Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

МИНАЕВ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Минаев
        Дмитрий Дмитриевич [21.10(2.11).1835, Симбирск, ныне Ульяновск, — 10(22).7.1889, там же], русский поэт. Родился в семье военного чиновника, литератора. В 1852 окончил военно-учебное заведение в Петербурге. В 1857 оставил службу и занялся только литературной работой. В 1859 выпустил сборник литературных пародий «Перепевы». Сотрудничал в демократических журналах, в том числе в «Современнике», «Русском слове», «Искре», где развернулось дарование М. как поэта-сатирика. В 1862 редактировал сатирический журнал «Гудок». Примыкая к некрасовской школе, М. в своих стихах выражал сочувствие угнетённой деревне, обличал либералов, бюрократов, реакционную печать и цензуру. Приобрёл известность как «король рифмы», мастер эпиграммы, пародии, фельетона в стихах и особенно каламбура.
        
         Соч.: Думы и песни..., т. 1—2, СПБ, 1863—64; [Стихи], в сборнике: Поэты «Искры». [Вступ. ст., ред. и коммент. И. Ямпольского], т. 2, Л., 1955.
        
         Лит.: Добролюбов Н. А., Перепевы, Собр. соч., т. 6, М. — Л., 1963; История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М. — Л., 1962.
II
Минаев
        Иван Павлович [9(21).10.1840, Тамбов, — 1(13).6.1890, Петербург], русский востоковед, основатель русской индологической школы. С 1869 доцент, с 1873 профессор Петербургского университета, с 1871 член Русского географического общества. Совершил три путешествия (в 1874—75, 1880, 1885—86), во время которых посетил Индию, Цейлон, Бирму и Непал. Научные исследования М. были сосредоточены на древней, средневековой и новой истории стран Южной Азии (литература, философия, лингвистика, культура в широком смысле, география, особенно историческая, этнография, фольклор). М. положил начало широким исследованиям в области буддологии в России. Главное место в научной деятельности М. занимало комплексное изучение истории буддизма в связи с его культурно-историческим влиянием на народы Востока. Большое воздействие на развитие мировой буддологии оказало исследование М. проблемы хронологии и соотношения канонических сочинений буддизма Махаяны и Хинаяны. М. собрал богатейшую коллекцию санскритских и палийских рукописей, перевёл и издал ряд буддийских памятников. Значителен вклад М. в изучение языка и литературы пали. В работах, посвященных современной ему Индии и сопредельным странам, особенно важны материалы о начальном этапе национально-освободительного движения в Индии.
        
         Соч.: Буддизм. Исследования и материалы, т. 1, в. 1—2, СПБ, 1887; Дневник путешествий в Индию и Бирму. 1880 и 1885—1886, М., 1955; Индийские сказки и легенды, собранные в Камаоне в 1875 г., М., 1966; Очерк фонетики и морфологии языка Пали, СПБ, 1872.
        
         Лит.: Иван Павлович Минаев. Сб. статей, М., 1967 (лит.).
         Е. М. Медведев.
Ономастикон
• Отчество от формы Минай, в которой смешаны производные от двух канонических мужских личных имен - Мина и Миней. • В святцах есть имена Мина и Миней (оба от греческого слова «мэн» - месяц). Минай - разговорная форма имени Мина. Миной же называли и некоторых Минеев, а также Михаилов. Мина и Минай стали синонимами забывчивого человека. «Мина без помина», «Он - Минай, его только и поминай» - гласят поговорки. (Ф). Каноническое мужское личное имя Мина, в прошлом нередкое у русских (церковь праздновала его 17 раз в году в честь святых с этим именем), вышло из употребления, как почти все мужские имена с окончанием -а, в процессе размежевания формы мужских и женских имен. (Н) Существует еще множество фамилий от различных производных форм этих имен. (Э)
Энциклопедия Отечеcтво
МИНАЕВ Дмитрий Дмитриевич (1835-89), русский поэт-сатирик. Сотрудник демократических журналов 60-х гг. ("Искра" и др.). Злободневные эпиграммы, стихи, фельетоны, пародии.
Литературная энциклопедия
Дмитрий Дмитриевич [1835—18892] — поэт и переводчик. Родился в Симбирске в дворянской семье. Учился в дворянском пансионе. С 1857 начал заниматься исключительно литературной работой. Его произведения печатались в «Искре», «Будильнике», «Гудке» (в 1862 редактировал его), «Русском слове», «Современнике», «Времени», «Отечественных записках», «Деле», «Петербургском листке», «Биржевых ведомостях», «Молве» и мн. др. изданиях. Псевдонимы М. были исключительно обильны: Обличительный поэт, Темный человек, Дм. Свияжский, Майор Бурбонов, Литературное домино, Аноним, Общий друг, Перекати-поле, Гудощник, Иван Кисточкин и мн. др. И в своей лирике и в сатирической продукции М. является одним из самых характерных и популярных представителей радикальной городской мелкой буржуазии. Попутчица революционной крестьянской демократии 60-х гг., эта прослойка мелкой буржуазии сохранила однако специфическую идеологию, защищала свои интересы, к-рые и привели ее позднее, после разгрома народничества, в лагерь буржуазного либерализма. Творческий путь М. достаточно ярко отображает эту динамику его класса. М. бесспорно сближает с Курочкиным, Ломаном и др. ряд общедемократических мотивов, издевки над сытыми барами, презрение к «переметным сумам», к шпионам правительства (например «Фискал»,
320 характерно приближающийся к «Господину Искариотову» В. Курочкина), сочувствие к угнетенным слоям общества и пр. Но уже в это время у М. обнаруживается ряд специфических особенностей, свойственных именно городскому радикалу. У М. почти начисто отсутствуют напр. крестьянские образы, он свободен от каких бы то ни было увлечений революционным народничеством, мужик иногда противопоставляется прожигающему свою жизнь барину, но быт и сознание мужика интересуют М. очень мало. Все свое внимание М. отдает образам столичной бедноты, тематике города. В этой среде он находит и своих героев — голодную женщину, кинувшуюся в воду («Столица шумная в волненьи»), бедняков, мозолящих и мозг и руки, и свои лирические жанры («Песня горемыки», «Песня пролетария» — последний не имеет никаких специальных черт рабочего, больше напоминает бедняка-разночинца). На все лады высмеивая антиобщественную поэзию дворянства, М. деятельно участвует в том разрушении дворянской эстетики, к-рым руководил виднейший идеолог мелкобуржуазных радикалов Писарев (пародия М. на «Евгения Онегина» не случайно совпадает в ряде своих выпадов против Пушкина с критикой этой поэмы Писаревым). В эту эпоху творчество Минаева несет значительную общественную функцию демократического протеста. Но чем сильнее наносятся удары революционному народничеству, чем более растет индиферентизм буржуазии, в глубине своего сознания довольной реформами, тем быстрее тускнеет сатира М. К 1880 она окрашивается в либеральные тона. Вместе с Вейнбергом и Бурениным (позднее докатившимся до полного ренегатства) М. все чаще и чаще занимается лит-ой поденщиной: издевки над супружеским бытом, насмешки над городской думой, мелкая журнальная полемика приближают М. к той непритязательной продукции, к-рая в эту эпоху общественной реакции бытует на страницах «Осколков»
321 и «Стрекозы». Этот путь М. от радикализма к либерализму отражается и в его поэтических жанрах. Продукция этого чрезвычайно плодовитого писателя включает в себя малопримечательные фельетоны в прозе [«Дневник темного человека» в «Русском слове» и с «Невского берега»» в «Деле», критические статьи, комедии («Либерал») и др.]. Однако главное внимание отдано М. поэзии. Мы найдем у него, во-первых, гражданские по своему содержанию жанры поэмы («Бедные жильцы») и короткого лирического стихотворения, близкого по темам к лирике Надсона. В области сатиры ведущими жанрами стиля М. является стихотворная пародия на дворянских поэтов «чистого искусства», в особенности на Фета, и сатирические куплеты («Деловые люди», «Хорошие люди») с обязательным рефреном, гибким ритмом и т. д. В 80-х годах среди его жанров все больше начинает играть роль фельетонное обозрение и различные мелкие жанры, например застольный экспромт, невзыскательные каламбуры, анекдоты и пр. Этим жанрам свойственна чрезвычайная бойкость стиха, мастерство рифмы (особенно комической: «харею-с — нотариус», «Боткина — водки на»), часто играющее самодовлеющую роль жонглирования искусным приемом. Перу Минаева принадлежат также многочисленные переводы как из классиков (Байрона, Данте, Мольера и др.), так и из тех западно-европейских поэтов, у которых М. находил близкие для себя социальные мотивы. Так, из Бюргера он перевел стихотворение «Бедняку», из Баретт Браунинг — «Детский плач», из Барри Корнуэля — «Роковые контрасты» и т. п. Большой точностью переводы М. не отличаются. Библиография: I. Перепевы, Стихотворения Обличительного поэта, СПБ, 1859 (рец.: Добролюбова — «Современник», 1860, VIII; «Светоч», 1860, I); Думы и песни и юмористические стихотворения Обличительного поэта (Темного человека), т. I, СПБ, 1863 (рец.: «Современник», 1863, XI; «Отечественные записки», 1863, VIII; «Русское слово», 1863, IV), т. II, Петербург, 1864 (Л. Н. А., Современная русская сатирическая журналистика, «Биб-ка для чтения», 1865, III); Евгений Онегин нашего времени, Роман в стихах... Темного человека, СПБ, 1863 (изд. 3-е, СПБ, 1877); Здравия желаю! Стихотворения отставного майора Михаила Бурбонова, СПБ, 1867; В сумерках, Сатиры и песни, СПБ, 1868, (рец.: Салтыкова, «Отечественные записки», 1868, V); Разоренное гнездо, СПБ, 1875; Чем хата богата, тем и рада. Песни и рифмы, СПБ, 1880; Всем сестрам по серьгам, Юмористический сборник, СПБ, 1881; Людоеды или люди шестидесятых годов, Роман в стихах, изд. 2-е, СПБ, 1881; Не в бровь, а в глаз, Сб. эпиграмм, СПБ, 1883 (изд. 2-е, СПБ, 1898), и мн. др. II. Полное собр. сочин. Н. Михайловского, т. II, СПБ, 1907 (ст. «Из дневника и переписки Ивана Непомнящего»); Марков В., Навстречу, СПБ, 1878; Державин Н., Король рифмы, «Исторический вестник», 1914, VII, VIII; Его же, На забытых могилах, «Исторический вестник», 1909, VI; Аверкиев Дм., Литературное шарлатанство (о переводах Байрона), «Эпоха», 1865, № 2; Эвальд А. В., Воспоминания, «Исторический вестник», 1895, XII; Мартьянов П. К., Дела и люди века, т. I, СПБ, 1893 (ст. «Мои литературные знакомства»), т. III, СПБ, 1896 (ст. «Кто виноват?»); Лелевич Г., Поэзия революционных разночинцев, ГИХЛ, М., 1931. III. Языков Д., Обзор жизни и трудов покойных русских писателей, вып. IX, М., 1905; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. IV, П., 1917; Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, М. — Л., 1924.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: МИНАЕВ


будет выглядеть так: Что такое МИНАЕВ