Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ОПЫТ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        основанное на практике чувственно-эмпирическое познание действительности, единство знаний и умений, навыков. В истории философии широкое распространение получили воззрения Эмпиризма и Сенсуализма, согласно которым О. трактовался как единственный источник знания. Представители идеалистического эмпиризма (Дж. Беркли, Д. Юм) ограничивали О. совокупностью ощущений и восприятий, отрицая, что в основе О. лежит объективная реальность. Материалистический эмпиризм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Дидро, К. Гельвеций) исходил из того, что источником О. является материальный мир. «Из истории философии известно, что толкование понятия “опыт” разделяло классических материалистов и идеалистов» (Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 18, с. 153). В противоположность эмпиризму, представители рационализма (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) полагали, что логическое мышление не может базироваться на О., т.к. он даёт неясное, смутное знание, приводящее к заблуждениям, и считали, что разум будто бы обладает способностью постигать истину непосредственно, минуя чувственно-эмпирический уровень познания.
         В домарксистской философии наиболее глубоко проблема О. была рассмотрена в немецкой классической философии. И. Кант подверг критике положение рационалистов об интеллектуальной интуиции (См. Интуиция), а также попытки сенсуалистов вывести общие понятия из простой совокупности чувств. данных. По мнению Канта, люди обладают априорными (доопытными) формами рассудка, благодаря которым осуществляется синтез ощущений. Этим подчёркизалась активная роль познающего субъекта. Гегель исследовал познание как развивающийся многоуровневый процесс. О. выводится из движения сознания, которое ставит перед собой цель. Гегель считал, что поскольку достигнутый результат деятельности не полностью совпадает с поставленной целью, в процессе сравнения желаемого с достигнутым происходит преобразование взглядов на предмет, появляется новое знание о предмете. Этот процесс и составляет О.
         В буржуазной философии 20 в. получили распространение субъективно-идеалистическая концепции, нередко выдвигающие понятие О. в гносеологическом отношении на первый план. При этом утверждается, что монистического воззрения как материалистов, так и идеалистов должны быть заменены более совершенным «нейтральным» монизмом, который устраняет из философского оборота категории материи и сознания, заменяя их категорией «чистого опыта» (Махизм). В. И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» показал несостоятельность таких концепций, продолжающих по существу линию Беркли и Юма (см. там же).
         Разновидностями субъективно-идеалистической трактовки О. являются Прагматизм и Инструментализм (О. как «инструментальный» план использования вещей), Экзистенциализм (О. как внутренний мир непосредственных переживаний субъекта), неопозитивизм (О. как различные состояния сознания субъекта, трактовка вопроса об объективной реальности в качестве источника О. как псевдовопроса).
         В противоположность идеализму и в отличие от созерцательного метафизического материализма, диалектический материализм рассматривает О. как нечто производное от объективной реальности. О. мыслится и как процесс активного, преобразующего воздействия человека на внешний мир, и как результат этого воздействия в виде знаний и умений, как процесс взаимодействия субъекта с объектом. Понятие О. по существу совпадает с категорией практики, в частности эксперимента, наблюдения. На их основе формируется О. как результат познания, включая совокупность исторически сложившихся знаний.
         Накопление и передача О. из поколения в поколение составляет существенную характеристику общественного развития. Он объективируется в предметной и языковой формах, в ценностях культуры. О. как практическая деятельность человека и её результаты отражает уровень овладения объективными законами природы, общества и мышления, достигнутый людьми на данном этапе их исторического развития. Марксизм-ленинизм является научным обобщением и обоснованием О. революционной борьбы рабочего класса и всех трудящихся за социальное освобождение, строительства социализма и коммунизма, развития науки и культуры.
         В. Г. Панов.
Современная Энциклопедия
ОПЫТ, чувственно-эмпирическое познание действительности; единство знаний и умений.
Орфографический словарь Лопатина
`опыт, `опыт, -а
Словарь Ожегова
’ОПЫТ, -а, муж.
1. Отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате их активного практического познания (спец.). Чувственный о.
2. Совокупность знаний и практически усвоенных навыков, умений. Жизненный о. О. исследовательской работы. О. строительства. Поделиться своим опытом с кем-н.
3. Воспроизведение какого-н. явления экспериментальным путём, создание чего-н. нового в определённых условиях с целью исследования, испытания. Удачный о. Химические опыты. Опыты селекционеров.
4. Попытка осуществить что-н., пробное осуществление чего-н. Первый о. молодого писателя.
прил. опытный, -ая, -ое (к 1 и 3 знач.) и опытовый, -ая, -ое (к 3 знач.; спец.). Установить что-н. опытным путём. Опытная сельскохозяйственная станция. Опытовые суда. Опытовый бассейн.
Словарь синонимов Абрамова
попытка, эксперимент. Проба пера. Первый дебют. См. испытание ||наученный опытом, умудренный опытом
Словарь Ушакова
’ОПЫТ, опыта, ·муж.
1. мн. ·редк.. Совокупность практически усвоенных знаний, уменья, навыков. «Для того, чтобы правильно руководить, необходимо опыт руководителей дополнить опытом партийной массы, оптом рабочего класса, опытом трудящихся, опытом так называемых "маленьких людей".» Сталин (заключительное слово на Пленуме ЦК ·ВКП(б) 5 марта 1937 ·г. ). Большой жизненный опыт. Педагогический опыт. Административный опыт. Революционный опыт.
Испытанное на практике. «Наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни.» Пушкин. Знать что-нибудь по собственному опыту. Наученный горьким опытом. Убедиться на личном опыте.
2. только ед. Отражение в человеческом сознании объективного мира, получаемое через посредство чувственного восприятия на основе практики изменения мира (филос.). Чувственный опыт. Эстетический опыт художника.
3. Воспроизведение какого-нибудь явления (·чаще физического) в искусственно созданных условиях с целью его исследования; то же, что эксперимент. Умозрение сочетается с наблюдением и опытом. Физические опыты. Производить опыты с чем-нибудь или над чем-нибудь.
4. Попытка осуществления чего-нибудь, проба. Первый литературный опыт. Стихотворные опыты. Опыт новейшей организации производства.
Словарь эпитетов
Совокупность усвоенных знаний, навыков; познания, основанные на пережитом, испытанном.
О характере, размере, основе опыта.
Богатый, большой, вековой, великий, всемирный, гигантский, громадный, дедовский, длительный, долгий, долголетний, душевный, живой, жизненный, житейский, индивидуальный, исторический, коллективный, колоссальный, личный, мировой, многовековой, многолетний, накопленный, народный, немалый, непосредственный, обобщенный, общественный, объективный, огромный, основательный, практический, реальный, сгущенный, серьезный, скромный, сложившийся, собственный, солидный, социальный, субъективный, фамильный (устар.), фундаментальный, чужой, широкий.
Об оценке опыта.
Бесценный, высокий, горький, драгоценный, жестокий, замечательный, мрачный, мудрый, неоценимый, передовой, печальный, плачевный, полезный, положительный, поучительный, сокровенный, творческий, трезвый, трудный, тяжелый, хладный (устар.), холодный, ценный. Борзой, военный, деловой, литературный, педагогический, первый, политический, производственный, революционный, сценический, технический, трудовой и т. п.
Толковый словарь Ефремовой
[опыт]
м.
1) Отражение в человеческом сознании законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате активного практического познания.
2)
а) Совокупность практически усвоенных знаний, навыков.
б) Знание жизни, основанное на пережитом, испытанном.
3)
а) Воспроизведение какого-л. явления в искусственно созданных условиях с целью его исследования.
б) Проверка научных знаний лабораторным путем.
4)
а) П~ка осуществления чего-л.; проба.
б) Результат такой п~ки.
Краткий психологический словарь
— способ познания действительности, основанный на его непосредственном, чувственном практическом освоении. О. служит важным источником информации как о внешнем объективном мире, так и о психической жизни субъекта. В психологии понятие об О. приобрело особые признаки в связи с представлением о том, что ее предметом служит сознание как сфера, явления которой могут быть постигнуты только в качестве непосредственных данных самоопределения субъекта. Это воззрение под именем внутреннего О. легло в основание интроспективной психологии, которая была подвергнута острой критике в бихевиоризме, претендующем на строго объективное, опытное изучение поведения. Однако в русле бихевиоризма сложилось одностороннее понимание О. как совокупности данных о непосредственно наблюдаемых внешних реакциях организма на раздражители. Прогресс в психологии привел к преодолению обоих подходов и утверждению идеи об органическом сочетании в научном О. как данных непосредственного наблюдения, так и факторов, которые могут быть познаны только опосредованно.
Словарь практического психолога
1. Совокупность практически усвоенных знаний, навыков или умений.
2. Получение в результате активного практического взаимодействия с внешним миром отражение в сознании законов этого мира и общественной практики.
3. Примерно то же, что эксперимент: воспроизведение некоего явления, создание чего-либо нового в определенных условиях с целью испытания, исследования.
4. Попытка выполнить нечто, пробное осуществление чего-либо.
Словарь управления
(опыты) чего, в чем, по чему и с кем. Опыт революционной борьбы. Опыт строительства. Потом появились на столе бумажки с крупными каракулями — первые ее опыты в письме (Гладков). Имеется опыт по использованию новых материалов. Опыты с кроликами и морскими свинками.
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
ОПЫТ - англ. experience; нем. Erfahrung. 1. Совокупность знаний и умений, приобретенных на основе и в процессе непосредственного практического взаимодействия индивида с внешним миром. 2. Основанное на практике познание действительности. 3. То же, что и эксперимент.
История философии. Энциклопедия
ОПЫТ, - l ) философская категория, фиксирующая целостность и универсальность человеческой деятельности как единства знания, навыка, чувства, воли. Характеризует механизм социального, исторического, культурного наследования; 2) гносеологическая категория, фиксирующая единство чувственно-эмпирической деятельности. Понятие О. активно развивалось в противостоянии эмпиризма и рационализма, по разному оценивающих статус О. в структуре познавательного процесса: от трактовки его в качестве единственного источника достоверного знания (эмпиризм и сенсуализм) до полного неприятия (крайние формы рационализма). В истории философии феномен О. интерпретировался как основа синтеза чувственной и рассудочной познавательной деятельности (Кант), как итог самодвижения и самопознания сознания (Гегель), как фрагмент деятельности субъекта познания, в котором идеальное и материальное "снимают" друг друга (второй позитивизм), как результат практической и познавательной деятельности (диалектический материализм), как содержание внутреннего мира субъекта (экзистенциализм). (См. также Постмодернистская чувствительность, Невозможность, Трансгрессия.)
И. А. Медведева
История философии. Грицианов
l ) философская категория, фиксирующая целостность и универсальность человеческой деятельности как единства знания, навыка, чувства, воли. Характеризует механизм социального, исторического, культурного наследования; 2) гносеологическая категория, фиксирующая единство чувственно-эмпирической деятельности. Понятие О. активно развивалось в противостоянии эмпиризма и рационализма, по разному оценивающих статус О. в структуре познавательного процесса: от трактовки его в качестве единственного источника достоверного знания (эмпиризм и сенсуализм) до полного неприятия (крайние формы рационализма). В истории философии феномен О. интерпретировался как основа синтеза чувственной и рассудочной познавательной деятельности (Кант), как итог самодвижения и самопознания сознания (Гегель), как фрагмент деятельности субъекта познания, в котором идеальное и материальное ‘снимают’ друг друга (второй позитивизм), как результат практической и познавательной деятельности (диалектический материализм), как содержание внутреннего мира субъекта (экзистенциализм). (см. также Постмодернистская чувствительность, Невозможность, Трансгрессия.)
Новый философский словарь
1) философская категория, фиксирующая целостность и универсальность человеческой деятельности как единства знания, навыка, чувства, воли. Характеризует механизм социального, исторического, культурного наследования (см. Культура, Социализация); 2) гносеологическая категория, фиксирующая единство чувственно-эмпирической деятельности. Понятие О. активно развивалось в противостоянии эмпиризма и рационализма, по разному оценивающих статус О. в структуре познавательного процесса: от трактовки его в качестве единственного источника достоверного знания (эмпиризм и сенсуализм) до полного неприятия (крайние формы рационализма). В истории философии феномен О. интерпретировался как основа синтеза чувственной и рассудочной познавательной деятельности (Кант), как итог самодвижения и самопознания сознания (Гегель), как фрагмент деятельности субъекта познания, в котором идеальное и материальное "снимают" друг друга (второй позитивизм), как результат практической и познавательной деятельности (диалектический материализм), как содержание внутреннего мира мира субъекта (экзистенциализм).
И.А. Медведева
Философский словарь
в философии в традиционном смысле чувственно-эмпирическое отражение внешнего мира. Широкое распространение получила т. зр., согласно к-рой О. является единственным источником всякого знания (Эмпиризм, Сенсуализм). При этом материализм признавал внешний, объективный, независимый от сознания источник О. Созерцательность домарксового материализма сказалась в понимании этого вопроса т. обр., что О. рассматривался лишь как результат пассивного восприятия внешнего мира. Но сам по себе чувственный О. не дает всеобщего и необходимого знания, а схватывает лишь внешнюю, поверхностную сторону явлений объективного мира. Как реакция против недостатков созерцательного материализма в толковании понятия “О.” возникли, с одной стороны, рационализм, а с др. — субъективно-идеалистическое и агностическое понимание О. Последнее сводило О. к различным состояниям сознания субъекта (переживания, ощущения, восприятия, словесные высказывания, теоретические построения мышления), а его источник либо игнорировало, либо объявляло принципиально непознаваемым. Особую позицию в этом вопросе занимал Кант. Он считал, что хаотические воздействия объекта (“вещь в себе”) на сознание превращаются в О. лишь в результате упорядочивающей деятельности априорных (доопытных) форм рассудка. Однако в постановке вопроса Кантом, несмотря на идеализм, содержится рациональный смысл — это идея об активности мышления субъекта в познании. Совр. позитивизм, сводя О. к ощущениям, чувственным переживаниям человека и т. п., по существу, отрицает возможность и необходимость постановки и решения вопроса о том, что стоит за таким О., т. е. о существовании реального, независимого от сознания, мира,считая этот вопрос “псевдовопросом”. Используя достижения предшествующей философии и продолжая традиции материализма, марксизм преодолел созерцательный характер толкования О.: признавая О. вторичным, производным по отношению к объективной реальности, марксистская философия определяет его не как пассивное содержание сознания, а как практическое воздействие человека на внешний мир. В процессе этого воздействия открываются необходимые связи, свойства, закономерности явлений, отыскиваются и испытываются целесообразные методы и средства деятельности и т. д. Т. обр., О. понимается и как взаимодействие общественного субъекта с внешним миром, и как результат такого взаимодействия. В таком понимании он непосредственно сливается со всей совокупной общественной практикой. О. служит важнейшим средством обогащения науки, развития теории и практики. О. наз. также научный эксперимент и наблюдение.
Философский энциклопедический словарь
ОПЫТ – это прежде всего совокупность всего того, что происходит с человеком в его жизни (см. РЕАЛЬНОСТЬ) и что он осознает; человек может иметь опыт о самом себе, о своих дарованиях, способностях, о своих добродетелях и пороках, человек также может иметь опыт и о мыслях, идеях, знаниях (внутренний опыт). В философии опыт есть основа всего непонятийного знания о действительности. К опыту должна сводиться вся наука, она должна быть достоверной; в то же время познанию нельзя останавливаться только на опыте. Напротив, опыту надлежит быть упорядоченным, сверенным, объединенным с помощью мышления и даже исправленным, дополненным. Согласно Дильтею, всякая наука есть опытная наука, но только психическая жизнь, а не внешний мир может быть испытываем непосредственно, поскольку «весь опыт имеет свою первоначальную связь и свое определяемое этой связью значение в условиях нашего сознания, внутри которого он выступает, – т.е. в границах нашей природы» (см. также АПОСТЕРИОРИ, ПЕРЕЖИВАНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ, ПОЗНАНИЕ). Значение и важность опыта были исследованы Кантом в «Критике чистого разума»: опыт есть главный продукт нашего рассудка. С него начинается все познание (Кант говорит о «Bathos» – бездне опыта). Но суждения опыта никогда не являются строго, а всегда только приблизительно всеобщими. Всякое расширение нашего познания не может опираться ни на что другое, кроме как на расширение опыта. Однако сам опыт является результатом деятельности духа, предполагая известные «формы рассудка», которые только и делают возможным опыт. Лишь благодаря опыту или возможному опыту понятия получают свою реальность. Выводы, которые выходят из рамок возможного опыта, являются обманчивыми.
Философский энциклопедический словарь 2
        основанное на практике чувств.-эмпирич. познание действительности; в широком смысле — единство умений и знаний. В истории философии широкое распространение получили воззрения эмпиризма и сенсуализма, согласно которым чувств. данные являются единственно надёжным источником знания, и поэтому в знании нет ничего такого, чего раньше не было в чувствах. Представители идеалистич. эмпиризма (Беркли, Юм) ограничивали О. совокупностью ощущений, отрицая, что в основе О. лежит объективная реальность. Материалистич. эмпиризм (Ф. Бэкон, Гоббс, Локк, Дидро, Гельвеции) исходил из того, что источником О. является материальный мир. «Из истории философии известно, что толкование понятия „опыт" разделяло классических материалистов и идеалистов» (Ленин В. П., ПСС, т. 18, с. 153). В противоположность эмпиризму, представители рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц) полагали, что логич. мышление не может базироваться на О., т. к. он даёт неясное, смутное знание, приводящее к заблуждениям, и считали, что разум обладает способностью к интеллектуальной интуиции — постижению истины непосредственно, минуя чувств.-эмпирич. уровень познания.
        В домарксистской философии наиболее глубоко проблема О. была рассмотрена в нем. классич. философии. Кант подверг критике как положение рационалистов об интеллектуальной интуиции, так и попытки сенсуалистов вывести общие понятия из простой совокупности чувств. данных. Согласно Канту, люди обладают априорными (доопытными) формами рассудка, благодаря которым осуществляется синтез ощущений, их категориальное упорядочение по схеме, производимой продуктивным воображением. Гегель исследовал познание как развивающийся многоуровневый процесс. Однако у Гегеля О. идеалистически выводится из движения сознания, которое ставит перед собой цель. Он считал, что поскольку достигнутый результат деятельности не полностью совпадает с поставленной целью, в процессе сравнения желаемого с достигнутым происходит преобразование взглядов на предмет, появляется новое знание о предмете; этот процесс и составляет О.
        В бурж. философии 20 в. получили распространение субъективно-идеалистич. концепции, нередко выдвигающие понятие О. в гносеологич. отношении на первый план. При этом утверждается, что монистич. воззрения как материалистов, так и идеалистов должны быть заменены более совершенным «нейтральным» монизмом, который устраняет из филос. оборота категории материи и сознания, заменяя их категорией «чистого опыта» (махизм). В. И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» показал несостоятельность таких концепций, продолжающих по существу линию Беркли и Юма.
        Разновидностями субъективно-идеалистич. трактовки О. являются прагматизм и инструментализм (О. как «инструментальный» план использования вещей), экзистенциализм (О. как внутренний мир непосредственных переживаний субъекта), неопозитивизм (О. как различные состояния сознания субъекта, трактовка вопроса об объективном содержании знания как псевдовопроса).
        В противоположность идеализму и в отличие от со-зерцат. метафизич. материализма, диалектич. материализм исходит из того, что О. обладает объективным содержанием, зависящим от развития практич. и познават. деятельности людей в ходе преобразования ими внеш. мира и самих себя. Понятие О. соотносится, т. о., с категорией практики как результат деятельности людей, включающий совокупность исторически сложившихся умений и знаний.
        Накопление и передача О. из поколения в поколение составляет существ. характеристику обществ. развития. Он объективируется в предметной и языковой формах, в ценностях культуры. О. как результат прак-тич. и познават. деятельности человека отражает уровень овладения объективными законами природы, общества и мышления, достигнутый людьми на данном этапе их историч. развития. Марксизм-ленинизм является науч. обобщением и обоснованием О. революц. борьбы рабочего класса и всех трудящихся за социальное освобождение, строительства социализма и коммунизма.
        Термин «О.» употребляется также в узком смысле для обозначения таких методов науч. исследования, как наблюдение я эксперимент.
        Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, ПСС, т. 18; Копнин П. В., Гносеологич. и логич. основы науки, М., 1974; Панов В. Г., Чувственное, рациональное, О., ?., 1976; Швыpeв B.C., Теоретическое и эмпирическое в яауч. познании, М., 1978; Лекторский В. А., Субъект, объект, познание, М., 1980;
        см. также лит. к ст. Теория познания. В. Г. Панов.
Словарь пословиц Даля
ЗАБОТА - ОПЫТ
Работы без заботы нет; а забота и без работы живет.
Всякий уход не живет без забот (без хлопот).
Легко, да заботно, измает пуще лому (тяжелой работой).
Торговая баня всех моет, а сама вся в грязи.
Любить - хоть не люби, да почаще взглядывай!
Мойся беленько, гости близенько!
Кто до денег охоч, тот не спит и ночь.
Доход не живет без хлопот.
Сам мокнет, так конь сохнет.
Хорошо смазал, хорошо и поехал.
Табориться, не с тороками кориться (т. е. держи сбрую исправну).
Не в петлю лезть, что нечего есть; а лучше погадать, как век коротать (где что достать).
Что припасешь, то и на стол понесешь.
Лежа пищи не добудешь. Не печь кормит, а нивка.
Дремал, дремал, да и выдремал.
Не собрав клёпок, не собьешь и бочки.
Без ладов и ведра не соберешь.
Кто любит мед, заводи пчел!
Себя покоить - дому не пристроить.
Хлопот полон рот, а перекусить нечего.
У Сидора попа не одна хлопота (дочь пристроить да жену уберечь).
Не уносится, как курица (как пава) с яйцом.
Носится, как кошка с котятами.
Как боярыня перед мыльнею (хлопочет).
Баба скачет и задом и передом, а дело идет своим чередом.
Не загадывай в год, а загадывай в рот.
Ум есть, как бы сладко съесть; а надо потужить, как бы пожить.
День мой - век мой, а неделя - и весь живот.
Дело не медведь, в лес не уйдет. Дело не сокол, не улетит.
Дело (забота) не ворона: не каркнет, а скажется.
Сей рожь, а греча не печа (не забота).
Не век вековать, одну ночь ночевать.
Ляг опочинься, ни о чем не кручинься.
Дорожный ночлега с собою не носит (не возит).
Всякому нужен (гроб), да никто на себя не строит.
Лишний сбор, лишняя и склока.
Сорочи не сорочи, а без рубля будешь (о бестолковом бабьем счете сороками).
Дал бог ротик, даст и кусочек.
День пришел, так и есть принес; день прошел, заботу унес.
Птица ни сеет, ни орет, а сыта живет.
По (про, на) наш век будет.
По наш век будет; а дети будут - сами добудут.
Будет с нас, не дети у нас, а дети будут - сами добудут.
У неряхи да непряхи нет и путной рубахи.
Он тут свой (дома), как цыган на конной.
Его все знают, как меченый грош (как щербатую деньгу, как рябую собаку, как попову собаку).
Не спрашивай старого, спрашивай бывалого.
Кто больше бывал (видал), тому и книги в руки.
Ни старого, ни малого, а середового да бывалого (спрашивай совета).
Вы диву дивуетесь, а мы уж дивовались.
Поживешь с мое, не то еще заговоришь.
Отведаешь сам, поверишь и нам.
Поживешь с мое да пожуешь с мое, узнаешь.
Поживи с наше да пожуй каши, тогда узнаешь.
Поживешь - увидишь, да и мне скажешь.
Впредь на это ума купи (т. е. ценою нынешней ошибки).
Впредь те, бабушка, наука: не ходи по внука (не ходи замуж за внука).
Бывалые в людях говорят, небывалые дома сидят.
Незнайка лежит, а знайка бежит.
Не погнетши пчел, меду не есть (не добудешь).
Много муки перенесет пшеница до калача.
До кого что не доходило, тот того и не знает.
Коли братня смерть не накажет, своею уж не накажешься.
Что наскучит, то и научит. Что докучает, то и поучает.
Не околело (дитя), так наторело.
Жгуча крапива родится, да во щах уварится.
Иному горе - ученье, иному (глупому) - мученье.
Битому псу только плеть покажи. Битый пес догадлив стал.
На ухе ожегся, так на воду подуешь.
Обожжешься на молоке, станешь дуть и на воду.
Был он и в кольях и в мяльях.
Видал свету, не только что в окошке.
Не козырнет парень, да мастист (находчив, догадлив).
Кого медведь драл, тот и пня боится.
Старого воробья и на мякине не обманешь.
Старая крыса ловушку обходит.
Пугана ворона и куста боится. Пуганый зверь далеко бежит.
Убыток учит нажить прибыток.
Мы на том стоим. Я на этом зубы съел.
Старый ворон не мимо каркнет.
Старый ворон не каркнет даром: либо было что, либо будет что.
Старый конь борозды не портит (т. е. в сохе, при пашне).
Век мелет, а посыпать не умеет (т. е. сыпать под жернов).
Век играет, а ладов (а ладу) не знает.
Застарелую болезнь трудно лечить.
Первую песенку зардевшись спеть (т. е. робея).
Ушел, не ушел, а побежать можно.
Попытка не штука (не шутка), а спрос не беда.
Запрос в мошну (в карман) не лезет.
Не испортив дела, мастером не будешь.
Чем больше ездить, тем торней дорожка.
Набить руку. Насобачиться, наблошниться (навыкнуть).
Видно першину работу: и персты знать.
Первоучка - как ни скучкал. Первоученка - первомученка.
Молод: в кампании не бывал (или: в Саксонии не бывал; солдатск.).
В людях живал, свету видал: топор на ногу обувал, топорищем подпоясывался.
Не бывал я там и не знаю, как там дверь отворяется.
Видно, непряха, коли утла рубаха.
Как медведь в лесу дуги гнет.
Гнет - не парит, переломит - не тужит.
Нам бы с рук, а с ног - хоть собаки тащи (гложи)!
Мне бы с плеч долой, а с рук и сам стряхну.
День да ночь - и сутки прочь; так и отваливаем.
Была корова - так черт бы ее драл; а издохла, так и к молоку добра была.
Ему все ничего; ему все нипочем.
Мне все трын-трава; все щавель-дудка.
Он себе и ухом не ведет. И в ус себе не дует.
Спустя рукава, как ни попало.
Живи, Устя, рукава спустя.
Пошла стряпня рукава стряхня.
Он и рукой махнул. Махни рукой (т. е. пусть так будет).
Махни рукой да ступай домой! Покинь молотило, возьми дудку!
Положь да покинь, не замай лежит.
Веселая голова живет спустя рукава.
Наш Антон не горюет (не тужит) о том.
Как богу угодно. Как (что) будет, так (то) и будет.
На людей надеется, как на бога; а на себя, как на черта (о беззаботном).
За чужой головой сполагоря жить.
Руки под голову - заботливый спит (поверье).
Не велика бы напасть, да спать не даст.
Ни сон, ни еда на ум нейдут. Отбило ото сна, от еды.
Подумаешь умом - и головушка кругом. Голова кругом идет.
День-деньской - как за язык повешенный (т. е. или кричит, или суетится).
Таскают, что повивальную бабку.
Что исхудал? сам лежал, аль над болью сидел?
На нашу семью хлеба не наямишься (не напасешься).
Плохо молиться, как на уме двоится (т. е. коли заботно).
Спокойной ночи, спать до полночи, вытаращив очи.
Больше знать, так меньше спать. Много знать - мало спать.
Много знать - скоро состареться. Дедушка много знал да помер.
Под лежачий камень (под лежачую колоду) и вода не течет.
Спи да лежи, с богатством сиди, а сердце чует, что в нищих быть.
Спи да лежи, государь денежки пришлет; а не пришлет, так и нас не сыщет (т. е. не будешь в ответе).
Пристроила детей: одного по миру пустила, другого в науку отдала - свинопасу.
В среду съедим, так в четверг не глядим (поглядим).
Ныне съедим, завтра поглядим, а там - споем да спляшем.
Запас закромы ломит, а пусто - легче.
Много сыпать - задохнется в закромах, а порожние лучше продувает.
Лысого чесать, так и масла не надо.
Нет бороды, так нечего и стричь (скоблить).
Ладонкой не загородишь (напр., двора).
Ясли за конем не ходят. Хлеб за брюхом не ходит.
Руки за ложкой не протянешь, так не придет сама.
Косолапый не кукса, что надо ухватит.
Захочет коза сена - будет у воза.
Захотят булавок - будут у наших лавок.
Проголодается, так сам догадается.
Многого захочешь - пораньше с постели вскочишь.
Лиса рано встает. На печи промыслов не водят.
Из семи печей хлебы едал (т. е. опытен).
Не первую волку зиму зимовать. Не первая зима волку зимовать.
Волку зима за обычай. Мошнику (глухарю) вся зима за одну ночь.
Не первый снег на голову. Соколу лес не в диво.
В первый и дай бог в последний!
Видывали мы виды. Мы на этом зубы съели.
Старого лесу кочерга. Тертый калач. Мозоли на зубах.
Мы и сами с усами. Стара штука (шутка).
Сказывай тому, кто не знает Фому, а я родной брат ему.
Про это и я тебе (я и сам тебе) песенку спою.
Не учи сороку вприсядку плясать. Ученого учить - только портить.
Млад годами, да стар бедами. Молод летами, да стар делами.
Я и сам обожженный кирпич. Это ловец старых овец.
Это травленый зверь (бывалый человек).
И на коне бывал, и под конем бывал.
Везде бывал: не был только у черта на рогах.
У меня уж терто полозом по шее. Щедровитый оспы не боится.
Кто в море бывал, тот лужи не боится.
Был на море, был и за морем. Бывал у моря, бывал и за морем.
Энциклопедия афоризмов

см.также КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Источник нашей мудрости - наш опыт. Источник нашего опыта - наша глупость.
•Саша Гитри
Опыт есть совокупность наших разочарований.
•Поль Оже
Опыт - это утраченные иллюзии, а не обретенная мудрость.
•Жозеф Ру
Учение - это изучение правил; опыт - изучение исключений.
Автор неизветен
Опыт отнюдь не мешает нам повторить прежнюю глупость, но мешает получить от нее прежнее удовольствие.
•Тристан Бернар
Опыт научил меня не доверять даже опыту.
•«Пшекруй»
Опыт: лотерейный билет, купленный после розыгрыша.
•Мариз Керлен
Опыт - это школа, в которой человек узнает, каким дураком он был раньше.
•Генри Уилер Шоу
Опыт - хороший учитель, но он предъявляет к оплате слишком большие счета.
•Минна Антрим
Опыт - самый плохой учитель; он предлагает контрольную прежде урока.
•Вернон Лоу
Опыт учит нас, что умирают всегда другие.
•Станислав Слонимский
Отсутствие опыта позволяет молодости совершать то, что старость считает невозможным.
•Жан Дюш
Ошибки молодых - неиссякаемый источник опыта для тех, кто постарше.
•Веслав Брудзиньский
Если бы опыт можно было продать по себестоимости, мы бы стали миллионерами.
•Эбигайл ван Берен
Опыт позволяет нам ошибаться гораздо увереннее.
•Дервуд Финчер
Кошка, однажды присевшая на горячую печку, уже никогда не сядет на горячую печку - и хорошо сделает, но уже никогда не сядет и на холодную.
•Марк Твен
Что может быть мучительнее, чем учиться на собственном опыте? Только одно: не учиться на собственном опыте.
•Лоренс Питер
Если не считать опыта по обмену опытом, то другого опыта у него не было.
•Цаль Меламед
Фраза: «У меня 25-летний опыт» - означает: «У меня годовой опыт, которому теперь уже 24 года».
•Клаус Моллер
Старые дураки - самые большие дураки. У них больше опыта.
•Автор неизветен
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ОПЫТ


будет выглядеть так: Что такое ОПЫТ