|
|
|
|
|
МОНОТЕМАТИЗМ |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
(от Моно... и Тема
принцип построения музыкального произведения, связанный с объединением одной темой сонатно-симфонического цикла или произошедших от него одночастных форм. Ранний образец М. — 5-я симфония Бетховена, начальная тема которой в трансформированном виде проводится через все части. Высшего развития М. достиг в эпоху музыкального романтизма, в программных музыкальных произведениях (см. Программная музыка) Г. Берлиоза и Ф. Листа. В «Фантастической симфонии» Берлиоза сквозная тема представляет образ возлюбленной героя, сопутствующий ему в разные моменты жизни; тема подвергается постоянным изменениям, особенно значительным в финале. В симфонии Берлиоза «Гарольд в Италии» ведущая тема персонифицирует образ главного героя и поручается всегда соло альта, выделяясь на фоне программно-изобразительных картин. В симфонических поэмах Ф. Листа применяется новый тип формы, объединяющий черты сонатного аллегро и сонатно-симфонического цикла; целостность произведений обеспечивается использованием одной темы, подвергающейся образным трансформациям и принимающей различный облик, отвечающий различным этапам развития сюжета. В более свободной трактовке, в сочетании с обычными принципами музыкального развития, М. и связанный с ним принцип образной трансформации широко применялись и в последующее время (симфония Франка, 3-я симфония Сен-Санса, 9-я симфония Дворжака, в русской музыке — 4-я и 5-я симфонии Чайковского, симфонии Скрябина, Ляпунова, 7-я и другие симфонии Шостаковича).
В. П. Бобровский.
|
Орфографический словарь Лопатина |
монотемат`изм, монотемат`изм, -а |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: МОНОТЕМАТИЗМ
будет выглядеть так: Что такое МОНОТЕМАТИЗМ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|