Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ПАС

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Paz)
        Октавио (родился 31.3.1914, Мехико), мексиканский поэт. Первая книга стихов «Но пасаран» (1937) посвящена событиям национально-революционной войны 1936—39 в Испании. В сборниках «Корень человека» (1937), «Под твоей ясной тенью» (1937), «На краю мира» (1942), «Свобода под честное слово» (1949), «Зерно гимна» (1954), «Камень солнца» (1957), «Целый ветер» (1966) и др. П. предстаёт как поэт интеллектуального склада; склонный к напряжённой медитации и повышенной метафоричности. Он нередко обращается к культурному наследию древней Мексики и народов Азии. Миссию поэта в современном обществе П. видит в восстановлении единства человека и окружающего мира. В книге эссе «Лабиринт одиночества» (1950) рассматривается историческая специфика Мексики и психологический склад мексиканцев. Автор исследования «Свод и лира» (1956) о сущности поэтического искусства, а также статей о мексиканской культуре. В 1972 возглавил журнал «Плураль» («Plural»).
         Соч.: Libertad bajo palabra. Obra poetica (1935—1958), Мeх., 1960.
         Лит.: Обрегон Моралес Р., Человек выходит на первый план, «Иностранная литература», 1970,.№6; Leiva R., Imagen de la poesia mexicana contemporanea, Мeх., 1959.
         В. Н. Кутейщикова.
Современная Энциклопедия
ПАС (Paz) Октавио (родился в 1914), мексиканский писатель. В лирике, насыщенной архаическими символами мексиканской и индуистской мифологий (сборники "Свобода под честное слово", 1949, "Восточный склон", 1969, "Поворот", 1976), - влияние так называемого колониального барокко и европейского сюрреализма; антифашистские мотивы (сборник "Они не пройдут", 1936). В эссеистике - поиски культурной идентичности Мексики, неприятие тоталитаризма (сборник "Лабиринт одиночества", 1950, "Постскриптум", 1970, "Людоед-человеколюб", 1979), осмысление места поэзии в современной цивилизации (сборник "Переменный ток", 1967, "Люди своего века", 1984). Нобелевская премия (1990).
Культурология. XX век. Энциклопедия
        (Paz) Октавио (р. 1914) - мекс. философ, поэт, эссеист, лауреат Нобелевской премии (1900), премий им. Т.С. Элиота (1987), М. Менендеса-и-Пелайр (1987), премии Брит. энциклопедии (1988) и др. Первые публикации относятся к нач. 30-х гг. В 1938-41 возглавлял лит. объединение и журн. “Тальер”, в 1944-45 жил в США, с 1945 — на дипломат, службе в Париже, сблизился с сюрреалистами, в 1962-68 — посол в Индии, в 1971-76 возглавлял широко известный в Лат. Америке журн. “Плюраль”. Преподавал в ряде ун-тов США и Европы.
        Автор более 50 стихотворных и прозаич. книг, среди к-рых — культурологич. эссе “Лабиринт одиночества” (1950) и сб-ки статей по проблемам философии и эстетики “Лук и лира” (1956), “Переменный ток” (1967), “Постскриптум” (1970), “Круговращение знаков” (1971), “Знак и крюк” (1973) и др.
        Концепции П. созданы в традициях лат.-амер. эссеизма с характерными для него жанровым синкретизмом, подчеркнутым субъективизмом, доминантой метафорич. мышления, использованием обобщающих символов, смешением разл. филос. и эстетич. напластований. П. выстраивает свои концепции в русле цивилизованного подхода. Основой для существования и выделения той или иной цивилизации является создаваемый в ее лоне образ мира. По мысли П., “эта модель зарождается в сфере бессознательного, и питает ее своеобразное представление о времени”, и потому “любая цивилизация — это метафора времени”. Гл. критерием для выделения цивилизаций становятся не пространственно-геогр., а временные категории: П. сопоставляет античную, христ. и совр. цивилизации и приходит к выводу, что последняя под напором техницизма теряет сущность времени, поэтому “мир как модель, как образ исчезает”, уступая место недолговечным и утилитарным техн. реалиям. Эта пессимистич. констатация не разрушает органически присущего мышлению П. утопизма. Его основу составляет вера поэта в могущество слова, способного изменить мир и человека. По убеждению П., склонного к парадоксам, “язык не принадлежит нам: мы ему принадлежим”; поэтич. слово, являющее новые, запредельные смыслы, преобразует повседневный язык, а вместе с ним и действительность. В утопич. построениях П. также участвуют такие фундаментальные для его мышления категории, как аналогия (стяжение разл. смыслов, земного и небесного), инаковость (способность человека или опр. культуры взглянуть на себя глазами “другого”), молчание (постижение сущностей), запредельность.
        Огромное значение для развития лат.-амер. культурологии имела новаторская кн. П. “Лабиринт одиночества”. В ней он исследовал мекс. нац. сознание, но многие наблюдения и выводы автора раскрывают особенности лат.-амер. культуры в целом. П. блестяще продемонстрировал, как особенности амер. истории — прежде всего конкиста, бывшая чередой истор. и этнич. “изнасилований”, — сублимировалась в характерном для лат.-амер. комплексе мачизма (от исп. “мачо” — самец, настоящий мужчина). Этот комплекс пронизывает все мироотношение мексиканца, проявляясь в индивидуалистич. жизненных установках, агрессивных моделях поведения, хозяйски-снисходительном восприятии женщины, панибратском отношении к смерти и т.п. Тонкий и глубокий герменевтич. анализ позволяет автору выявить основу нац. мировидения — оппозицию “закрытое” (мачо со всем набором его сверхценностей) и “открытое” (все, способное стать объектом мужского самоутверждения). Эссе П. заложило новое направление в лат.-амер. культурологии, обращенное к исследованию структуры нац. и континентальных мифологем и архетипов.
 
Соч.: Из книги "Восточный склон"; Эссе разных лет // Иностр. лит. 1991. № 1; El агсо у la lira. Мех., 1983.
 
Лит.: Кофман А. Утопия Октавио Паса // Иност. лит-ра, 1991. № 1; Zea L. La filosofia en Mexico. V. 1-2. Мех., 1955; Perdigo L.M. La estetica de Octavio Paz. Md., 1975; Rodriguez Padron J. Octavio Paz. Md., 1975; Octavio Paz. Md., 1982.
 
А.Ф. Кофман
Орфографический словарь Лопатина
пас, пас 1, -а (к пасов`ать(ся)
пас, пас 2, неизм. (к пасов`ать)
Словарь Даля
нареч. и сущ., муж., ·*франц. в ·картежн. играх: мимо, не заявляю игры, не играю. Пасовать, заявлять пас в игре. Я пас, пасую. Пасовая игра. Пасователь, пасовщик, кто пасует.
II. ПАС муж., ·*польск. или ·*нем. широкая и крепкая тесьма или ремень, напр. ремни, на коих подвешен кузов кареты или коляски; ·*зап. пояс, особ. кожаный. Пасик муж., ·умалит. ремешек, коим сабля подвешена к поясному ремню, часть портупеи;
см. пассаж.
Словарь Ожегова
ПАС, -а, муж.
1. В карточных играх: отказ от участия в данном розыгрыше. Объявить п.
2. перен., в знач. сказ. Не в силах, принуждён отказаться сделать что-н. (разг.). В этом деле я п.
II. ПАС, -а, муж. В нек-рых спортивных играх: передача мяча или шайбы партнёру. Точный п.
Словарь Ушакова
(или ·устар. пасс) [·франц. passe, ·букв. прохожу мимо, пропускаю].
1. межд. В карточных играх - восклицание, означающее отказ от участия в данном розыгрыше, до следующей раздачи карт.
2. в знач. сущ. пас, паса, ·муж. Заявленный отказ от участия в данном розыгрыше. Объявить пас.
3. в знач. сказуемого. Пасую, не участвую в данной игре. Я пас, а вы играете?
4. перен., в знач. сказуемого. Не в силах, принужден отказаться, пасую (·разг. ). В таких делах я пас.
II. ПАС (или, реже, пасс) (·англ. pass с ·франц.) (спорт.).
1. межд. В футболе и других играх с мячом - восклицание, означающее передачу мяса кому-нибудь из игроков своей команды (спорт.). Пас на левый край!
2. в знач. сущ. пас, паса, ·муж. В футболе и других играх с мячом - передача мяча кому-нибудь из игроков своей команды; мяч, полученный от кого-нибудь из игроков своей команды (спорт.). Точный пас в центр. У него прекрасные пасы.
Толковый словарь Ефремовой
1. м.
Передача мяча, шайбы и т.п. кому-л. из игроков своей команды в спортивной игре.
2. м. устар.
Один из толстых ремней, на которые вешается каретный кузов.
3. предикатив разг.
1) Заявление во время карточной игры об отказе участвовать в дальнейшем розыгрыше как действие.
2) перен. Заявление, что кто-л. не в силах сделать что-л., вынужден отказаться от дальнейших усилий, как действие.
4. межд. разг.
1) Употр. как заявление во время карточной игры об отказе участвовать в дальнейшем розыгрыше.
2) Употр. как заявление, что кто-л. не в силах сделать что-л., вынужден отказаться от дальнейших усилий.
Воровской жаргон
сигнал к началу действий, драки
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ПАС


будет выглядеть так: Что такое ПАС