Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

МЫСЛЬ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
(«Мысль»,)
        большевистский легальный ежемесячный философский и общественно-экономический журнал. Издавался в Москве с декабря 1910 по апрель 1911; вышло 5 номеров. Официальным редактором-издателем «М.» был П. К. Пирожков, фактическим редактором — В. И. Ленин, руководивший журналом из-за границы. Активно участвовали В. В. Боровский, И. И. Скворцов-Степанов, М. С. Ольминский и др. В «М.» сотрудничали Г. В. Плеханов, меньшевики-партийцы. В журнале было опубликовано 6 статей Ленина. Последний, 5-й номер был конфискован, и «М.» закрыта. Продолжением её явился журнал «Просвещение», выходивший в Петербурге.
         Лит.: Большевистская периодическая печать (декабрь 1900 — октябрь 1917). Библиографический указатель, М., 1964, с. 105.
II
(«Мысль»,)
        издательство социально-экономический литературы в системе Государственного комитета Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Находится в Москве. Образовано в 1930 как Издательство социально-экономической литературы — Соцэкгиз (в результате реорганизации социально-экономического отдела Госиздата, основанного в 1919); в 1941 Соцэкгиз был слит с Госполитиздатом, в 1957 вновь выделен в самостоятельное издательство, в 1963 к Соцэкгизу присоединены Издательство Высшей партийной школы и Академии общественных наук при ЦК КПСС и Географгиз; образованное издательство получило современное название. Выпускает исследования, монографии, научно-популярные книги по марксистско-ленинской философии, истории философии, научному атеизму, экономике социализма и коммунизма, мировой экономике, истории СССР и всеобщей истории, учебные и методические пособия по общественным наукам для высших партийных учебных заведений и системы политического просвещения, по экономической и физической географии СССР и зарубежных стран. В 1973 в составе издательства имелись 3 специализированные главные редакции: социально-экономической литературы; учебно-методической литературы для партийных учебных заведений; географической литературы. В 1972 объём издательской продукции составил 292 названия (175,8 млн. печатных листов-оттисков) тиражом свыше 14 млн. экземпляров.
         А. П. Порываев.
Идеографический словарь
^ образ
^ ситуация
мысль - образ ситуации или отношения;
результат мышления в форме суждения; акт сознания; выражает связь между вещами.
мыслить, -ся. мысленный (# образ).
мысленно.
в мыслях. в уме. про себя.
соображение (у меня есть кое - какие соображения). замечание.
положение.
тезис - высказывание, которое обосновывается;
основополагающее утверждение концепции, теории.
теза. | помышление (устар).
высказать [обронить. подать. подсказать] мысль. высказаться.
выдвинуть (# предложение, требование, возражение, обвинение, мысль, идею, теорию, задачу).
ему принадлежит мысль.
по его мысли это должно происходить так.
v мнение, идея, лаконичное выражение
см. высказывание, являющийся (чем), продукт, мышление, практика
Орфографический словарь Лопатина
мысль, мысль, -и
Словарь Даля
жен. всякое одиночное действие ума, разума, рассудка; представленье чего в уме; идея; сужденье, мненье, соображенье и заключенье, преаположенье, выдумка, думка и пр. Мысли роятся в голове день и ночь, наяву и во сне. Эта мысль запала мне на сердце, перешла в волю, в хотенье. Он не кажет мыслей своих, таится. Книга эта богата мыслями. Я с тобою одних мыслей, согласен. Мне это не по мысли, не нравится. Жалкая мыслишка попала ему в голову. Пьяного речи, трезвого мысли. Что брови-то нависли: аль я тебе не по мысли Брови нависли - дума на мысли. Мысли, поварск. ядра, ятра животных, идущих в пищу. Бараньи мысли с подливою. Мысел ·*архан. догадка, сметка, ум, смысл, толк, рассудок.
·*пск., ·*твер. нрав и норов. Мыслить что или о чем, думать, размышлять, судить умом, про себя; соображать или полагать; помышлять. О чем мыслишь Он мыслит уйти, хочет; здесь мысль уже перешла в хотенье. Мыслится, безл. думается, воображается. Вымыслить что. Они не домыслили. Он замыслил трудное дело. Помысли, поразмысли, что говоришь. Хотел было, да перемыслил. Промыслил всю ночь. Размышляй дельно. Он умыслил, умышляет на меня зло. Мыслять ·*пск., ·*твер. мудрить, умудряться; умничать; рассуждать неуместа. Полно те мыслять-то, делай, что велят! Мышленье ср. действие по гл. Мысленный, умственный, несловесный, воображаемый. Ответишь ли на мысленный вопрос Мыслимый, что можно мыслить, представить в уме, вообразить; -мость, свойство, состоянье мыслимого. Мысливый или мышлявый человек. ·*тамб. мыслящий, основательно, глубоко размышляющий, и вообще умный. Мысленность жен. состоянье, свойство мысленного. Мысливость жен. свойство и качество мысливого. Мысловатый, замысловатый, умный, мудреный. Мысловатость жен. свойство мысловатого. Мыслитель муж. -ница жен. остро и глубоко мыслящий, думец, доходящий умом до заключений отвлеченных. Мыслителев, ему свойственный. Мыслительный, к мышленью относящийся -ность жен. свойство, способность мыслителя. Мышлявый человек, ·*ряз. хитрый, изобретательный;
·*влад. замышляющий что, склонный к замыслам. -вость жен. свойство это. Мышлец муж., ·*ряз. думец, хитрец, выдумщик. Мыслете ср. названье буквы, четырнадцатой в церковной азбуке, а тринадцатой в руской. Все люди, как люди, а мы, как мыслете. Метать петли, закидывать крюки, писать мыслете, быть пьяну.
Словарь Ожегова
МЫСЛЬ, -и, жен.
1. Мыслительный процесс, мышление. Сила человеческой мысли.
2. То, что явилось в результате размышления, идея. Интересная м.
3. То, что заполняет сознание, дума. М. о сыне. Иметь в мыслях что-н.
4. мн. Убеждения, взгляды. Быть одних мыслей с кем-н.
5. мысль! Хорошая идея, хорошо придумано (разг.). Встретиться с друзьями это м.!
прил. мысленный, -ая, -ое (к 1, 2 и 3 знач.; устар.).
Словарь синонимов Абрамова
помысел, дума, идея, мнение, положение, понятие, тезис, парадокс, представление; догадка, соображение, суждение, намерение. Ему пришла в голову фантазия. Он напал на мысль. Ср. "Догадка, Мнение и Намерение". См. изречение, намерение || бараньи мысли с подливом, без задних мыслей, быть одних мыслей с кем-либо, возыметь мысль, войти в мысль, вспасть на мысль, держать на мысли, далек от мысли, задаться мыслью, иметь задние мысли, кому-либо улыбается мысль сделать что-либо, навести на мысль, напасть на мысль, носиться с мыслью, обмениваться мыслями, обнаруживать свои мысли, образ мыслей, привести к мысли, прийти на мысль, прийтись по мысли, проводить мысль,развивать мысль
Словарь Ушакова
МЫСЛЬ, мысли, ·жен.
1. только ед. То же, что мышление. «Всё то, что человеческою мыслью было создано, он переработал, подверг критике, проверив на рабочем движении...» Ленин (о Марксе).
2. Продукт деятельности разума, размышления, рассуждения; идея. Глубокая мысль. Интересная мысль. Ни одной мысли в голове. «В чьей, по несчастью, голове пять, шесть найдется мыслей здравых.» Грибоедов. Мысли о воспитании.
3. Умственный расчет, предположение, соображение. Исходя из этой мысли, решил действовать иначе. Подать мысль. Пришла мысль в голову. Прийти к какой.-нибудь мысли. Не допускать даже мысли о чем-нибудь. Задняя мысль (см. задний).
Замысел; поставленная себе, представляемая себе задача. У меня мысль сделать в саду детскую площадку. Носиться с мыслью. «Всю жизнь скакал с одной упорной мыслью, чтоб первым доскакать.» А.Блок.
4. Дума; то, что заполняет сознание. Мысль о ребенке меня тревожит. Сверлит голову мысль о предстоящей разлуке. Мелькнула мысль. Держать, иметь в мыслях. И в мыслях не было. «И в этот миг в мозгу прошли все мысли, единственные, нужные.» А.Блок.
5. только мн. Убеждения, способ понимания чего-нибудь (·разг. ). Мы с вами одних мыслей. Держаться каких-нибудь мыслей.
Словарь эпитетов
Процесс или результат мышления; понятие, суждение.
О характере, способе мышления; о степени логичности, завершенности мысли.
Абстрактная анализирующая, безликая, безобразная, беспокойная, беспросветная, бессвязные (мн.), бессильная, бесформенная, бледная, бойкая, быстрая, вдохновенная, внезапная, всеохватывающая, выстраданная, вязкая, вялая, гибкая, глобальная, глубинная, глубокая, голая, горячая, дерзкая, деятельная, жгучая, живая, задняя, запутанная, затаенная, затрудненная, зрелая, изощренная, изящная, конденсированная, конкретная, короткая, косная, крылатая, легкая, ленивая, летучая, логическая, логичная, мальчишеская, навязчивая, настойчивая, незрелая, неорганизованная, неотвязная, неотвязчивая, неотступная, неповоротливая, неподвижная, неугомонная, неуловимая, неумелая, неясная, обнаженная, образная, обрывочные (мн.), осторожная, острая, отважная, отвлеченная, отрывочные (мн.), отчаянная, парадоксальная, поверхностная, подспудная, покойная, потаенная, прозрачная, простая, пульсирующая, расплывчатая, растрепанные (мн.), робкая, самостоятельная, сбивчивая, своевольная, серая, сложная, смелая, смутная, сокровенная, сонная, сосредоточенная, странная, строгая, стройная, сумбурная, тайная, твердая, творческая, туманная, тупая, тягучая, упорная, упрямая, цепкая, четкая, шальная (разг.), широкая, яркая, ясная.
О правильных, возвышенных, плодотворных мыслях; о хороших, добрых намерениях.
Бессмертная, бесстрашная, благая, благородная, блестящая, божественная, большая, великая, великолепная, верная, возвышенная, высокая, гениальная, гордая, добрая, здоровая, здравая, земная, интересная, капитальная, конструктивная, красивая, могучая, мудрая, оригинальная, плодотворная, правильная, превосходная, пытливая, разумная, светлая, свободная, священная (устар. поэт.), сказочная, славная, смелая, соблазнительная, спасительная, справедливая, счастливая, тонкая, трезвая, удачная, умная, упорная, хорошая, храбрая (устар.), целомудренная, честная, чистая.
О неправильных, бесполезных, болезненных мыслях; о дурных, порочных намерениях.
Безжалостная, безумная, бесплодная, беспочвенная, болезненная, больная, бредовая, вздорная, воспаленная, гадкая, гнусная, грешная, губительная, дешевая, дикая (разг.), еретическая, жестокая, злая, злобная, зловещая, коварная, кощунственная, крамольная, лицемерная, ложная, лукавая, малодушная, мелкотравчатая, нездоровая, нелепая, неправильная, непутевая (разг.), опасная, подлая, порочная, предательская, предвзятая, прекраснодушная (устар.), пустая, пьяная, ревнивая, романическая (устар.), свихнувшаяся, склизкая (простореч.), скользкая, суеверная, суетная, сумасбродная, сумасшедшая, тривиальная, темная, трусливая, тщеславная, убогая, угарная, унизительная, уродливая, фантастическая, холодная, циничная, черная, честолюбивая, чудовищная.
О мыслях, связанных с каким-либо настроением, переживанием.
Беспокойная, бодрая, веселая, восторженная, гнетущая, горькая, грустная, докучливая, докучная, жуткая, задорная, легкая, меланхолическая, мечтательная, мрачная, мучительная, невеселая, ноющая, паническая, пасмурная, печальная, похоронная, радостная, радужная, райская (устар.), ревнивая, скучная, сладострастная, сумрачная, темная, тоскливая, тревожная, тягостная, тяжелая, угнетающая, угрюмая, унылая, утешительная, хмурая, черная, ядовитая. Взыскательная, дистиллированная, златая, истерзанная, кокетливая, колючая, мертвая, моложавая, мутная, неотлучная, посконная, ржаная, сатанинская, скопидомская, стылая, угарная, чадная, энергоемкая.
Толковый словарь Ефремовой
ж.
1)
а) Мыслительный процесс, отражающий объективную действительность в понятиях, суждениях, умозаключениях; мышление.
б) Размышление, рассуждение.
2)
а) Результат мыслительного процесса (в форме понятия, суждения).
б) Предположение, соображение.
в) Намерение, замысел.
3) Познания в какой-л. области знания.
4) То, что заполняет сознание; дума.
Большой психологический словарь
(англ. thought). Слово «М.» употребляется очень широко. Все, что «взбредет в голову», называется М. Мысль мысли, действительно, рознь. Есть «Великая М. Природы», есть божественная или боговдохновенная М., счастливая М., умная М. Есть М. сатанинские, темные, черные, задние. Есть М. ясные, светлые, прозрачные, глубокие и есть вздорные, смутные, туманные, легковесные, мелкотравчатые, приходящие наобум. Есть М. живые, уместные, своевременные и мертворожденные, запоздалые, как сожаления. Есть М. вялые, анемичные, тупые и острые, энергичные, проницательные. Есть М. высокие, благородные, добрые и есть — низкие, корыстные, злые. Есть свободная М.: М. — поступление, поступок. Есть М. блуждающие, несмелые и уверенные, законнопорожденные. Есть М. трагические, глупые, абсурдные. И есть М. самоуправные, назойливые, они сильнее нас, от них очень трудно избавиться.
Д. Дьюи дает след. определение М.: «В теснейшем смысле М. означает уверенность, покоящуюся на к.-л. основании, т. е. действительное или предполагаемое знание, выходящее за пределы того, что непосредственно дано. Оно обозначается как признание или непризнание чего-либо как разумно возможного или невозможного. Эта степень М. включает, однако, 2 настолько различных типа уверенности, что хотя их различие только в степени, а не в роде, но... необходимо рассматривать их отдельно. Иногда наша уверенность возникает без рассмотрения оснований; в др. случаях она возникает потому, что исследуются основания». «Многие М., — продолжает Дьюи, — возникают бессознательно, безотносительно к достижению правильного мнения. Как они приобретаются, мы не знаем. Из темных источников, неизведанными путями они достигают сознания и становятся частью нашего духовного багажа. Традиция, воспоминание, подражание — все то, от чего зависит авторитет во всех его формах или что взывает к нашему личному благополучию, или удовлетворяет сильной страсти — все это вызывает их. Подобные М. являются предрассудками, т. е. предвзятыми суждениями, а не рассуждениями, основанными на рассмотрении очевидного». Подобной М. дети учатся и весьма успешно помимо школы. Но как научиться тому, чтобы М. приходили как божьи дети и говорили: вот мы здесь! Так описывал приход М. Гете.
Конечно, мышление — это движение М., но не следует преуменьшать сложность определения и исследования М. Независимо от ее истинности или ложности, М. проявляет себя то в слове, то в образе, то в действии, то в поступке, то во всем этом вместе и еще в чем-то неуловимом, таинственном, хотя, возможно, именно это неуловимое и есть самое важное и интересное в М. Едва ли кто-нибудь однозначно ответит на вопрос, что такое М. и как она возникает.
Важна не столько однозначность и определенность ответов на эти вопросы, сколько наличие интенции узнать, понять, увидеть нечто, стоящее за М. Возникновение подобной интенции есть 1-й признак подлинной М., отличающейся от того, " что «взбредет в голову», от мнения. Увидеть за... это есть мышление, а увидеть за М. — это есть рефлексия по поводу М., ее постскриптум (И. Бродский), начало ее обоснования, доказательства.
Существуют разные ответы на вопрос, что стоит за М. У. Джемс увидел за М. сырой поток чисто чувственного опыта; И. М. Сеченов увидел за М. не только чувственные ряды, но и ряды личного действия; психоаналитик В. Бион — фрустрацию, вызванную незнанием; М. К. Мамардашвили увидел за М. (или в М.) собственнолично присутствующие переживания; А. Эйнштейн — зрительные образы и даже мышечные ощущения, т. е. те же действия; А. Белый — движение и ритм; А. В. Запорожец — предметно-практическое действие; Л. С. Выготский — слово и к тому же еще аффективную и волевую тенденции. Г. Г. Шпет увидел М. за словом и слово за М. и слово в М. Р. Декарт увидел в М. состояние очевидности, в т. ч. и собственного существования; Э. Клапаред увидел за М. молчание, сказав, что размышление запрещает речь. Математик Ж. Адамар, специально изучавший процесс научного творчества, это подтвердил: «Слова полностью отсутствуют в моем уме, когда я действительно думаю». Р. М. Рильке сказал об этом по-своему: мудрецы превратили в слух свои уста. М. М. Бахтин увидел в М. интонацию: «Действительно поступающее мышление есть эмоционально волевое мышление, интонирующее мышление, и эта интонация существенно проникает во все содержательные моменты М.». Х. Ортега-и-Гассет увидел за М. глубины души: «Зрачки моих глаз с любопытством вглядываются в глубины души, а им навстречу поднимаются энергичные М.». Ортега видел за М. не только любопытство, но и живую страсть понимания, благодаря которой может возникнуть разрядка, молниеносное озарение пониманием. Давно известно, что такое озарение сопровождается чувством полной уверенности в его достоверности, т. е. состоянием той же Декартовой очевидности, которую Марсель Пруст называет радостью. О. Мандельштам увидел за М. семантическую удовлетворенность, равную чувству исполненного приказа. Бродский увидел за М. М.: люди думают не на каком-то языке, а мыслями. Замечательно об этом же сказал А. С. Пушкин: думой думу развивает. И. Кант увидел за М. состояние преисполненной чувства души. Оно-то и порождает событие М. Но как впасть в это состояние и как из него выпасть? Кант признавал, что мышление может уставать от напряжения и быть не способным это напряжение держать.
Все перечисленные мыслители, ученые, поэты правы. М. столь же полифонична, как и сознание. Разные мнения о том, что стоит за М., сводимы к одному: «невербальное внутреннее слово» (Мамардашвили), которое потенциально многоголосно. Такое слово есть «эмбрион» словесности, опора зарождающейся М., прежде губ родившийся шепот. При всей парадоксальности, эта идея не должна восприниматься как совершенно неожиданная, особенно после того, как природу, культуру, человека, мир в целом стали рассматривать как текст, т. е. то же слово. Шпет утверждал, что в метафизическом аспекте ничто не мешает нам рассматривать и космическую вселенную как слово.
Рождение М. остается тайной и это м. б. к лучшему. В противном случае люди бы лишились радости от рождения М. Возможно, самое разумное, но вместе с тем и самое трудное, что может и должна сделать школа, — это помочь уч-ся испытать радость от рождения собственной М. Это знал Руссо: «Кто думал, тот всегда будет думать, и ум, раз попробовавший мыслить, не может остаться в покое». Мамардашвили высказался еще более категорично: «Мышление, М. есть средство, единственное в жизни и сама жизнь; идеи и средства в ней переплетены порой так, что эти термины уже бессмысленно различать. Вся проблема мышления состоит в каждоактном преодолении кажущейся жизни. Причем этот акт необходимо повторять снова и снова. Нельзя это различение (кажущейся и осмысленной жизни. — В. З.) сделать и, положив в карман, жить спокойно. Кажущаяся жизнь преследует нас во всех уголках нашей души и мира, и мы должны изгонять ее из всех уголков и делать это постоянно». Философ не писал бы о преодолении посредством мышления кажущейся жизни так страстно, если бы мышление было легким делом. «Акт думания есть часть испытания нами нашей судьбы», — говорил он. Думать действительно трудно. Легче принимать решения «без проблем». Последнее, к несчастью, у многих людей вошло в привычку. Принятие решений и решение проблем — это вещи разные. Решение, принятое «без проблем», их не снимает. Они остаются, но тогда уже не проблема стоит перед человеком, а он перед ней, и стоит часто на коленях. Это еще не самый плохой случай, хуже, когда усилия мышления направляются на оправдание заведомо неверных или сомнительных решений. (В. П. Зинченко.)
Словарь практического психолога
— основная единица, «молекула» мышления. В мыслях выражается процесс понимания мира, других людей и самого себя. В основе мысли лежит отражение таких фундаментальных признаков явлений, как их сходство и смежность во времени и пространстве, и пр.
Согласно И.М. Сеченову, мысль имеет исходной точкой сравнение двух явлений и представляет собой рефлекс с заторможенным концом. Мысль ориентирована на поиск связей; она заключает в себе соотнесение фактов по признакам различие-сходство, причина-следствие, действительное-возможное. Логический подход к единицам мышления приписывает им как обязательную черту предикативность. Речевое выражение мысли в текстах имеет форму предложения. В то же время мысли не относятся к психическим феноменам, порождаемым исключительно полушарием левым. Мысль может возникать в ответ на эмоциональные импульсы и выражать связь любых образов, имеющих когнитивное значение, — ее может породить и полушарие правое мозга головного.
Дифференциация субстрата мысли — предмет психофизиологических исследований; содержание и структура мыслей проясняются в процессе экспериментального анализа понимания.
Философский энциклопедический словарь
МЫСЛЬ – мыслительный акт, часть процесса мышления или же его результат, содержание, продукт мышления; идея.
Рус. арго (Елистратов)
см.:
Голова полна идей...;
запор
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: МЫСЛЬ


будет выглядеть так: Что такое МЫСЛЬ