Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

МОИСЕЙ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(древнеевр. Моше)
        согласно библейским преданиям, предводитель израильских племён (13 в. до н. э.). Легенда повествует: М. был чудом спасён в детстве, воспитан дочерью египетского фараона, потом вынужден был бежать из Египта, женился на арабке. Призванный богом Яхве спасти израильские племена из фараоновского рабства, М. вывел их из Египта сквозь расступившиеся воды «Чермного» (Красного) моря; Яхве запретил возроптавшим в пустыне израильтянам и с ними М. вступить в «землю обетованную» (Палестину), и до смерти М. они в течение 40 лет скитались; на горе Синай бог дал М. каменные доски-скрижали с «10 заповедями».
         М. приписывается Пятикнижие, или Тора (в действительности она относится к более позднему времени, к 9—7 вв. до н. э.). У иудаистов, мусульман и христиан М. — «пророк».
Мультимедийная энциклопедия
(13 в. до н.э.?), в еврейской Библии, пророк, который вывел израильтян из Египта, где они пребывали в рабстве; через Моисея Бог сообщил свой Закон, содержащий условия союза-завета Бога с Израилем, заключенного на горе Синай. Моисей - ключевая фигура в книгах Исхода, Левита, Чисел и Второзакония. Часто в нем видят основателя иудаизма как религиозной системы. Имя "Моисей" (евр. Моше), очевидно, египетского происхождения и означает "дитя". Древнеегипетские письменные источники и археологические находки не содержат никаких сведений о Моисее. Единственным источником информации о нем служит библейский текст. Некоторые консервативные евреи и христиане считают Моисея автором Торы (Пятикнижия, т.е. первых пяти книг Библии), хотя в Торе ничего не говорится относительно ее авторства, кроме того, большинство исследователей сходятся во мнении, что она была составлена только в 5 в. до н.э. на основе нескольких более ранних памятников. Согласно библейскому рассказу, Моисей родился в Египте в еврейской семье в те времена, когда евреи находились в рабстве у египтян. Напуганный пророчеством фараон приказал умерщвлять всех еврейских младенцев мужского пола, и мать Моисея оставила его в корзине из тростника на берегу Нила, где он был обнаружен дочерью фараона и усыновлен ею. Моисей был воспитан при дворе фараона, однако сохранил связь со своими соплеменниками. Однажды он увидел, что египетский надсмотрщик избивает еврея; вступившись за соплеменника, он убил обидчика. После этого Моисей вынужден был бежать в пустыню к востоку от Египта. Там он женился на Сепфоре, дочери мадиамского жреца Иофора (или Рагуила). Спустя много лет Бог явился Моисею и говорил с ним из объятого пламенем куста на горе Хорив. Он возложил на Моисея задачу вывести евреев из Египта в Палестину и открыл ему свое имя: "Я есмь Сущий" (Исх 3:14). Когда Моисей попытался уклониться от возложенной на него миссии, ссылаясь на свое косноязычие, Бог пообещал, что его брат Аарон будет его "устами". После этого Моисей встретился с Аароном и вместе с ним вернулся в Египет. Братья несколько раз обращались к фараону с просьбой, чтобы тот разрешил евреям покинуть страну, однако столкнулись с упорным отказом. В наказание за это Бог поразил египтян десятью "казнями", наихудшей из которых стала гибель всех египетских первенцев. Израильтяне же были избавлены от всех этих напастей, и в память об этом был учрежден праздник Пасхи. После этого израильтянам все же было позволено уйти. Однако фараон очень скоро переменил свое решение и снарядил погоню за евреями. Когда последние достигли Красного моря, Моисей полученной им от Бога силой заставил воды моря расступиться, и евреи перешли его посуху, а над войском фараона волны моря сомкнулись. На горе Синай Бог заключил с сынами Израиля союз-завет: "если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой... вы будете у Меня царством священников и народом святым" (Исх 19:5-6). Частью этого завета явились десять заповедей. Кроме них, в Законе, открытом Моисею Богом, содержались сотни предписаний и запретов морального и обрядового характера. Под руководством Моисея был изготовлен ковчег завета (для переноски и хранения скрижалей, на которых был записан Закон); Аарон был назначен первосвященником. В последующих повествовательных частях Пятикнижия речь идет главным образом о тех трудностях, с которыми сталкивался Моисей, будучи вождем народа, еще не привыкшего к послушанию Закону Божьему. Обнаружив, что израильтяне поклоняются золотому тельцу, он в гневе разбил первые две каменные скрижали (Исх 32). Люди в пустыне питались падавшей с небес манной, даром божьим, но она им надоела (Числ 11:6) и они возроптали. Против Моисея поднялось восстание во главе с Кореем, Дафаном и Авироном (Числ 16). При Мериве народ, страдавший от жажды, стал роптать, но Моисей напоил людей: от удара его жезла из скалы забила вода (Числ 20). Несмотря ни на что, ему удалось сохранить единство в народе, в частности благодаря поддержке его верного помощника Иисуса Навина. В Моаве, с восточного берега Иордана, Бог показал Моисею землю Палестины с вершины горы Фисвы (или Нево). Однако Бог не позволил Моисею вступить в обетованную землю по причине греха, совершенного им при Мериве. Видимо, грех состоял в том, что Моисей с Аароном сказали: "разве нам из этой скалы извести для вас воду?" (Числ 20:10), вместо того, чтобы подчеркнуть, что только Бог творит чудеса. Умер Моисей в Моаве в возрасте 120 лет. Многочисленные произведения искусства и литературы свидетельствуют, насколько сильно образ Моисея будоражил воображение людей с древности и по сегодняшний день. Филон Александрийский и Григорий Нисский составили подробные аллегорические толкования жизнеописания пророка. Моисей Микеланджело - быть может, величайший образ человеческой мощи и зрелости во всей западной пластике. Дж. Россини и А. Шенберг сочинили оперы о Моисее. З. Фрейд написал книгу Моисей и монотеизм, посвященную психоаналитическому исследованию жизненного пути Моисея и его отношений с еврейским народом. Однако самым великим памятником Моисею остается само еврейское вероисповедание, поскольку, как повествует Библия, именно при посредстве Моисея Бог Авраама, Исаака и Иакова был признан Богом Израиля. ЛИТЕРАТУРА Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Комэй Дж. Кто есть кто в Ветхом Завете. М., 1998
Современная Энциклопедия
МОИСЕЙ, в преданиях иудаизма первый пророк Яхве, учащий еврейские племена его религии. С Моисеем как вождем этих племен Библия связывает их исход из Египта в Ханаан (Палестину), в ходе которого реализуется "союз" ("завет") между Яхве и его народом. Вместе с Аароном, служащим косноязычному Моисею толмачом, ему удается вывести народ из египетского плена, и на третий месяц по исходе Моисей получает на Синайской горе от Яхве десять заповедей (декалог), регулирующих поведение человека перед Богом. После 40-летних скитаний по пустыне народ достигает земли восточнее Иордана ("земля обетованная"), самому же Моисею не суждено было перейти Иордан (Яхве карает его за погрешности в исполнении своего долга перед народом). В возрасте 120 лет он умирает на горе Нево. Почитается в христианстве, исламе (пророк Муса).
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    МОИСЕЙ — легенд. пророк и законодатель, к-рому иуд. и христ. традиция приписывает авторство Пятикнижия. По преданию, М. родился в Египте и, спасенный дочерью фараона от грозившей всем младенцам израильтян гибели, был воспитан при дворе. Впослед. М., согл. легенде, получив откровение от бога Яхве, стал предводителем уведенных в Египет и порабощ. израильских племен и вывел их из Египта в Синайскую пустыню. Цикл легенд о М., восходящий ко 2-му тыс. до н.э., содержит ряд реальных ист. сведений о егип. быте. Сообщения егип. источ. о переселениях азиатов в Египет подтверждают наличие ист. зерна в традиции о пребывании израильтян в Египте. Приписыв. М. законы относятся к 1-му тыс. до н.э.
Орфографический словарь Лопатина
Моис`ей, Моис`ей, -я (библ.)
Имя собственное в русской поэзии 20 в
(библ.; (XIII в. до н. э.) - пророк, вождь и законодатель израильского народа; см. тж БОГОВИДЕЦ) И опять взмолилась Пречистая: "Где вы, пророки, апостолы, Где ты, Моисей Боговидец, Даниил с тремя отроки, Иван Богословец, Христов возлюбленник, Где ты, Никола угодник, <...>" РП Куз901 (147); И в пустоте, как на кресте, Живую душу распиная, Как Моисей на высоте, Исчезнуть в облаке Синая. ОМ910 (275.2); И поплыл себе - Моисей в корзине! - Через белый свет. Кто же думает о каком-то сыне В восемнадцать лет! Цв916 (I,318); Всколыхнулася лазурная рябь: К нам на гусельный на звон - Жар-Корабь! Подивись со мной, пророк Моисей! Купины твоей прекрасной - красней! Цв920 (III,190); Ночь, сырая от слез, и невинный, Молодой, легконогий Давид, И постель, на которой несдвинутый Моисей водопадом лежит, - (о статуях) ОМ937 (250)
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: МОИСЕЙ


будет выглядеть так: Что такое МОИСЕЙ