Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ПЕТИПА

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Мариус Иванович [11.3. 1818, Марсель, — 1(14).7.1910, Гурзуф], русский артист балета, балетмейстер. Француз по происхождению. Ученик отца — танцовщика Жана Антуана П. и О. Вестриса. С 1838 выступал во Франции, США, Испании. В 1847 поселился и жил до конца жизни в России. В 1855—87 преподавал в Петербургском театральном училище. С 1862 балетмейстер, в 1869—1903 главный балетмейстер петербургской балетной труппы. Сочинил свыше 60 балетов, в том числе «Дочь фараона» (1862), «Царь Кандавл» (1868) Пуньи, «Дон Кихот» (1869) и «Баядерка» (1877) Минкуса. Музыка, хотя и далёкая от симфонизма, служила П. почвой для симфонизации танца (например, сцена «Тени» в «Баядерке»). Эти опыты получили прочную основу в балетах «Спящая красавица» Чайковского (1890) и «Раймонда» Глазунова (1898). В результате содружества П. с великими русскими композиторами-симфонистами академический балетный театр 19 в. достиг своей вершины. Он утвердился в гуманистическом содержании поэтически многозначных образов, обогатился структурными формами и выразительными средствами танца. В СССР и за рубежом продолжается сценическая жизнь лучших балетов П.
         Соч.: Мемуары Мариуса Петипа..., СПБ. 1906; Мариус Петипа. Материалы. Воспоминания. Статьи, [Л., 1971].
         Лит.: Плещеев А. А., М. И. Петипа (1847—1907)..., СПБ, 1907; Лешков Д. И., Мариус Петипа (1822—1910). К столетию его рождения, П., 1925; Слонимский Ю., П. И. Чайковский и балетный театр его времени, М., 1956; Красовская В., Русский балетный театр второй половины XIX века, Л. — М., 1963.
         В. М. Красовская.
        М. И. Петипа.
Энциклопедия Отечеcтво
ПЕТИПА (Petipa) Мариус Иванович (1818-1910), балетмейстер и педагог. По происхождению француз. С 1847 в России. В 1869-1903 главный балетмейстер петербургской балетной труппы. Создал свод правил балетного академизма. Постановки Петипа отличались мастерством композиции, стройностью хореографического ансамбля, виртуозной разработкой сольных партий. Поставил св. 60 балетов, лучшие из которых созданы в творческом содружестве с русскими композиторами. Мн. балеты сохраняются в современном репертуаре ("Спящая красавица", "Раймонда", поставленное с Л. И. Ивановым "Лебединое озеро").
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ПЕТИПА


будет выглядеть так: Что такое ПЕТИПА