|
|
|
|
|
ПИР |
Топонимический словарь |
о. см. <<Пираллахи>> |
Орфографический словарь Лопатина |
пир, пир, -а, предл. на пир`у, мн. -`ы, -`ов |
Словарь Даля |
муж. (см. пира) пиршество ср. пируха жен. пирушка ·умалит. многолюдное угощенье, большой званый обед, ужин, иногда с музыкой, пляской и с другими потехами. Пир свадебный, именинный. У них пир горой идет. Пир на весь мир. Каковы гости, таков и пир. На пиру много друзей. Как при пире, при беседе много друзей; как при горе, при кручине - нет никого! В чужом пиру да похмелье. С чужого пира похмелье. На чужом пиру с похмелья. Как в пир идти, так и голову чесать. Когда пир, тогда и песни. В пир идешь, не хвастай, а когда из пиру идешь, хвастай. Горе горевать не пир пировать. Что в пир, что в мир (т. е. по миру), все в одном. Мое горе в миру не годится в пиру. Ни в пир, ни в мир, ни в добрые люди. Звал волк козу на пир, да коза нейдет. Радуйся, Кирюшка, будет у бабушки пирушка! Пирные подготовки. Дом пирный. Пировые затеи. Пировой староста, ·стар. кого избирали в хозяева народного пира, б.ч. на храмовых праздниках; обычно церковный староста. Пиряне, свадебные гости. Пировный праздник, церк. званый. Пировать, пиршествовать, быть участником пира, веселиться разгульно за столом; бражничать; праздновать что-либо пиром. Хлеб-соль берем, а вас паровать зовем (согласие на свадьбу). Где пировать, тут и пиво наливать (и брагу сливать). Люди пировать, а мы горевать. Каково пируется Пированье ср. пировка жен., ·*пермяц. действие по гл. Пирователь, -ница, пирушник, пирянин, пировник, -ница, пирник, пирщик, - щица, кто пирует, участник пира, сотрапезник. Пиршественый, пирный, пировой; относящийся до великого, торжественного празднества, пиршества. Пиршествовать, пировать торжествено и великолепно; пиршествованье, пированье или роскошное пиршество. Паршествователь, - ница, кто пирует, хозяин и застольники. Пирничать, пирушначать, пировать или задавать пиры почасту, жить широко, разгульно; бражничать, бывать на попойках, жить для еды и питья. Пирог муж. (пирожина, пирожища; пирожок, -жочек; пирожишка). ·*сев. до ·*моск. хлеб ситный, лучший ржаной; ·*новг., ·*вологод., ·*пермяц. хлеб полбеный, либо ячный; ·*тамб., ·*курск., ·*ряз. пшеничный; ·*оренб. ситный яровой, без всякой приправы; что в ·*вост. ·губ. калач, в ·*южн. булка;
хлебенное, печенье, б.ч. пшеничное, с начинкою. Пироги бывают: с горохом, с кашею, с грибами (гороховик, крупеник, грибник), с мясом, рыбой (кулебяка) и пр. Пирог защипанный, глухой; незащипанный или растегай; пирог долгий, круглый, треух; кислый, сдобный; подовый, из кислого теста, вздутый; слад кий, чиненый сластями, либо торт.
Пирог в боку, завал брюшной. Испекли пирожок во весь бочок, прибили, Чем живешь "Долгами." А что пьешь "Щи с пирогами." Пирог дошел, так хлеб пошел, а хлеб дошел, так помиру пошел! о мотах. Сел бы на пенёк да съел бы пирожок! сказ. Пироги горячи едят подьяча! С пылу, с жару! кипит, шипит, чуть не говорит! Повязка головы пирогом, широкая, развалистая, с узлом на темени. На весь мир пирога не испечешь. Звать кого на пирог, на именины. Колчан пригож стрелами, а обед пирогами. Пирог арзамасский, с рыбой астраханской. Доброе (или ласковое) слово лучше мягкого пирога. Пирог то ешь, да хозяина не съешь. Был бы хлеб, а пирог даром. Ешь пироги, а хлеб вперед береги (т. е. ешь так, чтоб на хлеб стало). Рад бы дружку пирожка, да у самого ни куска. Пирога ждать (покуда поспеет), не евши спать. Пироги до того дойдут, что и хлеба не дадут. По домам да к пирогам. Разрежем пирог поперек. Милости прошу к нашему шалашу: я пирогов покрошу, откушать попрошу! Есть брага да пирожки, так есть и друга и дружки! Пирог обеду ворог, сразу насытить. Пироги обеду вороги. Ешь хлеб, коли пирога нет. Рад дурак, что пирог велик; рад пирог, что у дурака рот велик! В пирог все завернешь. В пирог годится (все уйдет). Что-ни лучший пирог в печи забыла! Ел бы пирог, да в печи сжег. Пекла, кажись, пирожки, а вышли покрышка на горшки! Худ пирог, да съелся; добр пирог, да не за два пошел. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом. Хорошо попам да поповичам: и зовут, и пироги дают. Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой. Я за пирог (за порог), а чорт поперек! Я про сапоги, а он про пироги. Частое сито чинит пироги редки. От частого сита - редкие пироги. Не поглядев на пирог, не говори, что сыт. Уж он съел пирог до обеда. Испекла пирог во весь бок (побили). Дочку замуж выдать - не пирог испечь. Со всякого по крохи(е), голодному пироги. У него выйдет из полузерна пирог. Порог поскребла да пирог испекла. Деревянный пирог, начинка мясная (гроб с телом).
Пирожки, пир на другой день свадьбы, у молодых, для мужниной родни.
·*архан. растенье желтый донник. Пироговый, к пирогу относящийся. Пироговая пошлина, ·стар. взималась в пользу сборщиков податей. За городовую и пироговую пошлину, со ста тысяч пуд соли, сто рублев. Пирожный, то же, и более употр. Пирожная начинка. Пирожный день, стол, ·*пермяц. третий по свадьбе, пир у родителей молодой, которая сама потчует пирожками, обычно в первое воскресенье по свадьбе; пирожки ·*ниж. то же. Пирожковый, к пирожкам, мелким пирогам относящийся. Пирожное ср. сладкий пирог и вообще сладкое печенье, сахарное хлебенное разного вида. Русский обед: горячее (щи с кашей), холодное (студень, залитое), тельное (рыбное), пирог, кулебяка; жареное (птица) и пирожное. Пирожня или пирожная жен. пирожный курень, пекарня, где пекут и продают пироги, особенно подовые, подымаемые на сковороде. Пирожник, -ница, кто печет пироги, торгует ими, в курене или вразноску:
охотник до пирогов.
Пирожник палка, которою расправляют льняные моты Пирожница, жена пирожника;
на чем стряпают пироги: доска, лоток, особая скамья;
скамья, на которой рушат пироги, ·*калуж.
скалка, для сканья, рассучки теста, ·*оренб. Пироговик муж. пирожница, скамья, на которой продавцы рушат, режут пироги. Пирожников, -ницын, им принадлежащий. - ничий, к ним относящийся. Пирожничать, промышлять пирогами;
проедаться на пирогах. Пирожничанье, действие по гл. |
Словарь Ожегова |
ПИР, -а, о пире, на пиру, в пиру, мн. пиры, -ов, муж.
1. Богатое и торжественное угощение с приглашением многих гостей. Княжеский п. Задать п. П. горой (разг.). П. на весь мир (погов.).
2. Об обильном угощении, вкусной еде (разг.). За ужином у нас сегодня целый п. |
Словарь синонимов Абрамова |
пиршество, пирушка, вечер, вечеринка, выпивка, гулянка (погулянки), кутеж, попойка, пьянство, торжество; угощение, бражничанье, празднество, фестиваль, вакханалия, оргия, Афинские вечера; обед, ужин, пикник, бал, банкет, раут. Лукулловские пиршества. Пир зазвонистый, пир на весь мир. Давать (задать) обед, бал, вечер, пир. Сослуживцы дали юбиляру обед по подписке. Устроить пирушку, выпивку. Они устроили пикник вскладчину. Дикий разгул; возлияние Бахусу. // "Н.назначает журфиксы и устраивает обеды". Салт. || жизненный пир |
Словарь Ушакова |
ПИР, пира, о пире, на пиру, мн. пиры, ·муж. (·устар., теперь ·ритор. ).
1. Большой званый обед или ужин с обильным и роскошным угощеньем. «И садятся все за стол, и веселый пир пошел.» Пушкин. «Мы пируем пир веселый и за родину мы пьем.» Языков. Пир на весь мир. Пир горой (см. гора). «Коли пир, так пир горой.» А.К.Толстой.
2. перен. Разгул. Жадный пир злодейства и насилья, торжество картечи и штыков! Некрасов (о войне).
• В чужом пиру похмелье - см. похмелье. |
Словарь эпитетов |
Баснословный, беззаботный, безудержный, беспечный, буйный, великолепный, веселый, грандиозный, застольный, званый, лукуллов (лукулловский), небывалый, невообразимый, обильный, оживленный, помпезный, праздничный, пышный, пьяный, развеселый (разг.), разгульный, торжественный, хмельной (устар.), царственный, честной (устар. и нар.-поэт.), шумный. Зазвонистый. Поминальный, свадебный, юбилейный и т. п. |
Толковый словарь Ефремовой |
м.
1) Большой званый обед или ужин с обильным угощением, обычно сопровождаемый различными увеселениями.
2) перен. устар. Сражение, война, кровопролитие. |
Этимологический словарь Крылова |
Общеславянское существительное, образованное суффиксальным способом (посредством суффикса ръ) от глагола пиши – "пить". Таким образом, пир – это застолье, на котором обильно течет хмельное. |
История философии. Энциклопедия |
«ПИР», - произведение Платона, содержащее одну из классических версий изложения базовых идей платоновской философской концепции и занимающее в силу этого важнейшее место в системе его диалогов. По традиционным данным (К.Гильдебрандт, С.К.Апт), "П." написан не ранее середины 70-х и не позднее 60-х 4 в. до н.э., согласно современной трактовке, эту дату относят к середине 80-х, т.е. его создание приходится как раз на платоновское акмэ (см. Платон). "П." является фундаментальным текстом классической философской традиции (см. Классика - Неклассика - Постклассика) и типичным произведением в авторской системе отсчета Платона. Так, логическая композиция "П." организована как воспроизведение дискуссии мудрецов по поводу выявления сущности определенного, специально избранного феномена - в данном случае в качестве такового выступает любовь (конкретно - персонифицированный Эрос древнегреческого пантеона). Структурно диалог включает в себя: 1) сюжетно-композиционное введение: описание разговора Аполлодора с Главконом о пире в доме Агафона, на котором присутствовал Аристодем из Кидафии, друг Аполлодора; согласие последнего воспроизвести рассказ Аристодема о происходившем на этом пиру, главным среди которого было произнесение всеми присутствовавшими, по предложению Павсания, "похвальных речей" Эросу. Таким образом, "П." может быть отнесен к "симпосиям" (от греч. symposion - "совместное питье", что означало ту стадию пира, когда гости переходили от вкушания блюд к интеллектуальной или развлекательной беседе вокруг кратера с вином) - "застольным беседам" как литературному жанру (ср. "Пир" Ксенофонта Афинского, "Пир семи мудрецов" и "Девять книг пиршественных вопросов" Плутарха, "Софисты за пиршественным столом" Атенея, "Сатурналии" Макробия, "Пир, или Кронии" Юлиана и т.п.), и в этом отношении традиционные переводы его исходного названия "Symposion" (русское "П.", французское "Bunquet" и др. - в отличие от лат. "соnvivium") не передают достаточно точно идеи его замысла; II) содержательное изложение семи соответствующих панегириков: 1) речь Федра: древнейшее происхождение Эроса ("любящий божественней любимого, потому что он вдохновлен Богом"); 2) речь Павсания: два Эроса ("коль скоро Афродиты две, то и Эротов должно быть два... Из этого следует, что... Эротов, сопутствующих обеим Афродитам, надо именовать соответственно небесным и пошлым"), - данный постулат Платона оказал неизгладимое влияние на историю интерпретации любви в европейской культурной традиции, во многом определив не только концептуально-содержательные векторы ее эволюции, но и многие ее проблемные узлы, включая типичные для европейского менталитета фобии и комплексы (см. Любовь); 3) речь Эриксимаха: Эрос разлит во всей природе ("Эрот... живет не только в человеческой душе и не только в ее стремлении к прекрасным людям, но и во многих других ее порывах, да и вообще во многом другом на свете - в телах любых животных, в растениях, во всем, можно сказать, сущем, ибо он Бог великий, удивительный и всеобъемлющий, причастный ко всем делам людей и богов"), - идеи данного фрагмента "П." послужили важнейшей предпосылкой формирования эманационных концепций неоплатоников (см. Эманация) и мистической традиции христианства; 4) речь Аристофана: Эрос как стремление человека к изначальной целостности ["когда-то наша природа была не такой, как теперь... Люди были трех полов, а не двух, как ныне, - мужского и женского, ибо существовал еще третий пол, который соединял в себе признаки этих обоих; сам он исчез и от него сохранилось только имя, ставшее бранным - андрогины, и из него видно, что они сочетали в себе вид и наименование обоих полов - мужского и женского. [...] Страшные своей силой и мощью, они питали великие замыслы и посягали даже на власть богов... И вот Зевс и прочие боги стали совещаться, как поступить с ними... Наконец Зевс... стал разрезать людей пополам, как разрезают перед засолкой ягоды рябины... Вот с каких давних пор свойственно людям любовное влечение друг к другу, которое, соединяя прежние половины, пытается сделать из двух одно и тем самым исцелить человеческую природу. Итак, каждый из нас половинка человека, рассеченного на две камбалоподобные части, и поэтому каждый ищет всегда соответствующую ему половину. Таким образом, любовью называется жажда целостности и стремление к ней...", - данная легенда, предложенная Платоном, наложила глубокий отпечаток на художественную традицию Запада, подвергая любовь различным на протяжении истории романтическим интерпретациям: от средневекового сюжета о Тристане и Изольде и куртуазной лирики трубадуров до пушкинского письма Татьяны к Онегину ("То в высшем суждено совете, // То воля неба: я - твоя") и современных кинематографических мелодрам]; 5) речь Агафона: совершенство Эроса ("Эрот, который сначала был сам прекраснейшим и совершеннейшим Богом, стал потом источником этих же качеств для прочих"); 6) речь Сократа: цель Эроса - овладение благом (".. .Любовь - это всегда любовь к благу. [...] ...Все люди беременны как телесно, так и духовно, и, когда они достигают известного возраста, природа наша требует разрешения от бремени. Разрешиться же она может только в прекрасном, но не в безобразном. [...] Любовь - стремление родить и произвести на свет в прекрасном. [...] Вот каким путем нужно идти в любви - ... от одного прекрасного тела к двум, от двух - ко всем, а затем от прекрасных тел к прекрасным нравам, а от прекрасных нравов к прекрасным учениям, пока не поднимешься от этих учений к тому, которое и есть учение о самом прекрасном, и не познаешь наконец, что же это - прекрасное"); - данная "речь" репрезентирует авторскую позицию Платона (изложение которой, как это характерно для платоновских диалогов в целом, вложено в уста Сократа), - позицию, во многом определившую: в системе отсчета философской традиции - не только платоновскую трактовку блага, но и европейский идеализм в целом (см. Идеализм); в системе отсчета западного типа ментальности - не только историю философских интерпретаций любви, но и эволюцию представлений о любви в целом, наложивших существенный отпечаток на специфику ментальности западного типа, включая и характерные для нее романтические идеалы (непременно сопрягающие любовь с "высшим благом"), и своего рода трансцендентализацию любви (классическим образцом которой являются тексты писем А.Блока к жене), и даже стереотипы эротического поведения, - не случайно П.Слотердайк к числу важнейших задач современных интерпретационных стратегий в отношении любви называет ее декогнитизацию (см. Любовь); 7) речь Алквиада: панегирик Сократу ("он похож на тех силенов... которых художники изображают с какой-нибудь дудкой или флейтой в руках. Если раскрыть такого силена, то внутри у него оказываются изваяния богов..."); III) композиционное заключение, подводящее фабульный итог рассказа о пире в доме Агафона. Центральным моментом философского содержания "П." является развитие Платоном эйдотической концепции (см. Эйдос). К моменту создания "П." идея эйдоса как таковая была уже выдвинута Платоном (диалог "Федон" и др.), заложив основу философского идеализма в его классическом понимании (см. Идеализм). В контексте "П." данная идея существенно обогащается трактовкой эйдоса в качестве предела (в математическом смысле этого слова) бытия вещи, - и последнее понимается в данном случае именно как процессуальное стремление к эйдосу. Кроме того, "П." может быть рассмотрен как первый историко-философский прецедент полноты и корректности постановки вопроса о соотношении общего и отдельного, без которого не были бы возможны такие феномены европейской историко-философской традиции, как диалектика Гегеля и диалог номотетической и идиографической парадигм в философии истории.
М. А. Можейко |
Философский энциклопедический словарь |
«ПИР» – произв. Платона. |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: ПИР
будет выглядеть так: Что такое ПИР
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|