Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

МИХАИЛ ПСЕЛЛ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Michael Psellos)
        до пострижения — Константин (1018, Константинополь, — около 1078 или около 1096), византийский политический деятель, писатель, учёный. Видный чиновник, первый руководитель Высшей философской школы в Константинополе, М. П. входил в состав кружка образованной столичной знати, оказывавшей большое влияние на правительство Константина IX (1042—1055). Около 1050 попал в опалу, постригся в монахи, но затем был возвращен ко двору. При Константине Х (1059—67) воспитатель наследника (Михаила VII). Просветитель, знаток античной культуры, стремившийся к усвоению основных принципов античного миросозерцания (преимущественно в неоплатонической переработке), которое М. П. хотел соединить с христианским учением (бог — творец «природы», но «природа» подчиняется внутренней закономерности, что делает невозможными противоестественные явления — отсюда вражда М. П. к вульгарному «чудотворству»). «Хронография» М. П. — не только важнейший источник по истории Византии в 976—1078, но и первый памятник предренессансной литературы: написанная в мемуарном жанре, она основана на новых эстетических принципах (сложный образ героев, предполагающий как противоречивость их поведения, так и развитие характера). Политическая идея «Хронографии» — осуждение деспотизма, который, по М. П., приводит и самого деспота к нравственному и физическому краху. Письма М. П. воссоздают атмосферу интеллектуальной жизни Византии. Кроме того, М. П. принадлежат речи (наиболее важны посвященные крупнейшим политическим и культурным деятелям 11 в. Михаилу Кируларию, Константину Лихуду, Иоанну Ксифилину), теологические и философские соч. (в т. ч. комментарии к Платону и Аристотелю и «Всеобщая наука» — краткое систематическое изложение представлений о мироздании), житие св. Авксентия, трактаты по математике, медицине, филологии, праву, музыке и т. п. Многие соч. М. П. компилятивны или же традиционны. Значительная часть наследия М. П. не издана. Рационализм М. П. получил развитие в творчестве его младшего современника Иоанна Итала (См. Иоанн Итал).
        
         Соч.: Chronographie..., v. 1—2, P., 1926—1928; Scripta minora, v. 1—2, Mil., 1936—41; De omnifaria doctrina, Nijmegen, 1948.
        
         Лит.: Безобразов П. В., Византийский писатель и государственный деятель Михаил Пселл, М., 1890; Вальденберг В., Философские взгляды Михаила Пселла, в сборнике: Византийский сборник М. — Ч., 1945; Любарский Я. Н., Михаил Пселл. Личность и мировоззрение, «Византийский временник», 1969, т. 30; Zervos С., Un philosophe neoplatonicien du XI siecle: Michel Psellos, P., 1920; Joannou P., Christliche Metaphysik in Byzanz: die Illuminationslehre des Michael Psellos und Johannes Italos, Ettal, 1956; Gadolin A., A theory of history and society with special reference to the chronographia of Michael Psellus, Stockh., 1970.
         А. П. Каждан.
Современная Энциклопедия
МИХАИЛ ПСЕЛЛ (до пострижения в монахи - Константин) (1018 - около 1078 или около 1096), византийский политический деятель, писатель, ученый, философ. Оказывал сильное влияние на политический курс правительства Константина IX. "Хронография" Михаила Пселла (охватывает события 976 - 1078) - политические мемуары, отличающиеся рационалистическим взглядом на исторический процесс, проницательностью в понимании интересов лиц и групп. Важным историческим источником служат также речи и письма Михаила Пселла.
Философский энциклопедический словарь 2
         (светское имя — Константин или Констант) (1018, Константинополь,— 90-е гг. 11 в., там же), визант. писатель, философ, учёныйэнциклопедист и гос. деятель. Был секретарём императора, руководителем филос. школы, воспитателем наследника престола (Михаила VII). С 1054 Монах. Приближённый 8 монархов, последовательно занимавших визант. престол.
        Оставил огромное лит. наследие (трактаты по философии, риторике, истории, естествознанию, грамматике, музыке, медицине, демонологии и др.). В мемуарной «Хронографии» (t. 1—2, ed. E. Renauld, 1926—28, рус. пер. 1978) даёт живую, тонко продуманную картину совр. событий. Филос. взгляды М. И. вызывают противоречивые оценки совр. исследователей, что в значит. мере определяется противоречивостью высказываний самого М. П., стремившегося к соединению философии и риторики и приспосабливавшего свои мнения к требованиям ситуации, жанру и форме произведений. Современники обвиняли М. П. в пристрастии к языч. философии, особенно Платону. Сам М. П. неоднократно защищал необходимость изучения антич. наследия, Платона и неоплатоников в первую очередь, некоторые его соч. (напр., «О всяческой науке») представляют собой компиляцию из соч. Порфирия, Ямвли-ха, Прокла, Олимпиодора. Декларировал необходимость отбора из антич. наследия положений, согласующихся с христ. догмами, признавал наличие «высшей философии» (теологии), постигаемой озарением свыше, и «низшей философии» (науч. знания, доступного ло-гач. доводам), между которыми помещал «науку о бестелесном», т. е. математику. Фактически стремился к созданию синтеза антич. и христ. воззрений, включал в него и оккультизм неоплатонич. типа, хотя в то же время подвергал рационалистич. критике представления о чудесном. Этич. взгляды отличаются терпимостью и направлены против чрезмерного монашеского аскетизма. Рационалистич. элементы философии М. П. были развиты его учеником Иоанном Италом.
        Sathas. Bibliotheca graeca medii aevi, v. 4—5, Athenai — P., 1874—76; Scripta minora. Magnam partem adhuc inedita, ed. E. Kurtz, F. Drexl, v. 1—2, Mil., 1936—41; Deomnifaria doctrina; crit. text and introd. of L. G. Westerink, Utrecht, 1948.
        ВальденбергВ., Филос. взгляды М. П., в сб.: Визант. сб., М.—Л., 1945; Любарский Я. Н., М. П., Личность и творчество, М., 1978; Z er v o s Gh., Un philosophe neoplato-nicien du XI siecle Michel Psellos, P., 1920; Joannou P., Christliche Metaphysik in Byzanz. Die Illuminationslehre des Michael Psellos und Johannes Italos, Ettal, 1956.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: МИХАИЛ ПСЕЛЛ


будет выглядеть так: Что такое МИХАИЛ ПСЕЛЛ