Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

НУМЕНИЙ

В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    НУМЕНИЙ из Апамеи (2-я пол. 2 в. н.э.) — антич. философ, тяготевший к Платону, неопифагореец. Н. видел в Платоне ученика Пифагора и преемника вост. мудрости. Мировоззрение Н. дуалистично: с одной стороны, три иерархич. ступени божественного (высшее божество — единый нус, демиург как создатель мира, космос как слепок демиурга), с др. — материя. Оба эти начала в эмпирич. действительности постоянно противоборствуют. В соотв. с этим, человек имеет две души: разумную и неразумную. Отличать божествен. от материального учит философия. Н. был предшест-венником неоплатонизма.
Античные писатели
    Нумений, Numenios, из Апамеи, II в. н. э., греческий философ. Пытался открыть в философии Платона учение пифагорейцев и мудрость Востока, особенно иудейскую, что привело к дуалистической картине мира и подчеркиванию трансцендентности Бога. Написал историю Академии, порицая эклектизм Антиоха Аскалонского и его последователей. Произведения Н. оказали большое влияние на Плотина, Оригена, Порфирия и поздний неоплатоников. Из сочинений Н. сохранились только фрагменты.
Философский энциклопедический словарь 2
         (2-я пол. 2 в.), антич. философ, представитель неопифагореизма и среднего платонизма, один из предшественников неоплатонизма. Родом из Апамеи в Сирии. Для учения Н. характерна иерархич. структура бытия и онтологич. дуализм. Высшее место в этой иерархии занимает первый бог (или первый ум-нус), который неподвижен и есть самоблаго, отец, монада. Наряду с ним вечно сосуществует материя: неразумная, непознаваемая и хаотичная. Будучи «текучей и нрава страстного», она как бы раскалывает вторую ипостась, или второй ум, демиурга, крый, с одной стороны, созерцает первый ум и умопостигаемое, с другой — тяготеет к материи, печётся о ней и соприкасается с чувственным. В противоположность первому уму, второй ум подвижен: упорядочивая материю и связывая её узами гармонии, он творит космос, который есть третий бог. Однако, но др. источникам, третьим богом является злая мировая душа, тесно связанная с материей, от неё произошла смертная часть че-ловеч. души, или неразумная душа. Высшая часть че-ловеч. души (разумная душа) сопричастна первому уму и познаёт его «один на один».
        Отличит. чертой Н. является стремление включить в философию вост. мудрость — учения брахманов, иудеев, магов и египтян. Аллегорически толкуя Ветхий завет, он пытается понять его в духе платонизма. Но, несмотря на известную фразу Н. о том, что Платон — это «говорящий поаттически Моисей», не следует преувеличивать вост. влияний в философии Н., которая в основе своей остаётся в традиции др.-греческой философии.
        Fragments. Texte etab. et trad, par E. des Places, P., 1973.
        Puесh H. С., Numenius d'Aparnee et les theologies orientales au second siecle, в кн.: Melanges Bidez, Brux., 1934, p. 746—78; Martano G., Numeriio d'Apamea, Napoii, 1960; Ley de H., Marrobius and Numenius, Brux., 1972.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: НУМЕНИЙ


будет выглядеть так: Что такое НУМЕНИЙ