Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

НЕОФРЕЙДИЗМ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        направление в современной философии и психологии, получившее распространение главным образом в США. Термин «Н.» возник для обозначения течений, выделившихся к концу 1930-х гг. из ортодоксального Фрейдизма (К. Хорни, Г. С. Салливан, Э. Фромм и др.). Н. сформировался в процессе соединения Психоанализа с американскими социологическими и этнологическими теориями (в частности, школой культур антропологии). Исходным положением Н. явился так называемый принцип социального (Фромм) или культурного (А. Кардинер) детерминизма, который, в отличие от биологизма З. Фрейда, исходит из решающей роли среды в формировании личности. Центр тяжести психоанализа переносится с внутрипсихических процессов на межличностные отношения; отклоняется учение о Либидо и сублимации (См. Сублимация). Вместе с этим Н. вообще отказывается от монистической концепции человека, приходит к отрицанию диалектических взаимоотношений между природой и культурой, средой и индивидом (по Фромму, собственно человеческое начинается там, где оканчивается природа). Психические нормы истолковываются как приспособление личности к социальной среде, а всякое нарушение «социальной идентичности» трактуется как патология. Однако если Н. «социологизирует» психологию, то сами социальные явления при этом «психологизируются». Н. отрицает объективные социальные закономерности, которые не являются законами психологии. Отвергая представления психоанализа о внутрипсихической структуре, Н. заменяет их учением о защитных формах поведения в духе Бихевиоризма. Н. или вообще отрицает роль бессознательного (См. Бессознательное), или же рассматривает его как связующее звено между социальными и психическими структурами («социальное бессознательное» Фромма). Показательна для Н. общая концепция межличностных отношений, которую развивает Салливан: в психике нет ничего, кроме отношений к др. лицам и объектам или смены межличностных ситуаций. Существование личности как таковой рассматривается как миф или иллюзия, а личность — лишь как сумма отношений между искажёнными или фантастическими образами («персонификациями»), возникающими в процессе социального общения.
         Н. не представляет собой единого целого. Если Салливан без остатка растворяет индивида в межличностной среде, то Хорни признаёт в человеке известную возможность самодвижения («стремление к самореализации»), Фромм порывает с позитивистскими установками, сохранившимися ещё у Хорни и Салливана, развивая социально-критическую антропологическую теорию и превращая Н. в теорию утопического «коммунитарного социализма». В работах М. Мид, Кардинера и др. Н. объединяется с культур-антропологией, нередко приводя к идеям культурного релятивизма, психологической несоизмеримости отдельных культур.
         Проблемы психопатологии получили в Н. наибольшее развитие у Хорни. Рассматривая иррациональность невроза как отражение иррациональных аспектов общества, Хорни считает движущей силой невроза состояние «основного страха», порожденного враждебной средой. Как реакция на страх возникают различные защитные механизмы: рационализация, или преобразование невротического страха в рациональный страх перед внешней опасностью, всегда несоразмерно преувеличиваемой; подавление страха, при котором он замещается др. симптомами; «наркотизация» страха — прямая (с помощью алкоголя) или переносная в виде бурной внешней деятельности и т.п.; бегство от ситуаций, вызывающих страх. Эти средства защиты порождают четыре «великих невроза нашего времени»: невроз привязанности — поиски любви и одобрения любой ценой; невроз власти — погоня за властью, престижем и обладанием; невроз покорности (конформизм автомата) и, наконец, неврозоизоляция, или бегство от общества. Но эти иррациональные способы решения конфликтов лишь углубляют, по Хорни, самоотчуждение личности. Цель психотерапии Н. видит в выявлении дефектов в системе социальных связей пациента для лучшей адаптации его к существующему образу жизни.
         Н. оказал значительное влияние на работы так называемой чикагской группы психоаналитиков (Ф. Александер, Т. Френч и др.), а также на социологические исследования.
         Лит.: Замошкин Ю. А., Психологическое направление в современной буржуазной социологии, М., 1958; Современная психология в капиталистических странах, М., 1963; Уэллс Г., Крах психоанализа. От Фрейда к Фромму, пер. с англ., М., 1968, Hall С. S., Lindzey Н., Social psychological theories: Adier, Fromm, Sullivan, Homey, в их кн.: Theories of personality, N. Y. — L., 1957; Saizman L., Developments in psychoanalysis, N. Y. — L., [1962]; Birnbach М., Neo-Freudian social philosophy, Stanford, 1961; Wyss D., Die tiefenpsychologischen Schulen von den Anfangen bis zur Gegenwart, 3 Aufl., Gott., 1970.
         Д. Н. Ляликов.
Медицинская энциклопедия
(Нео- + Фрейдизм)
общее название современных школ психоанализа, пытающихся переосмыслить концепцию Фрейда, используя достижения социологии, этнографии или лингвистики.
Орфографический словарь Лопатина
неофрейд`изм, неофрейд`изм, -а
Большой психологический словарь
(англ. neo-Freudianism) — направление в психологии, представители которого так или иначе опираются на психоанализ З. Фрейда (см. Психоанализ, Фрейдизм). Н. возник в 1920-30-е гг. На его становление повлияли идеи К. Юнга и особенно А. Адлера (1-е поколение неофрейдистов), подчеркивавшего роль воздействия социальных условий на целевую установку, формирование чувства общности, возникновение невротических расстройств. Н. признает важное значение открытий антропологов и этнопсихологов о различиях в психологии людей, принадлежащих к разным культурам. Сохраняя положение об определяющей роли бессознательных процессов и тех путей (см. Бессознательное), которые они находят для своего выражения, теоретики Н. пытаются преодолеть (или смягчить) биологизм Фрейда и делают акцент на значении социокультурных условий в возникновении неврозов, объяснении мотивационных сил и конфликтов личности. Крупнейшие представители 2-го поколения неофрейдистов — амер. психологи К. Хорни, Г. С. Салливен (1892-1949), Э. Фромм.
Хорни подвергает критике многие положения Фрейда: пансексуализм; отрицание роли факторов культуры в возникновении неврозов, предопределяющую роль детства в формировании характера и образовании неврозов, структурное деление психики на Оно, Я и Сверх-Я. Хорни развивает теорию внутренней конфликтности личности, связанной с чувством «базальной тревожности» перед лицом природных и социальных сил. По Хорни, стремление человека удовлетворить многообразные потребности, порождаемые обществом в условиях множества экономических, юридических и этических преград, усиливает у него чувство тревоги, вызывает стремление к безопасности. Конфликт между этими 2 мотивами и поиск путей его разрешения порождает 3 типа личности, характеризующиеся различным отношением к др. людям: агрессивный, уступчивый и отчужденный от общества. Признавая влияние культуры на развитие личности, Хорни сохраняет основной тезис о решающей роли бессознательного в детерминации поведения человека. Она использует фрейдовские методы проникновения во внутренние конфликты и приемы доведения их до сознания.
Салливен развивает идеи о решающей роли межличностных отношений для понимания причин возникновения особенностей личности (при этом, однако, последние трактуются как пассивные социальные проекции тех или иных воздействий на личность) и психологических расстройств. Число типов личности у человека соответствует, по Салливену, количеству его межличностных ситуаций. Будучи уверен, что в любом обществе духовный мир человека заполнен иллюзорными престижными ценностями, Салливен приходит к отрицанию индивидуальности личности, которая рассматривается им как совокупность социальных масок. Социальные отношения сводятся в основном к межличностным связям. Задача психотерапии — перестройка межличностных взаимоотношений. (См. Значимый другой.)
Фромм сохраняет положение Фрейда о том, что человеческое поведение определяют бессознательные побуждения, однако обусловленные не биологическими, а г. о. социальными факторами. В отличие от животных человек утрачивает инстинктивные — естественные — связи с природой. Свобода от инстинктивной детерминации приводит к возникновению характерных для человека экзистенциальных и исторических социальных дихотомий (противоречий). Они являются источником потребностей и стремлений, возникающих из новых — общественных — условий его существования. Фромм анализирует экономические, социальные, политические стороны жизни общества на разных этапах исторического развития и рассматривает их последствия для личности. Основное внимание он уделяет тоталитарному и капиталистическому обществам. Социальные условия общества препятствуют удовлетворению потребностей прогрессивным путем, поэтому возникают различные психологические механизмы (мазохизм, садизм, деструктивизм, конформизм), которые представляют непродуктивные, извращенные, иррациональные способы решения проблем человеческого существования. С ними связано образование различных типов характера и неврозов. Фромм дает развернутую критику западного общества, которое зиждется на принципе неограниченного потребления как цели жизни. Оно основано на философии обладания, ориентация на которую приводит к образованию особой формы социального характера — рыночного. Люди с таким характером отчуждены от своего труда, от самих себя, от др. людей и от природы.
Н. во всех своих вариантах остается теорией бессознательного. Положение о социальной обусловленности психики строится на сведении отношений личности и общества к конфликтному типу. (А. Н. Ждан.)
Краткий психологический словарь
(от греч. neos — новый + фрейдизм) — направление в современной психологии, развившееся из ортодоксального фрейдизма в процессе его культурологической и социологической реформации. Лидеры Н. — К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм и др. — подвергли критике некоторые фундаментальные биологические и психологические подходы и утверждения 3. Фрейда и намеренно акцентировали роль социальных и культурных детерминант в жизнедеятельности личности и общества. Разнообразные теории и концепции иеофрейдистов содействовали распространению психоаналитических ориентации и внедрению комплекса психоаналитических представлений в различные сферы общественной жизни. Как направление Н. сформировался в 30-х годах XX века в США и с тех пор пользуется всевозрастающей популярностью и влиянием.
Психологический словарь (И.М.Кондаков)
Этимология.
Происходит от греч. neоs - новый.
Синоним.
Неопсихоанализ.
Словарь практического психолога
— направление в современной философии, социологии, психологии и психоанализе, развившееся из фрейдизма, сторонники коего пытаются преодолеть биологизм классического фрейдизма и ввести его основные положения в социальный контекст. Возник как направление в психологии в 20-30-е гг., где ключевые понятия психоанализа З. Фрейда были переработаны на базе постулата о социальной детерминированности психики человека. При этом в основе всех теоретических построений этого направления лежат понятия бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества.
Развитие психоанализа в значительной мере ушло от классических фрейдовских представлений по целому ряду положений, и прежде всего — в отношении сексуальной детерминации поведения (из крупных последователей центральное место ей отводил только В. Райх). Другие крупные представители неофрейдизма не придавали ей первостепенного значения, а в большей мере обсуждали проблемы личностного роста и появления невротических наклонностей с позиции взаимоотношений личности и окружения социального, формирования восприятия мира и самовосприятия, и пр.
Лидеры неофрейдизма подвергли критике ряд фундаментальных подходов и утверждений Фрейда и акцентировали роль социальных и культурных детерминант в жизнедеятельности личности и общества. Разнообразные концепции неофрейдизма способствовали распространению ориентации психоаналитических и внедрению комплекса психоаналитических представлений в различные сферы социальных теорий и общественной жизни. Неофрейдизм как направление пользуется возрастающей популярностью и влиянием преимущественно в США.
Среди наиболее крупных представителей неофрейдизма можно назвать: К. Хорни, автора психопатологии культурно-философской; Г. Салливана, создателя психиатрии межличностной; Э. Фромма, автора психоанализа гуманистического; Э. Эриксона, создателя эго-психологии; В. Райха, автора терапии телесно-ориентированной.
При видимом внимании к факторам общественной жизни, неофрейдизм считает индивида с его бессознательными влечениями изначально независимым от общества и противостоящим ему; при этом общество рассматривается как источник всеобщего отчуждения и признается враждебным для коренным тенденций развития личности.
Согласно Хорни, причиной неврозов является тревога, возникающая у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливаемая при недостатке любви и внимания от родителей и окружающих людей.
Фромм связывает неврозы с невозможностью индивида достичь гармонии с социальной структурой общества, кое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, вызывая невротические способы избавления от этого чувства.
Салливан усматривает истоки неврозов в тревожности, возникающей в отношениях межличностных.
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
НЕОФРЕЙДИЗМ - англ. Nео-Freudism; ,нем. Neofreudismus. Направление в современной социологии, философии и психологии (К. Хорни, Г. С. Салливан, Э. Фромм, А. Кар-динер), выделившееся из ортодоксального фрейдизма, сформировавшееся в процессе пересмотра основных положений психоанализа и соединения его с различными социол. и этнологическими теориями. В отличие от биологизма 3. Фрейда Н. исходит из принципа соц. или культ, детерминизма. Н. большое внимание уделяет выявлению нарушений в системе соц. взаимосвязей индивида и созданию условий развития и самореализации личности.
Философский словарь
направление в совр. зап. философии, основывающееся на психоаналитических принципах исследования человека, его места и роли в структуре общественных институтов. Н. возник в конце 30-х гг. в результате пересмотра нек-рых положений фрейдизма, обнаруживших свою ограниченность и бесперспективность. Неофрейдисты (К. Хорни, Г. Салливэн, Фромм) подвергли критике ряд исходных посту-латов'и конечных выводов классического психоанализа в толковании внут-рипсихических процессов, обусловливающих возникновение конфликтных ситуаций, понимании структурных уровней психики и механизмов функционирования бессознательного, гипотезы о сексуальной этиологии неврозов и об инстинкте смерти. Но важнейшие схемы классического психоанализа, включая представления об иррациональных мотивах человеческой деятельности, изначально присущих каждому индивиду, и сам психоаналитический метод исследования индивидуально-личностных и общественных структур, сохраняют свою значимость в Н. Сосредоточив внимание на социальных и культурных процессах, оказывающих существенное влияние на возникновение внутрилич-ностных конфликтов индивида, представители Н. опираются на фрейдовскую концепцию бессознательной мотивации, к-рая, по их мнению, расширила границы познания внутреннего мира человека. Классический психоанализ не дал развернутые ответы на вопросы о человеческом существовании, о том, как человек должен жить и что он должен делать. Неофрейдисты стремятся восполнить этот пробел. Они критически относятся к совр. зап. об-ву, в к-ром человек утрачивает свою уникальность, отчуждается от внешнего мира и самого себя, лишается собственно человеческого измерения, но не вскрывают подлинные причины деградации личности и противоречия между общественными и личными интересами. Надежда на ликвидацию различных форм отчуждения человека возлагается на “гуманистический психоанализ”, способствующий, по их мнению, пробуждению критических элементов в сознании личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. Однако психоаналитическая процедура исцеления об-ва исключительно через исцеление индивида оказывается утопической, поскольку не учитывает в должной мере силу объективных социальных закономерностей, влияющих на формирование миропонимания и мироощущения личности.
Философский энциклопедический словарь
НЕОФРЕЙДИЗМ – направление в современной философии и психологии, получившее распространение гл. о. в США, сторонники которого соединили психоанализ Зигмунда Фрейда с амер. социологическими теориями. К числу наиболее известных представителей неофрейдизма относятся Карен Хорни, Гарри Салливен, Эрих Фромм и др. Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутрипсихических процессов, но оставив важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду и т. д.), представители неофрейдизма перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений. Это сделано в стремлении ответить на вопросы о человеческом существовании, о том, как человек должен жить и что должен делать. Причиной неврозов у человека они считают тревогу, зарождающуюся еще у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливающуюся при недостатке любви и внимания. Позже такой причиной становится невозможность для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение. Именно общество рассматривается как источник всеобщего отчуждения и признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. Через исцеление индивида может и должно произойти исцеление всего общества.
Философский энциклопедический словарь 2
        направление в совр. философии и психологии, получившее распространение гл. обр. в США. Термин «Н.» возню; для обозначения течений, выделившихся в кон. 1930-х гг. из ортодоксального фрейдизма (К. Хорни, Г. С. Салливан, Фромм и др.). Н. сформировался в процессе соединения психоанализа с амер. социологич. и этнологич. теориями (в частности, школой культурантропологии). Исходным положением Н. явился т. н. принцип социального (Фромм) или культурного (А. Кардинер) детерминизма, который, в отличие от биологизма Фрейда, исходит из личности. Центр тяжести психоанализа переносится с внутри-психич. процессов на межличностные отношения; отклоняется учение о либидо и сублимации. Вместе с этим Н. вообще отказывается от монистич. концепции человека, приходит к отрицанию диалектич. взаимоотношений между природой и культурой, средой и индивидом (по Фромму, собственно человеческое начинается там, где оканчивается природа). Психич. нормы истолковываются как приспособление личности к социальной среде, а всякое нарушение «социальной идентичности» трактуется как патология. Однако если Н. «социологизирует» психологию, то сами социальные явления при этом «психологизируются». Н. отрицает объективные социальные закономерности, которые не являются законами психологии. Отвергая представления психоанализа о внутрипсихич. структуре, Н. заменяет их учением о защитных формах поведения в духе бихевиоризма. Н. или вообще отрицает роль бессознательного, или же рассматривает его как связующее звено между социальными и психич. структурами («социальное бессознательное» Фромма). Показательна для Н. общая концепция межличностных отношений, которую развивает Салливан: в психике пет ничего, кроме отношений к др. лицам и объектам или смены межличностных ситуаций. Существование личности как таковой рассматривается как миф или иллюзия, а личность — лишь как сумма отношений между искажёнными или фантастич. образами («персонификациями»), возникающими в процессе социального общения.
        Н. не представляет собой единого целого. Если Салливан без остатка растворяет индивида в межличностной среде, то Хорни признаёт в человеке известную возможность самодвижения («стремление к самореализации»). Фромм порывает с позитивистскими установками, сохранившимися ещё у Хорни и Салливана, развивая социально-критич. антропологич. теорию и превращая Н. в теорию утопич. «коммунитарного социализма». В работах М. Мид, Кардинера и др. Н. объединяется с культурантропологией, нередко приводя к идеям культурного релятивизма, психологич. несоизмеримости отд. культур.
        Проблемы психопатологии получили в Н. наибольшее развитие у Хорни. Рассматривая иррациональность невроза как отражение иррациональных аспектов общества, Хорни считает движущей силой невроза состояние «основного страха», порождённого враждебной средой. Как реакция на страх возникают различные защитные механизмы: рационализация или преобразование невротич. страха в рациональный страх перед внеш. опасностью, всегда несоразмерно преувеличиваемой; подавление страха, при котором он замещается др. симптомами; «наркотизация» страха — прямая (с помощью алкоголя) или переносная — в виде бурной внеш. деятельности и т. п.; бегство от ситуаций, вызывающих страх. Эти средства защиты порождают четыре «великих невроза» нашего времени: невроз привязанности — поиски любви и одобрения любой ценой; невроз власти — погоня за властью, престижем и обладанием; невроз покорности (конформизм автомата) и, наконец, неврозоизоляция, или бегство от общества. Но эти иррациональные способы решения конфликтов лишь усугубляют, по Хорни, самоотчуждение личности. Цель психотерапии Н. видит в выявлении дефектов в системе социальных связей пациента для лучшей адаптации его к существующему образу жизни.
        Н. оказал значит. влияние на работы т. н. чикагской группы психоаналитиков (Ф. АлександерД. Френч н др.), а также на социологические исследования на Западе.
        Совр. психология в капиталистич. странах, М., 1963; Уэллс Г., Крах психоанализа. От Фрейда к Фромму, пер. с англ., М., 1968; Браун К. X., Критика фрейдомарксизма, пер. с нем., М., 1982; Hall С. S., L i n d 7, е у H., Social1 psychoVogical theories; Adler, Fromm, Sullivan, Homey, в их кн.: Theories of personality, N. ?.— L., 1957: Bim bach M., Neo-Freudian social philosophy, Stanford, 19C1; Wyss D., Die tiefenpsychologischen Schulen von den Anfangen bis zur Gegenwart, Gott., 19708.
        Д. Н. Ляликов.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: НЕОФРЕЙДИЗМ


будет выглядеть так: Что такое НЕОФРЕЙДИЗМ