Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

МИР

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
        международный, отношения между народами и государствами, основывающиеся на проведении внешней политики ненасильственными средствами и соблюдении принятых на себя (и закрепляемых обычно в договорах) обязательств; отсутствие организованной вооружённой борьбы между государствами. В антагонистических классовых обществах М. прерывается войнами и закрепляет их результаты. Характер М., как и характер войны (См. Война), определяется исторической ступенью развития общества, политикой господствующих классов.
         Новая эпоха исторического развития начинается с возникновения социализма, в самой природе которого заложено стремление к М. между народами. Вечный М. между народами, исключающий всякие войны и подготовку к ним, является международным принципом коммунистического общества (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 17, с. 5), одним из великих идеалов, за которые борются коммунисты (см. В. И. Ленин, Полное собрание соч., 5 изд., т. 26, с. 304).
         Идеал жизни без войн, когда в международных отношениях соблюдались бы общепризнанные нормы справедливости, восходит к глубокой древности: легенды о «золотом» веке, антивоенная утопия Лао-цзы (Китай), роман древнегреческого писателя Ямбула о солнечном государстве. Идеологи рабовладельческого класса, отвергая возможность длительного равноправного М. с «варварами», ставили вопрос о М. как внутреннюю проблему определённого народа: китайцев (Мо-цзы), эллинов (Аристотель). В феодальной Европе необходимость отражения опасности чужеземного нашествия вызвала к жизни политические планы устранения распрей путём союза государств: «русского М.» Романа Галицкого (13 в.), «всеобщего европейского М.» французского мыслителя П. Дюбуа (14 в.) и чешского короля Йиржи Подебрада (15 в.).
         В 17—18 вв. появляются проекты общеевропейских или всемирных организаций для мирного решения международных споров: Э. Круа (Франция, 1623), У. Пенна (США, 1693), французского публициста Ш. Сен-Пьера (1708), английского экономиста Дж. Беллерса (1710), немецкого философа И. Канта (1795), русского просветителя В. ф. Малиновского (1803) и др. Прогрессивные мыслители 17—18 вв. выдвинули в качестве основных принципов международных отношений равноправие и уважение суверенитета народов, связав реализацию их с требованием ликвидации феодально-династических устоев как условия «вечного М.». В 17 в. основоположник науки международного права Г. Гроций развивал идею гуманизации войн, регулирования отношений между государствами в интересах М. В отличие от просветителей и буржуазных демократов, французские утопические коммунисты 18 в. (Морелли, Г. Мабли) указывали, что для устранения войн нужно изменить социальное устройство наций на основе общности имущества. После наполеоновских войн (1815) в Европе зародилось пацифистское движение, стремившееся обеспечить М. на почве капиталистических отношений; оно сыграло известную роль в разработке конвенций и соглашений о гуманизации методов ведения войны, о мирном разрешении международных споров и столкновений (например, Гаагские конвенции 1899 и 1907; создание в 1899 Постоянной палаты третейского суда, действовавшей как орган международного арбитража).
         С середины 40-х гг. 19 в. против милитаризма и войн выступает рабочее движение. «...Объединение рабочего класса разных стран, — писал К. Маркс, — в конечном счете должно сделать войны между народами невозможными» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 16, с. 556). 1-й Интернационал рассматривал борьбу за М. как часть борьбы за освобождение рабочего класса. Подчёркивая необходимость и возможность защиты М. в условиях капитализма, Ф. Энгельс выдвинул в 1893 проект общеевропейской безопасности на основе разоружения как гарантии М. В начале 20 в. международное социалистическое движение, партия большевиков выработали антимилитаристскую тактику пролетариата, нашедшую отражение в решениях Штутгартского (1907) и Базельского (1912) конгрессов 2-го Интернационала. В годы 1-й мировой войны 1914—18 В. И. Ленин разработал вопрос о М. в связи с социалистической революцией пролетариата. Ставя проблему М. конкретно исторически, в связи с определёнными политическими требованиями и интересами рабочего класса и народных масс, Ленин отмечал в марте 1917 в «Письмах из далека», что только пролетарское государство в состоянии «...добиться мира, притом не империалистского мира, не сделки между империалистскими державами о дележе награбленной капиталистами и их правительствами добычи, а действительно прочного и демократического мира, который не достижим без пролетарской революции в ряде стран» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 31, с. 55).
         Поворот в мировой политике от империалистического М., с вырастающими из него войнами, к прочному демократическому М., который закладывает основы для полного устранения войн, начался с победой Великой Октябрьской социалистической революции в 1917. В первом акте Советского правительства — Декрете о мире (См. Декрет о мире) — программа демократического М. была органически связана с новым принципом международных отношений, рождённым социалистической революцией, — принципом мирного сосуществования социалистических и капиталистических систем. Борьба Советского государства и международного рабочего класса во главе с партиями 3-го Интернационала в период между двумя мировыми войнами за новые принципы мировой политики, выдвинутые социализмом, развитие и укрепление могущества первой социалистической державы, а затем мировой системы социализма — исторические шаги к созданию решающих гарантий устойчивого М.
         Современная постановка вопроса о М., обоснованная коммунистическими и рабочими партиями на международных Совещаниях 1957, 1960, 1969, исходит из изменения соотношения сил между социализмом и капитализмом на мировой арене, из принципиального положения о том, что последовательная миролюбивая политика СССР и других социалистических государств, растущее влияние их согласованной политики на ход мировых событий, усиление борьбы рабочего класса и всех трудящихся в странах капитала, рост национально-освободительного движения, выступление широких кругов мировой демократической общественности — сторонников М. устраняют фатальную неизбежность новой мировой войны. Вследствие невиданно возросшей разрушительной силы средств войны вопрос о М. стал общечеловеческой проблемой, для разрешения которой необходимы совместные действия во имя защиты М. всех, кто заинтересован в спасении плодов труда и творческих усилий человечества, независимо от убеждений и политических взглядов. С одной стороны, борьба за М. неотделима от развития антиимпериалистического движения и сливается с борьбой за свободу народов, прогресс и демократию; с другой — упрочение М. создаёт благоприятные условия для освободительной борьбы трудящихся.
         Коммунисты отвергают как псевдореволюционную экстремистскую идею утверждения социализма и М. в результате войны, так и правооппортунистическое понимание М. как отказ от классовой борьбы, от борьбы с буржуазной идеологией и политикой. Усилив наступление на империализм, являющийся источником военной опасности, можно добиться решающего превосходства над ним, нанести поражение его агрессивной политике, навязать империалистам мирное сосуществование и претворить в жизнь стремления народов к М. Важнейшими предпосылками М. являются прекращение гонки вооружений и разоружение, ликвидация военных блоков и очагов войны, отпор актам агрессии и международного произвола, развитие международного сотрудничества. Борьба Советского государства, других миролюбивых сил за осуществление коренного поворота к разрядке в международных отношениях привела в 1-й половине 70-х гг. к созданию новой ситуации, когда реальной стала задача обеспечения необратимости сдвигов, происшедших на мировой арене в пользу М. и мирного сосуществования государств с различным общественным строем. См. также ст. Мирное сосуществование.
        
         Лит.: Маркс К., Первое воззвание Генерального совета Международного Товарищества Рабочих о франко-прусской войне, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 17; Энгельс Ф., Может ли Европа разоружиться, там же, т, 22; Ленин В. И., О международной политике и международном праве. [Сб.], М., 1958; Документы Совещания представителей коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1960; Международное Совещание коммунистических и рабочих партий, Москва, 1969, Прага, 1969; XXIV съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стенографический отчет, т. 1—2, М., 1971; Либкнехт К., Милитаризм и антимилитаризм..., М., 1960; Трактаты о вечном мире. [Сб.], М., 1963; Проблемы войны и мира, М., 1967.
         Е. Г. Панфилов.
II
        название крестьянской сельской, а также городской (посадской) общины (См. Община) в России в 13 — начале 20 вв. Первоначально (с 13 в.) М. существовал в деревнях и сёлах на государственных, дворцовых, боярских и монастырских землях. Члены М. собирались на сход для раскладки и сбора податей, перераспределения пустующих общинных земель. Термин «М.» при его рассмотрении с административно-правовой стороны был равнозначен термину «община».
III
        посёлок городского типа в Кореличском районе Гродненской обл. БССР, в 17 км от ж.-д. станции Городея (на линии Минск — Барановичи). Спиртовой завод. Памятники архитектуры — замок феодального рода Иллиничей (начало 16 в.) с каменным дворцом (2-я половина 16 в.).
IV
(«Мир»,)
        научно-техническое издательство Государственного комитета Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Находится в Москве. Основано в 1946 как Издательство иностранной литературы, в 1964, после реорганизации этого издательства и Государственного издательства литературы на иностранных языках, получило название «М.». Выпускает в переводе на русский язык опубликованные за рубежом научные монографии, учебные пособия и тематические сборники по математике, теоретической механике, физике, химии, биологии, астрономии, геофизике, космическим исследованиям, геологии, по новой технике (включая проблемы новых источников энергии, материаловедения и ракетной техники), а также произведения научно-популярной и научно-фантастической литературы. На английском, испанском, французском, итальянском, немецком и арабском языках в издательстве «М.» выходят переводы советской научно-технической литературы, в том числе монографии, учебники и учебные пособия для высших и средних специальных учебных заведений по естественным и прикладным техническим наукам, по медицине, а также советской научно-популярной и научно-фантастической литературы.
         В 1972 выпущено 540 названий книг и брошюр (108 млн. печатных листов-оттисков) общим тиражом 5,7 млн. экземпляров. Книги издательства «М.» распространяются более чем в 100 странах.
         Кроме книг, издательство «М.» выпускает критико-библиографический ежемесячный журнал «Новые книги за рубежом» (3 серии), сборники переводов «Математика», «Механика», «Вопросы ракетной техники».
         Н. Т. Божко.
V
(«Мир»,)
        объединённые энергосистемы (ОЭС) европейских стран — членов СЭВ. Организация параллельной работы энергосистем «М.» относится к основным направлениям развития международного социалистического разделения труда в электроэнергетике, обусловленного, в частности, неравномерным размещением природных топливно-энергетических ресурсов. Обеспечение параллельной работы национальных энергосистем позволяет увеличить взаимный обмен электроэнергией между странами-участницами, уменьшить общий потребный резерв мощности в энергосистемах, повысить экономичность их работы и надёжность электроснабжения потребителей. Рекомендации по начальному этапу осуществления параллельной работы энергосистем «М.», сооружению межсистемных линий электропередачи разработаны Постоянной комиссией СЭВ по электроэнергии на основе предложений стран и одобрены 11-й сессией СЭВ в 1959. В 1972 было 22 линии электропередачи напряжением 110—400 кв, соединивших энергосистемы НРБ, ВНР, ГДР, ПНР, СРР, СССР (Львовская энергосистема) и ЧССР, их общая пропускная способность ~ 7200 Мва. В 1963 создана межсистемная узловая трансформаторная подстанция 220/400 кв в Мукачево (СССР), соединившая энергосистемы ВНР, СРР, ЧССР и Львовскую энергосистему СССР. Для более полного использования технических и экономических преимуществ параллельной работы энергосистем «М.» и координации действий государственных диспетчерских управлений правительства НРБ, ВНР, ГДР, ПНР, СРР, СССР и ЧССР подписали в 1962 Соглашение об образовании Центрального диспетчерского управления (ЦДУ) объединённых энергосистем с местопребыванием в Праге. Общая установленная мощность электростанций энергосистем «М.» (СССР — Львовская энергосистема) к концу 1972 превысила 62 Гвт, увеличившись за 10 лет существования ЦДУ примерно в 2,4 раза. В такой же пропорции увеличилась суммарная выработка электроэнергии в ОЭС, составившая в 1972 около 302 млрд. квтч. Темпы роста межгосударственного обмена электроэнергией за 1962—72 в 2 раза превысили темпы роста потребления электроэнергии. Величина обмена электроэнергией в 1972 составляла ок. 16 млрд. квтч. Экономический эффект от параллельной работы энергосистем формируется в результате аварийной взаимопомощи, снижения потребной генерирующей мощности в каждой из стран за счёт несовпадения максимумов нагрузки национальных энергосистем, находящихся в разных поясах времени, снижения общей величины мощности резерва. Эффект от совмещения графиков нагрузки национальных энергосистем в период годового максимума 1972 был более 1 Гвт. Режимные внеплановые поставки электроэнергии заинтересованным энергосистемам в 1972 в порядке взаимопомощи составили около 850 млн. квтч.
         Процесс развития энергосистем «М.» продолжается. Исследуются возможности дальнейшего развития в ОЭС межсистемных высоковольтных линий электропередачи. Выявление основных тенденций перспективного развития энергосистем «М.» и разработка предложений по расширению и углублению сотрудничества в этом направлении — одна из проблем, предусмотренных Комплексной программой дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран — членов СЭВ в области электроэнергетики (см. Интеграция социалистическая экономическая).
         Ю. Н. Савенко.
Мультимедийная энциклопедия
Площадь поверхности Земли - 510 072 тыс. кв. км, в том числе площадь суши - 148 940 тыс. кв. км (29,2%), площадь водной поверхности - 361 132 тыс. кв. км (70,8%). Средняя высота суши над уровнем океана - 840 м. Средняя глубина Мирового океана - 3800 м. Наибольшая высота суши над уровнем океана - 8848 м (гора Джомолунгма, на границе Китая и Непала). Наименьшая высота суши 403 м ниже у.м. (уровень Мертвого моря). Наибольшая глубина Мирового океана - 11 033 м (Марианский желоб, у Марианских о-вов в Тихом океане). Население - 6 млрд. человек (1999). Средняя плотность населения - 40,3 человек на 1 кв. км. Средний ежегодный прирост населения - 1,5%. Рождаемость - 24 человека на 1000. Смертность - 9 человек на 1000. Младенческая смертность - 59 на 1000 новорожденных. Продолжительность жизни: мужчин - 64 года, женщин - 68 лет. Валовой мировой продукт (ВМП) - 33,7 трлн. долл. (1997), в расчете на душу населения - 5900 долл. (1997). Ежегодный прирост ВМП - 3%. Общие военные расходы в мире - 725 млрд. долл., или 2% ВМП (1997). Число независимых государств - 191 (1999). Самое большое по площади государство - Россия (17 075,4 тыс. кв. км). Самое маленькое по площади государство - Ватикан (0,44 кв. км). Самое большое по численности населения государство - Китай (1224 млн. человек). Самое маленькое по численности население государство - Ватикан (ок. 1000 человек). Самый высокий показатель ВВП - в США (7600 млрд. долл., 1997). Самый низкий показатель ВВП - в Тувалу (8 млн. долл., 1997). Самый высокий показатель ВВП на душу населения - в Люксембурге (44,2 тыс. долл., 1997). Самый низкий показатель ВВП на душу населения - в Эритрее и Эфиопии (400 долл., 1997). Крупнейший город мира - Сеул (10,8 млн. человек, 1997). См. также <<МАТЕРИК>>; <<ОКЕАН>>.
Русская цивилизация
поселок в Белоруссии на р. Миранка (бассейн Немана). Известен с 1395. Под оккупацией Литвы, а затем Польши до 1795, когда был возвращен России. Замок XV—XVIII вв., дворец (XVI в.), Троицкая церковь (XVI в.), усыпальница князей Святополк-Мирских, последних владельцев замка.
Орфографический словарь Лопатина
мир, мир, -а, мн. -`ы, -`ов; но: просп`ект М`ира, пл`ощадь М`ира (в нек-рых городах)
Словарь Даля
МИР, (міръ) муж. вселенная; вещество в пространстве и сила во времени (Хомяков).
Одна из земель вселенной; особ.
наша земля, земной шар, свет;
все люди, весь свет, род человеческий;
община, общество крестьян;
сходка. В последнем ·знач. мир бывает сельский и волостной. Класть на миру, давать приговор на сходке; на сельском миру бывает по мужику от дыма, на волостном миру или кругу по два хозяина от сотни. Миры, земли, планеты. Встарь считали годы от сотворения мира, нашей земли. Идти в мир или по миру, с сумою. На миру и смерть красна, на людях. Жить в миру, в мирских заботах, в суетности; вообще в свете; ·противоп. жизнь духовная, монашеская. Мир, Бог на помочь! оклик бурлаков. Волгою, при встрече судов; ответ: Вам Бог на-помочь! Мир волна. Мир золотая гора. В мире, что в море. В мире, что в омуте (ни дна, ни покрышки). Мир во зле (во лжи). На что мир ни зинет, то и гинет, о зависти. Глупый разум по-меру пускает.
II. МИР см. мирить.
Растение мир, Chenopodium bothrys, душистая лебеда, кудрявец.
Словарь Ожегова
МИР, -а, мн. -ы, -ов, муж.
1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная. Происхождение мира.
2. Отдельная область Вселенной, планета. Звёздные миры.
3. ед. Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара. Объехать весь м. Первые в мире. Чемпион мира. М. тесен (о неожиданно обнаружившихся общих знакомых, связях; книжн.).
4. Объединённое по каким-н. признакам человеческое общество, общественная среда, строй. Античный м. Научный м.
5. Отдельная область жизни, явлений, предметов. М. животных, растений. М. звуков. Внутренний м. человека. М. увлечений.
6. ед. (пред. в миру). Светская жизнь, в противоп. монастырской жизни, церкви.
7. (пред. на миру). Сельская община с её членами (устар.). С миру по нитке голому рубашка (посл.).
• Всем миром (разг.) все вместе, сообща.
На миру и смерть красна (посл.) всё можно перенести не в одиночку, вместе с другими.
Не от мира сего о человеке, не думающем о практической стороне жизни, не приспособленном к жизни.
По миру (пойти, пустить, ходить) о нищенстве.
В иной мир (уйти, переселиться) (устар.) умереть.
Сильные мира сего (устар. и ирон.) люди, занимающие высокое положение в обществе.
уменьш. мирок, -рка, муж. (к 5 знач.; разг.). Замкнутый м.
прил. мировой, -ая, -ое (к 1, 2 и 3 знач.) и мирской, -ая, -ое (к 6 и 7 знач.). Мировое пространство. Мировое сообщество. Мирская жизнь. Мирская молва что морская волна (посл.).
II. МИР, -а, муж.
1. Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны. Жить в мире. В семье м. Сохранить мир на Земле.
2. Соглашение воюющих сторон о прекращении войны. Заключить м.
3. Спокойствие, тишина (высок.). М. полей. М. вашему дому! М. праху его (добрые слова об умершем).
• С миром отпустить кого дать кому-н. уйти спокойно.
прил. мирный, -ая, -ое. Мирное время. М. договор. М. труд.
Словарь синонимов Абрамова
1. покой; перемирие. Прот. "Война, Ссора". См. дружба, согласие, спокойствие, тишина || заключить мир
2. свет, вселенная, космос, земля, шар земной; подлунная, подсолнечная, поднебесная; юдоль (= долина) земная, юдоль печали и плача. "Что там на белом свете творится". Жук. "Так думает иной затейник, что он в подсолнечной гремит". Крыл. "...В этой грустной юдоли земной". К. Р.Ср. "Круг". См. круг, общество || миром, переселиться в лучший мир, пускать по миру, сильные мира сего, удивить мир черной неблагодарностью, ходить по миру
Словарь Ушакова
МИР, мира, мн. миры, ·муж.
1. только ед. Вселенная в ее совокупности; система мироздания, как целое. Теории о происхождении мира. Миф о сотворении мира. Птоломеева система мира. Коперникова система мира.
Вся жизнь в бесконечности; всё, что есть во вселенной. Хочется обнять весь мир от радости. «Крылатою мыслью он мир облетел.» Баратынский (о Гете).
2. Отдельная часть мироздания, вселенной; планета (·книж., ·поэт. ). Бесконечность миров. Он умер..., но дел его объем превысил жизнь, и откровения его мирам мы понесем! Брюсов (о Ленине).
3. только ед. Какая-нибудь отдельная сфера жизни или область предметов, явлений (·книж. ). Звездный мир. Неорганический мир. Мир растений. Мир животных. Мир детской души. Чувственный мир. Умопостигаемый мир (термин кантовской философии).
перен. Какой-нибудь отдельный круг или область понятий, чувств, переживаний, представлений (·книж. ·поэт. ). Мир красок. Мир звуков. «Есть целый мир в душе твоей таинственно-волшебных дум.» Тютчев. В мире грез и сновидений. «Чтенью предалася Татьяна жадною душой; и ей открылся мир иной.» Пушкин.
Одна из двух сфер бытия (реальное *****
4. Земной шар вместе со всем существующим на нем; то же, что свет2. «...Конституция ·СССР является единственной в мире до конца демократической конституцией.» Сталин. «Живого социализма слова над миром зажглись впервые.» Маяковский. Известие облетело весь мир. Он объездил почти весь мир. Первый в мире по своей мощности завод.
Действительность, бытие с точки зрения порядка, строя жизни на земле (·книж. ). Мы наш, мы новый мир построим. "Интернационал". «Мир новый, общий океан, растет из бурь октябрьских.» Брюсов.
5. собир., только ед. Люди, население земного шара. На нас весь мир смотрит. - голому рубашка. (посл.) Мир за себя постоит.
Сходка членов сельской общины (·ист. ). Созвать мир. Мир решил жаловаться.
• На миру и смерть красна (посл.) - не страшно умереть на людях, в кругу своих. Пустить по миру (·разг.) - разорить, заставить нищенствовать. Пойти по миру (·разг.) - обеднев, начать побираться. Ходить по миру (·разг.) - нищенствовать. Не от мира сего - 1) принадлежащий не здешней, не земной действительности (книжн, ·устар.; евангельское выражение); 2) перен., говорится о человеке, не приспособленном к реальной жизни, мечтателе (·разг. ). Всем миром (·разг.) - все сообща, скопом (·первонач. о крестьянах, см. выше, 8 ·знач. ).
II. МИР, мира, мн. нет, ·муж.
1. Дружеские согласные отношения между кем-нибудь, отсутствие разногласий, вражды или ссоры. Жить в мире с кем-нибудь. «Худой мир лучше доброй ссоры.» (посл.) Нарушить мир в семъе.
Отсутствие войны, вооруженной борьбы в международных отношениях. «Мы стоим за мир и отстаиваем дело мира.» Сталин. Международный мир. Мир неделим. Иллюзия социального мира.
2. Тишина, покой, спокойствие. В душе мир и спокойствие. «Прости, беспечный мир полей.» Пушкин.
Словарь эпитетов
Отсутствие войны, вражды, согласие; соглашение о прекращении военных действий.
О характере, последствиях; об оценке мира.
Бескровный, бесславный, благодатный (устар. поэт), благодетельный (устар.), благополучный (устар. поэт), благотворный, блаженный (устар. поэт), вооруженный, всеобщий, выгодный, глубокий, демократический, добрый, желанный, корыстный, насильнический, неправедный (устар.), несправедливый, общий, позорный, полный, постыдный, светлый, святой (устар.), священный, справедливый, тяжелый, тяжкий, убийственный, унизительный, худой (нар.-поэт).
О продолжительности, прочности.
Вечный, временный, длительный, долгий, долговечный, неколебимый, нерушимый, продолжительный, прочный, твердый, устойчивый. Глобальный, кроткий.
Толковый словарь Ефремовой
1. м.
1) Вселенная в ее совокупности; система ~оздания как целое.
2) Отдельная часть Вселенной; планета.
3)
а) Земной шар, Земля со всем существующим на ней.
б) Люди, населяющие Землю.
в) Действительность, бытие с точки зрения порядка, строя жизни на Земле.
4)
а) перен. Какая-л. сфера, область явлений в природе.
б) Совокупность явлений, предметов, окружающих человека.
5) перен. Определенный круг явлений психической жизни (чувств, переживаний, представлений и т.п.).
6) перен. Человеческое общество, объединенное по социальным, культурно-историческим, этнографическим и т.п. признакам.
7) перен. Определенная общественная среда; круг людей, объединенных общностью профессий, занятий, интересов и т.п.
8) Земля как место - по религиозным представлениям - жизни человека до его смерти.
9) перен. Жизнь ~ян, светская жизнь (в отличие от монастырской жизни).
2. м.
1)
а) Дружеские отношения между кем-л., отсутствие разногласий, вражды; согласие.
б) Отсутствие войны, вооруженных действий между государствами или народами.
2) Тишина, покой, спокойствие.
3) Соглашение между воюющими сторонами о прекращении войны.
Этимологический словарь Крылова
Общеславянское слово. Родственные находим в литовском (mieras – "мир, тишина"), латышском (miers – "мир").
Теософский словарь
    (World). Как префикс к горам, деревьям и так далее это означает мировое верование. Так, "Мировой Горой" индусов была Меру. Как сказано в "Разоблаченной Изиде": "Все мировые горы и мировые яйца, мировые деревья и мировые змии и столбы могут быть объяснены, как воплощающие научно доказанные истины натурфилософии. Все эти горы содержат, с очень незначительными вариациями, аллегорически выраженное описание первичной космогонии; мировые деревья - последующей эволюции духа и материи; мировые змии и столбы - символические памятники различных атрибутов этой двоякой эволюции в ее бесконечном соотношении космических сил. В таинственных глубинах этой горы - матрицы вселенной - боги (силы) подготовляют атомистические зародыши органической жизни, и в то же время напиток жизни, который, когда его пьют, пробуждает в человеке-материи человека-духа. Сома, жертвенное питье индусов, является этим священным напитком. Ибо, при сотворении prima materia, в то время как ее грубейшие частицы были использованы для физического эмбрио-мира, ее более божественная сущность наполнила вселенную, невидимо пронизывая и заключая в свои эфирные волны новорожденного младенца, развивая и стимулируя его к деятельности, по мере его медленного выявления из вечного хаоса. Из поэзии абстрактных представлений, эти мировые мифы постепенно превратились в конкретные образы космических символов, какими их теперь раскрывает археология." Другим и еще более принятым префиксом ко всем этим объектам служит слово "Mundane". (См. "Мировое Яйцо", "Мировое Дерево" и "Иггдрасил".)
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
1.
МИР I - англ. world; нем. Welt. 1. Вселенная, а также часть ее, планета и, в частности, земной шар, свет. 2. Люди, население земного шара. 3. Объединенное по к.-л. признакам человеческое общество, человеческая среда (напр., античный мир). 4. Отдельная область жизни, явлений, предметов (М. животных, звуков, внутренний М.). 5. Светская жизнь в противоположность монастырской жизни, церкви.
2.
МИР II - англ. peace; нем. Frieden. 1. Согласные отношения, спокойствие, отсутствие вражды, войны, ссоры. 2. Соглашение воюющих сторон о прекращении войны. 3. Душевное спокойствие, равновесие, состояние внутренней гармонии, согласия с самим собой. см. ПЕРЕМИРИЕ.
Философский словарь
1. Совокупность всех форм существования материи; Вселенная во всем ее многообразии. Понятие “М.” широко употребляется для обозначения отдельных частей Вселенной (звездные М.), Земли и процессов, явлений, характеризующих ее как целое (мировое сообщество, мировая культура, всемирный конгресс), отдельных областей жизни и ее проявления (внутренний М. человека, античный М., научный М.). 2. М. — состояние отношений между народами и государствами, для к-рого характерно соблюдение осн. общепринятых международных норм взаимоотношений без применения вооруженных сил и их угрозы. Отношения М. — это продолжение политики ненасильственными средствами. В истории классовых об-в М. часто был лишь передышкой между войнами. К. Маркс отмечал, что “война раньше достигла развитых форм, чем мир...” (Т. 46. Ч. I. С. 46). Передовые мыслители прошлого — Эразм Роттердамский, Гоббс. Локк, Руссо, Кант и др. — пытались обосновать идею “вечного М.”. Однако их проекты были утопическими. Марксисты исходят из возможности справедливого М. между государствами с различным общественным строем. В. И. Ленин связывал проблему сохранения М. с судьбами социализма, считая Великую Октябрьскую социалистическую революцию “первой победой дела уничтожения войн” (см. Т. 44. С. 149), а идеалом коммунистов — “окончание войн, мир между народами...” (Т. 26. С. 304). В совр. условиях устойчивому М. может способствовать соблюдение в международных отношениях принципа равной безопасности, а также последовательная борьба за разоружение, за безъядерный М., за свободу выбора путей социального развития. Исторический спор между двумя противоположными общественными системами может и должен решаться мирным путем, В настоящее время в связи с существованием угрозы термоядерной войны встал вопрос о самом выживании человечества. Проблема исключения войн из жизни человеческого об-ва становится общечеловеческой проблемой номер один. Такой вывод делается исходя из нового политического мышления, из концепции взаимосвязанного, во многом целостного человечества, приоритета общечеловеческих ценностей (Мирное сосуществование) .
Философский энциклопедический словарь
МИР – в философии экзистенциализма мир есть то, что образует «мировость» существования, т.е. бытие человека в мире. В частности, под миром понимают: 1) все сущее, которое может находиться в мире; 2) бытие этого сущего, могущего выступать в определенных группировках, напр. как «мир математика» и т. д. (см. МИКРОКОСМОС); 3) то, в чем совершается человеческое существование, напр. общественный мир, «мы», или «собственная» и ближайшая (домашняя) среда; 4) «мировость», существующая одновременно в себе (априори) и как модус различных «миров»; по Хайдегеру, мир является видом бытия человеческого существования и проникновением в трансцендентальное состояние человеческого существования, делающим возможным преодоление понятия сознания и сопутствующего ему понятия отрешенности от мира и изолированности субъекта. В астрономии миром (Вселенной, универсумом, космосом) называют систему Галактики, к которой принадлежит и наша Солнечная система. При наблюдении с большого расстояния она представляется нам в виде туманного облачка круглой или овальной формы. Ее колоссальный диаметр оценивается приблизительно в 100 тыс. световых лет (1 световой год = 9461 млрд. км); вращается она вокруг своей малой оси. Наблюдения с помощью телескопа обнаруживают, что на небе имеются миллионы таких туманностей, как Млечный Путь. Из результатов спектрального анализа доходящих к нам световых лучей звезд следует, что др. системы, очевидно, удаляются от нашей Солнечной системы, и тем быстрее, чем дальше они от нее находятся. Так, напр., система, находящаяся на расстоянии 250 световых лет, движется от нас со скоростью ок. 42 000 км/сек, следовательно, Вселенная расширяется. О происхождений Вселенной имеются только гипотезы (см. ЛАПЛАС). Возраст Солнца оценивается приблизительно в 43 млрд. лет, Земли – в 3 млрд., а твердой земной коры – в 2 млрд. лет (см. ПРИРОДА, «МИР МИНКОВСКОГО»).
Философский энциклопедический словарь 2
        международный, отношения между народами и государствами, основывающиеся на проведении внеш. политики ненасильств. средствами и соблюдении принятых на себя (и закрепляемых обычно в договорах) обязательств; отсутствие организованной вооруж. борьбы между госвами. В антагонистич. классовых обществах М. прерывается войнами и закрепляет их результаты. Характер М., как и характер войны, определяется историч. ступенью развития общества, политикой господств. классов.
        Новая историч. эпоха в развитии междунар. отношений начинается с возникновения социализма, в самой природе которого заложено стремление к М. между народами. Вечный М. между народами, исключающий всякие войны и подготовку к ним, является междунар. принципом коммунистич. общества (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 17, с. 5), одним из великих идеалов, за которые борются коммунисты (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 26, с. 304). Социалистич. строй является источником М. и исключает войны между народами.
        Идеал жизни без войн, когда в междунар. отношениях соблюдались бы общепризнанные нормы справедливости, восходит к глубокой древности: легенды о «золотом» вене, антивоен. утопия Лаоцзы (Китай), роман др.-греч. писателя Ямбула о солнечном государстве. Идеологи рабовладельч. класса, отвергая возможность длит. равноправного М. с «варварами», ставили вопрос о М. как внутр. проблему определ. народа: китайцев (Мо-цзы), эллинов (Аристотель). В феодальной Европе необходимость отражения опасности чужеземного нашествия вызвала к жизни политич. планы устранения распрей путём союза государств: «русского М.» Романа Галицкого (13 в.), «всеобщего европ. М.» франц. мыслителя П. Дюбуа (14 в.) и чеш. короля Йир-жи Подебрада (15 в.).
        В 17—18 вв. появляются проекты общеевроп. или всемирных организаций для мирного решения междунар. споров: Э. Круа (Франция, 1623), У. Пенна (США, 1693), франц. публициста Ш. СенПьера (1708), англ. экономиста Дж. Беллерса (1710), нем. философа И. Канта (1795), рус. просветителя В. Ф. Малиновского (1803) и др. Прогрессивные мыслители 17—18 вв. выдвинули в качестве осн. принципов междунар. отношений равноправие и уважение суверенитета народов, связав реализацию их с требованием ликвидации феод.династич. устоев как условия «вечного М.». В 17 в. основоположник науки междунар. права Г. Гроций развивал идею гуманизации войн, регулирования отношений между государствами в интересах М. В отличие от просветителей и бурж. демократов, франц. утопич. коммунисты 18 в. (Морелли, Мабли) указывали, что для устранения войн нужно изменить социальное устройство наций на основе общности имущества. После наполеоновских войн (1815) в Европе зародилось пацифистское движение, стремившееся обеспечить М. на почве капиталистич. отношений; оно сыграло известную роль в разработке конвенций и соглашений о гуманизации методов ведения войны, о мирном разрешении междунар. споров и столкновений (напр., Гаагские конвенции 1899 и 1907).
        С сер. 40-х гг. 19 в. против милитаризма и войн выступает рабочее движение. «...Объединение рабочего класса разных стран,— писал К. Маркс,— в конечном счете должно сделать войны между народами невозможными» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 16, с. 556). 1-й Интернационал рассматривал борьбу за М. как часть борьбы за освобождение рабочего класса. Подчёркивая необходимость и возможность защиты М. в условиях капитализма, Ф. Энгельс выдвинул в 1893 проект общеевроп. безопасности на основе разоружения как гарантии М. В нач. 20 в. междунар. социалистич. движение, партия большевиков выработали антимилитаристскую тактику пролетариата, нашедшую отражение в решениях Штутгартского (1907) и Базельского (1912) конгрессов 2-го Интернационала. В годы 1-й мировой войны В. И. Ленин разработал вопрос о М. в связи с социалистич. революцией пролетариата. Ставя проблему М. конкретно-исторически, в связи с определ. политич. требованиями и интересами рабочего класса и нар. масс, Ленин отмечал в марте 1917 в «Письмах из далека», что только пролет. государство в состоянии «...добиться мира, притом не империалистского мира, не сделки между империалистскими державами о дележе награбленной капиталистами и их правительствами добычи, а действительно прочного и демократического мира, который не достижим без пролетарской революции в ряде стран» (ПСС, т. 31, с. 55).
        Поворот в мировой политике от империалистич. М., с вырастающими из него войнами, к прочному демокра-тич. М., который закладывает основы для полного устранения войн, начался с победы Великой Окт. социалистич. революции. В первом акте Сов. правительства — Декрете о мире — программа демократич. М. была органически связана с новым принципом междунар. отношений, рождённшм социалистич. революцией,— принципом мирного сосуществования государств с различным обществ. строем.
        Совр. постановка вопроса о М., обоснованная ком-мунистич. и рабочими партиями, исходит из изменения соотношения сил между социализмом и капитализмом на мировой арене, из принципиального положения о том, что последоват. миролюбивая политика СССР и др. социалистич. государств, растущее влияние их согласованной политики на ход мировых событий, усиление борьбы рабочего класса и всех трудящихся в странах капитала, рост нац.-освободит. движения, выступление широких кругов мировой демократич. общественности — сторонников М. устраняют фатальную неизбежность новой мировой войны. Вследствие невиданно возросшей разрушит. силы средств войны вопрос о М. стал общечеловеч. проблемой, для разрешения которой необходимы совместные действия во имя защиты М. всех, кто заинтересован в спасении плодов труда и творч. усилий человечества, независимо от убеждений и политич. взглядов. Борьба за М. неотделима от развития антиимпериалистич. движения и сливается с борьбой за свободу народов, прогресс и демократию.
        Коммунисты отвергают как псевдореволюц. экстремистскую идею утверждения социализма и М. в результате войны, так и правооппортунистич. понимание М.
        как примирения с империализмом, отказа от классовой борьбы, от борьбы с бурж. идеологией и политикой. Усилив наступление на империализм, являющийся источником воен. опасности, можно нанести поражение его агрессивной политике и претворить в жизнь стремления народов к М. Важнейшими предпосылками М. являются прекращение гонки вооружений и разоружение, прежде всего ядерное, отпор актам агрессии и междунар. произвола, ликвидация воен. блоков и очагов войны, развитие междунар. сотрудничества. Сов. государство, др. социалистич. страны ведут последоват. борьбу за осуществление коренного поворота к разрядке в междунар. отношениях, за объединение усилий всех миролюбивых сил в движении за прочный, справедливый и демократич. мир.
        Маркс К., Первое воззвание Ген. Совета Междунар. Товарищества Рабочих о франко-прусской войне, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 17; Энгельс Ф., Может ли Европа разоружиться?, там же, т. 22; Ленин В. И., О междунар. политике и междунар. праве. [Сб.], М., 1958; Документы совещания представителей коммунистич. и рабочих партий. Документы и материалы, М., I960; Междунар. совещание коммунистич. и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы съезда КПСС, М., 1981; Брежнев Л. И., На страже мира и социализма, М., 1979; Трактаты о вечном мире. [Сб.], М., 1963.
        Е. Г. Панфилов.
Большой юридический словарь
название сельской, а также городской (посадской) общины в России в XIII - начале XX вв. Члены М. собирались на сход для раскладки и сбора податей, перераспределения пустующих общинных земель.
Корпоративный жаргон лиц, потребляющих наркотики
Чувство умиротворения, счастья после приема “Экстази”.
Рус. арго (Елистратов)
см.:
В мире животных;
выше пояса
В мире животных...;
животное;
Молчи, я воевал, я трижды герой мира;
Пусть идет кровь из носу...
Словарь пословиц Даля
См. НАРОД - МИР
См. МИР - ССОРА - СПОР
Энциклопедия афоризмов
МИР, МИРОЗДАНИЕ
см.также ЗЕМЛЯ, КОНЕЦ СВЕТА, МИРОТВОРЧЕСТВО
Мир не просто удивительнее, чем мы себе представляем, - он удивительнее, чем мы можем себе представить.
•Джон Бердон Холдейн
Не только ежедневно новое солнце, но солнце постоянно обновляется.
•Гераклит
Не считая краешка текущего мгновения, весь мир состоит из того, что не существует.
•Кароль Ижиковский
Мир не существует, а поминутно творится заново. Его непрерывность - плод нехватки воображения.
•Станислав Ежи Лец
Господь создал все из ничего, но материал все время чувствуется.
•Поль Валери
Создать мир легче, чем понять его.
•Анатоль Франс
Случись мне присутствовать при сотворении мира, я бы дал кое-какие советы по части лучшего устройства мироздания.
•Альфонс Мудрый, король Кастилии, - по поводу астрономической системы Птолемея
Господь сотворил мир и сбежал.
•Кароль Ижиковский
Самое непостижимое в мире - то, что он постижим.
•Альберт Эйнштейн
Если мир материален, значит - чего нет, того нет.
•Данил Рудый
Вселенная - это мысль Бога.
•Фридрих Шиллер
А может быть, весь окружающий мир - лишь потемкинская деревня в ожидании ревизии какого-то демиурга?
•Станислав Ежи Лец
Весь мир - театр, но труппа никуда не годится.
•Оскар Уайльд
Не смотри на мир слишком трезво, а то сопьешься.
•Веслав Брудзиньский
Мир не враждебен и не дружественен по отношению к нам, а просто-напросто безразличен.
•Джон Холмс
Все на свете функционально, а особенно то, что решительно ничему не служит.
•Станислав Ежи Лец
Остановите мир, я сойду.
•Энтони Ньюли
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: МИР


будет выглядеть так: Что такое МИР