток, Фивы, Ливия, соседящая с Киринией... и некоторые острова: Сардиния, Крит, Кипр, и река Геона, иначе называемая Нил.
Иафету же достались северные страны и западные: Мидия, Албания, Армения Малая и Великая, Каппадокия, Пафлагония, Галатия, Колхис, Босфор, меоты, дереви, сарматы, жители Тавриды, Скифия, фракийцы, Македония, Далмация, молоссы, Фессалия... Аркадия, Эпир, Иллирия, славяне, Лухития, Адриакия, Адриатическое море. Достались и острова: Британия, Сицилия, Эвбея, Родос, Хиос, Лесбос, Кифера, Закинф, Кефалония, Итака, Корфу, часть Азии, называемая Иония, и река Тигр, текущая между Мидией и Вавилоном; до Понтийского (Черного) моря на север: Дунай, Днестр, Кавкасийские горы, т.е. Венгерские, а оттуда до Днепра, и прочие реки: Десна, Припять, Двина, Волхов, Волга, которая течет на восток в страны Сима. В странах же Иафета сидят русские, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочьская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы. Ляхи же и пруссы, чудь сидят близь моря Варяжского. По этому же морю сидят варяги: отсюда к востоку — до пределов Сима, сидят по тому же морю и к западу — до земли Английской и Волошской. Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманы, готы, русь, англы, галлы, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, генуэзцы и прочие, — они примыкают на западе к южным странам и соседят с племенем хамовым.
Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. И от этих славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими, где кто сел, на каком месте. Так, например, одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другии назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян на дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли, и сели на Висле, и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи — лутичи, иные — мазовшане, иные — поморяне.
Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами по речке, которая впадает в Двину и носит название Полота. Также славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась «славянская».
Энциклопедия Отечеcтво
"ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ", общерусский летописный свод, составленный в Киеве во 2-м десятилетии 12 в. Авторы и редакторы Нестор, Сильвестр и др. Текст включает летописные своды 11 в. и другие источники. История Руси в "П. в. л." связана со всемирной историей и историей славянства. Положена в основу большинства сохранившихся летописных сводов.
Орфографический словарь Лопатина
П`овесть временн`ых л`ет, П`овесть временн`ых л`ет
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ


будет выглядеть так: Что такое ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ