Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

НИГИЛИЗМ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(от лат. nihil — ничто, ничего)
        в России общественное умонастроение и мироощущение передовой разночинной интеллигенции 60-х гг. 19 в., проявлявшееся в решительном отрицании господствующей идеологии, морали, норм жизненного поведения. Н. возник в годы революционной ситуации 1859—61 (См. Революционная ситуация 1859-61), отражал кризис феодально-крепостнической системы, был важным моментом формировавшегося революционно-демократического мировоззрения и представлял собой прогрессивное явление. Н. отвергал религиозные предрассудки, идеалистическую философию, деспотизм в общественной и семейной жизни, либеральное обличительство, «искусство для искусства» и «науку для науки», требовал свободы личности и равноправия женщины, пропагандировал «разумный эгоизм», утилитаризм и призывал к изучению естествознания. Расплывчатость положительной программы Н. приводила его представителей к схематизму, излишней прямолинейности, к издержкам в полемике. Н. не был цельным мировоззрением, а объединял своих сторонников лишь неприятием существующей действительности; вследствие этого из числа нигилистов к концу 60-х гг. наряду с активными деятелями революционно-демократического движения вышли и умеренные либеральные деятели. Литературным органом, выражавшим идеи Н., был журнал «Русское слово», ведущую роль в котором играл Д. И. Писарев. К Н. в широком смысле относят также всех представителей революционно-демократического лагеря 1860-х гг. во главе с «Современником» Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова.
         Термин «Н.» получил распространение после опубликования романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» (1862), в котором главный герой Базаров назван нигилистом. До этого времени идеи Н. в журнальной полемике назывались «отрицательным направлением», а его представители — «свистунами» (см. «Свисток»). Подхваченный в условиях спада революционной ситуации реакционной публицистикой, термин «Н.» стал бранной кличкой и широко использовался в журнальной полемике, официальных правительственных документах и антинигилистических романах (А. Ф. Писемский «Взбаламученное море», Н. С. Лесков «Некуда», В. П. Клюшников «Марево» и др.) для дискредитации революционной идеологии и демократического движения. Противники приписывали Н. стремление к разрушению основ цивилизации, отрицание духовных ценностей, аморализм.
         Почти исчезнувший из полемической литературы к концу 60-х гг. термин «Н.» позднее использовался в реакционной публицистике в моменты обострения классовой борьбы в применении к революционерам. Некоторые современные буржуазные авторы за рубежом неправомерно распространяют термин «Н.» на те формы русского освободительного движения, наследниками которых выступили большевики.
         Лит.: Козьмин Б. П., Литература и история, М., 1969, с. 225—42; Новиков А. И., Нигилизм и нигилисты, Л., 1972, с. 34-117.
Современная Энциклопедия
НИГИЛИЗМ (от латинского nihil - ничто), отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культурных традиций и т.п. Получает особое распространение в кризисные эпохи общественно-исторического развития. В России термин "нигилизм" получил распространение после появления романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" (1862). Во 2-й половине 19 в. нигилистами называли представителей радикального течения разночинцев-шестидесятников, отрицавших крепостнические устои и религию.
Русская цивилизация
(от лат. nihil — ничто, ничего), идея тотального отрицания, форма самосознания значительной части русской интеллигенции 1860-х.
Сформировавшись как слой безродный, бескорневой, лишенный понятия о настоящей духовной жизни, но наделенный безмерной интеллектуальной гордыней, интеллигенция стала главным разрушителем традиционных ценностей русской жизни. Нигилизм явился закономерным итогом отщепенства «образованного» слоя России от основ подлинно русского мировоззрения. При этом нравственное убожество нигилизма, отвергавшего религию, да и вообще всякую независимую этику и мораль (вот они — истоки «классового подхода к явлениям»), подменявшего моральные категории началами «пользы» и «удовольствия», — ничто перед жутью его практического применения.
Возрастая в лоне западничества, нигилизм воспринял в себя его худшие черты. Появившийся на исторической сцене разночинец (точнее сказать — «бесчинец», лишенный традиционных сословных связей в жизни) придал явлению еще более дикие формы. Началась, но меткому выражению протоиерея Георгия Флоровского, «роковая болезнь — одичание умственной совести». «Человеческая личность шире истины» — это безумное утверждение «народника» Н.К. Михайловского становится определяющим характер времени. Утрачивается сама потребность в Истине, теряется познавательное смирение перед действительностью, и в безбожной «свободе» человек являет собой жалкую картину средоточия разрушительных и гибельных страстей.
Все было бы не столь ужасно, если бы вождями нигилизма остались люди, подобные Чернышевскому и Добролюбову: недоучившиеся семинаристы, разгневанные разночинцы и разочаровавшиеся поповичи (а оба кумира «передовой общественности» вышли из духовного сословия) не являли собой серьезной опасности. Убогость их мировоззрения и скудость творческих возможностей вскоре породили бы ответную реакцию (что, кстати, и случилось, когда в конце века интеллигенция ударилась в богоискательство). Но, к несчастью, дело этим не кончилось, и нигилизм стал страшным орудием в руках настоящих изуверов-фанатиков.
Эти люди не строили никаких иллюзий. Они видели зло, всемерно потворствовали и сознательно служили ему. «Страсть к разрушению есть творческая страсть», — слова Михаила Бакунина говорят сами за себя. Нужно зажечь мировой пожар, разрушить старый мир, а для этого все средства хороши. Русь расчетливо и цинично звали к топору, предполагая (весьма основательно, как показала история) в хаосе страшного русского бунта достичь своих богоборческих целей.
Митрополит Иоанн (Снычев)
Орфографический словарь Лопатина
нигил`изм, нигил`изм, -а
Словарь Даля
жен., ·*лат. безобразное и безнравственное ученье, отвергающее все, чего нельзя ощупать.
Словарь Ожегова
НИГИЛ’ИЗМ, -а, муж. (книжн.). Полное отрицание всего, полный скептицизм. Детский н. (противопоставление себя взрослым как болезненное состояние или как результат неправильного воспитания).
прил. нигилистический, -ая, -ое. Нигилистическое отношение к чему-н.
Словарь Ушакова
НИГИЛ’ИЗМ, нигилизма, мн. нет, ·муж. (·книж. ).
1. Образ мыслей нигилиста (·ист. ).
2. Голое отрицание всего, логически не оправданный скептицизм.
Толковый словарь Ефремовой
[нигилизм]
1. м.
Полное отрицание всего; полный скептицизм.
2. м.
Течение русской общественной мысли 60-х гг. X1X в., отрицающее устои и традиции дворянского общества, крепостничества.
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
НИГИЛИЗМ (от лат. nihil - ничто, ничего) - англ. nihilism; нем. Nihilismus. 1. Отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры, форм обществ, и госуд. жизни. 2. Течение русской обществ, мысли 60-х гг. XIX в., отрицающее традиции, устои дворянского общества, крепостничество и призывавшее к их разрушению во имя радикального переустройства общества.
История философии. Энциклопедия
НИГИЛИЗМ, ( лат. nihil - ничто) - исходно - одна из характерных черт буддистской и индуистской философии. Согласно присущему им Н. ( или пессимизму), в посюстороннем мире в принципе не присутствует изначальная реальность, ибо она не имеет имени и формы; оформленной же и получившей имя является приносящая страдания иллюзия. Жизнь, таким образом, выступает ничем иным как нескончаемой сменой рождений и смертей, лишенной смысла и назначения. Спасение человека суть спасение от жизни. В истории философии европейского типа Н. воплощался в ряде разнокачественных версий: I) Универсалия неклассической европейской культуры, последовательно анти- рационалистическая философская концепция, мироощущение и поведенческий принцип, фундированные акцентированным отрицанием ( в смысле хайдеггеровской " негации") тех или иных социокультурных оснований. Как особый термин " Н." был введен в оборот немецким философом Ф. Г. Якоби в его послании к Фихте ( 1799). Слово " Н." приобрело широкую распространенность среди интеллектуалов Европы после осмысления богоборческих интенций Великой французской революции и во многом благодаря роману И. С. Тургенева " Отцы и дети" ( 1862). Ницше, заимствовав термин " H." y Тургенева, обозначал им явление, связанное с переоценкой всех высших ценностей, т. е. именно тех, которые только и наполняют смыслом все действия и стремления людей. Как отмечал Ницше, "... нигилизм петербургского фасона ( что означает истовую веру в неверие, готовую принять за это любые муки), эта горячность свидетельствует в первую очередь о потребности в вере...". По Ницше, нет больше ничего, во имя чего следует жить и к чему надо было бы стремиться: " что означает нигилизм? То, что высшие ценности теряют свою ценность, нет цели, нет ответа на вопрос зачем". Вместе с исчезновением страха перед человеком уходит и безусловная любовь к нему. H. y Ницше суть порождение трагического распада мира на бытие и смысл. Н. может быть преодолен лишь посредством имманентизации человеком идей " воли к власти" и " вечного возвращения". Таким образом, H. y Ницше, выступая в ипостаси не идеологии, а метафизики, преследовал цель обоснования жизнеутверждающих принципов, обозначения " нового пути к " Да". Согласно Ницше, традиционный европейский Н. шопенгауэровского типа характеризуется стремлением к жизни " в согласии с целями, установленными извне". Русский же Н., по Ницше, " научившись не доверять какому- то одному авторитету... стремился найти другой". По замечанию Ницше, люди привыкли полагать опорой " если не Бога и не науку, то совесть, разум, общественный инстинкт или историю", рассматриваемые как " имманентный дух с присущей ему целью, на чью милость можно положиться". Осознание же того, что внешнего целеполагания нет, как и нет внешнего для человека мирового порядка, результируется в отказе людей от попыток осмысления чего- либо, лежащего вне пределов посюсторонней субстанции бытия. Тем не менее, нередко, с точки зрения Ницше, философы и мечтатели измысливают " в качестве истинного мира новый мир, потусторонний нашему" в сравнении с каковым наш мир полностью обесценивается. И лишь когда человек осознает то, что и этот якобы " подлинно- истинный" мир - не более чем творение рук человеческих, компенсация неосуществленных желаний, - вот тогда, по Ницше, и начинается подлинный Н. Любая картина мира утрачивает смысл, а сам этот мир полагается единственно- данным, хотя и бесструктурным, бесцельным и лишенным ценности. По Ницше: " Сознание отсутствия всякой ценности было достигнуто, когда стало ясным, что ни понятием " цели", ни понятием " единства", ни понятием " истины" не может быть истолкован общий характер бытия... Недостает всеобъемлющего единства во множестве совершающегося: характер бытия не " истинен", а ложен... в конце концов, нет более основания убеждать себя в бытии истинного мира... Коротко говоря: категории " цели", " единства", " бытия", посредством которых мы сообщили миру ценность, снова изымлются нами - и мир кажется обесцененным". Обесцененным - в смысле того, что ему ( миру) вообще бессмысленно приписывать какую бы то ни было ценность / как, например, приписывать массу буквам алфавита - А. Г., T. P./. Как же акцентированно утверждал сам Ницше, именно состояние ума как нуждающегося в цели, должно быть преодолено. Таким образом, Н., по Ницше, предполагает картину мира, предельно лишенную иллюзий; картину миpa, радикально враждебного всевозможным человеческим устремлениям; картину мира, лишенного всякого - в т. ч. и морального - порядка. Согласно Делезу (" Ницше и философия"), всеобщая история являет собой переход от предыстории к постистории. В интервале между данными полюсами процедуры культурной дрессировки были призваны превратить изначально первобытное животное в " индивида суверенного и дающего законы", в субъекта, способного осуществить кантовское " управляем именно мы". История не достигла своей цели: возник человек озлобленный, человек больной; болезнь эта называется " Н.". Излагая ход мыслей Ницше, Делез отмечает: последний человек, " уничтожив все, что не есть он сам", заняв " место Бога", оказался отвергнут всеми и всем. Этот человек должен быть уничтожен: настал момент перехода от ничто воли ( болезнь Н.) к воле к ничто, от Н. незавершенного, болезненного и пассивного к активному Н. ( Не случайно, что Хайдеггер усматривал одну из заслуг Ницше в том, что тот осмыслил Н. как принцип, логически центрирующий на себе европейскую историю.) В психоанализе Н. понимался как результат разрушения баланса между гнетущим ханжеством традиций и буйством бессознательного. В рамках как французского ( Камю, Сартр), так и немецкого ( Ясперс) экзистенциализма Н. трактуется как изначальная бытийная данность. Постулирование роли Н. как значимого основания перспективных мыслительных подходов осуществили Адорно в своей " негативной диалектике" и Маркузе ( стратегия " Великого Отказа"). Н. требует многомерного и радикального самооправдания от всякой ( в первую очередь, утонченной) культуры: по саркастической оценке Мертона, нигилисты - это те, кто " не верует в Бога" и " не ходит в баню". II) В современной философии, культурологии и психологии европейский Н. второй половины 20 в. может ассоциироваться с рядом интеллектуальных феноменов: 1) С теоретическими установками, присущими определенной генерации европейских мыслителей: так, стиль Фуко, внешне отвечая позитивистским критериям ( работа с многочисленными архивными документами, первичными текстами и т. п.), фундирован пафосным Н. по отношению к пониманию фактов в позитивизме. По мысли Фуко, " если интерпретация никогда не может быть завершена, то это просто потому, что нечего интерпретировать. Не существует никакого абсолютно первого объекта интерпретации, поскольку по сути все уже представляет собой интерпретацию, каждый знак сам по себе является не вещью, открывающейся для интерпретации, но интерпретацией других знаков". Тексты Фуко, сопровождаемые колоссальным критическим инструментарием ( цитаты, документы и т. д.), выступают по сути сказочными фантазиями- романами. 2) С пафосным интеллектуально- аксиологическим поворотом, осуществляемым постмодернизмом ( см. Постмодернизм, Этика). 3) С массовыми явлениями психоневротического и патологически- деструктивного порядка ( см. " Сверх- Я", " Смерть Бога"). III) 1) Духовное явление, порожденное русским изданием византийского христианского канона и содержащее сильное переживание элемента православной аскезы: московское православие, как известно, никогда не имело собственно богословской модели оправдания культуры как таковой. Нередко отмечалось, что у русских нет культуропоклонства, свойственного людям западной цивилизации ( у Достоевского: " все мы нигилисты"; у Бердяева: русские по природе своей - апокалиптики или нигилисты). Как писал Флоренский, " идиотизм, идиот в древнем смысле этого слова - вовсе не слабоумный, а частный человек, не участвующий в исторической жизни, живущий в себе, вне связи с обществом. Быть идиотом - это, пожалуй, наилучший удел, особенно если бы можно было идиотствовать до конца, то есть сделаться полным идиотом". 2) Радикальная форма русского просветительства - сопряженная с православным Н. нравственная критическая рефлексия над культурой, созданной- де привилегированным слоем и для него лишь предназначенной (" рафинированный" Н. Запада не был связан с Просвещением). По мысли Бердяева, Л. Толстой - " гениальный выразитель религиозно обоснованного нигилизма в отношении к культуре. В нем сознание вины относительно народа и покаяние достигли предельного выражения". Поясняя неприятие русскими однозначных, рационализированных, " чистых" общественных форм, их эмоциональную устремленность к " концу истории", их отказ от логической ступенчатости исторического процесса, Шпенглер подчеркивал: Россия есть апокалиптический бунт против античности - против совершенной формы, совершенной культуры. По Г. Флоровскому же, русский Н. суть анти- исторический утопизм. IV) В философии М. Мамардашвили, Н. - своеобразный способ пережить собственное поражение, итог " несамодостаточности человеческих состояний". В этом контексте Н. не требует ответов на смысложизненные вопросы, требующие духовного напряжения; он есть отказ от пафосной формулы " Я могу", отказ от установки на преодоление экзистенциальных жизненных обстоятельств. Нигилист такого типа возлагает надежды на " самодействующие механизмы" человеческого бытия. Такой Н. исключает для человека осуществление поступков в положении " лицом к лицу" с подлинной сутью дел; он ориентирован на взаимодействие с " масками- марионетками", не являющимися носителями высоких жизненных смыслов. Как утверждает Мамардашвили, " поступок - это случившееся состояние мысли". По Мамардашвили, " если человек достигает степени самоуважения посредством упрощенных схем, то он скорее убьет того, кто покусится разрушить эти схемы, чем расстанется с ними".
A. A. Грицанов, Т. Г. Румянцева
История философии. Грицианов
(лат. nihil — ничто) — исходно — одна из характерных черт буддистской и индуистской философии. Согласно присущему им Н. (или пессимизму), в посюстороннем мире в принципе не присутствует изначальная реальность, ибо она не имеет имени и формы; оформленной же и получившей имя является приносящая страдания иллюзия. Жизнь, таким образом, выступает ничем иным как нескончаемой сменой рождений и смертей, лишенной смысла и назначения. Спасение человека суть спасение от жизни. В истории философии европейского типа Н. воплощался в ряде разнокачественных версий: I) Универсалия неклассической европейской культуры, последовательно анти-рационалистическая философская концепция, мироощущение и поведенческий принцип, фундированные акцентированным отрицанием (в смысле хайдеггеровской ‘негации’) тех или иных социокультурных оснований. Как особый термин ‘Н.’ был введен в оборот немецким философом Ф.Г.Якоби в его послании к Фихте (1799). Слово ‘Н.’ приобрело широкую распространенность среди интеллектуалов Европы после осмысления богоборческих интенций Великой французской революции и во многом благодаря роману И.С.Тургенева ‘Отцы и дети’ (1862). Ницше, заимствовав термин ‘H.’ y Тургенева, обозначал им явление, связанное с переоценкой всех высших ценностей, т.е. именно тех, которые только и наполняют смыслом все действия и стремления людей. Как отмечал Ницше, ‘... нигилизм петербургского фасона (что означает истовую веру в неверие, готовую принять за это любые муки), эта горячность свидетельствует в первую очередь о потребности в вере...’. По Ницше, нет больше ничего, во имя чего следует жить и к чему надо было бы стремиться: ‘что означает нигилизм? То, что высшие ценности теряют свою ценность, нет цели, нет ответа на вопрос зачем’. Вместе с исчезновением страха перед человеком уходит и безусловная любовь к нему. H. y Ницше суть порождение трагического распада мира на бытие и смысл. Н. может быть преодолен лишь посредством имманентизации человеком идей ‘воли к власти’ и ‘вечного возвращения’. Таким образом, H. y Ницше, выступая в ипостаси не идеологии, а метафизики, преследовал цель обоснования жизнеутверждающих принципов, обозначения ‘нового пути к ‘Да’. Согласно Ницше, традиционный европейский Н. шопенгауэровского типа характеризуется стремлением к жизни ‘в согласии с целями, установленными извне’. Русский же Н., по Ницше, ‘научившись не доверять какому-то одному авторитету... стремился найти другой’. По замечанию Ницше, люди привыкли полагать опорой ‘если не Бога и не науку, то совесть, разум, общественный инстинкт или историю’, рассматриваемые как ‘имманентный дух с присущей ему целью, на чью милость можно положиться’. Осознание же того, что внешнего целеполагания нет, как и нет внешнего для человека мирового порядка, результируется в отказе людей от попыток осмысления чего-либо, лежащего вне пределов посюсторонней субстанции бытия. Тем не менее, нередко, с точки зрения Ницше, философы и мечтатели измысливают ‘в качестве истинного мира новый мир, потусторонний нашему’ в сравнении с каковым наш мир полностью обесценивается. И лишь когда человек осознает то, что и этот якобы ‘подлинно-истинный’ мир — не более чем творение рук человеческих, компенсация неосуществленных желаний, — вот тогда, по Ницше, и начинается подлинный Н. Любая картина мира утрачивает смысл, а сам этот мир полагается единственно-данным, хотя и бесструктурным, бесцельным и лишенным ценности. По Ницше: ‘Сознание отсутствия всякой ценности было достигнуто, когда стало ясным, что ни понятием ‘цели’, ни понятием ‘единства’, ни понятием ‘истины’ не может быть истолкован общий характер бытия... Недостает всеобъемлющего единства во множестве совершающегося: характер бытия не ‘истинен’, а ложен... в конце концов, нет более основания убеждать себя в бытии истинного мира... Коротко говоря: категории ‘цели’, ‘единства’, ‘бытия’, посредством которых мы сообщили миру ценность, снова изымлются нами — и мир кажется обесцененным’. Обесцененным — в смысле того, что ему (миру) вообще бессмысленно приписывать какую бы то ни было ценность /как, например, приписывать массу буквам алфавита — А.Г., T.P./. Как же акцентированно утверждал сам Ницше, именно состояние ума как нуждающегося в цели, должно быть преодолено. Таким образом, Н., по Ницше, предполагает картину мира, предельно лишенную иллюзий; картину миpa, радикально враждебного всевозможным человеческим устремлениям; картину мира, лишенного всякого — в т.ч. и морального — порядка. Согласно Делезу (‘Ницше и философия’), всеобщая история являет собой переход от предыстории к постистории. В интервале между данными полюсами процедуры культурной дрессировки были призваны превратить изначально первобытное животное в ‘индивида суверенного и дающего законы’, в субъекта, способного осуществить кантовское ‘управляем именно мы’. История не достигла своей цели: возник человек озлобленный, человек больной; болезнь эта называется ‘Н.’. Излагая ход мыслей Ницше, Делез отмечает: последний человек, ‘уничтожив все, что не есть он сам’, заняв ‘место Бога’, оказался отвергнут всеми и всем. Этот человек должен быть уничтожен: настал момент перехода от ничто воли (болезнь Н.) к воле к ничто, от Н. незавершенного, болезненного и пассивного к активному Н. (Не случайно, что Хайдеггер усматривал одну из заслуг Ницше в том, что тот осмыслил Н. как принцип, логически центрирующий на себе европейскую историю.) В психоанализе Н. понимался как результат разрушения баланса между гнетущим ханжеством традиций и буйством бессознательного. В рамках как французского (Камю, Сартр), так и немецкого (Ясперс) экзистенциализма Н. трактуется как изначальная бытийная данность. Постулирование роли Н. как значимого основания перспективных мыслительных подходов осуществили Адорно в своей ‘негативной диалектике’ и Маркузе (стратегия ‘Великого Отказа’). Н. требует многомерного и радикального самооправдания от всякой (в первую очередь, утонченной) культуры: по саркастической оценке Мертона, нигилисты — это те, кто ‘не верует в Бога’ и ‘не ходит в баню’. II) В современной философии, культурологии и психологии европейский Н. второй половины 20 в. может ассоциироваться с рядом интеллектуальных феноменов: 1) С теоретическими установками, присущими определенной генерации европейских мыслителей: так, стиль Фуко, внешне отвечая позитивистским критериям (работа с многочисленными архивными документами, первичными текстами и т.п.), фундирован пафосным Н. по отношению к пониманию фактов в позитивизме. По мысли Фуко, ‘если интерпретация никогда не может быть завершена, то это просто потому, что нечего интерпретировать. Не существует никакого абсолютно первого объекта интерпретации, поскольку по сути все уже представляет собой интерпретацию, каждый знак сам по себе является не вещью, открывающейся для интерпретации, но интерпретацией других знаков’. Тексты Фуко, сопровождаемые колоссальным критическим инструментарием (цитаты, документы и т.д.), выступают по сути сказочными фантазиями-романами. 2) С пафосным интеллектуально-аксиологическим поворотом, осуществляемым постмодернизмом (см. ПОСТМОДЕРНИЗМ, ЭТИКА). 3) С массовыми явлениями психоневротического и патологически-деструктивного порядка (см. СВЕРХ-Я, СМЕРТЬ БОГА ‘). III) 1) Духовное явление, порожденное русским изданием византийского христианского канона и содержащее сильное переживание элемента православной аскезы: московское православие, как известно, никогда не имело собственно богословской модели оправдания культуры как таковой. Нередко отмечалось, что у русских нет культуропоклонства, свойственного людям западной цивилизации (у Достоевского: ‘все мы нигилисты’; у Бердяева: русские по природе своей — апокалиптики или нигилисты). Как писал Флоренский, ‘идиотизм, идиот в древнем смысле этого слова — вовсе не слабоумный, а частный человек, не участвующий в исторической жизни, живущий в себе, вне связи с обществом. Быть идиотом — это, пожалуй, наилучший удел, особенно если бы можно было идиотствовать до конца, то есть сделаться полным идиотом’. 2) Радикальная форма русского просветительства — сопряженная с православным Н. нравственная критическая рефлексия над культурой, созданной-де привилегированным слоем и для него лишь предназначенной (‘рафинированный’ Н. Запада не был связан с Просвещением). По мысли Бердяева, Л.Толстой — ‘гениальный выразитель религиозно обоснованного нигилизма в отношении к культуре. В нем сознание вины относительно народа и покаяние достигли предельного выражения’. Поясняя неприятие русскими однозначных, рационализированных, ‘чистых’ общественных форм, их эмоциональную устремленность к ‘концу истории’, их отказ от логической ступенчатости исторического процесса, Шпенглер подчеркивал: Россия есть апокалиптический бунт против античности — против совершенной формы, совершенной культуры. По Г.Флоровскому же, русский Н. суть анти-исторический утопизм. IV) В философии М.Мамардашвили, Н. — своеобразный способ пережить собственное поражение, итог ‘несамодостаточности человеческих состояний’. В этом контексте Н. не требует ответов на смысложизненные вопросы, требующие духовного напряжения; он есть отказ от пафосной формулы ‘Я могу’, отказ от установки на преодоление экзистенциальных жизненных обстоятельств. Нигилист такого типа возлагает надежды на ‘самодействующие механизмы’ человеческого бытия. Такой Н. исключает для человека осуществление поступков в положении ‘лицом к лицу’ с подлинной сутью дел; он ориентирован на взаимодействие с ‘масками-марионетками’, не являющимися носителями высоких жизненных смыслов. Как утверждает Мамардашвили, ‘поступок — это случившееся состояние мысли’. По Мамардашвили, ‘если человек достигает степени самоуважения посредством упрощенных схем, то он скорее убьет того, кто покусится разрушить эти схемы, чем расстанется с ними’.
Философский словарь
(лат. nihil — ничто) — т. зр. абсолютного отрицания, не связанного ни с какими положительными идеалами. Термин “Н.” впервые применен Якоби, в России распространение получил благодаря роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Реакционеры называли нигилистами революционных демократов, приписывая им безоговорочное отрицание всей прошлой культуры. На деле революционная демократия выдвигала свою положительную программу. Ленин различал революционный Н. как законное отрицательное отношение к реакционным общественным порядкам (Т. 4. С. 262) и интеллигентский анархистский Н. (Т. 20. С. 242). Идеи Н. получили теоретическую разработку в ряде направлений зап. философии и этики 2-й пол. XIX — XX вв. (ницшеанство, экзистенциализм, неофрейдизм и др.).
Философский энциклопедический словарь
НИГИЛИЗМ (от лат. nihil – ничто) позиция абсолютного отрицания (см. НЕГАЦИЯ). Этот термин, введенный Фридрихом Генрихом Якоби в его «Sendschreiben an Fichte», стал общераспространенным выражением благодаря роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» (1862). Теоретический нигилизм отрицает саму возможность познания истины (см. АГНОСТИЦИЗМ). Этический нигилизм отвергает ценности и нормы поведения, и, наконец, нигилизм политический выступает против всякого общественного строя, каким бы способом он ни был вызван к жизни. Зачастую он представляет собой лишь крайний скептицизм, реакцию против догматизма, бессодержательность которого стала явной. Ницше обозначает словом «нигилизм», заимствованным у Тургенева, явление, связанное с переоценкой высших ценностей, именно тех ценностей, которые только и наполняют смыслом все действия и стремления людей. В это слово Ницше вкладывает следующий смысл: нет больше ничего, во имя чего следует жить и к чему надо было бы стремиться. Становится ясно, что все эти стремления совершенно тщетны. Нигилизм получает особое распространение в кризисные эпохи общественно-исторического развития. см. также НИЧТО.
Философский энциклопедический словарь 2
        (от лат. nihil — ничто), в широком смысле — отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры и т.п. Иногда это отрицание предпринималось с целью утверждения и возвышения к.-л. иных ценностей (напр., отрицание культуры в руссоизме, сопровождавшееся призывом к возрождению естеств. нравственности). В рус. культуре 2-й пол. 19 в. нигилистами называли представителей радикального течения разночинцевшестидесятников, отрицавших изжившие себя социальные устои крепост-нич. России и религ. идеологию, проповедовавших материализм и атеизм. Впоследствии термин «Н.» использовался реакцией для характеристики всех рево-люц. сил 60—70-х гг., которым приписывались вульгарный материализм, аморализм, анархизм. В зап. философии понятие Н. появилось у Якоби, в социальнокультурном значении употреблялось Ницше, понимавшим под Н. осознание иллюзорности и несостоятельности традиц. идеалов бурж. общества. Кьеркегор источником Н. считал кризис христианства и распространение «эстетич.» мироощущения. У Шпенглера Н. обозначал черту совр. европ. культуры, переживающей период «заката» и «старческих» форм сознания, который и в культурах др. народов якобы неизбежно следовал за состоянием высшего расцвета. Хайдеггер считал Н. магистральным движением в истории Запада, которое конечным следствием может иметь мировую катастрофу.
        Во франц. экзистенциализме Н. рассматривался как проявление абсурдности существования (Камю). В целом бурж. философия лишь описывала кризисное мировоззрение бурж. общества, не выявляя его действит. социальных причин.
        см. также «Новые левые».
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: НИГИЛИЗМ


будет выглядеть так: Что такое НИГИЛИЗМ