Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ПОЛИФОНИЯ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(от Поли... и греч. phone— звук, голос)
        вид многоголосия в музыке, основанный на равноправии составляющих фактуру голосов (родственный термин — Контрапункт). Их объединение подчиняется законам гармонии, координирующей общее звучание. П. противоположна гомофонно-гармоническому многоголосию, в котором главенствует один (обычно верхний) голос (мелодия), сопровождаемый прочими усиливающими его выразительность голосами аккордов. П. складывается из объединения свободных мелодико-линеарных голосов, получающих в произведении широкое развитие.
         В зависимости от мелодико-тематического содержания голосов различают: подголосочную П., образующуюся от одновременного звучания основной мелодии и её вариантов-подголосков; она характерна для некоторых народно-песенных культур, например русской, откуда перешла в творчество профессиональных композиторов; имитационную П., разрабатывающую одну и ту же тему, имитационно переходящую из голоса в голос; на этом принципе основаны формы Канона и фуги (См. Фуга); контрастнотематическую П., в которой голоса проводят в одновременности самостоятельные, нередко относящиеся к разным музыкальным жанрам темы; этот род П. синтезирует тематический материал, служит сопоставлению и объединению различных его пластов.
         В музыке 18—20 вв. эти виды П. порой соединяются в сложных сплетениях. Таковы формы фуги и канона на две (три и т.д.) темы объединение имитационного развития с выдержанной самостоятельной темой, например Хорал (кантаты И. С. Баха), Пассакалья (П. Хиндемит) и др.
         Формы П. начиная с 12—13 вв. сильно менялись. Выделяются эпохи П. строгого стиля с вершиной в творчестве Дж. Палестрины (См. Палестрина) и П. свободного стиля с вершиной в искусстве И. С. Баха и Г. Ф. Генделя, традиции которых продолжены В. А. Моцартом, Л. Бетховеном и композиторами последующего времени. В отечественной музыке П. занимает большее место в русском, украинском, грузинском народном творчестве, первый же взлёт профессионального искусства П. связан с музыкой партесного стиля (см. Партесное пение). Классическую форму русская П. получила в творчестве М. И. Глинки и последующих русских музыкальных классиков. П. — ведущий элемент музыкального языка композиторов 20 в., в частности И. Ф. Стравинского, Н. Я. Мясковского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Р. К. Щедрина, П. Хиндемита, Б. Бриттена.
         Лит.: Танеев С., Подвижной контрапункт строгого письма, 2 изд., М., 1959; Скребков С., Учебник полифонии, 3 изд., М., 1965; Протопопов В. В., История полифонии в ее важнейших явлениях. Русская классическая и советская музыка, М., 1962; его же, История полифонии в ее важнейших явлениях. Западноевропейская классика XVIII—XIX вв., М., 1965; Prout E., Counterpoint: strictandfree, L., 1890; Riemann H., Groe Kompositionslehre. Bd 1—2, B. — Stuttg., 1903.
         Вл. В. Протопопов.
Мультимедийная энциклопедия
музыкальный термин, буквально означающий совместное звучание многих голосов, многоголосие, в противоположность монофонии (монодии) - звучанию одного голоса и гомофонии - звучанию одного голоса с аккомпанементом. Число голосов в полифонической музыке - от двух до нескольких десятков, причем каждый голос обладает определенной индивидуальностью и независимостью от других. Термины "полифония" и "контрапункт" имеют много общего, однако термин "контрапункт" относится только к композиционной технике европейской музыки, а термин "полифония" может характеризовать также искусство восточных народов или примитивных культур. ЛИТЕРАТУРА Курт Э. Основы линеарного контрапункта. М., 1931 Протопопов В.В. История полифонии, вып. 1-5. М., 1962-1987
Современная Энциклопедия
ПОЛИФОНИЯ (от поли... и греческого phone - звук, голос), вид многоголосия, основанный на одновременном сочетании 2 и более самостоятельных мелодий (в противоположность гомофонии). Различают полифонию имитационную (смотри Имитация), контрастную (контрапунктирование разных мелодий), подголосочную (соединение мелодии и ее вариантов-подголосков, характерное для некоторых жанров русской народной песни).
Идеографический словарь
^ музыка
^ коллективный
полифония. полифонический.
контрапункт.
ансамбль (оркестровый, хоровой, музыкальный) - группа исполнителей, выступающих совместно.
соло. дуэт.
ансамбль из трех человек: трио - инструментальный а. терцет - вокальный а.
квартет. квинтет. секстет. септет. октет. нонет.
партия (# скрипки).
в две [четыре] руки играть.
аккомпанемент. аккомпаниатор.
аккомпанировать.
аккомпаниаторский.
сопровождение. сопровождать. в сопровождении.
подыграть.
под гитару.
тапер.
Орфографический словарь Лопатина
полифон`ия, полифон`ия, -и
Словарь Ожегова
ПОЛИФОН’ИЯ, -и, жен. (спец.).
1. Многоголосие, основанное на одновременном сочетании в произведении нескольких самостоятельных мелодий, голосов; соответствующий раздел музыки. Подголосная п.
2. Многоплановость художественного произведения. П. романов Достоевского.
Словарь Ушакова
ПОЛИФОН’ИЯ, полифонии, мн. нет, ·жен. (от ·греч. poly - много и phone - звук) (муз.). То же, что многоголосие.
Толковый словарь Ефремовой
[полифония]
ж.
Разновидность многоголосия, основанная на одновременном гармоническом сочетании ряда самостоятельных мелодий.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ПОЛИФОНИЯ


будет выглядеть так: Что такое ПОЛИФОНИЯ