|
|
|
|
|
ОРАТОРИЯ |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
(итал. oratorio, от позднелат. oratorium — молельня, лат. oro — говорю, молю)
крупное, обычно многочастное музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, трактующее, как правило, драматический сюжет, но предназначенное не для сценического, а для концертного исполнения. О. близка к кантате (См. Кантата), от которой отличается большими масштабами и наличием определённого сюжета. Возникла в Италии на рубеже 16—17 вв.; на формирование О. оказали влияние жанры оперы (См. Опера) и Мадригала. О. с текстом на латинском языке сложилась как объединение нескольких литургических Мотетов, О. с текстом на итальянском языке развилась из драматизированных диалогических лауд. Исполнения литургических мотетов и лауд первоначально проходили в особых помещениях, предназначавшихся для молитв, слушания и обсуждения проповедей, пения духовных песен. Эти помещения назывались О., откуда произошло и наименование нового жанра. Библейское повествование, исполняемое солистом, сочеталось в духовной О. с диалогическими и хоровыми разделами. Итальянская О. с текстом на латинском языке достигла вершины развития в 17 в.; к началу 18 в. она была почти вытеснена О. с текстом на итальянском языке. Крупнейшими мастерами латинской О. были Дж. Кариссими, А. Скарлатти, О. с текстом на итальянском языке — Б. Паскуини, Ф. М. и А. Верачини, Дж. Аррести, Дж. Габриели, Дж. Легренци, Дж. Бонончини, А. Страделла. В 18 в. в итальянской О. всё большее значение приобретают сольные разделы — Речитативы и Арии да капо; О. сближается с оперой, порой исполняется на сцене. В 18 в. О. писали многие итальянские оперные композиторы — А. Скарлатти, Дж. Перголези, Д. Чимароза, Б. Галуппи, Дж. Паизиелло, А. Сальери и др. Зарождаются и развиваются также немецкая, австрийская, французская О., возникает особая форма О. — т. н. «Страсти».
Большой вклад в развитие жанра внесли О., написанные в Англии в 30—40-е гг. 18 в. Г. Ф. Генделем; в них соединились немецкие, английские и отчасти итальянские традиции. Ведущее место в творчестве Генделя занимают героические О. на библейские тексты, в которых основной действующей силой является народ («Израиль в Египте», «Мессия», «Самсон», «Иуда Маккавей»); Генделю принадлежат и О. на тексты из античной мифологии. В числе произведений И. С. Баха — т. н. «Рождественская оратория». Важный этап в развитии О. связан с творчеством И. Гайдна; его О., написанные в конце 18 в. («Сотворение мира» и «Времена года»), обогащены средствами инструментально-симфонического мышления и предназначены уже не для церкви, а для концертного исполнения. В 19 в. О. создавали Ф. Мендельсон-Бартольди, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Р. Шуман («Рай и пери»), К. Сен-Санс, Ж. Массне, С. Франк, К. Дебюсси, Э. Элгар, Р. Воан-Уильямс, в 20 в. — А. Онеггер («Жанна д'Арк на костре»), Э. Г. Мейер («Мансфельдская оратория»).
1-я русская О. относится к 1811 («Минин и Пожарский, или Освобожденная Москва» Дегтярева). Большое развитие ораториальное творчество получило в советское время. О. стала излюбленным жанром для раскрытия в доходчивой и действенной форме значительных тем, художественного отображения больших общественно-исторических событий. В числе советских О. — «Емельян Пугачёв» Коваля, «Сказание о битве за русскую землю» Шапорина, «На страже мира» Прокофьева, «Патетическая оратория» Свиридова, «Девушка и смерть» Галынина.
Лит.: Розенов Э. К., Очерк истории оратории, М., 1910; Хохловкина А., Советская оратория и кантата, М., 1955; Ширинян Р., Оратория и кантата, М., 1960; Schering A., Geschichte des Oratoriums, Lpz., 1911; Blanchi L., I grandi dell' oratoria, Mil., 1964.
|
Мультимедийная энциклопедия |
крупное музыкальное произведение на тексты драматического, эпического или
созерцательного характера, часто на религиозные темы. Нередко оратория
напоминает оперу, так как в оратории используются оперные средства
выразительности и такие оперные формы, как ария, речитатив, вокальный
ансамбль, хор, оркестровая интерлюдия, однако в оратории исключено
сценическое оформление и сценическое действие. В оратории обычно
преобладает хоровое, а не сольное вокальное начало, что является одним из
основных различий между ораторией и оперой.
Считается, что жанр оратории возник ок. 1550, когда Филиппо Нери,
выдающийся итальянский церковный деятель (позже канонизированный), начал
проводить в Риме особые молитвенные собрания в оратории (молельне) капеллы
Сан-Джироламо делла Карита; после чтения Писания верующие пели духовные
гимны, исполнялись мистерии. Крупнейшие итальянские композиторы того
времени сотрудничали с Нери и писали музыку для его собраний. Это
начинание получило признание и распространилось по другим областям Италии.
Связанные поначалу только с латинскими текстами, оратории вскоре стали
использовать и живой язык (oratorio volgare). Одна из первых дошедших до
нас ораторий - Представление о душе и теле (1600) Эмилио Кавальери (ок.
1550-1602). Первым выдающимся мастером этого жанра стал Джакомо Кариссими
(1605-1674), автор знаменитых ораторий Иевфай и Суд Соломона.
Проникновение жанра оратории в музыку лютеранской церкви породило обширную
литературу начиная с ранних кантат Генриха Шютца (1585-1672), которые
имели обозначение "в стиле оратории"; ораториальные сочинения Шютца на
тексты рождественской, страстной и пасхальной служб непосредственно
повлияли на монументальные церковные вокально-инструментальные циклы
И.С.Баха (1685-1750). Часто различия между кантатой и ораторией стираются,
как, например, в кантате Баха № 11, которая носит авторское название
Оратория на Вознесение. Одно из главных мест в истории духовной оратории
занимают пассионы ("страсти"), музыкально-драматические произведения на
евангельские тексты.
Внецерковный вид традиционной оратории достиг наивысшего развития в
творчестве Г. Ф. Генделя (1685-1759); его Мессия, Израиль в Египте, Саул,
Иуда Маккавей, Соломон и Семела - это вершины мировой музыки. Оратории
Генделя послужили толчком к настоящему возрождению хорового искусства в
Англии; вслед за ними были созданы такие выдающиеся образцы жанра, как
Сотворение мира и Времена года Й.Гайдна, Св. Павел и Илия Ф.Мендельсона. К
жанру оратории обращались Р.Шуман (Рай и Пери; Фауст), Ф.Лист (Христос),
Г. Берлиоз (Детство Христа; Осуждение Фауста), Э. Элгар (Сон Геронтия), И.
Ф. Стравинский (Царь Эдип), А. Онеггер (Царь Давид).
ЛИТЕРАТУРА
Розенов Э.К. Статьи о музыке. М., 1982 |
Орфографический словарь Лопатина |
орат`ория, орат`ория, -и |
Словарь Даля |
жен., ·*лат. наука красноречия, витийство;
музыкальное сочиненье, большей частью библейского содержанья в лицах. Оратор муж. -ша, вития, речистый человек, краснослов, мастер говорить в людях, проповедник; говорила, говорщик, если ои говорит в суде, на сходках, в выборных и пр. У него все приемы самые ораторские. |
Словарь Ожегова |
ОРАТ’ОРИЯ, -и, жен. Монументальное эпико-драматическое музыкальное произведение для хора, певцов-солистов и оркестра.
прил. ораторный, -ая, -ое и ораториальный, -ая, -ое. |
Словарь Ушакова |
ОРАТ’ОРИЯ, оратории, ·жен. (·лат. oratorium от oro - говорю, молю).
1. Музыкальное произведение для пения и оркестра, написанное на драматический сюжет, но предназначенное не для сценического, а для концертного исполнения (муз.). Оратория Баха.
2. В католическом храме - часть, предназначенная для молящихся (архит.). |
Толковый словарь Ефремовой |
[оратория]
1. ж.
Музыкальное произведение для хора, оркестра и солистов, написанное на драматический сюжет и предназначенное для концертного исполнения.
2. ж.
Часть, предназначенная для молящихся (в католическом храме). |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: ОРАТОРИЯ
будет выглядеть так: Что такое ОРАТОРИЯ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|