ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ |
Мультимедийная энциклопедия |
согласно христианскому вероучению, состояние всего человеческого рода,
приобретенное им в результате грехопадения Адама. Учение о прирожденной
греховности, унаследованной всеми людьми от Адама, основано на рассказе о
грехопадении в Книге Бытия, ряде других текстов Ветхого Завета (например,
Сир 2:24) и на интерпретации этих текстов в посланиях апостола Павла
(особенно Рим 5:12-21). Желая показать универсальность и действенность
искупления, осуществленного Христом в отношении всего человечества, Павел
проводит прямую параллель между "ветхим" Адамом, как родоначальником и
главой грешного человечества, и Христом, безгрешным "вторым" Адамом и
главою искупленного человечества. Первый Адам положил начало царству греха
и смерти ("одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть
перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили"), а второй Адам
- царству благодати и жизни.
Учение о первородном грехе подробно разрабатывал Августин в противовес
Пелагию, который учил о том, что люди обладают свободой воли, позволяющей
им подчиниться заповедям Божьим, и что они могут достичь совершенства
своими собственными усилиями. Августин отстаивал мысль о том, что люди
предрасположены ко греху и что все они рождены во грехе, поскольку
восприняли по наследству греховность Адама.
С возникновением протестантизма учение о первородном грехе получило новое
развитие. Лютер определял его как "внутреннее, самое сокрушительное и
самое глубокое, непостижимое и неизъяснимое повреждение человеческой
природы в целом и во всех ее проявлениях". Римско-католическая церковь на
Тридентском соборе (1545-1563) отвергла этот взгляд как преувеличение,
подтвердив, вместе с тем, традиционное учение о том, что Адам, "осквернив
себя грехом неповиновения, передал всему человеческому роду не только
телесные скорби и смерть, но и самый грех, который есть смерть души".
Начиная с эпохи Реформации многие протестантские теологи, вследствие
трудностей, связанных с интерпретацией грехопадения как исторического
события, и вследствие непроясненности момента личной виновности и
ответственности в ситуации наследственного греха, пришли либо к полному
отрицанию первородного греха, либо к более или менее радикальному
пересмотру традиционного учения о первородном грехе.
См. также <<ГРЕХОПАДЕНИЕ>>.
ЛИТЕРАТУРА
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 |
Философский энциклопедический словарь |
ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ – понятие утраты земли обетованной. Согласно христ. учению, человеческий род унаследовал первородный грех, совершенный первым человеком, и утратил первоначальную милость, т.е. не заслуженное человеком положение приемыша Бога; следствием этого явилась неупорядоченность сил человека, толкающих его к греху. |
|
|