Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

НОСТАЛЬГИЯ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(от греч. nostos — возвращение и algos — боль)
        тоска по родине.
Современная Энциклопедия
НОСТАЛЬГИЯ (от греческого nostos - возвращение и algos - боль), тоска по родине; тоска по чему-нибудь утраченному, ушедшему.
Медицинская энциклопедия
I
Ностальгия (nostalgia; греч. nostos возвращение + algos боль, тоска)
форма реактивного состояния, обусловленная полной или частичной утратой связи с родными местами. Развивается, главным образом, у эмигрантов, но может возникать также у малоквалифицированных рабочих, выезжающих на заработки, у лиц, находящихся в местах заключения, военнослужащих.
Основным проявлением Н. является депрессия (см. <<Депрессивные синдромы>>). В депрессивных переживаниях присутствуют мысли об утрате родины и связанной с ней прошлой жизнью. Мрачность настоящего, часто обусловленная одним лишь пониженным аффектом, а не реальными обстоятельствами, противопоставляется идеализированному прошлому. В более тяжелых случаях появляются тоскливый аффект, «предсердечная тоска», самоупреки, двигательные расстройства в форме заторможенности или возбуждения. В развитии ностальгических депрессий можно выделить три стадии. В первой стадии преобладает утомляемость, угнетенность, отгороженность с постоянным возвращением к мыслям о родине, о которых не говорят окружающим. Во второй стадии мысли о родине начинают доминировать в сознании над всеми остальными, они являются единственным предметом разговоров; при этом нарушаются сон, аппетит, снижается масса тела, падает работоспособность. В третьей стадии на фоне выраженной тоски возникают бредовые идеи, спутанность сознания. Н. может явиться причиной развития хронического алкоголизма и наркомании, а также самоубийств, агрессивных поступков (например, поджогов, убийств), которые в части случаев могут носить импульсивный характер (см. <<Импульсивные влечения>>). Н. может провоцировать развитие сердечно-сосудистых заболеваний, язвенной болезни. При Н. снижается общая сопротивляемость организма, ухудшается течение хронических заболеваний.
Развитие Н. и степень ее интенсивности обусловливаются сочетанием внешних и внутренних факторов. К усугубляющим внешним факторам относятся потеря связей с семьей, друзьями; наличие языкового барьера; отчужденность или недоброжелательность со стороны нового окружения; необратимость утраты и неопределенность будущего. Проявления Н. могут обостряться в связи с памятными датами (праздники, дни рождения близких, юбилеи и др.),
Внутренними факторами являются; психическое и физическое состояние; возраст (наиболее ранимы лица пожилого возраста), жизненные установки и система ценностей; уровень образования (малообразованные индивидуумы более ранимы); социальные возможности; пол (в сходных ситуациях Н. легче появляется у женщин).
Диагноз устанавливают на основании анамнеза и особенностей клинической картины. Дифференциальный диагноз следует проводить с психически провоцированной вяло протекающей шизофренией (<<Шизофрения>>) и маниакально-депрессивным психозом (<<Маниакально-депрессивный психоз>>).
Лечение осуществляют с помощью психотерапии (<<Психотерапия>>) в сочетании с психотропными средствами (<<Психотропные средства>>), в первую очередь, с антидепрессантами (<<Антидепрессанты>>) и транквилизаторами (<<Транквилизаторы>>). Положительный результат, хотя и не во всех случаях, дает возвращение индивидуума в условия прежней жизни.
II
Ностальгия (nostalgia; греч. nos-tos возвращение + algos боль, тоска)
в психиатрии — форма реактивного состояния, обусловленная длительным отрывом от родины и проявляющаяся главным образом депрессивным синдромом.
Орфографический словарь Лопатина
ностальг`ия, ностальг`ия, -и
Словарь Ожегова
НОСТАЛЬГ’ИЯ, -и, жен. (книжн.). Тоска по родине, а также вообще тоска по прошлому.
прил. ностальгический, -ая, -ое. Ностальгические нотки.
Словарь Ушакова
НОСТАЛЬГ’ИЯ, см. НОСТАЛГИЯ.
Толковый словарь Ефремовой
[ностальгия]
ж.
Тоска по родине.
Психологический словарь (И.М.Кондаков)
Этимология.
Происходит от лат. nostos - возвращение на родину + algos - боль, печаль.
Категория.
Клиническое нарушение.
История.
Тоска по дому. На протяжении развития психологии и психиатрии наполнение этого понятия существенно менялось. Первым ввел это понятие врач J.Hofer (1688) в труде "Dissertatio medica de Nostalgia oder Heimweh", где шла речь о заболеваниях швейцарских солдат, служивших наемниками вдали от своей страны, и студентов, которые исцелялись вскоре после возвращения на родину. Выделялись три стадии развития этого заболевания:
• больной чувствует себя уставшим, печальным, он молчалив, ищет уединения, постоянно думает о родных местах, но не говорит об этом;
• мысли о родине приобретают форму "идеи фикс", появляется бессонница, пропадает аппетит, нарушается пищеварение, повышается кровяное давление;
• окончательно формируется бредовая идея или возникает состояние острого помешательства, также возникает возможность смерти от истощения, если больной не получает сообщение о возможности вернуться на родину. Это состояние порой распространялось в виде эпидемий (например, у наполеоновских солдат).
В XVIII столетии, в рамках философии Ж.Ж.Руссо, оно стало пониматься как тоска по неиспорченным нравам сельского мира, тесно связанного с природой. В последнее время интерес к данному явлению возрождается на основе понимания его как состояния неудовлетворенности жизнью у современного человека.
Новый философский словарь
I
(лат. nostalgie - тоска по родине, по прошлому)
комплекс устойчивых долговременных негативных психических переживаний экзистенциального характера, могущий носить различную содержательную нагрузку, а также быть сопряженным с предельно разнородными ассоциациями. Традиционно Н. сочетается с состоянием одиночества, грусти, ощущением взаимной отчужденности от себя самого, с одной стороны, и своего социального окружения вкупе со средой обитания, с другой стороны. Формирование Н. как осознаваемого психического феномена, присущего не только индивидам, но и численно значимым категориям людей, связано с определенным набором исторических трансформаций общества и человека. 1) Осознание индивидами самих себя как специфических самостей, четкое уяснение оппозиций "мы - они", "я - ты" (Б. Поршнев). 2) Превращение миграционных процессов вкупе с индивидуальным и коллективным освоением новых территорий обитания в постоянный фактор жизни многих людей. 3) Рост степеней сложности состояния "социализированности", "включенности" человека: рост численности и иерархизация референтных групп, от которых индивид/индивиды являются эмоционально зависимыми. 4) Четкое представление людей о "разнокачественности", необратимости, невоспроизводимости состояний человеческой психики наравне с событиями и ситуациями реальной жизни. 5) Выработка соответствующего набора понятий для описания и обозначения сложных и глубоко интимных психических состояний. Ностальгические состояния человека можно разделить на Н. "бытийного" (пространственного и социального) и "временного" типов. "Пространственая" Н. наиболее близка особой предрасположенности человека к определенным ландшафтам, пейзажам, облику времен года и ритму их смены и т.п. "Социальная" Н. связана с традиционным и первичным для человека, но утерянным им кругом человеческого и профессионального общения, эмоциональных и культурных привязанностей и т.д. "Временная" Н., традиционно обусловлена наличием в жизни каждого человека ярких и предельно эмоционально окрашенных периодов (первая влюбленность, радость отцовства, материнства и т.п.). "Временная" Н. может быть тесно перпле-тена с Н. социального порядка в тех случаях, когда массивы индивидуально значимой информации, которые транслировались человеку обществом и непосредственным социальным окружением (в те или иные временные периоды) были особо созвучны установкам личности, совокупности ее жизненных ценностей и приоритетов. Особо болезненной разновидностью Н. "временного" типа выступает Н. "по настоящему времени", связанная, по-видимому, с состоянием внутренней неудовлетворенности человека самим собой и собственным социальным положением, своими взаимными отношениями с окружающими. Иногда Н. такого типа порождается комплексом идеализирующих представлений личности о том или ином явлении или исторической эпохе. Из совокупности их характеристик вычленяются те, которые наиболее созвучны социальным ожиданиям и предпочтениям человека (мнение о себе самом как о человеке "19" или "серебряного" века - для российской ментальности). Абсолютно невозможное в полном объеме преодоление Н. парциально осуществляется в современном обществе посредством ряда мероприятий: а) постепенное формирование всемирного информационного поля (спутниковое TV, компьютерные сети), а также эволюция межперсональных средств связи; б) стандартизация потребляемых продуктов питания и предметов первой необходимости; в) унификация условий проживания людей - "мигрантов по своей воле" в различных частях света - (например, сеть отелей "Хилтон" по всему миру и т.п.). Психическое измерение состояния Н., обусловленное спецификой протекания индивидуальных процессов рефлексии, самосознания и самопознания у разных людей, вряд ли в принципе преодолимо в полном объеме. Альтернативой Н. в различных ее обликах выступает мировоззрение и мироощущение космополитизма.
А.А. Грицанов, А.И. Мерцалова
II
ностальгическое (греч. nostos - возвращение и algos - боль) - универсалия культуры, отражающая острое переживание прошлого в качестве утраты. Связана с психологическими особенностями эмоционального восприятия человеком временных параметров своего бытия и, в первую очередь, с его интенцией утвердиться во времени, проявляющейся как жажда счастья. Свойственная для европейской культуры позитивная эмоциональная окрашенность восприятия времени артикулируется применительно к настоящему как счастье, к будущему - как надежда, и к прошлому - как Н. И если для рефлексивно фиксированной в сознании аксиологической шкалы ценностным максимумом выступает именно счастье как таковое, то в реальной культурно-психологической динамике акцентированными оказываются как раз надежда и Н. Это обусловлено, прежде всего, тем, что поскольку счастье как состояние может быть описано в терминах экстатического переживания, предполагающего своего рода растворенность в процессе, постольку ему отнюдь не свойственна установка на параллельный рефлексивный анализ, - счастливый не мудрствует (у Р. Бернса: "И невдомек ему, что счастье - тут. // Предчувствия счастливых не терзают. // Они конца мучительно не ждут, // Безоблачно не зная о начале"). Кроме того, как известно, длительность перцептуаль-ного времени непосредственно зависит от его событийной наполненности, и чем более интенсивна последняя, тем более скоротечным оно воспринимается в момент переживания и тем более длительным кажется в ретро-оценке. Это означает, что кульминационная реализация счастья во временном отношении точечно воспринимается субъектом как мгновение (те самые пресловутые счастливые, которые "часов не наблюдают"), в то время как в воспоминании счастливый отрезок, напротив, субъективно растянут (ср. "И дольше века длится день" у Арc. Тарковского). Более того, психологами установлено, что свыше 80% воспоминаний окрашено у человека в розовый цвет, и даже то, что в свое время не переживалось в качестве счастья, в ретроспективе подвергается переоценке и осмысливается в качестве ценности. - В сумерки вылетает не только сова Минервы, но и аполлоновский лебедь, птица гармонии, облетая свои владения, подернутые флером воспоминаний, смягчающим острые углы и акварельно-размыто обрисовывающим силуэт пережитого счастья. Past perfect - это время, в котором человек всегда может указать на безоблачное счастье: вот оно, было! (В качестве концептуализации этого вектора сознания выступают ранние теории "золотого века", неизменно отнесенного в прошлое.) В этом смысле Н. - это всегда Н. по прошлому, фантомная боль временного существования. Н. как тоска по родине - в случае, если эта родина утрачена: ты ушел (пространственно уехал, оставил) или она оставила, ушла в прошлое ("Привыкай, привыкай: мы теперь - эмигранты, // Ни на миг не покинув родную страну...") у И. Димарина); Н. по юности - если эта юность уже позади (пронзительное восприятие любимой в юности музыки, сакральное отношение к "песням нашей молодости", выбор для своих детей книг, читанных в детстве, - все это, в сущности, позиция бабушки в "Белых ночах" Достоевского: "Севильский цирюльник"? Да это тот самый "Цирюльник", которого в старину давали? Да как же, как не знать! Я сама в старину на домашнем театре Розину играла!.. Да, пожалуй, поедем! Отчего же не поехать?!"); Н. по ушедшей любви, дружбе, по "прежним временам" - в конечном итоге, по любому plus quam perfekt. Строго говоря, именно неучет этой особенности человеческого сознания и является мефистофелевой ошибкой: сколько было бы уловлено душ, если бы вместо предполагающего рефлексию "Остановись, мгновенье, ты прекрасно" в договор было бы внесено ретроспективно ностальгическое: "Мгновение, вернись!"
М.А. Можейко
Философский энциклопедический словарь
НОСТАЛЬГИЯ (от греч. nostos – возвращение и дlgos – боль) – тоска по родине. Ностальгия всегда связана с воспоминаниями о прошлом, чаще всего о детстве. Мучительно тосковавший по России Набоков признавался, что для него родина – это в первую очередь воспоминания о его «совершеннейшем, счастливейшем детстве». Связанный неразрывными узами с матерью, подрастающий ребенок начинает осознавать себя как отдельное, самостоятельное существо, но по-прежнему ощущает свое единство с семьей, с окружающим миром. Эта гармония нарушается, как правило, в тот момент, когда у человека пробуждается личное самосознание. Его тянет нарушить родительские предписания, начать жить по-своему, своим умом. Так происходит событие, называемое в психологии «разрывом первичных уз». Оно описано еще в евангельской притче о блудном сыне и повторяется из поколения в поколение на протяжении веков. В результате этого разрыва человек становится более свободным и самостоятельным, но его первоначальное единство с миром навсегда разрушается. Теперь он обречен на то, чтобы постоянно преодолевать неуверенность, сомнения, одиночество и страх, самому принимать решения и отвечать за них, – он становится взрослым. Ностальгия – это болезнь, поражающая только взрослых. Иногда взрослый человек устает от своей свободы и самостоятельности, ему становится невыносимо трудно одному нести бремя ответственности. В период слабости, сомнений, внутреннего кризиса его охватывает ностальгия – тоска по уютному миру детства, в котором он не был одинок и предоставлен сам себе. Он стремится вновь обрести эту утраченную гармонию с миром, ощущение внутренней целостности. Как библейский блудный сын, человек, охваченный приступом ностальгии, решает вернуться домой. Но, возвращаясь, не находит на прежнем месте того дома и тех людей, которых он покинул, или находит их до неузнаваемости изменившимися. Мы не можем, как бы нам этого порой ни хотелось, вернуться в мир своего детства, юности. Этим, кстати, объясняется и тот странный на первый взгляд факт, что почти никто из представителей третьей волны российской эмиграции, получив возможность вернуться на родину, не сделал этого. Ведь им пришлось бы вернуться в какую-то др. страну, совсем не в ту, какую они помнят и знают. В стихотворении Коржавина «...Я каждый день встаю в чужой стране» есть такие строки: «Я знаю сам: /Здесь тоже небо есть. /Но умер там/ И не воскресну здесь». Есть ли какой-то выход для человека, страдающего мучительной ностальгией? К сожалению, нет. Это как безответная любовь: ничего сделать нельзя, нужно просто пережить. Но существуют средства, которые помогают человеку пережить самую безнадежную ситуацию. Юноша, страдающий от безответной любви, либо стреляется, как Вертер, либо становится поэтом, как Гете. Помогает пережить ностальгию, напр., объединение в группы людей с общим прошлым (разнообразные клубы ветеранов, однополчан, бывших одноклассников, однокурсников), ритуальные действия (возвращение в родные места, посещение музеев, памятников, кладбищ).
Энциклопедия афоризмов

см.также ПРОШЛОЕ
Ностальгия - это желание вернуть то, чего мы никогда не имели.
•Автор неизветен
Ностальгия - это когда вспоминаешь, как хорошо было сидеть перед уютным камином, но уже не помнишь, как пилил дрова для него.
•Автор неизветен
И ностальгия уже не та, что была раньше.
•Симона Синьоре
-Какая прекрасная сегодня луна! - Да, но если бы вы видели ее до войны...
•Оскар Уайльд
Не говори: «отчего это прежние дни были лучше нынешних?», потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом.
•Екклесиаст, 7, 10
Мы живем в то доброе старое время, о котором так часто будет слышать следующее поколение.
•Лоренс Питер
Жертва часто возвращается на место преступления, чтобы повздыхать о старом добром времени.
•Веслав Брудзиньский
Счастье не действительность, а только воспоминание: счастливыми кажутся нам наши минувшие годы, когда мы могли жить лучше, чем жилось, и жилось лучше, чем живется в минуту воспоминаний.
•Василий Ключевский
Я становлюсь забывчив. Жалуясь, что все уже нынче не то, что раньше, я каждый раз забываю включить в этот перечень себя.
•Джордж Берне
Мы хорошо помним прежние золотые деньки - потому что их было так мало.
•Автор неизветен
Чем хуже память, тем лучше помнишь старое доброе время.
•Автор неизветен
Память - единственный рай, из которого нас не могут изгнать.
•Жан Поль
Настоящий рай - потерянный рай.
•Марсель Пруст
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: НОСТАЛЬГИЯ


будет выглядеть так: Что такое НОСТАЛЬГИЯ