Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

МОРУА

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Maurois)
        Андре (псевдоним; настоящее имя и фамилия Эмиль Эрзог, Herzog) (26.7.1885, Эльбёф, — 9.10.1967, Париж), французский писатель. Член Французской академии (1938). Участник 1-й (1914—18) и 2-й (1939—45) мировых войн. Ему принадлежат новеллы, литературно-критические эссе, книги по истории, воспоминания. Автор психологических романов «Бернар Кенэ» (1926, рус. пер. 1926), «Превратности любви» (1928, рус. пер. 1930, 1966), «Семейный круг» (1932, рус. пер. 1966) и др. Всемирную известность он завоевал биографическими произведениями «Ариель, или Жизнь Шелли» (1923, рус. пер. 1925), «Жизнь Дизраели» (1927, рус. пер. 1934), «Байрон» (1930, рус. пер. 1936), «Тургенев» (1931), «Лелия, или Жизнь Жорж Санд» (1952, рус. пер. 1967), «Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго» (1954, рус. пер. 1971), «Три Дюма» (1957, рус. пер. 1962), «Жизнь Александра Флеминга» (1959, рус. пер. 1961), «Прометей, или Жизнь Бальзака» (1965, рус. пер. 1967). На основе точной документации М. рисует живые образы великих людей. Обычно он сосредоточивал внимание на психологии, внутреннем мире, а также обстоятельствах личной жизни своих героев. Поздние книги М. свидетельствуют о возросшем интересе к общественным вопросам, социальному содержанию эпохи, национальным литературным традициям (биографии Санд, Гюго, Бальзака). Как художник М. опирался на опыт французской и мировой литературы, любил русских классиков (работы об И. С. Тургеневе, Л. Н. Толстом, А. П. Чехове). Реалистическое творчество М., исполненное веры в человеческую личность, противостоит модернистским течениям во французской литературе.
        
         Соч.: CEuvres completes, t. 1—16, P., 1950—56; Memoires, [P., 1970]; Une carriere et autres nouvelles, Moscou, 1965; в рус. пер. — Трагедия Франции, в кн.: Симон А. [и др.], О тех, кто предал Францию, М., 1941; Фиалки по средам, М., 1963; Литературные портреты, М., 1970; Из «Писем к Незнакомке» (Вступление Е. Евниной), «Иностранная литература», 1974, № 1.
        
         Лит.: История французской литературы, т. 4, М., 1963; Левянт М. Я., Теория биографического романа Андре Моруа, «Уч. зап. Моск. гос. педагогич. института им. В. И. Ленина», т. 458, М., 1971; Наркирьер Ф., Андре Моруа, М., 1974 (в печати); Michel-Droit, Andre Maurois, 2 ed., P., 1958; Suffel J., Andre Maurois. Avec des remarques par Andre Maurois, [P., 1963j; «Biblio», 1965, № 6 (№ посвящён Моруа); Keating L. С., Andre Maurois, N. Y., [1969].
         Ф. С. Наркирьер.
         0210496251.tif
        А. Моруа. «Семейный круг» (Париж, 1935). Фронтиспис Ж. Коше.
        А. Моруа.
Литературная энциклопедия
Андре [Andre Maurois, 1885—] — современный французский писатель. Представитель крупной консервативно-католической буржуазии. Был фабрикантом. Из наблюдений над английскими войсками, к к-рым его прикомандировали во время империалистической войны, возник его первый роман «Les Silences du Colonel Bramble» [1918]. Но широкую известность М. получил благодаря своим биографическим романам («vies romancees»). Жанр этот введен в моду М. и с его легкой руки получил широкое распространение в послевоенной Европе. Склонность М. к английской культуре привела его к изучению английской лит-ры, плодом чего явились его очерки «Les Anglais», а затем к написанию трех биографических романов из жизни английских деятелей: «Ariel ou la vie de Schelley», «Disraeli», «Byron». Разрабатываемый М. жанр «романа-биографии» отмечен характерными для современной буржуазной литературы чертами. В центре внимания здесь не наиболее существенное в выдающемся человеке, не его творчество, а бытовые и эротические мотивы и т. п. В наиболее известном биографическом романе Моруа — «Ариэль» — эта установка имеет контрреволюционный характер. Здесь развенчан Шелли, этот поэт-бунтарь, протестовавший и в своем творчестве и в жизни против современного ему общественного строя. С точки зрения самодовольной филистерской морали показана беспочвенность его мечтаний, высмеяны его попытки изменить существующее. Отрицание значимости проблем общественного преобразования, с одной стороны, и утверждение мистики — с другой, служат одной цели — сохранению расшатанного буржуазного строя. Этот социальный смысл художественного творчества М. подтверждается его фашистской апологией французского милитаризма в жизнеописании маршала Лиотэ. О махровой реакционности свидетельствует и его работа о Тургеневе [1931], в к-рой даже буржуазная
512 критика усмотрела «некоторую идеализацию» Николая I. От биографий этот ненавистник социальных утопий перешел к своей — эстетской — утопии. В повести «Le voyage au pays des Articiles» он сделал попытку изобразить идеальное общество, построенное на служении чистому искусству и возглавляемое привилегированным классом художников. Стремление к «эстетической утопии» характерно для отживающего класса, культура которого все более и более теряет почву. Идеологически завершает характеристику М. как представителя реакционной буржуазии, мечущейся в тупике кризиса капитализма, одно из его высказываний к новому году [1932]: «Не подлежит сомнению, что самыми необходимыми изобретениями в данный момент являются аппараты контроля изобретений и их экономических последствий». Чертами загнивания отмечено и искусство Моруа — типичное послевоенное буржуазное искусство, ставящее своей задачей лишь развлекать читателя (ср. напр. его роман «Les climots», в русском переводе — «Испытания любви»), превращать острые проблемы в эстетскую забаву («Путешествие в страну эстетов»). Библиография: I. На русск. яз. перев.: Ариэль, Роман из жизни Шелли и Байрона, перев. Д. А. Левина, изд. «Петроград», Л. — М., 1925; Мейп, или освобождение, Новеллы, перев. Н. С. Можаровской, Гиз, Л., 1928 («Биб-ка всемирной литературы»); Фабрикант Кеней, Роман, перев. под ред. И. Новикова, изд. «Новая Москва», М., 1926; Путешествие в страну эстетов, перев. А. С. Полоцкой, под ред. Д. Сверчкова, изд. «Прибой», Л., 1929; Превращения любви, Роман, перев. Е. С. Коц, изд. «Время», Л., 1930. II. Рецензии: «Северные записки», 1924, № 1 (5); «Книгоноша», 1925, № 8; «Молодая гвардия», 1928, № 11; «Вестник иностранной литературы», 1928, № 7; Там же, 1929, № 1—2; «Красная новь», 1929, № 3; «Книга и революция», 1929, № 6; На литературном посту», 1929, № 7, и др. Е. Гунст
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: МОРУА


будет выглядеть так: Что такое МОРУА