Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ПИРС

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
(Peirce)
        Чарлз Сандерс (10.9.1839, Кембридж, Массачусетс,— 19.4.1914, Милфорд, Пенсильвания), американский философ-идеалист, логик, математик и естествоиспытатель. Член Американской академии наук и искусств (1877) и национальной АН (1879). Родился в семье известного американского математика Б. Пирса. В 1859 окончил Гарвардский университет. В 1866—91 П. работал на геодезической станции береговой охраны США. Читал лекции по логике, истории и философии науки в Гарвардском университете, университете Дж. Хопкинса в Балтиморе и др.
         В философии П. совмещены две противоположные тенденции: эмпирическая, позитивистская, соединённая с кантианским «критицизмом», и объективно-идеалистическая, связанная с Платоном и Ф. В. Шеллингом. Основная схема онтологических построений П. может быть выражена тезисом: «дух есть первое, материя — второе, эволюция — третье». П. критиковал Агностицизм, заявляя, что непознаваемая, но существующая «вещь в себе» внутренне противоречива, но в то же время отрицал достоверность знания («все наше знание плавает в континууме недостоверности и неопределенности»).
         Первостепенное значение придавал проблеме формирования, надёжности и обоснованности научного знания и мнения. Основным условием решения этой проблемы является, по П., истолкование значения исключительно с точки зрения результатов: «Обдумаем, какие последствия, которые вообще могли бы иметь практическое значение, будет, по нашему представлению, иметь рассматриваемый нами объект. Наше представление об этих последствиях и есть наше полное представление о данном объекте» [«Collected papers», v. 5, Camb. (Mass.), 1934, §402]. Этот принцип П. получил дальнейшее развитие в идеалистической концепции Прагматизма (сам термин был введён в философию Пирсом). Так, следуя П., У. Джемс уже прямо отождествлял истинность с практическими результатами, полезностью.
         Главные достижения П. относятся к области математической логики (исследование понятия степени подтверждения, классификация суждений и типов доказательств, природа логики и её взаимоотношение с математикой, пределы и возможности формализации, открытие минимальных систем логических операций, через которые выражаются остальные операции) и семиотики (См. Семиотика), которая была по существу им создана как наука, изучающая любые системы знаков, применяемых в человеческих коллективах.
         Соч.: Collected papers, v. 1— 8, Camb. (Mass.), 1931—58.
         Лит.: Мельвиль Ю. К., Философия Ч. С. Пирса, М., 1964; Стяжкин Н. И., Формирование математической логики, М., 1967; Басин Е. Я., Семантическая философия искусства, М., 1973, гл. 9; Thompson М., The pragmatic philosophy of Ch. S. Pierce, Chi., 1963; Gallie W. B., Pierce and pragmatism, [2 ed.], N. Y., 1966; Goudge Т. A., The thought of Ch. S. Peirce, Toronto, 1950; Dobrosielski M., Filozoficzny pragmatyzm C. S. Peirce'a, Warsz., 1967; Feibleman J. K., An introduction to the philosophy of C. S. Peirce, Camb. (Mass.) — L., 1970.
         И. С. Добронравов.
II
(англ. piers, множественное число от pier — столб, мол, пристань)
        гидротехническое причальное сооружение (См. Причальные сооружения), выступающее в портовую акваторию (См. Акватория) и служащее для причаливания (швартовки) к нему судов с двух сторон. На П. производят перевалку грузов, высадку пассажиров на берег или посадку их на суда, ремонт или достройку пришвартованных судов. П. особенно удобны в случае ограниченности береговой территории порта, так как позволяют на небольшой площади сосредоточить большое количество Причалов и допускают устройство причальной линии на естественных глубинах. Различают П. широкие и узкие. Первые имеют ширину 60—250 м и длину, обеспечивающую возможность причаливания к ним 3—8 судов с каждой стороны. Узкие П., шириной 10—60 м, рассчитаны на установку 1—2 судов по длине. Обычно П. располагают группами, образующими вдоль берега так называемую «гребёнку».
         Лит.: Порты и портовые сооружения, ч. 2, М., 1967; Горюнов Б. Ф., Шихиев Ф. М., Морские порты и портовые сооружения, М., 1970.
         Е. В. Курлович.
Современная Энциклопедия
ПИРС (Pierce) Чарлз Сандерс (1839 - 1914), американский философ, логик, математик и естествоиспытатель. Родоначальник прагматизма. Выдвинул принцип, согласно которому содержание понятия целиком исчерпывается представлением о его возможных последствиях. Основатель семиотики. Работы по математической логике. ПИРС (от английского pier - столб, мол, пристань), причальное сооружение, выступающее в акваторию порта и служащее для швартовки судов с двух сторон. Часто пирсы располагают группами, образующими вдоль берега так называемую гребенку.
Орфографический словарь Лопатина
пирс, пирс, -а
Словарь Ожегова
ПИРС, -а, муж. Портовое причальное сооружение для швартовки судов с двух сторон.
Толковый словарь Ефремовой
м.
Портовое сооружение для причала к нему судов с двух сторон.
Литературная энциклопедия
Патрик Генри [Patrick Henry Pearse, 1880—1916] — ирландский буржуазный революционер и поэт. В годы перед империалистической войной — главный деятель движения, имевшего целью возродить ирландский (гаэльский) яз. как яз. лит-ры, и видный школьный деятель. Писал стихи по-ирландски. Творчество Пирса проникнуто национализмом и католицизмом. В годы войны П. стал главным организатором ирландского восстания, против английского империализма и вождем его правого буржуазного крыла, причем в значительной степени сумел подчинить своему влиянию вождя революционных рабочих Джемса Конолли. Во время пасхального восстания в Дублине [апрель 1916] руководил действиями восставших. После подавления восстания был расстрелян англичанами. Библиография: I. Works and Plays (in Gaelic), Dublin, 1916; Coll. Works, 2 vv., Dublin, 1917—1918; Poems, Dublin, 1919; Scribinni, Dublin, 1919; нем. перев.: Die Seele Irlands, Novellen u. Gedichte von Pearse..., Halle, 1922. II. Ryan D., The Man called Pearse, Dublin, 1919; O Farrell W. G., Appreciation of P. H. Pearse, first President of the Irish Republic, N. Y., 1919.
История философии. Энциклопедия
ПИРС, (Peirce) Чарльз Сандерс (1839-1914) - американский философ, логик, математик, "отец научной философии США". Профессор в Кембридже, Балтиморе и Бостоне. Член Американской академии наук и искусств (1877). Ввел в философию понятие "прагматизм" (а также и "прагматицизм", что не привилось) как обозначение нового философского направления. Основные сочинения: "Как сделать наши мысли ясными" (1878), "Фиксация веры" (1877), "Исследования по логике" (1883) и др. В 1931-1958 было издано 8-томное собрание сочинений П. Познание, по мнению П., неинтуитивно по собственной природе: из него должны быть элиминированы артефакты здравого смысла и априорные синтетические суждения. Реконструируя те пути и процедуры, которые ведут от сомнения к вере, П. вычленяет 4 метода фиксации верований как таковых: а) слепой приверженности, б) авторитета, в) априорный, г) научный. Демонстрируя ненадежность трех первых, П. постулирует, что единственным корректным методом в этом контексте правомерно считать научный. П. отметил, что любое научное верование уязвимо для критики ("фаллибельно") - нет допущений либо гипотез, не подлежащих проверке и, в случае необходимости, опровержению. Приближение к истине, по П., - это процесс беспрестанного устранения ошибок, совершенствование гипотез, обновление результатов. Эволюция же науки являет собой "кумулятивно-конвергирующий" процесс первоначального формирования общей структуры отношений между изучаемыми феноменами вкупе с дальнейшей "кумуляцией" уточнения численных значений тех параметров, которые характеризуют эту структуру. Традиционные типы рассуждения П. подразделил на: дедукцию, индукцию, а также то, что было им обозначено как "абдукция" (попытка синтезировать первую и вторую по схеме: 1) наблюдается необычный факт С; 2) если А истинно, то С естественно; 3) есть, таким образом, основание предполагать, что А истинно). В соответствии со своей трехзвенной схемой "индукция - дедукция - абдукция", П. подразделил основные категории на три фундаментальных класса, "модуса бытия" или "Идеи": "первичности" (firstness), "вторичности" (secondness) и "третичности" (thirdness). "Первичность" у П. - понятие бытия или существования, не зависимого ни от чего другого, "чистое присутствие феномена", свободное от апплицированных концептуальных схем. Встреча свободно играющего творческого духа с действительностью порождает самые разнообразные "качества в возможности", "идеальные проекты" реальности, некие чистые формы. "Вторичность" - факт сам по себе как данность ("весомо, грубо, зримо"), воспринимаемый и понимаемый исключительно через "отношение к": факт, осуществляющий экспансию в реальности в состоянии неизбывного противостояния, борьбы, оппозиции, соотнесенности с иной реальностью. Свободной игре духа противодействует "сопротивление действительности", устойчивость и постоянство наших восприятий. "Третичность" же, согласно П., - это интеллигибельное измерение (ипостась) реальности, царство универсалий, законов, сущностей, упорядочивающих и организующих (в частности, через процедуры верификации) любые множества. Трактуя их в совокупности как динамические фундаментальные характеристики объекта ("phaneron"), П. вводит в оборот понятие "фанероскопия", занимающее центральное место в процедурах выявления универсальных и значимых характеристик какого-либо опыта или высказывания. Космология П. базировалась на его убеждении, что "все стремится обрести привычное устройство" вопреки капризам природы. Данное положение конституировалось в принцип "тихизма" (греч. tyche - случай). Принцип "синехизма" (греч. syneches - непрерывный) П. выводил из того, что материальное и духовное начала в своей сопряженности подвержены перманентному структурированию, воспроизведению закономерностей и, таким образом, обретению "законов-привычек". Человеческое мышление П. полагал состоящим из знаков, сам человек может быть интерпретирован как знак - мышление невозможно вне знаков, ибо оно языковое по природе, а язык - публичен по сути своей. Знаки репрезентируют объект в каком-то его качестве. Ситуация коммуникации поэтому выглядит так: знак (первый компонент) как функция некоего объекта (второго компонента), являющийся в определенном отношении к толкователю-интерпретатору (третий компонент). Триадическая природа знака обусловила и облик сопряженных семиотических таблиц П. П. подразделил знаки на: "qualisign" (знак сам по себе - знак, обозначающий какое-то качество); "signsign" (могущий выступать репрезентантом всякого объекта); "legisign" (знак - маркер ссылки на некий закон или духовную конвенцию). Трактуя взаимоотношения знака и объекта, который он репрезентирует, П. увидел следующие варианты их отношений: знак как иконический образ (например, рисунок), знак как индекс (сигнал), знак как символ (книга). Связка "знак - толкователь (интерпретатор)" может выглядеть как "Rheme" (неопределенность объекта в утверждении вкупе с определенным предикатом - А есть красное); "Dicisign" (субъект указывает на явление или предмет, предикат же - на качество); "Argument" (любой силлогизм - ряд "Dicisign", следующих друг за другом в соответствии с правилами вывода). Рациональный смысл словоформ (понятие) может быть осмыслено и постигнуто, по П., через выявление возможных последствий его употребления в том или ином значении для реального жизненного поведения людей, т.е. может быть определено посредством фиксации экспериментальных эффектов. Последние же - потенциально сводимы к возможным действиям. По утверждению П., "мы постигаем предмет нашей мысли, рассматривая те его свойства, которые предположительно имеют практическое значение; наше представление об этих свойствах и образует в целом понятие данного предмета" ("принцип П." или "прагматическая максима"). Речь не шла о одномерном редуцировании истины к "полезности". Истина (как "согласие абстрактного утверждения с идеальным пределом, к которому бесконечное исследование привело бы мнения ученых", или "вера, вызывающая действия, ведущие нас к определенной цели") обрела у П. качество "совершаемости". Прагматистски окрашенное неприятие П. субстанциалистского подхода к фиксации логических форм и их значения, ярко проявившееся в его анализе соотношения классического и неклассического в философии и логике, наглядно продемонстрировало глубину его миропонимания. П., видимо, одним из первых адекватно оценил философское звучание открытия неевклидовых геометрий: "Небольшая книга Лобачевского "Геометрические исследования" отмечает эпоху в истории мысли тем, что она ниспровергает аксиомы геометрии. Философские следствия из этого несомненно значительны и теперь ученые признают, что она должна вести к новому пониманию природы, менее механистичному, нежели то, которое направляло развитие науки со времени открытий Ньютона". В целом теория П. оказалась достаточно эвристичной и результировалась позднее в облике самых разнообразных методологий деятельности. (См. также Прагматизм, Неопрагматизм, Знак.)
A. A. Грицанов
Новый философский словарь
(Peirce)
Чарльз Сандерс (1839-1914) - американский философ, логик, математик, "отец научной философии США". Профессор в Кембридже, Балтиморе и Бостоне. Член Американской академии наук и искусств (1877). Ввел в философию понятие "прагматизм" (а также и "прагматицизм", что не привилось) как обозначение нового философского направления. Основные сочинения: "Как сделать наши мысли ясными" (1878), "Фиксация веры" (1877), "Исследования по логике" (1883) и др. В 1931-1958 было издано 8-томное собрание сочинений П. Познание, по мнению П., неинтуитивно по собственной природе: из него должны быть элиминированы артефакты здравого смысла и априорные синтетические суждения. Реконструируя те пути и процедуры, которые ведут от сомнения к вере, П. вычленяет 4 метода фиксации верований как таковых: а) слепой приверженности, б) авторитета, в) априорный, г) научный. Демонстрируя ненадежность трех первых, П. постулирует, что единственным корректным методом в этом контексте правомерно считать научный. П. отметил, что любое научное верование уязвимо для критики ("фаллибельно") - нет допущений либо гипотез, не подлежащих проверке и, в случае необходимости, опровержению. Приближение к истине, по П., - это процесс беспрестанного устранения ошибок, совершенствование гипотез, обновление результатов. Эволюция же науки являет собой "кумулятивно-конвергирующий" процесс первоначального формирования общей структуры отношений между изучаемыми феноменами вкупе с дальнейшей "кумуляцией" уточнения численных значений тех параметров, которые характеризуют эту структуру. Традиционные типы рассуждения П. подразделил на: дедукцию, индукцию, а также то, что было им обозначено как "абдукция" (попытка синтезировать первую и вторую по схеме: 1) наблюдается необычный факт С; 2) если А истинно, то С естественно; 3) есть, таким образом, основание предполагать, что А истинно). В соответствии со своей трехзвенной схемой "индукция - дедукция - абдукция", П. подразделил основные категории на три фундаментальных класса, "модуса бытия" или "Идеи": "первичности" (firstness), "вторичности" (secondness) и "тре-тичности" (thirdness). "Первичность" у П. - понятие бытия
или существования, не зависимого ни от чего другого, чистое присутствие феномена", свободное от апплицированных концептуальных схем. Встреча свободно играющего творческого духа с действительностью порождает самые разнообразные "качества в возможности", "идеальные проекты" реальности, некие чистые формы. "Вторичность" - факт сам по себе как данность ("весомо, грубо, зримо"), воспринимаемый и понимаемый исключительно через "отношение к": факт, осуществляющий экспансию в реальности в состоянии неизбывного противостояния, борьбы, оппозиции, соотнесенности с иной реальностью. Свободной игре духа противодействует "сопротивление действительности", устойчивость и постоянство наших восприятий. "Третичность" же, согласно П., - это интеллигибельное измерение (ипостась) реальности, царство универсалий, законов, сущностей, упорядочивающих и организующих (в частности, через процедуры верификации) любые множества. Трактуя их в совокупности как динамические фундаментальные характеристики объекта ("phaneron"), П. вводит в оборот понятие "фанероско-пия", занимающее центральное место в процедурах выявления универсальных и значимых характеристик какого-либо опыта или высказывания. Космология П. базировалась на его убеждении, что "все стремится обрести привычное устройство" вопреки капризам природы. Данное положение конституировалось в принцип "тихизма" (греч. tyche - случай). Принцип "синехизма" (греч. syneches - непрерывный) П. выводил из того, что материальное и духовное начала в своей сопряженности подвержены перманентному структурированию, воспроизведению закономерностей и, таким образом, обретению "законов-привычек". Эволюцию же Вселенной, развитие вещей, становление их субординаций П. объяснял принципом "агапизма" (греч. agape - любовь). Человеческое мышление П. полагал состоящим из знаков, сам человек может быть интерпретирован как знак - мышление невозможно вне знаков, ибо оно языковое по природе, а язык - публичен по сути своей. Знаки репрезентируют объект в каком-то его качестве. Ситуация коммуникации поэтому выглядит так: знак (первый компонент) как функция некоего объекта (второго компонента), являющийся в определенном отношении к толкователю-интерпретатору (третий компонент). Триади-ческая природа знака обусловила и облик сопряженных семиотических таблиц П. П. подразделил знаки на: "qualisign" (знак сам по себе - знак, обозначающий какое-то качество); "signsign" (могущий выступать репрезентантом всякого объекта); "legisign" (знак - маркер ссылки на некий закон или духовную конвенцию). Трактуя взаимоотношения знака и объекта, который он репрезентирует, П. увидел следующие варианты их отношений: знак как иконический образ (например, рисунок), знак как индекс (сигнал), знак как символ (книга). Связка "знак - толкователь (интерпретатор)" может выглядеть как "Rheme" (неопределенность объекта в утверждении вкупе с определенным предикатом - А есть красное); "Dicisign" (субъект указывает на явление или предмет, предикат же - на качество); "Argument" (любой силлогизм - ряд "Dicisign", следующих друг за другом в соответствии с правилами вывода). Рациональный смысл словоформ (понятие) может быть осмыслено и постигнуто, по П., через выявление возможных последствий его употребления в том или ином значении для реального жизненного поведения людей, т.е. может быть определено посредством фиксации экспериментальных эффектов. Последние же - потенциально сводимы к возможным действиям. По утверждению П., "мы постигаем предмет нашей мысли, рассматривая те его свойства, которые предположительно имеют практическое значение; наше представление об этих свойствах и образует в целом понятие данного предмета" ("принцип П." или "прагматическая максима"). Речь не шла о одномерном редуцировании истины к "полезности". Истина (как "согласие абстрактного утверждения с идеальным пределом, к которому бесконечное исследование привело бы мнения ученых", или "вера, вызывающая действия, ведущие нас к определенной цели") обрела у П. качество "совершаемости". Прагматистски окрашенное неприятие П. субстанциалистского подхода к фиксации логических форм и их значения, ярко проявившееся в его анализе соотношения классического и неклассического в философии и логике, наглядно продемонстрировало глубину его миропонимания. П., видимо, одним из первых адекватно оценил философское звучание открытия неевклидовых геометрий: "Небольшая книга Лобачевского "Геометрические исследования" отмечает эпоху в истории мысли тем, что она ниспровергает аксиомы геометрии. Философские следствия из этого несомненно значительны и теперь ученые признают, что она должна вести к новому пониманию природы, менее механистичному, нежели то, которое направляло развитие науки со времени открытий Ньютона". В целом теория П. оказалась достаточно эвристичной и результировалась позднее в облике самых разнообразных методологий деятельности.
А.А. Грицанов
Современная западная философия
ПИРС, (Peirce) Чарлз Сандерс (1839-1914) - амер. философ, логик, математик, естествоиспытатель, родоначальник <<прагматизма>>. Род. в семье проф. математики Гарвардского ун-та, с детства готовился к научной карьере. Изучал математику и физику в Гарварде, затем долгие годы работал в области астрономии и геодезии, частным образом занимаясь философией и логикой. В 1879 был приглашен преподавать логику в ун-т Джона Гопкинса. С 1877 - член Американской академии наук и искусств.
В основе его философии лежит своеобразная концепция «фанероскопии» (от греч. «фанерон» - явление, видимость): учение о трех фундаментальных уровнях бытия и познания, выражаемых в категориях «первичность», «вторичность» и «третичность». На уровне «первичности» встреча свободно играющего творческого духа с действительностью создает потенциально бесконечное многообразие «качеств в возможности», идеальных «проектов реальности», или чистых форм. «Вторичность» - уровень существования вещей: свободная игра духа ограничивается «сопротивлением действительности», устойчивостью и постоянством восприятий, вынуждающих конструировать мир как множественность индивидуальных объектов и их отношений. «Возможные качества» актуализируются, приобретают эмпирическое содержание и вместе с ним относительность, изменяемость, подвижность. Столкнувшись со своей ограниченностью, дух не смиряется с ней, а стремится ее преодолеть, достичь полного и абсолютного понимания мира как разумного и гармонического целого. С этим стремлением связана «третичность» - уровень «подлинной реальности», универсалий (законов, сущностей).
«Реальное существование» в философии П. - это результат вмешательства духа в целостную и непрерывную стихию бытия, «вырезание» из этого универсума вещей с их связями и отношениями, установление общих законов их строения и функционирования. «Внесение разума» в иррациональную действительность осуществляется в практическом опыте субъекта, позволяющем устанавливать условия <<верификации>> суждений, рационализирующих мир и тем самым сообщающих ему статус «реальности». «Феноменология духа» П. в результате заключает в себе двойственность: с одной стороны, она следует традиции средневекового «реализма», утверждая реальность универсалий, с другой - она признает реальное существование познаваемого мира (универсума, индивидуальных объектов, отношений), независимое от познающего духа. Эта двойственность не является формальным противоречием, ее можно представить как антиномию-проблему, тезис которой (реальность предшествует познанию) и антитезис (реальность возникает в процессе познания, конструируется в нем) выражают взаимообусловленные стороны субъект-объектного отношения. Решение данной антиномии П. искал на путях анализа познавательной практики субъекта, акцент на субъективной компоненте которой привел его к прагматизму.
Теория познания П. отвергает принцип, согласно которому знание может быть сведено к некоему твердому «базису». Альтернативой такому эпистемологическому <<фундаментализму>> П. считал положение, получившее название «принципа Пирса»: понятие об объекте достигается рассмотрением всех практических следствий, вытекающих из действий с этим объектом. Значение термина - это совокупность условий практической проверки всех высказываний, в которых этот термин является логическим подлежащим. Поскольку множество таких высказываний в принципе бесконечно, то значение может быть определено только частично, неполно, а наше знание об объекте всегда является незавершенным и опровержимым, гипотетичным. Это относится не только к обыденному знанию и знанию в естественных науках, но и к математическим и логическим суждениям, всеобщность которых может быть опровергнута контрпримерами.
П. признавал важность категории истины для теории познания, однако считал, что истина - это «согласие абстрактного утверждения с идеальным пределом, к которому бесконечное исследование привело бы мнения ученых». Этот идеальный предел недостижим в любом конечном исследовании, поэтому истина выступает «регулятивной идеей», истинность же любого конкретного результата научного исследования устанавливается коллективом ученых. Истинным признается то, относительно чего в данный момент времени нет достаточно веских сомнений. Расплывчатость такого определения П. пытался преодолеть с помощью гипотезы о том, что сама природа научного познания содержит в себе гарант нахождения верного пути - метод научного исследования. Поэтому методология науки выступает как теоретическая основа философской гносеологии. Согласно П., принцип <<«фаллибилизма»>> является стержнем методологии науки. Приближение к истине возможно только через непрерывное исправление ошибок, улучшение результатов, выдвижение все более совершенных гипотез. В постоянном применении этого принципа, по П., состоит оправдание индукции как основного метода научного исследования. В трактовке научного метода П. резко расходился с <<инструментализмом>>, критиковал крайности релятивизма. Эволюция науки трактовалась П. как «кумулятивно-конвергирующий» процесс, проходящий две стадии: формирования общей структуры отношений между исследуемыми явлениями и кумуляции уточнений параметров и их численных значений, входящих в уравнения, описывающие эту структуру.
П. принадлежат некоторые основополагающие идеи математической логики, логической семиотики и <<семантики>>. В своих космологических воззрениях он исходил из принципа эволюции Вселенной, движущей силой которой является стремление к совершенству. Он отвергал механистический детерминизм, отводя «творчеству случайности» большую роль в космическом процессе. Дух не только рационализирует мир, но также вносит в него любовь и гармонию, неотделимую от творческой свободы. Высшее воплощение духа - Бог, к которому человек обращен всеми своими духовными силами - чувством совершенства, любовью и верой. Рациональные доказательства бытия Бога невозможны и бесполезны, в поведении человека всегда есть рационально непознаваемый «остаток», направляемый верой.
В. Н. Порус
Закрепление верования. Как сделать наши идеи ясными // Вопросы философии. 1996, № 12; Collected Papers. V. 1-8. Cambridge, Mass., 1931-1958.
Философский словарь
Чарлз Сандерс (1839 — 1914) — амер. философ и логик, основатель прагматизма, проф. в Кембридже, Балтиморе, Бостоне. В статье “Как сделать наши идеи ясными” (1878) ввел т. наз. “принцип Пирса”: значение идеи состоит в ее практических последствиях. Отождествив последние с ощущениями, П. встал на позиции, берклианства. Понимая познание как “закрепление веры”, П. разработал три метода прагматизма: “метод упорства”, “метод авторитета” и “научный” метод, основанный на гипотетическом допущении реальности мира. В противоречии с субъективно-идеалистической гносеологией П. разрабатывал объективно-идеалистическую теорию развития, основанную на принципах “случайности” и “любви” как направляющей силы развития. Своими работами по теории значения стимулировал становление семиотики и оказал значительное влияние на математическую логику и совр. позитивизм. Занимался также теорией вероятностей и логикой отношений.
Философский энциклопедический словарь
ПИРС (Peirce) Чарлз Сандерс (род. 10 сент. 1839, Кембридж, Массачусетс – ум. 19 апр. 1914, Милфорд, Пенсильвания) – амер. философ, логик, математик; профессор в Кембридже, Балтиморе и Бостоне. На него оказали влияние Дуне Скот, Кант и Дарвин. В статье «How to make our ideas clear» («Как сделать наши мысли понятными»), помещенной в научно-популярном ежемесячном журнале «Popular science monthly» (1878), он ввел в философию понятие прагматизм. «Для того чтобы определить значение понятий рассудка, необходимо рассмотреть, какие практические следствия выводятся с необходимостью из истинности понятия. Сумма этих следствий и определяет значение понятия». Пирса считают «отцом научной философии США». Осн. произв.: «Studies in logic», 1883; «Collected Papers of Charles Sanders Peirce», v. 1-8, 1931-1958.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ПИРС


будет выглядеть так: Что такое ПИРС