Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

МУР

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
(Moore)
        Генри (Хенри) (р. 30.7.1898, Каслфорд, Йоркшир), английский скульптор. Учился в художественном колледже в Лидсе (1919—21) и Королевском колледже искусства в Лондоне (1921—25), в котором преподавал до 1933; позднее преподавал в художественных школах Челси и Слейда. Испытал влияние примитивного искусства (главным образом древнемексиканской пластики) и скульптуры Проторенессанса. Разрабатывая с начала 20-х гг. немногие постоянные мотивы (например, «Мать и дитя», «Лежащая фигура»), М. создаёт как достаточно конкретные («Семейная группа»; см. илл.), так и отвлечённые, абстрактные или фантастически изощрённые образы. Произведениям М. присущи мощная пластика и монументальность форм, их акцентированное взаимопроникновение, сложная, остро-напряжённая архитектоника композиции, ритмическая выразительность силуэта, органическая связь с окружающей средой («Лежащая фигура», мрамор, 1957—58, дом ЮНЕСКО, Париж; «Лежащая мать и дитя», бронза, 1961, Центр искусств, Миннеаполис). М. известен также как рисовальщик (серия рисунков 1-й половины 40-х гг., посвященная военным будням Лондона).
         Соч.: Heads, figures and ideas, L. — N. Y., 1958.
         Лит.: Валериус С., Прогрессивная скульптура XX века, М., 1973, с. 268—274: Read H., H. Moore v. 1—2, L., 1955—57.
        Г. Мур. «Король и королева». Скульптурная группа близ Дамфриса. Камень. 1952—53.
        Х. Мур. «Семейная группа». Бронза. 1945—49. Музей современного искусства. Нью-Йорк.
II
(Moore)
        Джордж (24.2.1852, графство Мейо, Западная Ирландия, — 21.1.1933, Лондон), ирландский писатель. Родился в семье помещика. В Лондоне и Париже учился живописи. Первые романы «Современный любовник» (1883), «Жена комедианта» (1885), автобиографическая повесть «Исповедь молодого человека» (1888) написаны в натуралистической манере. В центре романов «Кисейная драма» (1886, рус. пер. 1887), «Эстер Уотерс» (1894, рус. пер. 1895) — социальная проблематика. Сборник рассказов «Невспаханное поле» (1903), роман «Озеро» (1905), автобиографическая трилогия «Приветствие и прощание» (1911—14) созданы на сюжеты ирландской действительности. В рассказах М. заметно влияние И. С. Тургенева, с которым он был знаком.
         Соч.: Works, [v. 1—20], L., 1936—37; Letters to lady Cunard. 1895—1933, L., 1957; в рус. пер. — Потусторонние искания, М. 1904.
         Лит.: История английской литературы, т. 3, М., 1958; Hone J., The life of G. Moore, N. Y., 1936; Brown M., G. Moore. A reconsideration, Seattle 1955; Cunard N., Memories of G. Moore L., 1956; Williams I. A., G. Moore. A bibliography, L., 1921; Noёl J. С., G. Moore..., P., 1966 (лит. с. 553—647); Gilcher E., A bibliography of G. Moore Dekalb (Ill.), 1970.
         А. П. Саруханян.
III
(Moore)
        Джордж Эдуард (4.11.1873 Лондон, — 24.10.1958, Кембридж), английский философ-идеалист. Профессор Кембриджского университета (1925—39), член Британской АН, главный редактор журнала «Майнд» («Mind», 1921—47). В ст. «Опровержение идеализма» (1903) выступил против субъективного идеализма и английского неогегельянства (См. Неогегельянство), которые, по М., отождествляют «реальность» и «опыт», и дал анализ ощущений, который привёл его к обоснованию Неореализма. Согласно М., ощущения включают в себя два элемента — объединяющее их «сознание» и отличающий их одно от другого «объект». Основываясь на положениях «здравого смысла» шотландской школы (См. Шотландская школа), М. считал необходимым признать независимое от сознания существование объекта; «здравый смысл», однако, не исключал возможности веры в духовный характер бытия, потусторонний мир и т. д. Понятие объекта носит в философии М. двойственный характер: это и физическая вещь, и «нейтральное» — в духе австрийского философа и физика Э. Маха — «чувственно данное», которое выступает как часть внешних проявлений физических вещей. Сознание рассматривается как особая активность субъекта, заключающаяся в непосредственном схватывании «чувственных данных»; входя в сознание, они приобретают психический характер, а выходя из познавательного отношения — физический. Т. о., сами по себе физические вещи в философии М. оказываются практически недоступными познанию. Большое внимание М. уделил анализу обыденного языка; его идеи позднее легли в основу лингвистической философии (См. Лингвистическая философия).
         В этике М. стоит на позициях Интуитивизма. Он считал, что предшествующие философы совершали «натуралистическую ошибку», отождествляя добро с каким-либо др. объектом или качеством (Утилитаризм — с пользой, Гедонизм — с удовольствием и т. д.). С точки зрения М., добро есть самостоятельное качество бытия, схватываемое интуитивно и не поддающееся никакому определению; долг человека — следовать этому интуитивно воспринятому добру.
         Соч.: Principia ethica, Camb., 1903; Ethics, L., 1912; Philosophical studies, L., 1920; Some main problems of philosophy L. - N. Y., 1958; Philosophical papers, L.— N. Y., 1959.
         Лит.: Богомолов А. С., Философия англо-американского неореализма, М., 1962; Хилл Т. И., Современные теории познания, М., 1965, гл. 6; The philosophy of G. E. Moore, ed. by P. A. Schilpp, Evanston — Chi., 1942; White A. R., C. E. Moore. A critical exposition, Oxf., 1958.
         Д. М. Луканов.
IV
(Moore)
        Станфорд (р. 4.9.1913, Чикаго), американский биохимик, член Национальной АН США и Американской академии наук и искусств. В 1935 окончил университет Вандербилта. С 1939 в Рокфеллеровском институте медицинских исследований (Нью-Йорк), с 1952 профессор этого института; в 1950—51 читал курс лекций в Брюссельском (Бельгия) университете, в 1951 работал в Кембриджском (Великобритания) университете. Исследовал строение ряда белков, главным образом фермента рибонуклеазы; разрабатывал хроматографические методы химического анализа; совместно с У. Стайном предложил автоматическую аппаратуру для хроматографического разделения и количественного определения аминокислот. Нобелевская премия (1972) за основополагающий вклад в химию ферментов (совместно с К. Анфинсеном и У. Стайном).
V
(Moore)
        Сэмюэл (около 1830 — 1912), английский юрист, член 1-го Интернационала: друг К. Маркса и Ф. Энгельса. Владел небольшой фабрикой в Манчестере. Разорившись, стал заниматься юриспруденцией. Перевёл на английский язык большую часть 1-го тома «Капитала» Маркса (перевод вышел в 1887) и «Манифест Коммунистической партии» Маркса и Энгельса (перевод вышел в 1888); оба перевода изданы под редакцией Энгельса.
         Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, 23, 31—39 (см. Указат. имён).
VI
(Moore)
        Томас (28.5.1779, Дублин, — 25.2.1852, Лондон), английский поэт. По происхождению ирландец. Сын бакалейщика; учился в Дублинском университете. Широкую известность в России приобрели романтическая «восточная» поэма «Лалла Рук» (1817) и «Ирландские мелодии» (1807—34) М., воспевающие борьбу и страдания народа Ирландии. В русский раздел цикла стихов М. «Песни народов» (1818—27) входит известная песня «Вечерний звон» (рус. пер. И. Козлова). Сатиры М. (особенно «Басни для Священного союза», 1823) направлены против реакционной политики английских и др. европейских правителей. М. опубликовал также «Письма и дневники лорда Байрона с замечаниями о его жизни» (1830), «Историю Ирландии» (1835—46) и биографию Р. Б. Шеридана (1825).
         Соч.: The poetical works, L. — N. Y., 1910; The letters, v. 1—2, Oxf., 1964; в рус. пер, — [Стихотворения], в кн.: Английские поэты в биографиях и образцах. Сост. Н. Гербель, СПБ, 1875.
         Лит.: История английской литературы, т. 2, в. 1, М., 1953; Jones H. M., The harp that once — a chronicle of the life of Thomas Moore, N. Y., 1937; De Ford М. A., Thomas Moore, N. Y., [1967] (лит. с. 119—23).
        Т. Мур.
VII
(Moore)
        Эдуард (22.3.1712, Абингдон, Беркшир, — 1.3.1757, Лондон), английский писатель. Жил и умер в бедности. В 1753—56 редактор журнала «Уорлд» («World»). Литературную известность М. принесли «Басни для прекрасного пола» (1744). Драмы «Найдёныш» (1748), «Жиль Блаз» (1751) и трагедия «Игрок» (1753) — яркий образец так называемой мещанской драмы. Переведённая с французской обработки трагедия М. получила распространение в России под названием «Беверлей» (1773; по имени героя).
         Соч.: Poems, fables and plays, L., 1756.
         Лит.: История английской литературы, т 1 в. 2, М., 1945; Caskey J. Н., The life and works of Edward Moore, New Haven, 1927.
VIII
        Мура (Mur, Mura), река в Австрии и Югославии, в нижнем течении по М. проходит участок границы между Югославией и Венгрией; левый приток Дравы (бассейн Дуная). Длина 434 км, площадь бассейна около 15 тыс. км2. В верховьях течёт в узкой долине, ниже г. Грац — по равнине. Средний расход воды в устье 166 м3/сек. Сплавная. ГЭС. Судоходна ниже г. Грац (Австрия).
Современная Энциклопедия
МУР Джордж Эдуард (1873 - 1958), английский философ. Дал обоснование неореализма ("Опровержение идеализма", 1903). Признавал безусловную истинность суждений "здравого смысла", исследование которого связывал с анализом обыденного языка. Основополагающей категорией этики считал добро, смысл которого постигается лишь с помощью интуиции.
Словарь Даля
МУР, см. мурава и муровать.
Толковый словарь Ефремовой
1. предикатив разг.
Мурлыкание кошки как действие (обычно с повторением).
2. межд. разг.
Употр. при обозначении ~лыкания кошки (обычно с повторением).
Литературная энциклопедия
1. Джордж [George Moore, 1857—] — английский романист, драматург и критик. Из зажиточной ирландской семьи. В молодости учился в Париже живописи и вращался в кругах художников-импрессионистов и поэтов-символистов. Вернувшись в Англию, выступил пропагандистом и первым переводчиком Золя. В дальнейшем (вместе с Шоу, драматургом лэди Грегори и поэтом В. Б. Питсом) одно время возглавлял мелкобуржуазное интеллигентское движение «Гальское возрождение», стремившееся создать национальную ирландскую лит-ру на английском языке. Представитель первого поколения английского натурализма, Мур полностью выразил всю классовую сущность этого мелкобуржуазного движения, направленного против империализма. Он яростно ратует за «освобождение» человека, однако это освобождение никогда не идет дальше проблем личной жизни и морали. Тематика богемы, жонглирование проблемами, постановка их в такой форме, которая заранее исключает всякий ответ, эстетизм — все это создало целую школу в предвоенном английском романе и перекинулось в послевоенную Францию. Библиография: I. Потусторонние искания, перев. Н. Додоновой, под ред. и с предисл. А. Вербицкой, М., 1904; Кисейная драма, 3 чч., СПБ, 1888; Мильдред Ласон, Наблюдатель, 1887; В бурную ночь, М., 1923; Ulick and Soracha, L., 1926. II. Mitchell S. L., George Moore, 1916. III. Williams J. A., Bibliography of the Works of George Moore, 1921; Frecman J., A Portrait of George Moore, N. Y., 1922 (дана библиография). Т. Л.
2. Томас [Thomas Moore, 1779—1852] — английский поэт. Р. в семье ирландского мелкого торговца, католика. 19 лет окончил Дублинский университет. С 14 лет сотрудничал в разных дублинских журналах. В 1800 М. издал свои «Оды Анакреона», а через год выпустил сборник «Poems by the late Thomas Little» (Поэмы покойного Томаса Маленького). М. приобрел широкую известность и получил приглашение на должность придворного поэта, но по настоянию друзей — либеральных буржуа — отказался. Затем уехал регистратором адмиралтейства на Бермудские о-ва. На обратном пути посетил Америку — Мекку тогдашних либералов. В 1806 издал сборник стихов, в которых отозвался крайне неодобрительно об Американской республике и ее учреждениях. Из Соединенных штатов М. вернулся реакционером. В 1807 вышел из печати первый сборник «Ирландских мелодий». «Мелодии» для романтиков явились вторым «Оссианом» (см.). За ними последовали «Национальные мотивы» и «Священные песни», пользовавшиеся меньшим успехом. В 1815 М. начал самое крупное свое произведение «Лалла Рук» — «восточный» роман с четырьмя вставленными в него поэмами. «Местный колорит» здесь чрезвычайно условен, но очень ярок. По богатству экзотики и архиромантической трактовке сюжета она стоит в одном ряду с «Ватеком» Бекфорда и восточными поэмами Байрона, у к-рого М. заимствовал композиционные приемы. «Лалла Рук» переведена на персидский язык и пользуется в Персии популярностью как «великая национальная эпопея». Из прозаических произведений М. наиболее известна его биография Байрона (русский перевод, СПБ, 1865).
Творчество М. развивалось в ту эпоху ирландской истории, когда английская буржуазия, стремясь уничтожить относительную независимость ирландской промышленности, поддерживавшуюся покровительственными пошлинами, лишила Ирландию политической самостоятельности. Это вызвало бурное революционное движение среди ирландской мелкой
532 буржуазии (восстание 1798), особенно болезненно почувствовавшей эту перемену. Средняя же и крупная ирландская буржуазия, экономически связанная с Англией и напуганная революцией, поднимавшимся рабочим движением, пыталась путем компромисса с английским правительством обеспечить самостоятельность некоторых отраслей производства в Ирландии, мечтая о добром старом времени, когда промышленность независимой Ирландии процветала. Эти умонастроения умеренного буржуазного национализма нашли свое отражение у Мура в пассивности его творчества, проникнутого больше воспоминаниями о прошлом, чем волевой устремленностью. Ноты протеста против жестокого национального гнета в его «Мелодиях» быстро обрываются или заглушаются примиренческими нотами. Ирландия, ее судьба, преобладает в тематике М. Даже в образах его восточного романа «Лалла Рук» не трудно узнать ирландских борцов за свободу, а в мотивах его вставных поэм — ирландские мотивы. Общий характер всего творчества М. в целом сказался и на его художественных средствах. В его поэзии нет напряженного действия, нет драматизма и пафоса борьбы, нет глубоких противоречий борющихся сил. Все контрасты у М. сглаживаются и примиряются, зло стушевывается. Изящное эстетски выдвигается на первый план. Изображение страсти ослабляется бесконечными уподоблениями;
Иллюстрация: Титульный лист лондонского издания произведений Мура
533 нагромождение пышных метафор и эпитетов делает его поэзию искусственной; правда, в лучших своих песнях М. освобождается от этих недостатков. Библиография: I. Из произведений М. перев. на русск. яз. немного: Рай и Пери, СПБ, 1821; Обожатели огня, Восточная повесть, перевод Н. Бестужева, СПБ, 1821; Эпикуреец, перев. А. Савицкого, 2 чч., СПБ, 1833; Пери и Ангел, перев. В. Жуковского (пересказ одной поэмы из «Лалла Рук»); отдельные стихотворения и отрывки в «Английских поэтах» Н. В. Гербеля, СПБ, 1875; Вечерний звон, перев. И. Козлова (перев. одной из национальных песен М.), там же; Poetical works, Ed. A. G. Godley, Oxford, 1910; Diary, selection ed. with introduction by J. B. Priestley, Cambridge, 1925. II. Тэрнер Ч., Английские писатели XIX ст., «Образование», 1897, IX; Брандес Г., Главные течения литературы XIX ст., Лекции, перев. В. Неведомского. Английская литература, М., 1893 (переп. в «Собр. сочин.», т. VIII, изд. «Просвещение»); Vallat, T. Moor, Sa vie et ses u0153uvres; Symington, Th. Moor, his Life and Works. С. Б.
3. Эдуард [Edward of Abingdon Moore, 1712—1757] — английский поэт и драматург, один из видных творцов буржуазной драмы XVIII в., так наз. «мещанской драмы» (см. «Драма»). Сын церковнослужителя, приказчик в полотняной лавке, М. рано выдвинулся своими стихами (оды, послания, басни). Одна из его драм — «Игрок» (The Gamester, 1753) — получила мировую известность, гл. обр. во французской обработке Сорэна (поставлена в Париже в 1768). Герой пьесы Беверлей (имя это скоро становится нарицательным), человек слабохарактерный, попадает в руки интригана и шулера Стэкли, проигрывает все состояние, рискует честью добродетельной жены (к-рой хочет овладеть Стэкли) и кончает самоубийством в тюрьме. Источником трагизма здесь являются не подвиги царей и героев, как в классической трагедии, а денежные интересы. Пьеса продержалась на сцене до второй четверти XIX в. Другие драмы М. — «Найденыш» (The Foundling Comedy), «Жиль-Блаз» — отличаются теми же типичными чертами «слезной комедии», резко отрицавшей лит-ые традиции дворянской аристократии. В буржуазной драме получила выражение оппозиция буржуазии против театра Реставрации с его ходульными традициями и скабрезными комедиями. Царям и придворным противопоставляются переживания среднего человека; монархической патетике и упадочности дворянства — буржуазная мораль. В XVIII в., после второй английской революции, когда буржуазия окончательно побеждает феодализм, она произведениями М. и Лилло (см.) кладет основание своей театральной культуре, преодолевая враждебные аристократические влияния и в области драмы. Библиография: I. Poetical Works, collected by T. Park, 1806. III. Gaskey J. H., Life and Works of E. Moore, Jowa, 1927. Л. Н.
История философии. Энциклопедия
МУР, (Moore) Джордж Эдуард (1873-1958) - британский философ, представитель неореализма. Преподавал философию в Кембридже (1911-1939) и в университетах США (1940-1944). Главный редактор журнала "Mind" (1921-1947). Основные сочинения: "Природа суждения" (1899), "Принципы этики" (1903), "Опровержение идеализма" (1903), "Природа и реальность объектов восприятия" (1905-1906), "Природа чувственных данных" (1913), "Некоторые суждения о восприятии" (1917), "Философские исследования" (1922), "В защиту здравого смысла" (1925), "Доказательство внешнего мира" (1939), "Ответ моим критикам" (1942) и др. М. полемизировал с идеями английского абсолютного идеализма и берклинианства, разрабатывал оригинальные этические доктрины. "Я не думаю, - писал М., - что окружающий мир или наука когда-либо ставили передо мной философские проблемы. Такими проблемами были вещи, которые говорили о мире или естествознании другие философы". М. стоял на позициях плюралистической онтологии в противовес идеалистическому монизму, на принципах принципиальной познаваемости окружающей реальности, постулируя антипсихологизм в эпистемологии и логике. Истинность идеалистического лозунга "esse est percipi" (лат. "существовать - значит быть воспринимаемым"; ср. "реальность духовна") М. усматривал лишь в том, что свойства, составляющие весь наш мир и отличные от свойства "быть воспринимаемым", не могут существовать, не будучи, в свою очередь, воспринимаемыми. По М., высказывание "существовать - значит быть воспринимаемым" не только аналитическое и посему не могущее быть обосновано, оно также и противоречиво. (Согласно М., "принцип органических единств используют главным образом для оправдания возможности одновременно утверждать два противоречащих друг другу суждения там, где в этом возникает нужда. В данном вопросе, как и в других, главной заслугой Гегеля перед философией было возведение ошибки в принцип и изобретение для нее названия.) Согласно М., попытка сторонников философского идеализма фундировать данную идею тезисом, что объект опыта немыслим без наличия субъекта, неверна хотя бы потому, что "объект и субъект" (например, желтый цвет и ощущение желтизны) совершенно различны. Из "esse est percipi" следует как то, что опыт и его объекты тождественны, так и то, что они различны: желтый цвет и ощущение желтизны аналитически связаны и по существу идентичны и в то же время они различны, ибо можно осмысленно говорить об их отношении друг к другу. Философы, по мысли М., не в состоянии учитывать подобного различия (см. Differance), ибо язык не имеет общих имен для таких объектов, как красное или горькое, а так же и потому, что мы склонны "скорее воспринимать мир через посредство сознания, а не рассматривать само сознание". С точки зрения М., понятия, с одной стороны, не могут трактоваться ни как содержание, ни как фрагмент, ни как состояние сознания, с другой же - они не есть продукт абстрагирующей активности сознания. Физические факты, по мысли М., не зависят - причинно или логически - от фактов сознания: "нет каких-либо здравых оснований предполагать, что вообще существует какой-либо такой факт сознания, без наличия которого не мог бы иметь место факт, что этот камин находится в настоящий момент ближе к моему телу, чем та этажерка... нет никаких оснований предполагать, что существует какой-то факт сознания, о котором можно было бы сказать - если бы этот факт не имел места, то земля не существовала бы уже много лет". Понятие (суть "ни ментальный факт, ни какая-либо из частей ментального факта") - автономный и неизменный объект мышления, последняя реальность. Истинность суждений не коррелируема и не определима их отношением к реальности, истина - всего лишь характеризует отношение понятий в суждении, постигаемое интуитивно. "Обращение к фактам бесполезно" - это высказывание М. выступило впоследствии девизом "концептуального реализма" Рассела - Витгенштейна. В статье "Опровержение идеализма" (1903) М. анализировал ощущение, различая две его стороны - "сознание" и "объект": "Ощущение включает сознание и объект, независимый от сознания". При этом "сознание", по М., находится в некотором нераскрываемом отношении "осведомленности" к "объекту". Вместе с тем "независимое "существование объекта в гносеологической схеме М. является лишь видимостью, ибо объект здесь выступает лишь в акте ощущения, его реальность постулируется лишь на основе "здравого смысла", а не в качестве характеристики объективной действительности. С точки зрения М., "мы знаем, что имеются и были во Вселенной... материальные объекты и акты сознания... огромное количество и тех и других... что многие материальные объекты существуют, когда мы не осознаем их". Истинность этих предложений неявно заложена в общем способе нашего мышления; она предполагается многими вещами, относительно которых мы полагаем, что мы их знаем. (По М., объект ложного убеждения и сопряженное суждение не могут существовать как факт, иначе убеждение являлось бы истинным.) М. абсолютизировал элементы непосредственности в познании, предвосхитил возникновение неореалистической концепции "имманентности трансцендентного". Идеи М. явились одним из источников лингвистической философии. Этическая концепция М. носила индивидуалистический характер и основывалась на критике "этического натурализма", рассматривающего "добро" как объективное рациональное понятие. Добро и зло для М. - основополагающие неопределимые этические категориии, смысл которых постигается лишь с помощью интуиции. Этические положения раскрывают эмоции говорящего, возбуждают эмоции слушающего либо неявно выражают повеления. Отождествляя ценность и долг с пользой, М. необходимо приходил к выводу, что моральная обязанность индивида к осуществлению поступка в полном объеме проистекает из того, что именно данное действие результируется в предельно возможной совокупности добра в универсуме. Не создав завершенной философской системы, М., тем не менее, выступил как один из основателей "метаэтики".
A. A. Грицанов
История философии. Грицианов
(Moore) Джордж Эдуард (1873—1958) — британский философ, представитель неореализма. Преподавал философию в Кембридже (1911—1939) и в университетах США (1940—1944). Главный редактор журнала ‘Mind’ (1921—1947). Основные сочинения: ‘Природа суждения’ (1899), ‘Принципы этики’ (1903), ‘Опровержение идеализма’ (1903), ‘Природа и реальность объектов восприятия’ (1905—1906), ‘Природа чувственных данных’ (1913), ‘Некоторые суждения о восприятии’ (1917), ‘Философские исследования’ (1922), ‘В защиту здравого смысла’ (1925), ‘Доказательство внешнего мира’ (1939), ‘Ответ моим критикам’ (1942) и др. М. полемизировал с идеями английского абсолютного идеализма и берклинианства, разрабатывал оригинальные этические доктрины. ‘Я не думаю, — писал М., — что окружающий мир или наука когда-либо ставили передо мной философские проблемы. Такими проблемами были вещи, которые говорили о мире или естествознании другие философы’. М. стоял на позициях плюралистической онтологии в противовес идеалистическому монизму, на принципах принципиальной познаваемости окружающей реальности, постулируя антипсихологизм в эпистемологии и логике. Истинность идеалистического лозунга ‘esse est percipi’ (лат. ‘существовать — значит быть воспринимаемым’; ср. ‘реальность духовна’) М. усматривал лишь в том, что свойства, составляющие весь наш мир и отличные от свойства ‘быть воспринимаемым’, не могут существовать, не будучи, в свою очередь, воспринимаемыми. По М., высказывание ‘существовать — значит быть воспринимаемым’ не только аналитическое и посему не могущее быть обосновано, оно также и противоречиво. (Согласно М., ‘принцип органических единств используют главным образом для оправдания возможности одновременно утверждать два противоречащих друг другу суждения там, где в этом возникает нужда. В данном вопросе, как и в других, главной заслугой Гегеля перед философией было возведение ошибки в принцип и изобретение для нее названия.) Согласно М., попытка сторонников философского идеализма фундировать данную идею тезисом, что объект опыта немыслим без наличия субъекта, неверна хотя бы потому, что ‘объект и субъект’ (например, желтый цвет и ощущение желтизны) совершенно различны. Из ‘esse est percipi’ следует как то, что опыт и его объекты тождественны, так и то, что они различны: желтый цвет и ощущение желтизны аналитически связаны и по существу идентичны и в то же время они различны, ибо можно осмысленно говорить об их отношении друг к другу. Философы, по мысли М., не в состоянии учитывать подобного различия (см. DIFFERANCE ), ибо язык не имеет общих имен для таких объектов, как красное или горькое, а так же и потому, что мы склонны ‘скорее воспринимать мир через посредство сознания, а не рассматривать само сознание’. С точки зрения М., понятия, с одной стороны, не могут трактоваться ни как содержание, ни как фрагмент, ни как состояние сознания, с другой же — они не есть продукт абстрагирующей активности сознания. Физические факты, по мысли М., не зависят — причинно или логически — от фактов сознания: ‘нет каких-либо здравых оснований предполагать, что вообще существует какой-либо такой факт сознания, без наличия которого не мог бы иметь место факт, что этот камин находится в настоящий момент ближе к моему телу, чем та этажерка... нет никаких оснований предполагать, что существует какой-то факт сознания, о котором можно было бы сказать — если бы этот факт не имел места, то земля не существовала бы уже много лет’. Понятие (суть ‘ни ментальный факт, ни какая-либо из частей ментального факта’) — автономный и неизменный объект мышления, последняя реальность. Истинность суждений не коррелируема и не определима их отношением к реальности, истина — всего лишь характеризует отношение понятий в суждении, постигаемое интуитивно. ‘Обращение к фактам бесполезно’ — это высказывание М. выступило впоследствии девизом ‘концептуального реализма’ Рассела — Витгенштейна. В статье ‘Опровержение идеализма’ (1903) М. анализировал ощущение, различая две его стороны — ‘сознание’ и ‘объект’: ‘Ощущение включает сознание и объект, независимый от сознания’. При этом ‘сознание’, по М., находится в некотором нераскрываемом отношении ‘осведомленности’ к ‘объекту’. Вместе с тем ‘независимое ‘существование объекта в гносеологической схеме М. является лишь видимостью, ибо объект здесь выступает лишь в акте ощущения, его реальность постулируется лишь на основе ‘здравого смысла’, а не в качестве характеристики объективной действительности. С точки зрения М., ‘мы знаем, что имеются и были во Вселенной... материальные объекты и акты сознания... огромное количество и тех и других... что многие материальные объекты существуют, когда мы не осознаем их’. Истинность этих предложений неявно заложена в общем способе нашего мышления; она предполагается многими вещами, относительно которых мы полагаем, что мы их знаем. (По М., объект ложного убеждения и сопряженное суждение не могут существовать как факт, иначе убеждение являлось бы истинным.) М. абсолютизировал элементы непосредственности в познании, предвосхитил возникновение неореалистической концепции ‘имманентности трансцендентного’. Идеи М. явились одним из источников лингвистической философии. Этическая концепция М. носила индивидуалистический характер и основывалась на критике ‘этического натурализма’, рассматривающего ‘добро’ как объективное рациональное понятие. Добро и зло для М. — основополагающие неопределимые этические категориии, смысл которых постигается лишь с помощью интуиции. Этические положения раскрывают эмоции говорящего, возбуждают эмоции слушающего либо неявно выражают повеления. Отождествляя ценность и долг с пользой, М. необходимо приходил к выводу, что моральная обязанность индивида к осуществлению поступка в полном объеме проистекает из того, что именно данное действие результируется в предельно возможной совокупности добра в универсуме. Не создав завершенной философской системы, М., тем не менее, выступил как один из основателей ‘метаэтики’.
Новый философский словарь
(Moore)
Джордж Эдуард (1873-1958) - британский философ, представитель неореализма. Преподавал философию в Кембридже (1911-1939) и в университетах США (1940-1944). Главный редактор журнала "Mind" (1921-1947). В главных произведениях "Принципы этики" (1903), "Философские исследования" (1922), "В защиту здравого смысла" (1925), "Ответ моим критикам" (1942), "Некоторые основные проблемы философии" (1958) и др. полемизировал с идеями английского абсолютного идеализма и берклинианства, разрабатывал оригинальные этические доктрины. М. стоял на позициях плюралистической онтологии в противовес идеалистическому монизму, на принципах принципиальной познаваемости окружающей реальности, постулируя антипсихологизм в эпистемологии и логике. С точки зрения М., понятия, с одной стороны, не могут трактоваться ни как содержание, ни как фрагмент, ни как состояние сознания, с другой же - они не есть продукт абстрагирующей активности сознания. Понятие - автономный и неизменный объект мышления, последняя реальность. Истинность суждений не коррелируема и не определима их отношением к реальности, истина - всего лишь характеризует отношение понятий в суждении, постигаемое интуитивно. "Обращение к фактам бесполезно" - это высказывание М. выступило впоследствии девизом "концептуального реализма" Рассела - Витгенштейна. В статье "Опровержение идеализма" (1903) М. анализировал ощущение, различая две его стороны - "сознание" и "объект": "Ощущение включает сознание и объект, независимый от сознания". При этом "сознание", по М., находится в некотором нераскрываемом отношении "осведомленности" к "объекту". Вместе с тем "независимое "существование объекта в гносеологической схеме М. является лишь видимостью, ибо объект здесь выступает лишь в акте ощущения, его реальность постулируется лишь на основе "здравого смысла", а не в качестве характеристики объективной действительности. (По М., объект ложного убеждения и сопряженное суждение не могут существовать как факт, иначе убеждение являлось бы истинным). М. абсолютизировал элементы непосредственности в познании, предвосхитил возникновение неореалистической концепции "имманентности трансцендентного". Идеи М, явились одним из источников лингвистической философии. Этическая концепция М. носила индивидуалистический характер и основывалась на критике "этического натурализма", рассматривающего "добро" как объективное рациональное понятие. Добро и зло для М. - основополагающие неопределимые этические категориии, смысл которых постигается лишь с помощью интуиции. Этические положения раскрывают эмоции говорящего, возбуждают эмоции слушающего либо неявно выражают повеления. Отождествляя ценность и долг с пользой, М. необходимо приходил к выводу, что моральная обязанность индивида к осуществлению поступка в полном объеме проистекает из того, что именно данное действие результируется в предельно возможной совокупности добра в универсуме. Не создав завершенной философской системы, М. тем не менее выступил как один из основателей "метаэтики".
А. А. Грицанов
Современная западная философия
МУР, (Moore) Джордж Эдуард (1873-1958) - брит. философ, один из основоположников <<аналитической философии>>, <<неореализма>> и метаэтических исследований. Преподавал философию в Кембридже (1911-39) и в ун-тах США (1940-1944). Главный редактор журнала «Mind» (1921-47). Учился у <<Брэдли>> и Дж.Э. Мак-Таггарта, однако не принял их <<абсолютного идеализма>> и развивал свои взгляды в направлении неореализма. Он отстаивал плюралистическую <<онтологию>> (в противоположность идеалистическому монизму), тезис о независимом существовании реальности и ее познаваемости, <<антипсихологизм>> в логике и эпистемологии. По М., понятие не является ни состоянием, ни частью, ни содержанием сознания, оно не есть также результат абстрагирующей активности сознания. Понятие - независимый и неизменяющийся объект мышления, последняя реальность. Истина суждения не зависит от его отношения к реальности, подобно тому как истинность суждений математики не зависит от существования ее предметов. Истина - простое понятие, характеризующее отношение понятий в суждении; это свойство не поддается анализу и постигается интуитивно. Суждения о существовании отличаются лишь тем, что включают в себя понятие существования. «Обращение к фактам бесполезно» - это высказывание М. является и основанием и результатом его позиции «концептуального реализма», развитой впоследствии <<Расселом>> и <<Витгенштейном>> в концепции <<«логического атомизма»>>. Следующий этап эволюции его взглядов - реализм «здравого смысла» как результат понимания того, что объект ложного убеждения (и соответствующее суждение) не существует как факт, иначе это убеждение было бы истинным. Если же ложное убеждение не соотнесено с суждением, то приходится распространить это и на истинное убеждение. М. согласен с тем, что истина должна состоять в соответствии суждения с фактом, и дело философии - проанализировать природу этого соответствия.
В области философии морали М. занимал позицию «интуитивизма» и «негедонистического утилитаризма». Стремясь построить этику как научное исследование, М. обсуждал не только определение «добра», но и логическую правомерность способов этической аргументации: «добру как таковому» и «добру как средству» должны соответствовать и разные аргументы. «Добро как таковое» есть простое и неопределимое, интуитивно постигаемое понятие. Любая попытка его определить приводит к натуралистической ошибке (ее проявления - гедонизм, «метафизическая» этика, этический натурализм и утилитаризм). Определение «добра как средства» основано на интуитивном представлении о «добре как таковом» и на знании причинных зависимостей между поступком и его результатом. Из отождествления ценности и долга с «пользой» следует, согласно М., что утверждение «я морально обязан совершить этот поступок» тождественно утверждению «этот поступок обеспечит наибольшую возможную сумму добра в универсуме». Предположения о существовании бога и бессмертии души М. считает недостаточно обоснованными, Поэтому они отсутствуют в его обосновании морали.
Помимо критики отдельных аргументов идеалистов (в частности, Брэдли) М. стремится опровергнуть фундаментальное положение всех идеалистических построений, доказывая необоснованность тезиса о духовной природе реальности. Рассматривая ощущение и восприятие как «знание о» или «осведомленность о» чем-то, он обосновывает отличие ощущений от их предмета. Он утверждает, что логика сознания одинакова в отношении всех его объектов, и существование материальных предметов засвидетельствовано не в меньшей степени, чем существование ощущений: и те и другие непосредственно представлены в сознании. М. исходит из достоверности убеждений «здравого смысла», считая знание о существовании материальных предметов и <<«других сознаний»>> абсолютно достоверным.
М. не построил собственной философской системы и не стремился к этому. Вместе с тем он внес существенный вклад в становление и развитие методов аналитической философии. В его работах можно найти разные формы анализа; заимствованные и критически переосмысленные <<Витгенштейном>>, <<Уиздомом>>, Малкольмом и др., они во многом определили стиль этого направления в философии.
И.В. Борисова
Принципы этики. М., 1984; Опровержение идеализма // Историко-философский ежегодник. М., 1987; Доказательство внешнего мира // Аналитическая философия: Избранные тексты. М., 1993; Principia Ethica. L., 1903; Ethics. L., 1912; Philosophical Studies. L., 1922; Some Main Problems of Philosophy. L., 1953; Philosophical Papers. L., 1959.
Философский словарь
Джордж Эдвард (1873 — 1958) — англ. философ-идеалист, представитель неореализма. Критикуя субъективный идеализм, М. противопоставил ему тезис: “Ощущение включает сознание и объект, независимый от сознания”. Статус объекта, по М., неясен; его можно рассматривать и как физический объект, и как “чувственное данное”, н лишь “здравый смысл” заставляет нас признать объективность внешнего мира. Согласно такой философии “здравого смысла”, во вселенной существуют материальные объекты и акты сознания, связанные лишь с нек-рыми из материальных тел. Вместе с тем “здравый смысл” не исключает возможности того, что мир по своей природе духовен, что существуют божественный разум, акты этого разума и загробная жизнь. Совместно с Расселом и Витгенштейном М. разрабатывал методы логического анализа. Его теория анализа оказала влияние на неопозитивизм (“лингвистический анализ” Дж. Райла, А. Уисдома и др.). Этика М. основана на признании добра и зла неопределимыми понятиями. Этические положения раскрывают эмоции говорящего, возбуждают эмоции слушателя или в скрытом виде выражают повеления. Из этого аксиологического интуитивизма М. развились две линии в совр. позитивистской этике: эмотивизм и метаэтика как “анализ этических высказываний”. Осн. соч.: “Принципы этики” (1903), “Философские исследования” (1922), “В защиту здравого смысла” (1925), “Некоторые главные проблемы философии” (1958).
Философский энциклопедический словарь
МУР (Moore) Джорд Эдуард (род. 4 нояб. 1873, Лондон – ум. 24 окт. 1958, Кембридж) – англ, философ; с 1925 по 1939 – профессор в Кембридже, с 1940 по 1944 читал лекции в США (по приглашению). Стал известен своей статьей «Reputation of idealism» («Mind», 1903); выступая в этой статье против идеализма, тем самым он стал зачинателем неореалистического направления (см. НЕОРЕАЛИЗМ); его влияние на англ, философию было 'весьма значительным. Мур исследовал сознание, ощущение и чувственные качества, опираясь при этом на скептицизм и эмпиризм Юма. Осн. произв.: «Ethics», 1914; «Philosophical studies», 1922; «A defense of commonsense», 1925; «A reply to my critics», 1942., .
Философский энциклопедический словарь 2
        (Moore) Джордж Эдуард (4.11.1873, Лондон,— 24.10.1958, Кембридж), англ. философидеалист, представитель неореализма. Гл. ред. журн. «Mind» (1921—47). Выступал против англ. абс. идеализма и берклианства. В ст. «Опровержение идеализма» («The refutation of idealism», 1903) анализировал ощущение, различая две его стороны— «сознание» и «объект». Объект, по М., не сводится к сознанию. Вместе с тем «независимое» существование объекта в гносеологич. схеме М. является лишь видимостью, ибо объект в его концепции выступает в акте ощущения, а не в качестве стороны объективной реальности. Отвергая теорию отражения, М. абсолютизировал элементы непосредственности в познании, предвосхитил возникновение неореали-стич. концепции «имманентности трансцендентного». Под влиянием шотландской школы признавал истинность суждений «здравого смысла», исследование которого связывал с анализом обыденного языка. Идеи М. явились одним из источников лингвистической философии.
        Этич. концепция М. носит индивидуалистич. характер и основывается на критике «этич. натурализма», рассматривающего «добро» как объективное рациональное понятие. Добро для М.— основополагающая этич. категория, смысл которой постигается лишь с помощью интуиции.
        Principia ethica, Camb., 1903; Some main problems of philosophy, L.—· N, Y., 1958"; Philosophical studies, new ed., L., 1959; Philosophical papers, L.— N. Y., [1959].
        Xилл Т. И., Совр. теория познания, пер. с англ., М., 1965, гл. 6; Луканов Д. М., Гносеология амер. «реализма», М., 1968, гл. 1, § 2; Богомолов А. С., Англ. бурж. философия 20 в., М., 1973, гл. 4, § 1; The philosophy of G. E. Moore, ed. by P. A. Schupp, Evanston-Chi., 1942; G. E. Moore. Essays in retrospect, ed. by A. Ambrose and M. Lazerowitz, L., 1970.
Рус. арго (Елистратов)
см.:
Юра — толстая фигура
Научнотехнический Энциклопедический Словарь
МУР (Moore) Стенфорд (1913-82), американский биохимик. В 1972 г. разделил с Кристианом АНФИНСЕНОМ и Уильямом СТАЙНОМ Нобелевскую премию за исследование функционирования и состава ФЕРМЕНТА рибонуклеазы. Анфинсен открыл состав рибонуклеазы в 1950-х гг. Позднее Мур и Стайн объяснили, как она катализирует переваривание пищи. Для анализа АМИНОКИСЛОТ и ПЕПТИДОВ, а также для определения структуры рибонуклеазы они использовали ХРОМАТОГРАФИЮ. К 1973 г., используя практически тот же метод, Мур и Стайн исследовали структуру дезоксирибонуклеазы.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: МУР


будет выглядеть так: Что такое МУР