Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

НАДСОН

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Надсон
        Георгий Адамович (23.5.1867 — 5.12.1940), советский микробиолог и ботаник, академик АН СССР (1929), заслуженный деятель науки РСФСР (1933). Родился в Киеве. Окончил естественное отделение Петербургского университета (1889) и преподавал там же анатомию, физиологию, морфологию и систематику растений (1890—95), с 1896 впервые начал читать курс микробиологии. С 1897 профессор ботаники Женского (ныне 1-го Ленинградского) медицинского института. Заведующий ботанико-микробиологической лабораторией Государственного рентгенологического и радиологического института (1918—37); заведующий Лабораторией микробиологии АН СССР, созданной по его инициативе в Ленинграде (1930—34), директор Института микробиологии АН СССР (1934—38); редактор первого в России журнала (1914—38) по общей микробиологии. Ранние работы Н. посвящены геологической деятельности микроорганизмов, действию на них повреждающих факторов. Доказал на низших грибах возможность искусственного получения мутаций (См. Мутации) под действием ионизирующей радиации (1925, совместно с Г. С. Филипповым). Исследовал закономерности индуцируемой изменчивости микробов, экспериментальное получение новых стойких рас микроорганизмов.
         Соч.: О влиянии рентгеновых лучей на половой процесс и образование мутантов у низших грибов (Mucoraceae), «Вестник рентгенологии и радиологии», 1925, т. 3 (совм. с Г. С. Филипповым); Об образовании новых стойких рас микроорганизмов под влиянием рентгеновых лучей, там же, 1932, т. 10 (совм. с Г. С. Филипповым); Экспериментальное изменение наследственных свойств микроорганизмов, М. — Л., 1935; Избр. труды, т. 1—2, М., 1967.
         Я. А. Парнес.
II
Надсон
        Семен Яковлевич [14(26).12.1862, Петербург, — 19(31).1.1887, Ялта], русский поэт. Родился в семье чиновника. Окончил Павловское военное училище (1882), был на военной службе в чине подпоручика. Первый сборник — «Стихотворения» (1885). С 1882 сотрудничал в «Отечественных записках» (См. Отечественные записки). Поэзия Н. выразила настроения передовой части молодёжи периода кризиса народничества (См. Народничество). Лирическому герою Н. — сыну своего времени (стихотворение «Наше поколенье юности не знает»), совестливому интеллигенту, живущему в пору реакции, свойственно трагическое мироощущение: испытывая острое чувство гражданской скорби, поэт хочет вызвать в безвестном «страдающем брате» (стихотворении «Друг мой, брат мой...») «боль за идеал и слёзы о свободе» (стихотворение «Милый друг, я знаю...»). Н. предостерегал современников от соблазна пойти на компромисс, остановиться на полдороге (стихотворение «Полдороги», «Вперёд!»). Однако, относя себя к «борцам поруганной свободы» (стихотворение «Грёзы»), Н. остался далёким от действенно-революционного отношения к жизни (стихотворение «Не вини меня, друг мой»). Тяготея к гражданской лирике некрасовской школы, поэзия Н. всё же лишена социальной конкретности, для неё характерна отвлечённо-книжная образность. В более поздних стихах гражданские мотивы в его творчестве вообще приглушаются. Значительное место в наследии Н. занимает любовная и пейзажная лирика, привлекавшая внимание многих композиторов (Ц. А. Кюи, С. В. Рахманинов и др.).
         Чуткость к социальной несправедливости, искренность поэзии Н., неотделимой в сознании современников от горькой судьбы самого поэта (Н. рано умер от туберкулёза), придали его стихам большую популярность, сделав их как бы символом эпохи безвременья. Похоронен в Петербурге.
         Соч.: Полн. собр. стихотворений. [Вступ. ст. Г. А. Вялого], М. — Л., 1962.
         Лит.: Назарова Л. Н., Надсон, в кн.: История русской литературы, т. 9, ч. 1, М. — Л., 1956; История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М. — Л., 1962.
         В. И. Масловский.
        С. Я. Надсон.
Энциклопедия Отечеcтво
1.
НАДСОН Георгий Адамович (1867-1939), микробиолог, академик АН СССР (1929). Доказал на низших грибах (1925, совместно с др.) возможность искусственного получения мутаций под действием ионизированного излучения. Труды по индуцируемой изменчивости микробов, экспериментальному получению их новых устойчивых рас. Репрессирован.
2.
НАДСОН Семён Яковлевич (1862-1887), русский поэт. В лирике отразились скорбь не находящего себя в жизни интеллигента, сочувствие "страдающему брату" ("Друг мой, брат мой..."). Некоторые стихи -некрасовского, гражданственного звучания ("Сколько лживых фраз, надуто-либеральных" и др.). Поэмы ("Христианка", 1878, и др.), драма в стихах "Царевна Софья" (не закончена, 1880, опубликована в 1902), проза, литературные очерки.
Имя собственное в русской поэзии 20 в
(Семен Яковлевич (1862-1887) - рус. поэт) С множеством рифм и размеров. Курсистка прислала Рукопись с тучей эпиграфов (Из Надсона и символистов). АБ914 (III,50.2); Кто меж нами? / с кем велите знаться?! / Чересчур / страна моя / поэтами нища. / Между нами (Пушкиным и Маяковским) / - вот беда - / позатесался Надсон. / Мы попросим, / чтоб его / куда-нибудь / на Ща! Ирон. М924 (123)
Литературная энциклопедия
Семен Яковлевич [1862—1887] — поэт. Р. в семье чиновника. Рано потеряв отца, познакомился в детстве с нуждой, учился в классических гимназиях в Петербурге и Киеве, затем в военной гимназии и Павловском военном училище. В 1882 был произведен в офицеры; прослужив два года в Кронштадте, вышел в отставку и стал секретарем редакции журнала «Неделя». Последние годы жизни Н. были медленным умиранием от туберкулеза, от к-рого не спасло лечение в Крыму и на Ривьере. Первое стихотворение Н. появилось в печати в мае 1878 в журн «Свет». Вскоре после этого он начинает сотрудничать в «Отечественных записках». Первые стихи Н. окрашены в народнические тона и продолжают традиции некрасовской школы. Надсон напоминает о «меньшем брате» и призывает «на грозный бой с глубокой мглою». «Гражданские» мотивы встречаются иногда в дальнейшем творчестве Н. В поэме «Грезы» Н. провозглашает разрыв с романтическими фантазиями детства и заявляет: «Я стал в ряды бойцов поруганной свободы, / Я стал певцом труда, познанья и скорбей!» Патетикой этого рода проникнуто и стихотворение «На могиле А. И. Герцена». Но уже для первых народнических стихов Н. характерен настойчивый мотив сомнений, разъедающих революционные идеалы. Поэт убежден в бесплодности борьбы: «Для чего и жертвы и страданья / Для чего так поздно понял я, / Что в борьбе и смуте мирозданья / Цель одна — покой небытия?» Н. кажется, что сама природа осуждает жертвы борьбы и оправдывает эгоистическое довольство сытых
574 («Позабытые шумным их кругом»). И самый социализм рисуется Надсону скучным и плоским, царством покоя, не удовлетворяющим свыкшегося с «чистой скорбью» поэта («Томясь и страдая во мраке ненастья»). Под конец своей жизни Н. начал склоняться к принципам «искусства для искусства». Противоречивый и зигзагообразный путь Н. пролегал от гражданских традиций Некрасова через многообразные сомнения и колебания к индивидуализму, импрессионизму, подготовлявшим будущих символистов. В стихотворении «Мгновение» Н. вплотную подходит к столь характерной для Брюсова и Бальмонта проповеди наслаждения мигом («Нам прожить остается одну эту ночь, / Но зато — это ночь наслаждения... / И в объятьях любви беззаботно уснем, / Чтоб проснуться для смертных объятий»).
Н. — выразитель переломного момента в истории разночинной интеллигенции, разуверившейся в революционных идеалах народничества, ставшей перед жизнью в недоумении, как перед сфинксом, и начавшей приспособляться к капиталистическому укладу. Эта противоречивость, двойственность содействовали чрезвычайному успеху его поэзии среди широких кругов интеллигенции 80-х гг., переживавших ту же эволюцию. За 12 лет книга стихотворений Н. выдержала 14 изданий. Стиль Надсона эклектичен. С одной стороны, это — эпигон гражданской поэзии, заштамповавший и автоматизировавший ее стилевые принципы. С другой — это предшественник импрессионистического стиля символистов. Бедность живописных образов, банальность эпитетов, обилие «лишних» слов — все эти «недостатки» стиля Н. обусловлены как эпигонской автоматизацией некрасовских традиций, так в особенности переходом от ораторского говорного стиха народников, с его акцентированной семантикой, к музыкальному стилю символистов. Стилевой эклектизм Н. отвечал однако вкусам стоявшей на социальном распутьи мелкобуржуазной интеллигенции,
575 пришедшей от увлечений народничеством к буржуазному либерализму. Библиография: I. Стихотворения, 27-е изд. Литературного фонда, СПБ, 1914; Проза. Дневники. Письма, изд. то же, 2-е, СПБ, 1913 (здесь же библиография, составленная Н. К. Пиксановым); Полное собр. сочин. с биографич. очерком М. Ватсон (прилож. к «Ниве» за 1917). II. Михайловский Н. К., Заметки о поэзии и поэтах, Сочин., т. VI; Гриневич П. Ф. (П. Ф. Якубович), Певец тревоги юных сил, «Очерки русской поэзии», Петербург, 1911; Войтоловский Л. Н., С. Надсон, «Очерки истории русской литературы XIX и XX вв.», ч. 2, Гиз, М. — Л., 1928; Дивильковский А., С. Я. Надсон, «История русской литературы XIX в.», под ред. Д. Н. Овсянико-Куликовского, т. IV, М., 1911; Неведомский М., Зачинатели и продолжатели, П., 1919; Шулятиков В., Восстановление разрушенной эстетики. Этапы новейшей лирики, «Избранные литературно-критические статьи», «ЗиФ», М., 1929. III. Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924; Его же, Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М. — Л., 1928; Мандельштам Р. С., Художественная литература в оценке русской марксистской критики, изд. 4-е, Гиз, М. — Л., 1928. Л. К.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: НАДСОН


будет выглядеть так: Что такое НАДСОН