Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ОРЛОВСКИЙ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Орловский (Orlowski)
        Александр Осипович [9.3.1777, Варшава, — 1(13).3.1832, Петербург], польский и русский живописец и график, представитель Романтизма. Испытал влияние Я. П. Норблина, у которого учился и работал в Варшаве (около 1793—1802). В польский период творчества исполнил ряд остро-характерных, иногда грубоватых жанровых и юмористических зарисовок и картин («Сцена в корчме», 1795—96, Национальный музей, Варшава), портретов, сцен Польского восстания 1794, участником которого был («Битва под Рацлавицами», тушь, кисть, 1798 или около 1801, Национальный музей, Краков). В 1802 переехал в Петербург; с 1809 — академик петербургской АХ. Художник бурного темперамента, романтик по натуре, О. создал большое число батальных и жанровых сцен, изображений всадников и воинов в латах, пейзажей (с ночным освещением и картинами кораблекрушений), отмеченных патетикой и аффектацией образов, свободой и живописностью исполнения («Польский всадник», 1809, «Четыре воина, сидящие под утёсом», 1829, оба произв. в Третьяковской галерее). Меткие портреты-шаржи и карикатуры отводят О. место одного из основоположников сатирического жанра в России (портрет-шарж И. С. Брызгалова, сепия, 1820-е гг., Русский музей, Ленинград). Достоверностью и в то же время героической приподнятостью отличаются его образы героев Отечественной войны 1812 (портрет М. И. Платова, акварель, 1812—13, Исторический музей, Москва). Демократизм творчества О., его незаурядная наблюдательность ярко проявились в рисунках и акварелях, гуашах, изображающих сцены народного быта, типы различных общественных слоев и народов России, жизнь Петербурга и русской деревни («Привал арестантов», карандаш, 1815, Русский музей). Одним из первых (с 1816), обратившись к технике литографии, О. выполнил в ней ряд отдельных листов и альбомов-серий, получивших широкое признание у современников («Тетради на тему русского народного быта», 1825—1826).
        
         Лит.: Верещагин В., Русская карикатура, кн. 3 — А. О. Орловский, СПБ, 1913; А. О. Орловский. Выставка произведений. Каталог, М., 1958; Ацаркина Э. Н., А. О. Орловский, [М., 1971]; Сekalska-Zborowska Н., Aleksander Orlowski, Warsz., 1962.
        А. О. Орловский. Автопортрет. Уголь, сангина, мел. 1809. Третьяковская галерея. Москва.
II
Орловский (настоящая фамилия — Смирнов)
        Борис Иванович [1796, село Столбецкое, ныне Покровского района Орловской области, — 16(28).12.1837, Петербург], русский скульптор. Сын крепостного. Учился в скульптурных мастерских С. П. Кампиони в Москве (с 1809) и П. Трискорни в Петербурге (с 1816), а также у И. П. Мартоса в петербургской АХ (1822; пенсионер в Риме в 1823—28). Преподавал в петербургской АХ (с 1831; профессор с 1836). В римский период работал под руководством и испытал влияние Б. Торвальдсена («Парис», 1824, переведён в мрамор в 1838; «Фавн и вакханка», 1826—28, в мрамор переведено в 1837; оба произведения — в Русском музее, Ленинград). В лучших произведениях О. зрелого периода (преимущественно монументальная скульптура на героические национальные темы) портретность изображений сочетается с величавой строгостью классицистических форм (памятник М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли перед Казанским собором (См. Казанский собор) в Ленинграде, бронза, 1828—36, открыты в 1837). Творчеству О. свойствен романтический интерес к национальной истории («Ян Усмарь», бронза, 1831, Русский музей); его работы порой не лишены черт патетики (фигура ангела на Александровской колонне (См. Александровская колонна), бронза, 1831—33).
         Лит.: Шурыгин Я. И., Б. И. Орловский, Л. — М., 1962.
        Б. И. Орловский. Памятник М. И. Кутузову перед Казанским собором в Ленинграде. Бронза. 1828—36. Открыт в 1837.
III
Орловский
        Кирилл Прокофьевич [18(30).1.1895, деревня Мышковичи, ныне Кировского района Могилёвской области БССР, — 13.1.1968, там же], один из руководителей партизанского движения в Белоруссии, Герой Советского Союза (20.9.1943), Герой Социалистического Труда (18.1.1958). Член КПСС с 1918. Родился в семье крестьянина. Участвовал в 1-й мировой войне 1914—18 унтер-офицером. В июне 1918 по заданию подпольного Бобруйского уездного комитета партии создал партизанский отряд, действовавший против немецких оккупантов. С декабрь 1918 по апрель 1919 работал в Бобруйской ЧК, затем окончил курсы комсостава. В 1920—25 руководил партизанскими группами в Западной Белоруссии. Окончил Коммунистический университет национальных меньшинств Запада им. Мархлевского (1930). В 1925—1937 работал в органах ГПУ — НКВД Белоруссии, на строительстве канала Москва — Волга. В 1937—38 выполнял боевые задания во время гражданской войны в Испании, затем работал в органах НКВД СССР. С октября 1942 по август 1943 успешно руководил крупным партизанским отрядом «Соколы», действовавшим на территории Барановичской области, был тяжело ранен. С августа 1943 по декабрь 1944 в Народном комиссариате государственной безопасности Белоруссии. С января 1945 председатель колхоза «Рассвет» Кировского района Могилёвской области. Депутат Верховного Совета СССР 3—7-го созывов. Кандидат в члены ЦК КПСС в 1956—61. Награжден 5 орденами Ленина, орденом Красного Знамени, орденом Трудового Красного Знамени Белорусской ССР и медалями.
        К. П. Орловский.
IV
Орловский
        Павел Ефимович [р.4(16).10.1896, деревня Боровце Смоленской губернии], советский учёный-юрист, член-корреспондент АН СССР (1953). Член КПСС с 1926. Профессор МГУ (с 1958). Окончил в 1925 факультет общественных наук ЛГУ. В 1938—52 член, с 1948 заместитель председателя Верховного Суда СССР, в 1952—58 директор института государства и права АН СССР, в 1958—71 заведующий кафедрой гражданского права юридического факультета МГУ. Основные труды по вопросам советского гражданского права; один из авторов учебников по советскому гражданскому праву (1938, 1960 и 1970); внёс значительный вклад в судебную практику по гражданским делам.
V
Орловский
        посёлок городского типа, центр Орловского района Ростовской области РСФСР. Ж.-д. станция (Двойная) на линии Волгоград — Сальск, в 245 км к В. от г. Ростова-на-Дону. 12,5 тыс. жителей (1974). Завод «Орловсксельмаш», маслозавод, птице- и пищекомбинаты, комбинат стройматериалов. Плодопитомнический совхоз.
VI
Орловский
        посёлок городского типа в Агинском районе Агинского Бурятского национального округа Читинской области РСФСР. Расположен в 41 км к Ю. от ж.-д. станции Могойтуй. Горно-обогатительный комбинат.
Ономастикон
Фамилия знаменитого русского скульптора (1796-1837), выходца из крепостных. Свою наследственную фамилию Смирнов он сменил на Орловский, так как родился в Орловской губернии. (Ф) Другие такие фамилии могли быть образованы от прозвища или имени Орел.(см. Орлов). А элемент -ский характерен для украинских, польских, белорусских фамилий. Применялся также, что бы придать весомость, знатность простой фамилии Орлов переименовывался в Орловский. В вятских краях был еще и город Орлов (в советское время Халтурин) и Орловские могут потомками жителя этого города. или выходца из города Орла.
Энциклопедия Отечеcтво
1.
ОРЛОВСКИЙ (OrJowski) Александр Осипович (1777-1832), живописец и график. Писал острохарактерные картины польского быта ("Сцена в корчме", 1795-96), сцены Польского восстания 1794. В России с 1802. Свободные по манере исполнения батальные и жанровые сцены ("Польский всадник", 1809), портреты, в т. ч. героев Отечественной войны 1812 ("М. И. Платов", 1812-13), зарисовки народного быта отмечены характерными для романтизма композиционной свободой и живописностью. Орловский - один из основоположников шаржа и политической карикатуры ("Французский эмигрант Дю-Селон", 1806) в русском искусстве.
2.
ОРЛОВСКИЙ (настоящая фамилия Смирнов) Борис Иванович (1796-1837), скульптор. В монументальных произведениях сочетал романтическую приподнятость образной трактовки с классицистической строгостью и величавостью (памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли, 1828-36, фигура ангела на Александровской колонне, 1830-1834,- все в Санкт-Петербурге).
Топонимический словарь
Первомайск
Орфографический словарь Лопатина
орл`овский, орл`овский (от Орёл и Орл`ов)
Литературная энциклопедия
К. [1843—1913] (псевдоним Константина Федоровича Головина) — беллетрист, критик и публицист. Р. в богатой дворянской семье, учился в Петербургском университете, служил в министерстве государственных имуществ. По своим политическим взглядам О. принадлежал к идеологам крупного дворянства 80—90-х гг. Подобно ряду видных идеологов этой группы, возглавляемой М. Н. Катковым (см.), О. боролся с революционными течениями эпохи, в частности с народничеством. В области публицистики ему принадлежат работы «Сельская община в литературе и действительности» [СПБ, 1887], «Социализм как политическое учение» [СПБ, 1892] и др. О. было написано довольно большое количество романов и повестей (12 тт., изд. Маркса, СПБ, 1903), печатавшихся гл. обр. в редактировавшемся Катковым «Русском вестнике». В своих романах — наиболее известны из них «Вне колеи» [1882], «Дядюшка Михаил Петрович» [1886], «Молодежь» [1887—1889] и др. — О. выступает как защитник интересов дворянского патриархализма, с резким недоброжелательством относящийся к либералам и официальным сферам, «потворствующим крамоле». Этот комплекс мотивов приближает О. к главному и присяжному романисту этого лагеря — Маркевичу (см.), отражавшему в своем творчестве ту же идеологию дворянской «оппозиции справа». Под своей настоящей фамилией (Головин) О. выпустил в свет книгу «Русский роман и русское общество» [СПБ, 1897, изд. 2-е, СПБ, 1902, изд. 3-е, СПБ, 1914]. В ней он стоит в общем на тех же идеологических позициях. Представление о них дает оценка Головиным «Что делать» как романа, который «затронул две наиболее отзывчивые струны человеческого сердца — жажду легкого счастья (!) и
322 потребность (!) аскетического самоотвержения» — или столь же пошлое сожаление о том, что весь огромный талант Щедрина «пошел на борьбу со злобой дня, на такой односторонний и узкий вид творчества, как сатира». Несмотря на столь резкий консерватизм оценок, книга Головина небезынтересна: см. напр. в ней язвительную критику либерализма Тургенева, половинчатость которого для Головина была очевидной. Книга о романе выдержана в плане идеологического анализа, и проблемы чисто художественные в ней почти не трактуются. Библиография: I. Кроме упомянутого в тексте: Мои воспоминания, 2 тт., СПБ, 1910; Осенний вечер и др. новые рассказы, СПБ, 1912. II. Михайловский Н. К., Сочинения, т. V, СПБ, 1897 (Письма постороннего в ред. «Отечественных записок» — о романе «Вне колеи»); Сементковский Р., Русский роман и главный его герой, «Исторический вестник», 1897, VI; «Мир божий», 1897, VII; «Русские ведомости», 1897, № 156; Скабичевский А., «Сын отечества», 1897, №№ 275 и 282 (и в его «Истории новейшей русской литературы», несколько изданий); Морозов П., Судьбы русского романа, «Образование», 1898, I, и «Русская мысль», 1898, V; Арсеньев К., «Сборник Отделения русского языка и словесности Академии наук», том LXXIII, 1903 (XIII присуждение премий Пушкина); Ашевский С., «Мир божий», 1904, X; Анненский И., «ЖМНП», 1905, XII. III. Мезиер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПБ, 1902; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. II, СПБ, 1910. А. Ц.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ОРЛОВСКИЙ


будет выглядеть так: Что такое ОРЛОВСКИЙ