Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

НИЛ СОРСКИЙ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(в миру — Николай Майков)
        (около 1433 — 1508), русский церковный и общественный деятель, глава нестяжателей (См. Нестяжатели). Постригся в монахи Кирилло-Белозерского монастыря, затем странствовал по Востоку, побывал в Константинополе и Афоне, где познакомился с Исихазмом, изучал патристическую литературу (см. Патристика). Вернувшись на родину, основал вблизи Кирилло-Белозерского монастыря, у реки Соры, обитель, где поселился со своими единомышленниками. Учение Н. С. отличалось от авторитарного и внешнеобрядового направления в русском православии. В своих сочинениях Н. С. развивал мистико-аскетические идеи в духе исихазма Григория Синаита (См. Григорий Синаит), требуя сосредоточения верующего на своём внутреннем мире, личного переживания веры как непосредственного единения верующего с богом. Опираясь на высказывание из послания Павла «не трудящийся да не ест», Н. С. требовал от монахов участия в производительном труде; он выступал за реформу монашества на началах скитской жизни. По отношению к еретикам Н. С. рекомендовал отказ от насилия и гонений. Учение Н. С. противостояло воинствующей церкви, идеологом которой являлся Иосиф Волоцкий (см. Иосифляне). На соборе 1503 Н. С. защищал политику великокняжеской власти, направленную на секуляризацию церковных монастырских земель.
         В литературном наследии Н. С. большое место занимают вопросы психологии человеческих страстей, при изучении которых он опирался на традиции византийской аскетики. Вслед за Иоанном Лествичником (См. Иоанн Лествичник) Н. С. выделяет следующие стадии в развитии страстей: восприятие («прилог»), фиксация («сочетание»), адаптация («сложение»), утверждение («пленение») и, наконец, доминация — «страсть» в её подлинном значении. Усилием воли и переменой внешнего образа жизни человек должен преодолевать свои страсти на ранних стадиях их развития.
         Продолжателями идей Н. С. были Вассиан Патрикеев Косой и Артемий Троицкий.
         Соч.: Нила Сорского Предание и Устав, СПБ, 1912.
         Лит.: Архангельский А. С., Нил Сорский и Вассиан Патрикеев..., ч. 1 — Преподобный Нил Сорский, СПБ, 1882; Лурье Я. С., Направление Нила Сорского в идеологической борьбе конца XV в., в его кн.: Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV — начала XVI вв., М. — Л., 1960; Лилиенфельд Ф., О литературном жанре некоторых сочинений Нила Сорского, в кн.: Труды отдела древнерусской литературы, т. 18, М. — Л., 1962, с. 80—98; Lilienfeld Fairy von, Nil Sorskij und seine Schriften, B., 1963.
         А. И. Клибанов.
Современная Энциклопедия
НИЛ СОРСКИЙ (Майков Николай) (около 1433 - 1508), основатель и глава нестяжательства в России. Развивал идеи нравственного самоусовершенствования и аскетизма. Противник церковного землевладения, выступал за реформу монастырей на началах скитской жизни и личного труда монахов.
Энциклопедия Отечеcтво
НИЛ СОРСКИЙ (в миру Майков Николай) (ок. 1433-1508), глава течения в Русской православной церкви, получившего наименование нестяжательства. Основал скит у р. Сора, близ Кирилло-Белозерского монастыря. Развивал идеи нравственного самоусовершенствования, аскетизма, призывал к сосредоточению молящихся на своём внутреннем мире, к единению верующего с Богом. Противник церковного землевладения, выступал за реформу монастырей на началах скитской жизни и личного труда монахов. Канонизирован Русской православной церковью.
Философский энциклопедический словарь 2
        (в миру — Николай Майков) (ок. 1433—1508), рус. мыслитель, церк. и обществ. деятель, глава нестяжателей. Учение Н. С. отличалось от авторитарного и внешнеобрядового направления в рус. православии. В своих соч. Н. С. развивал мистико-аскетич. идеи в духе исихазма Григория Синаита, требуя сосредоточения верующего на своём внутр. мире, личного переживания веры как непосредств. единения с богом. Опираясь на высказывание из послания Павла «не трудящийся да не ест», Н. С. требовал от монахов участия в производит. труде; выступал за реформу монашества на началах скитской жизни. По отношению к еретикам Н. С. рекомендовал отказ от насилия и гонений. Учение Н. С. противостояло воинствующей церкви, идеологом которой являлся Иосиф Волоцкий. В лит. наследии Н. С. большое место занимают вопросы психологии человеч. страстей, при изучении которых он опирался на традиции патристики. Продолжателями идей Н. С. были Вассиан Патрикеев Косой и Артемий Троицкий.
        Нила Сорского Предание и Устав, [СПБ], 1912.
        Архангельский А. С., Н. С. и Вассиан Патрикеев ..., ч. 1, СПБ, 1882; Лурье Я. С., Направление Н. С. в идеологнч. борьбе кон. XV в., в его кн.: Идеологии, борьба в рус. публицистике кон. XV — нач. XVI вв., М.— Л., 1960; Л илиенфельд Ф., О лит. жанре некоторых соч. Н. С., в кн.: Тр. отдела др.-рус. литры, т. 18, М,— Л., 1962, с. 80—98; Lilienfеld F. v., Nil Sorskij und seine Schriften, B., 1963.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: НИЛ СОРСКИЙ


будет выглядеть так: Что такое НИЛ СОРСКИЙ