Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ПИНДАР

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Pindaros)
        (около 518—442 или 438 до н. э.), древнегреческий поэт. Из произведений П. сохранились целиком 4 книги эпиникиев, торжественных хоровых песен, прославлявших победителей в общегреческих спортивных состязаниях. Условия достижения победы (благосклонность судьбы, врождённая доблесть победителя и его собственные усилия) мотивируют размышления поэта о могуществе богов и непознаваемости их замыслов, воспоминания о мифических героях, предках победителя, призыв к всестороннему развитию заложенных в человеке возможностей. Эпиникии П. отличаются стихийной силой языка, смелой ассоциативностью поэтического мышления, богатством ритмического рисунка.
         Изд.: Pindari carmina cum fragmentis, ed. В. Snell, pt. 1—2, Lpz., 1964—71; в рус. пер.— Оды, «Вестник древней истории» 1973, № 2-4.
         Лит.: Ярхо В. Н., Полонская К. П., Античная лирика, М., 1967; Gerber D. E., A bibliography of Pindar, 1513—1966, [s. l., s. a.].
Мультимедийная энциклопедия
(518-438 до н.э.), греческий лирический поэт. Родился в Беотии, в местечке Киноскефалы близ Фив, принадлежал к знатной семье, состоявшей в родстве с аристократами Спарты и Кирены, а также острова Феры. Пиндар учился игре на флейте у своего дяди Скопелина и продолжал образование в Афинах под руководством Агафокла и Аполлодора. Самое раннее произведение Пиндара, которое поддается датировке, - 10-я Пифийская песнь (498 до н.э.), самое позднее - 8-я Пифийская песнь (446 до н.э.). Во время греко-персидских войн Пиндар, вероятно, испытывал мучительную неловкость в связи с переходом Фив на сторону Персии, тем более что его род восходил к древнейшей знати этого города и прослеживался вплоть до времен его основателя Кадма. Сохранились четыре полных книги эпиникиев (хоровых победных гимнов) Пиндара - Олимпийских, Пифийских, Немейских и Истмийских, - написанных по заказу победителей общегреческих игр. Однако сохранившееся составляет едва ли четверть того, что было создано поэтом, поскольку издание Пиндара, подготовленное александрийскими учеными, включало 17 книг. Здесь имелись гимны, пеаны (молитвы о покровительстве богов), дифирамбы (гимны Дионису), песни для торжественных процессий, энкомии, плачи, застольные песни и, наконец, эпиникии. Представление об утраченных 13 книгах мы получаем теперь лишь по случайным фрагментам, в том числе папирусным. Эпиникии Пиндара имеют определенное композиционное строение, однако следуют ему достаточно вольно. Во вступлении обычно упоминается одержанная победа, но без какого-либо конкретного описания происходившего состязания. От славного настоящего поэт перебрасывает подходящий к случаю условный мостик к славному прошлому, к какому-нибудь мифу, который и составляет основную часть стихотворения. В конце стихотворения нередко содержится прямое обращение к победителю, причем нередко это бывает наставление вести себя достойно. Стихотворения состоят из отдельных метрически выстроенных строф, которые иногда бывают одинаковыми, но чаще собраны в триады (за двумя идентичными по метрике строфами следует третья, отличающаяся от них, но метрически с ними связанная). Стихотворения Пиндара принято считать своеобразным эталоном загадочности. Сложность поэзии Пиндара отчасти обусловлена неестественным порядком слов: полагаясь на то, что окончания помогут связать слова друг с другом, Пиндар жертвовал простотой синтаксиса, чтобы выстроить желательную последовательность образов. Сам принятый им метод изложения далек от простоты: он не пересказывает миф, как в эпосе, но выхватывает из него лишь те эпизоды, которые представляются ему наиболее важными. Образы Пиндара великолепны и подвижны, он пользуется поэтической инверсией и гиперболой, метафорой и неологизмом. ЛИТЕРАТУРА Гринбаум Н.С. Язык древнегреческой хоровой лирики (Пиндар). Кишинев, 1973 Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. М., 1980 Гринбаум Н.С. Художественный мир античной поэзии. Творческий поиск Пиндара: к 2500-летию со дня рождения поэта. М., 1990
Современная Энциклопедия
ПИНДАР (около 518 - 442 или 438 до нашей эры), древнегреческий поэт-лирик. Хоровые песнопения, культовые гимны, похвальные песни в честь победителей на Олимпийских, Дельфийских и других спортивных играх. Поэзия Пиндара отличается сложностью строфической структуры, торжественной величавостью языка и прихотливостью ассоциативных переходов.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    ПИНДАР (518/522 — ок. 442 до н.э.) — др.-греч. поэт, классик хоровой лирики. Автор лирич. произв. разных видов. Из 17 книг его стихотворений, кроме фрагментов, сохран. только 45 т.н. эпиникиев, торжеств. хоров, прославлявших знатных победителей на общегреч. спорт. играх.
Античные писатели
    Пиндар, Pindaros, из Фив, ок. 518-ок. 438 гг. до н. э., греческий лирический поэт. Родился в прилежащей к Фивам местности Кенокелаф. Происходил из аристократической семьи. Воспитывался и учился в Фивах, после чего уехал в Афины, чтобы пополнить музыкальное образование. Рано начал поэтическую деятельность. По легенде, он соревновался с поэтессой Коринной, которая также смела его поучать, как писать песни. Вероятно, он соперничал с Симонидом и его племянником Вакхилидом. Во времена упадка хоровой лирики, когда выросшая из нее трагедия бурно цвела в демократических Афинах, П. продолжал заниматься хоровой лирикой в разных ее жанрах. Он нашел ценителей среди богатых аристократов, владык и тиранов. Самое раннее из известных нам произведений П. — Пифийская ода X, написанное для Гиппокла Фессалийского из рода Алеадов, победителя в двойном беге в 498 г. В 490 г. в Дельфах П. в первый раз завязал отношения со двором Ферона, тирана Акраги на Сицилии. Во время персидских войн родные П. Фивы оказались на стороне захватчиков. После победы греков Фивы пережили острый кризис, который невыгодным образом отразился на положении П. Он попытался найти покровительства у благосклонных к нему аристократов острова Эгины, для которых позднее писал эпиникии. Затем по приглашению уехал на Сицилию, жил в 476-474 гг. при дворах Гиерона I в Сиракузах и Ферона в Акраге. Там он прославлял в своих песнях победы, одержанные на играх этими владыками (Олимпийские оды I, II, III; Пифийские оды I, II, III) или их родственниками и друзьями (Олимпийская ода VI, Немейская ода I, IX). Он также писал хвалебные и пиршественные песни. На вершине славы и успеха П. вернулся на родину, где получал заказы от самых знаменитых спортсменов греческого мира. Отношения с сицилийскими владыками поддерживались еще некоторое время, но Ферон вскоре умер (472 г.), а Гиерон склонился к поэзии Вакхилида. Последняя ода на победу колесницы Гиерона была написана П. в 470 г. (Пифийская ода I). В 462-461 гг. П. писал для Аркесилая, царя Кирены, победы которого на состязаниях колесниц н почтил длинными и прекрасными песнями (Пифийская ода IV и V). Умер, вероятно, в Аргосе во время представления в театре. Был похоронен в Фивах. — Александрийские учение разделили творчество П. на 17 книг по жанровому принципу: гимны — 1 кн., пеаны (песни в честь Аполлона) — 1 кн., дифирамбы — 2 кн., парфении (песни для хора девушек) — 2 кн., гипорхематы (танцевальные песни) — 2 кн., энкомии (похвалы) — 1 кн., трены — 1 кн., эпиникии (песни в честь побед на играх) — 4 кн. Полностью сохранились только книги, содержавшие эпиникии, от остальных уцелели лишь фрагменты (особенно известен фрагмент дифирамба, прославляющего «фиалками увенчанные Афины», город, который П. никогда не любил) Составляющие почти четверть всего творческого наследия П., эпиникии были наиболее известны, читаемы; именно они обеспечили поэту славу в веках. Они были поделены на книги по названиям больших общегреческих игр, с которыми они были связаны: I. Олимпийские, II. Пифийские, III. Немейские, IV. Истмийские. Это произведения различного характера. Большинство составляют эпиникии двух родов: короткие, не содержащие мифического повествования, которые пелись сразу же после победы (Ол. IV, V, XI, XII, XIV; Пиф. VII, Нем. II) и длинные, развернутые песни, которые обычно исполнялись на родине победителя на устроенном по этому случаю празднике. Но некоторые оды из этого собрания не являются эпиникиями в узком смысле этого слова, например Пиф. II и III представляют собой поэтические послания к Гиерону, Истм. III написана в честь Ксенократа из Акраги уже после его смерти, а Нем. XI прославляет вступление Аристагора из Тенеды в должность притана. Одна из песен, Пиф. XII для Мидаса из Акраги, славит победу в музыкальном состязании. Эпиникии П. — это праздничные и официальные песни, с сильной религиозной окраской, составленные согласно традиционным правилам хоровой песни. Они имеют строфическое строение, чаще всего представляет собой триаду (строфа, антистрофа, эпод). Каждая песнь имела собственный ритм и мелодию. Содержание их было традиционным. В каждой из них наличествовали определенные составляющие: сообщение о победе и сведения о победителе, прославление атлета, его рода и отчизны, молитвы и просьбы к богам, нравственные заповеди и наставления, и наконец, гномы — сентенции. Более длинные эпиникии содержали также какое-либо предание, а иногда и несколько. Основной задачей оды было восхваление победителя. Она как бы дополняла победу и придавала ей особый смысл. Она также должна была обеспечить посмертную славу у будущих поколений. Миф способствовал выполнению одой ее функций. Его содержание касалось истории рода или отчизны адресата, легенд, связанных с местом, где проводились игры, или истории самих игр. Иногда миф иллюстрировал нравственные наставления. Миф преподносился П. в манере, совершенно отличной от эпической. П. описывал только кульминационные моменты легенды, оставляя остальное знаниям и воображению слушателей. Он нигде не начинает миф с самого начала и не доводит повествования до конца; переходы между частями оды довольно резки (часто это лишь половина фразы) и как бы случайны. Связующим звеном часто является моральная сентенция. Мир нравственных представлений П. традиционен для аристократа. Существенную роль играет врожденное благородство, унаследованное от предков. Но необходимы и собственные усилия, и готовность к тем издержкам, которые влечет за собой участие в играх. Прославляя победителей, Р. представлял их воплощением аристократической arete (это слово не имеет точного аналога в русском языке, его можно переводить как «достоинство», «ловкость», «доблесть»), в это понятие входили: принадлежность к знатному роду, богатство, красота, физическая сила и ловкость. Важную роль в мире П. играли боги, а в особенности, Аполлон Дельфийский, покровитель аристократии. Ее представители всегда должны помнить о границах, поставленных людям. В песнях П. перед нами предстают не столько сами боги, сколько их деяния, изменяющие мир и проникающие все и вся. Язык П. трудный, насыщенный смелыми метафорами, сложных перифраз, часто встречаются эллипсы. Изобилие стилистических фигур и семантической игры вкупе с техникой стремительного перехода от одного мотива к другому делают его поэзию нелегкой для восприятия. Еще при жизни П. завоевал громкую славу. Когда в 335 г. Александр Великий взял Фивы, он уберег от разрушения дом П. в знак уважения к поэту. В Александрийской библиотеке усердно изучали его творчество. В каноне лириков ему присуждено первое место. В Риме П. почитали, но полагали также, что ему слишком трудно подражать, что и выразил Гораций в своей прославленной оде (IV 2). Позднеантичные авторы теоретических трудов, например, Дионисий Галикарнасский и анонимный автор трактата О возвышенности видели в П. гениального поэта. В IV в. н. э. Пруденций пытался ему подражать в написании эпиникиев в честь святых мучеников. Эпиникии и другие песни П. долгое время читали в Египте; этому факту мы обязаны множеством папирусных находок. Первое издание эпиникиев в новое время появилось в XVI в. и побудило поэтов Ренессанса к подражанию. К наиболее выдающимся подражателям принадлежал «французский Пиндар» Пьер Ронсар. Так называемая Пиндарова ода была модным поэтическим жанром классицистической поэтики в Англии, Франции, России (Княжнин) и Польше.
Литературная энциклопедия
[ок. 518—442 до нашей эры] — греческий поэт; принадлежал к знатному фиванскому роду и был тесно связан с Дельфами, идейным центром греческой аристократии, певцом которой П. и является. Его произведения относятся к области хорической лирики, т. е. песнопений, исполнявшихся хором на празднествах. Из 17 книг П., собранных александрийскими филологами и обнимающих различные виды праздничных (в том числе и культовых) песнопений, сохранилось собрание «эпиникиев» — хвалебных стихотворений в честь победителей на «играх» (гимнастических состязаниях). Оно разделено на 4 книги соответственно месту игр (олимпийские, пифийские, немейские, истмийские оды). Эпиникии писались по заказу чествуемых лиц, а т. к. для кастовой идеологии греческой аристократии атлетический успех ценен в первую очередь как проявление «классовой доблести», то и прославление победителя-героя происходит в соотнесении его с мифологическими повествованиями и с классовой этикой. (О структуре эпиникия П. см. «Ода античная»). Миросозерцание П. строго-консервативно и совершенно не затронуто ионийской критикой традиционных ценностей: он твердо верит в божественное всемогущество, не доверяет знанию, ценит богатство и славу и признает только прирожденные доблести. Этическое углубление
642 аристократической идеологии, которое характерно для религии Аполлона Дельфийского (см.), находит в П. красноречивого выразителя. П. — последний поэт греческой аристократии, и его значение не в создании новых форм, а в завершении старых. Богатство строфики, пышность образов, торжественность и ораторская выразительность яз., которая ставит П. на первое место среди греческих лириков, вполне гармонируют с его архаическим мировоззрением. При жизни Пиндар пользовался очень большой славой. Демократические Афины относились к нему с неодобрением, но в эллинистическую и римскую эпохи ораторская торжественность П. вызывала интерес, а школа ценила этическое содержание его од; лит-ой актуальности произведения П. уже не имели. «Пиндаризирование» нового времени [от XVI до начала XIX в.] обычно сводилось к высокопарной транспозиции горациевой манеры в формы европейского барокко и к попыткам воспроизведения пиндаровской строфики. Иллюстрация: Обложка к «Одам» Пиндара [1599] Библиография: I. Творения Пиндара, перев. П. Голенищева-Кутузова, с разн. примеч. и объяснениями..., 2 чч., М., 1804; Пиндар, перев. с греч. И. Мартынова с примеч., 2 чч., СПБ, 1827; отдельные оды переведены В. В. Майковым, «Журн. мин. нар. просвещ.», 1892 — чч. 282—283; 1893 — чч. 285—286, 290, 1896 — ч. 305, 1898 — ч. 317, Вяч. Ивановым в кн. Зелинского Ф. Ф., Древнегреческая литература эпохи независимости, ч. 2, П., 1920; Opera (Boeckh A.), 4 T., Lpz., 1811—1821; Carmina, Rec. O. Schroder («Poetae lyrici Graeci», Ed. 6, Pars I, v. I), Lpz., 1923; Ib., ed. O.
643 Schroeder in «Bibliotheca Scriptorum Graecorum et Romanorum Teubneriana», Lpz., 1914. Комментарии к пифийским одам: Schroder О., Pindars Pythien, erklart, Lpz., 1922. II. Croiset A., La poesie de Pindar, P., 1880; Dornseiff F., Pindars Stil, Berlin, 1921; Wilamowitz-Mollendorff U., v., Pindar, Berlin, 1922; Schadewaldt W., Der Aufbau d. pindarischen Epinikion, Halle, 1928. И. Троцкий
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ПИНДАР


будет выглядеть так: Что такое ПИНДАР