Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

МОТИВЫ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        в психологии, то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В современной психологии термин «М.» применяется для обозначения самых различных явлений и состояний, вызывающих активность субъекта. К М. относятся Потребности и Инстинкты, влечения (См. Влечение) и Эмоции, установки (См. Установка) и Идеалы.
         Наиболее многочисленные работы, посвященные М., выполнены представителями Бихевиоризма и так называемой глубинной психологии (См. Глубинная психология). Бихевиористы обычно понимают под М. любые стимулы как внешние, так и внутренние («мотивационные переменные»), способные вызывать или активизировать поведение. В глубинной психологии роль главных М. приписывается заложенным в человеке биологическим инстинктам и влечениям, которые под влиянием социальных условий отчасти подавляются и выступают в своих непрямых, символических формах (Психоанализ З. Фрейда и др.). Важным вкладом в развитие учения о М. была разработка идей о субъективно-объективной природе М. (понятие о «побудительной силе» вещей немецко-американского психолога К. Левина (См. Левине)), о независимости М. человека от элементарных биологических потребностей (Г. Олпорт, США) и об «идеаторном», осознанном характере М., выражающих систему жизненных ценностей человека (Ж. Нюттен, Франция).
         В советской психологии проблема М. разрабатывается в связи с исследованием строения человеческой деятельности и сознания, общественно-исторических по своей природе. Соответственно М. определяются как то, что в отражаемой человеком реальности побуждает и направляет его деятельность. В М. конкретизируются, «опредмечиваются» потребности, которые не только определяют собой М., но, в свою очередь, изменяются и обогащаются вместе с изменением и расширением круга объектов, служащих их удовлетворению, и способов их удовлетворения. Ещё более ярко роль М. в трансформации человеческих потребностей проявляется при возникновении М., не имеющих аналогов у животных и впервые рождающихся лишь в обществе. Представление о предметной и социальной природе М. противостоит как теориям, ставящим человеческие М. в зависимость от «глубинных» инстинктивных влечений, так и теориям, приписывающим побудительную силу субъективным эмоциональным переживаниям, поскольку не эмоции определяют сферу М. человека, а, наоборот, развитие М. человеческой деятельности обогащает и перестраивает сами эмоции и чувства.
         Первичная форма М. — вещественные предметы, отвечающие простейшим материальным потребностям. Впоследствии ими становятся также предметы идеальные, выступающие в форме тех или иных побудительных представлений или сознательных целей («мотивы-цели»). Деятельность человека побуждается обычно одновременно несколькими М., один из которых является основным, ведущим, а другие — подчинёнными, иногда выполняющими лишь функцию дополнительной стимуляции (например, собственно М. труда и его материальное стимулирование). Особенность ведущих М. состоит в том, что, кроме функции побуждения и направления деятельности, они придают деятельности, её объектам и условиям тот или иной субъективный, личностный смысл. Например, труд в коммунистическом обществе имеет для рабочего иной смысл, чем в условиях капиталистического производства, когда он вынужден трудиться лишь ради заработка.
         М. могут находиться в различных отношениях между собой и наличными внешними обстоятельствами: усиливать или ослаблять друг друга, вступать во взаимные противоречия и в противоречия с объективными возможностями реализации действия. Поэтому мотивация, процесс побуждения человека к совершению тех или иных действии и поступков, часто представляет собой сложный акт, требующий анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решений. Этот процесс психологически осложняется также тем, что далеко не всегда реальные М. осознаются субъектом актуально, т. е. при подготовке и выполнении действия; нередко они обнаруживают себя лишь после того, как соответствующее действие уже совершено. От М. следует отличать мотивировки, т. е. высказывания, оправдывающие то или иное действие путём указания на побудившие его объективные и субъективные обстоятельства; мотивировки могут не совпадать с действительными М. поступка или даже сознательно маскировать их.
         Развитие М. находит своё выражение не только в их обогащении, но и в установлении определённой иерархии М. — в выделении главных жизненных М. личности. При этом М., отвечающие элементарным потребностям, подчиняются высшим социальным и духовным М., так что при определённых условиях человек способен жертвовать материальными благами и даже самой жизнью во имя идеальных побуждений.
         Изучение мотивационной сферы составляет центральную проблему психологии личности (См. Личность), её исторического и онтогенетического развития.
         Лит.: Якобсон П. М., Психологические проблемы мотивации поведения человека, М., 1969; Леонтьев А. Н., Потребности, мотивы и эмоции, М., 1971; Фрейд З., По ту сторону принципа удовольствия, пер. с нем., М., 1925; Lewin K., A dynamic theory of personality, N. Y. — L., 1935; HaII J., Psychology of motivation, Chi., 1961; Allport G., Pattern and growth in personality, N. Y., 1961; NuttinJ., Motivation et fonctions cognitives dans le comportement humain, в кн.: Симпозиум XVIII Международного психологического конгресса, в. 13, М., 1966.
         А. Н. Леонтьев.
Современная Энциклопедия
МОТИВЫ (психологическое), то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В широком смысле к мотивам относят потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы.
Философский энциклопедический словарь 2
        (нем. Motive, франц. motif, от лат. moveo — двигаю) в психологии, то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В совр. психологии термин «М.» применяется для обозначения различных явлений и состояний, вызывающих активность субъекта. К М. относятся потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы.
        М. посвящены многочисл. работы представителей бихевиоризма и глубинной психологии. Бихевиористы обычно понимают под М. любые стимулы как внешние, так и внутренние («мотивационные переменные»), способные вызывать иди активизировать поведение. В глубинной психологии роль главных М. приписывается заложенным в человеке биологич. инстинктам и влечениям, которые иод влиянием социальных условий отчасти подавляются и выступают в своих непрямых, симво-лич. формах (психоанализ Фрейда и др.). Важным вкладом в развитие учения о М. была разработка идей о субъективно-объективной природе М. (понятие о «побудит, силе» вещей Левина), о независимости М. человека от элементарных биологич. потребностей (Олпорт) и об «идеаторном», осознанном характере М., выражающих систему жизненных ценностей человека (Ж. Нюттен, Франция).
        В сов. психологии проблема М. разрабатывается в связи с исследованием строения человеч. деятельности и сознания. В М. конкретизируются, «опредмечи-ваются» потребности, которые не только определяют собой М., но, в свою очередь, изменяются и обогащаются вместе с изменением и расширением круга объектов, служащих их удовлетворению, и способов их удовлетворения. Ещё более ярко роль М. в трансформации человеч. потребностей проявляется при возникновении М., не имеющих аналогов у животных и впервые рождающихся лишь в обществе. Представление о предметной и социальной природе М. противостоит как теориям, ставящим человеч. М. в зависимость от «глубинных» инстинктивных влечений, так и теориям, приписывающим побудит, силу субъективным эмоциональным переживаниям, поскольку не эмоции определяют сферу М. человека, а, наоборот, развитие М. человеч. деятельности обогащает и перестраивает сами эмоции и чувства.
        Мотивация, процесс побуждения человека к совершению тех или иных действий и поступков, часто представляет собой сложный акт, требующий анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решений. Этот процесс психологически осложняется тем, что далеко не всегда реальные М. осознаются субъектом актуально, т. е. при подготовке и выполнении действия. От М. следует отличать мотивировки, т. е. высказывания, оправдывающие то или иное действие путём указания на побудившие его объективные и субъективные обстоятельства; мотивировки могут не совпадать с действительными М. поступка или даже сознательно маскировать их.
        Изучение мотивационной сферы составляет центр. проблему психологии личности, её историч. и онтогенетич. развития.
        Якобсон П. М., Психологич. проблемы мотивации поведения человека, М., 1969; Леонтьев А. Н., Потребности, М. и эмоции, М., 1971; Hall J. F., Psychology of motivation, Chi., 1961.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: МОТИВЫ


будет выглядеть так: Что такое МОТИВЫ