Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

МИТРА

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Митра (от греч. mitra — головная повязка)
        в православной и католической церквах позолоченный и украшенный религиозными эмблемами головной убор, надеваемый при полном облачении (преимущественно на время богослужения) представителями высшего духовенства (папой, епископами и др.).
II
Митра
        в древневосточных религиях один из главных индоиранских богов, воплощающий доброжелательную по отношению к человеку сторону божественной сущности: М. — бог дневного света, податель жизни и пр.; и своей специфической функции — гарант установленных или обусловленных отношений в мире и обществе, бог договора (от индоиран. «митра» — договор). Обычно выступал рядом с солнцем (с которым М. был отождествлен у некоторых Иранских народов в более поздний период). М. почитался в государстве Митанни, в древнейшей Индии. Культ иранского М. был представлен и в ряде древних восточных религий (в находившихся под Иранским влиянием областях Передней Азии), воспринял многие элементы этих религий. В последние века до н. э. возникла особая религия с культом М. — митраизм, получившая распространение в эллинистическом мире, с 1 в. н. э. — в Риме, со 2 в. — по всей Римской империи; особой популярностью пользовалась в пограничных провинциях, где стояли римские легионы, солдаты которых были главными приверженцами культа М., считавшегося богом, приносящим победу; сохранились остатки многочисленных святилищ-митреумов (вблизи римских лагерных стоянок). Значительную роль в распространении митраизма сыграли социальные низы, которых он привлекал тем, что провозглашал равенство среди посвященных в него и сулил блаженную жизнь после смерти. В митреумах совершались особые Мистерии, доступные только посвященным мужчинам; они состояли из жертвоприношений, культовых трапез и пр. С конца 2 в. римские императоры (особенно Аврелиан и Диоклетиан) покровительствовали культу М. Во 2—4 вв. митраизм был одним из главных соперников христианства, которое вместе с тем многое заимствовало из культа М.
        
         Лит.: Кошеленко Г. А., Ранние этапы развития культа Мифры, в сборнике: Древний Восток и античный мир, М., 1972; Вlаwatsky W., Kochelenko G., Le culte de Mithra sur la cote septentrionale de la Mer Noire, Leiden, 1966; Cumont F., Die Mysterien des Mithra, Lpz. — B., 1923; Gerschevitch J., The Avestan Hymn to Mithra, Camb., 1959; Widengren G., Die Religionen Irans, Stuttg., 1965; Vermaseren M. J., Mithrasdienst in Rome, Nijmegen, 1951; его же, Corpus lnscriptionum et monumentorum religionis Mithriacae, t. 1—2, The Hague, 1956—60.
         Г. А. Кошеленко.
Мультимедийная энциклопедия
(греч. mitra, "головная повязка"), начиная с 10 в. официальный головной убор западных епископов, происходящий от камилавки - шапки, которую носили папы. Первоначально право носить митру даровалось лишь отдельным епископам, но позднее она стала частью облачения всех епископов и некоторых аббатов, а также высших прелатов папского двора. В настоящее время митры используются в Римско-католической церкви, в Армянской апостольской церкви и некоторыми англиканскими епископами. Митрами называют также головные уборы наподобие короны у православных епископов (и заслуженных священников) и армянских священников. Кроме того, этим термином обозначалась головная повязка иудейского первосвященника и головные уборы греческих женщин. ЛИТЕРАТУРА Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995
Современная Энциклопедия
МИТРА (греческое - головная повязка), позолоченный головной убор, надеваемый высшим христианским духовенством во время богослужения.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    I.     МИТРА, Мифра — др.-иран. миф. персонаж, связан. с идеей договора, а также выступающий как бог солнца. М. — устроитель не только соц., но и природного космоса. Он связан с водами, с Апам-Напатом (иногда выступает в ипостаси Апам-Напата), с солнцем, он хозяин широких пастбищ и наполнитель вод, благодаря ему идут дожди и вырастают растения, он «дающий жизнь» и «дающий сыновей», распределяет жир и стада, делает удобным и благоприятным существование, исполняет мольбы и просьбы. М. обеспечивает домами, женщинами, колесницами, богатством, счастьем, телесным здоровьем, комфортом, потомством. М. связан с богиней плодородия Ардвисурой Анахитой, вместе с Рашну и Сраошей выступает судьей над душами умерших на мосту Чинват, в его окружении также бог ветра (под разными назв.), Веретрагна. В связи с распростр. за пределами Ирана (особенно в Рим. империи культа М. и посвящ. ему ритуалов (митраические мистерии), ритуал. сооружений (митрейоны; есть предложение, что Бехистунская скала еще в доахеменидское время могла быть местом культа М.), изображ. и скульптур, мотивов и сюжетов, языковых образов и имен с соотв. корнем, обращают на себя внимание чрезвыч. легкость усвоения культа М. (в частн., в воен. среде; ср. особую популярность М. у рим. легионеров от Евфрата до Рейна; в Дура-Европосе почитали М. одновременно с Юпитером, в др. случаях отожд. с Зевсом) и быстрая трансформация образа М. (так, в Армении М. дал имя Мгеру герою эпоса о сасунских богатырях, убивающему, в частн., черного быка). В самом Иране эволюция образа М. не закончилась реформой Заратуштры. Ахемениды, несомненно, чтили М. Он упомин. вместе с Ахурамаздой и Арвисурой Анахитой в надписях Артаксерксов II и III; Ксенофонт сообщает о поклонении М. Кира Младшего, Ктесий — о жертвоприношениях М., совершаемых перс. царями, Курций Руф — о поклонении Дария III М., солнцу и вечному огню. Видимо, М. почитали и ранние Ахемениды. Сохран. культ М. и в эпоху Сасанидов.     II.     МИТРА — в вед. миф. бог, связанный с договором, людьми, солнцем, один из адитьев. М. один или вместе с Варуной заполняет воздушное простр., удерживает небо и землю, укрепляет небо и солнце, заставляет его восходить. Солн-це — глаз М. и Варуны. Связь с солнцем и небом объясняет мотивы небесной езды и всевидения и ряд атрибутов — коней, колесницу, золотой трон, мед, сому и т.п.
Орфографический словарь Лопатина
м`итра, м`итра, -ы (головной убор)
Орфографический словарь Лопатина
М`итра, М`итра, -ы, м. (бог)
Словарь Даля
жен. архиерейская и архимандритская шапка, при полном облачении.
Родовое название морских улиточных раковин. Митровый, к ней относящийся. Митрополит муж. высший духовный сан в России; в епархиях столичных и в киевской управляют митрополиты. -тов, ему принадлежащий -тский, -личий, к нему относящийся. Митропольство, -литство ср. сан или округ митрополита, митрополия жен. что также означает вообще столицу. Митропольщина ·стар. барщина на митрополита, земские доходы его.
Словарь Ожегова
М’ИТРА, -ы, жен. Позолоченный головной убор, надеваемый во время богослужения представителями высшего православного духовенства и нек-рыми заслуженными священниками.
Словарь Ушакова
М’ИТРА, митры, ·жен. (·греч. mitra - головная повязка) (церк.). Позолоченный и украшенный головной убор епископов и заслуженных священников в православной церкви, употр. во время богослужения.
Толковый словарь Ефремовой
[Митра]
м.
Бог солнца, договора, согласия, покровитель мирных, доброжелательных отношений между людьми (в древневосточных религиях).
Толковый словарь Ефремовой
[митра]
ж.
Позолоченный и украшенный религиозными эмблемами высокий с круглым верхом головной убор высшего православного и католического духовенства, обычно надеваемый при полном облачении во время богослужения.
Теософский словарь
    МИТРА. Головной убор религиозного сановника - как у римско-католического епископа: шапка, в верхней части оканчивающаяся двумя гребнями, похожая на голову рыбы с открытым ртом - os tincae, что ассоциировалось с Дагоном, вавилонским божеством - слово даг означает рыбу. Любопытно, что os uteri так называли в женской человеческой форме, и рыба связана с богиней Афродитой, которая появилась из моря. Любопытно также то, что древнехалдейские легенды говорят о религиозном учителе, вышедшем к ним из моря, которого звали Оанном и Аннедотом, - полу-рыбе, полу-человеке. (у.у.у.)
    МИТРА или Мифра. (Перс.) Древнеиранское божество, бог солнца, о чем свидетельствует его голова льва. Это имя существует и в Индии и означает одну из форм солнца. Персидский Мифра, изгнавший из небес Ахримана, является своего рода Мессией, возвращения которого ожидают в качестве судьи людей, и он есть грехо-несущий бог, искупляющий беззакония человечества. Как таковой, однако, он прямо связан с высшим Оккультизмом, учения которого излагались во время Мистерий Мифры, которые вследствие этого носили его имя.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: МИТРА


будет выглядеть так: Что такое МИТРА