Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

МОЛЧАНОВ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Молчанов
        Александр Алексеевич [р. 19.8(1.9).1902, деревня Кузоверская, ныне Устьянского района Архангельской обл.], советский лесовед, член-корресподент АН СССР (1968). Член КПСС с 1941. По окончании Архангельского лесотехнического института (1933) работал в Северном опытном лесничестве Архангельской обл. С 1945 в институте леса АН СССР, где с 1952 заведовал лабораторией гидрологии и климатологии. С 1959 в Лаборатории лесоведения АН СССР и Гослескомитета при Госплане СССР. С 1966 директор Лаборатории лесоведения АН СССР. Основные труды по естественному лесовозобновлению, изучению окружающей лес среды, гидрологической роли леса, установлению оптимальной лесистости с целью предотвращения эрозии почв, улучшения их водного режима и повышения водности рек в летний период. Награжден 2 орденами, а также медалями.
        
         Соч.: Гидрологическая роль леса, М., 1960; Оптимальная лесистость, М., 1966; Лес и окружающая среда, М., 1968; Продуктивность органической массы в лесах различных зон, М., 1971.
II
Молчанов
        Николай Семенович [8(20).5.1899, Гдов, ныне Псковской обл., — 28.1.1972, Ленинград], советский терапевт, академик АМН СССР (1960), заслуженный деятель науки РСФСР (1968), Герой Социалистического Труда (1969), генерал-лейтенант медицинской службы. Член КПСС с 1951. В 1923 окончил Военно-медицинскую академию. В годы Великой Отечественной войны 1941—45 главный терапевт армии и фронта. С 1948 начальник кафедры госпитальной терапии и с 1965 — кафедры усовершенствования врачей Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова. С 1956 главный терапевт министерства обороны СССР. Основные труды посвящены вопросам лёгочной патологии, нарушениям сосудистого тонуса и военно-полевой терапии. Награжден 4 орденами Ленина, 7 другими орденами, а также медалями.
        
         Соч.: Военно-полевая терапия, М., 1961; Гипотонические состояния, Л., 1962; Острые пневмонии, Л., 1965; Сердечно-сосудистые нарушения в молодом возрасте, М., 1967; Клиника и лечение острых пневмоний, Л., 1971 (совм. с В. В. Ставской).
III
Молчанов
        Павел Александрович [6(18).2.1893, Волосово, ныне Ленинградской обл., — октябрь 1941, Ленинград], советский метеоролог. Окончил Петербургский университет (1914). Работал в Главной физической (геофизической) обсерватории (1917—39), затем в институте гражданского воздушного флота (Ленинград). Исследовал возможности применения аэрологических данных к прогнозу погоды. Конструировал зондовые и самолётные Метеорографы, совершенствовал метод шаропилотных наблюдений. Предложил первую примененную на практике конструкцию радиозонда (1930). Участвовал в первых аэрологических наблюдениях в Арктике (1931), в первых в СССР подъёмах стратостатов (1933—1934).
        
         Соч.: Методы исследования свободной атмосферы, Л., 1926; Аэрология, М., 1931; Аэрология в применении к синоптической метеорологии, М. — Л., 1938.
        
         Лит.: Селезнева Е. С., Тудоровская Е. А., П. А. Молчанов — выдающийся советский аэролог, Л., 1958.
IV
Молчанов
        Павел Степанович [р. 1(14).3.1902, деревня Ивольск, ныне Буда-Кошелёвского района Гомельской обл.], белорусский советский актёр, народный артист СССР (1949). Член КПСС с 1945. В 1922—26 учился в Белорусской драматической студии в Москве. В 1926—30 и 1936—51 работал (с перерывами) в Белорусском 2-м государственном драматическом театре в Витебске (ныне Театр им. Я. Коласа). С 1951 в труппе Белорусского театра им. Я. Купалы (Минск). Среди лучших ролей: Гамлет («Гамлет» Шекспира), Сорин («Чайка» Чехова), Перчихин («Мещане» Горького), Освальд («Привидения» Ибсена), Доктор («Всеми забытый» Назыма Хикмета), Федор («Нашествие» Леонова), Колиберов («Извините, пожалуйста!» Макаёнка). Создал образ В. И. Ленина в спектаклях: «Человек с ружьем», «Кремлёвские куранты» Погодина, «Вечный источник» Зорина, «Грозовой год» Каплера. М. — актёр разностороннего дарования, в совершенстве владеет искусством перевоплощения, его индивидуальность особенно глубоко раскрывается в драматических и трагедийных ролях. Снимался в кино, выступал как режиссёр. Государственная премия СССР (1946). Награжден 3 орденами, а также медалями.
        
         Лит.: Няфёд Ул., Народны артыст СССР Павел Сцяпанавiч Малчанаў, Miнск, 1958.
        П. С. Молчанов.
Современная Энциклопедия
МОЛЧАНОВ Кирилл Владимирович (1922 - 82), композитор. В опере "Неизвестный солдат" ("Брестская крепость", 1967), "Русская женщина" (1969), "Зори здесь тихие" (1973) колорит советской истории воссоздан цитированием песен военной поры. Баллада "Макбет" (1980), телебалет "Три карты" (поставлен в 1983); песни, в том числе "Солдаты идут", "Сердце, молчи", "Помни".
Ономастикон
Молчан - древнерусское нецерковное имя, весьма часто встречающееся в документах допетровской эпохи. «Молчан» значит «молчальник». Нарицательное значение сохранилось в загадке: «Молчан - собачка весь дом стережет» (замок) и в пословице: «Молчан - собака исподтишка хватает». (Ф).
Энциклопедия Отечеcтво
1.
МОЛЧАНОВ Кирилл Владимирович (1922-82), композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1963). Ученик А. Н. Александрова. В 1973-1975 директор Большого театра. Оперы: "Каменный цветок" (1950, по П. П. Бажову), "Ромео, Джульетта и тьма" (1963, по У. Шекспиру, на собственное либретто), "Неизвестный солдат" ("Брестская крепость"; 1967, по С. С. Смирнову), "Зори здесь тихие" (1973, по Б. Л. Васильеву) и др.; балет "Макбет" (1980), телебалет "Три карты" (1982); песни ("Солдаты идут", "Сердце, молчи", "Помни" и др.), музыка к спектаклям драматического театра.
2.
МОЛЧАНОВ Михаил Андреевич (?-1611), дворянин, выдвинулся при царе Борисе Годунове, участник убийства царя Фёдора Борисовича, приближённый Лжедмитрия I. В мае 1606 бежал из Москвы, выдавал себя за царя Дмитрия. С 1609 окольничий Лжедмитрия II. В 1610 доверенное лицо Сигизмунда III в Москве.
Имя собственное в русской поэзии 20 в
(Иван Никандрович (1903-?) - рус. поэт; см. тж ВАНЕЧКА, ВАНЯ, ИВАН) ПИСЬМО К ЛЮБИМОЙ МОЛЧАНОВА, БРОШЕННОЙ ИМ, КАК О ТОМ СООБЩАЕТСЯ В № 219 "КОМСОМОЛЬСКОЙ ПРАВДЫ" В СТИХЕ ПО ИМЕНИ "СВИДАНИЕ" Загл. М927 (314); Слышал - / вас Молчанов бросил, / будто / он / предпринял это, / видя, / что у вас / под осень / нет / "изячного" жакета. Ирон. ib.; Просто / и строго / ответьте / на лиру Молчанова: / - Прекратите ваши трели! / Я не знаю, / я стара ли, / но вы, / Молчанов, / постарели, / вы / и ваши пасторали. НАР ib.; Это где же / вы, / Молчанов, / небосвод / узрели / мирный? НАР ib.; РАЗМЫШЛЕНИЯ О МОЛЧАНОВЕ ИВАНЕ И О ПОЭЗИИ Загл. М927 (317); Я взял газету / и лег на диван. / Читаю: / "Скучает / Молчанов Иван". ib.
Литературная энциклопедия
Иван Никанорович [1903—] — современный поэт, в прошлом батрак. Печатается с 1920. Значительное место в творчестве М. занимает тема гражданской войны, к-рую М. противопоставлял годам соцстроительства. Наиболее развернутое противопоставление гражданской войны и строительства дано в печально знаменитом стихотворении «Свидание», напечатанном в «Комсомольской правде» [от 2/X 1927] и вызвавшем решительное осуждение литературной и комсомольской общественности. Тезис «Свидания» — «тот, кто боролся, имеет право у тихой речки отдохнуть» — является основным и в сб. «Военная
423 молодость» [1930], выражающем мелкобуржуазное понимание Октябрьской революции. В сб. «Тракторстрой» (результат работы на Сталинградском заводе, 1931) М. перешел к темам реконструктивного периода, пишет о героях-ударниках, по-новому определяет задачи творчества. Преодолевая недостатки первого периода своего творчества, Молчанов в сборнике «Тракторстрой» акцентировал остроту классовой борьбы на фронте строительства. С этих позиций он и изобличает старый тип писателя, поверхностного наблюдателя. Развертыванием картин строительства М. призывает писателей к включению в практику пролетариата. Глубине изображения современной действительности мешает стремление М. к внешней красивости. Библиография: I. Борьба и сердце, «Новая Москва», М., 1925; Жизнь улыбается, «Красные всходы», Тифлис, 1926 (совместно с Юриным); Паровозная родня, изд. «Гудок», М., 1926; Огонь, изд. «Молодая гвардия», М., 1927; Избранные стихи, изд. «Огонек», М., 1929; Военная молодость, «ЗиФ», М., 1930; Каспийское солнце, изд. «Молодая гвардия», М., 1930; Комсомольские стихи, изд. «Молодая гвардия», М., 1930; Тракторстрой, Огиз, М. — Л., 1931 II. Горький М., О возвеличенных и «начинающих», «На литературном посту», 1928, № 10; Авербах Л., Новые песни и старая пошлость. Пошлость защищать не надо и т. д. (о стихотв. «Свидание»), в сб. «С кем и почему мы боремся», «ЗиФ», М., 1930; Широкова О., Мещанство под маской революционной фразеологии (о книге «Военная молодость»), «На литературном посту», 1931, № 6; Левин М., Поэзия заводского шума (о книге «Тракторстрой») «Молодая гвардия», 1932, № 2. III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия (1917—1927), том I, Гиз, М. — Л., 1928. М. Л.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: МОЛЧАНОВ


будет выглядеть так: Что такое МОЛЧАНОВ