Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

МИЛЛЬ

Брокгауза и Ефрона Энциклопедический словарь
Милль (Mill) Джон Стюарт (20.05. 1806, Лондон -08.05.1873, Авиньон) - английский философ, экономист, политический деятель. Служил чиновником Вест-Индийской компании (1823- 1858), впоследствии (1865-1868) - член палаты общин английского парламента. Милль - основатель английского позитивизма, последователь Лонга. Значитtkmyjt место в его творчестве занимала разработка проблем логики и этики.
Социологические взгляды Милля наряду с его экономическим учением в основном изложены в работе "Основания политической экономии с некоторыми из их применений к общественной философии", содержащей систематизацию идей, господствовавших в обществ, мысли Англии первой половины 19 в., а также в монографии "Огюст Конт и позитивизм". Важнейшей чертой социологии Милля является эмпиризм, основанный на признании разработанной им индуктивной логики в качестве единственно возможной методологии социальных наук, позволяющей обобщать наблюдаемые факты в общие правила и законы, не отражающие, однако, истинной сути явлений, недоступной познанию в полном объеме, т. к. знание, полученное даже на основе "истинной" индукции, всегда гипотетично.
Стремясь к созданию позитивной науки "о духе", "о человеческой природе", Милль в значительной мере психологизировал общественно-исторические законы развития и деятельности человека и вследствие этого социологию как науку. Милль впервые разработал разнообразные схемы логического доказательства наличия или отсутствия причинно-следственных связей явлений, используемые до сегодняшнего дня в социальном эксперименте на основе принципа сравнения двух и более групп. Основные "четыре метода опытного исследования" - это методы единственного сходства, единственного различия, сопутствующих изменений и остатков. Однако сложность общества как объекта исследований, трудности в однозначном детерминировании связей экспериментальных переменных, неразвитость современников Милля научно-экспериментальной базы привели его к признанию ограниченности, а затем и полному отрицанию возможностей применения эксперимента в социальных науках. Важным элементом социально-филоской концепции Милля является последовательная разработка принципов этического утилитаризма Бентама в сочетании с принципами альтруизма, ограничивающими извечный эгоизм человека в интересах достижения всеобщего счастья. Милль критиковал пороки капитализма с буржуазно-реформистских позиций, сводя возможные социальные преобразования к перераспределению прибылей на путях популяризации взглядов о "добровольном ограничении потребностей". В вопросе о тенденциях роста народонаселения он занимал мальтузианские позиции. Милль был одним из первых сторонников женского равноправия.
Соч.: 1) Автобиография Джона Стюарта Милля. СПб., 1874. 2) Основания политической экономии с некоторыми иа их применений к общественной философии. Т. 1-2. СПб:, 1865. 3) Огюст Конт и позитивизм. СПб., 1906.
Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
(Mill)
        Джеймс (6.4.1773, Нортуотер-Бридж, Шотландия, — 23.6.1836, Кенсингтон), английский философ, историк и экономист. Отец Джона Стюарта Милля (См. Милль). Окончил богословский факультет Эдинбургского университета (1798). Был пастором. Занимался журналистской деятельностью. После опубликования «Истории Британской Индии» (т. 1—3, 1817—18) получил место в Ост-Индской компании в Лондоне, где служил до конца жизни. Испытал значительное влияние Утилитаризма И. Бентама. В своей основной философской работе «Анализ феноменов человеческого духа» (1829) М., следуя учению Д. Юма, стремился свести все значения к чувствованиям или переживаниям, включая в их число ощущения и «идеи». М. широко использовал выдвинутый Юмом и Д. Гартли принцип ассоциации идей, считая его основной операцией сознания. В этике М. придерживался утилитаризма, считая общественную пользу высшим принципом и критерием морали, которая не поддаётся полной реализации в жизни людей. В преданности общему благу М. усматривал источник личного счастья. Для его социологических воззрений характерно отрицание концепции естественного права (См. Естественное право) и стремление объяснить содержание и структуру всех социальных институтов исходя непосредственно из принципа пользы. Придерживаясь либерально-буржуазных политических взглядов, М. предлагал частичные усовершенствования брит. конституционной системы, видя подлинного хозяина государства в «среднем классе», т. е. в промышленной и торговой буржуазии.
         И. С. Нарский.
         В книге «Элементы политической экономии» (1821) М. выступил как последователь и комментатор учения Д. Рикардо, считая его теоретическим оружием в борьбе с остатками феодализма в сфере экономики. Вместе с тем М. вульгаризировал теорию Рикардо, игнорируя её суть — теорию трудовой стоимости; положил начало разложению рикардианской школы. М. известен как один из авторов апологетической теории т. н. фонда заработной платы, согласно которой общая доля заработной платы в национальном доходе определяется естественными факторами и не зависит от результатов классовой борьбы.
        
         Соч.: The principles of toleration, L., 1837; A fragment on Mackintosh, new ed., L., 1870.
        
         Лит.: Маркс К., К критике политической экономии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13; его же, Теории прибавочной стоимости (IV том «Капитала»), там же, т. 26; Розенберг Д. И., История политической экономии, ч. 2, М. — Л., 1935, с. 304—13; История философии, т. 3, [М.], 1943, с. 456—59; Bain A., J. Mill, L., 1882; Stephen L., The English utilitarians, v. 2, N. Y., 1950; Mill John St., Autobiography, N. Y., [1957].
II
(Mill)
        Джон Стюарт (20.5.1806, Лондон, — 8.5.1873, Авиньон), английский философ-позитивист, экономист и общественный деятель. Сын Джеймса Милля (См. Милль), под руководством которого получил всестороннее образование. С 1823 по 1858 служил в Ост-Индской компании. В 1865—68 член палаты общин, где поддерживал либеральные и демократические реформы.
         Мировоззрение М. складывалось под влиянием политической экономии Д. Рикардо, утилитаристской доктрины И. Бентама, философии Дж. Беркли и Д. Юма и ассоциативной психологии Д. Гартли и Джеймса Милля. Его философские взгляды изложены в «Рассмотрении философии сэра Вильяма Гамильтона» (1865, рус. пер. 1869), где М. с позиций феноменалистического (см. Феноменализм) позитивизма возражает английским априористам. Всё знание проистекает из опыта и его предметом являются наши ощущения. Материя, по М., — лишь постоянная возможность ощущений, а сознание — возможность их переживаний. Разделяя ряд философских и логических установок позитивизма О. Конта, М. отвергал его социально-политическую доктрину, в которой усматривал систему духовного и политического деспотизма, игнорирующую значение человеческой свободы и индивидуальности («Огюст Конт и позитивизм», 1865, рус. пер. 1867).
         Основные сочинения М. «Система логики» (т 1—2, 1843, последний рус. пер. 1914) содержит индуктивистскую трактовку логики как общей методологии наук. В ней М. излагает учение об именах и предложениях, о дедуктивном (силлогистическом) умозаключении, об индукции и методах индуктивного исследования причинной зависимости, о вспомогательных для индукции приёмах познания, о заблуждениях, о логике «нравственных наук».
         В этике («Утилитарианизм», 1863, последний рус. пер. 1900) М. также исходит из концепции опытного происхождения нравственных чувств и принципов. Развивая утилитаристскую этику Бентама, согласно которой ценность поведения определяется доставляемым им удовольствием, М. признаёт не только эгоистические, но и бескорыстные стремления. В общественной жизни люди должны учитывать взаимные интересы, что дисциплинирует их эгоизм. Развитое нравственное чувство обнаруживается поэтому в стремлении к достижению не максимума личного счастья, а «наибольшей суммы общего счастья».
         А. Л. Субботин.
         Осуждая пороки капиталистического строя (культ денег, имущественное неравенство, низкий жизненный уровень трудящихся), М. стоял на позициях буржуазного реформизма. В труде «Основания политической экономии и некоторые приложения их к социальной философии» (1848, рус. пер., т. 1—2, 1865) М. стремился дать систематизированное изложение идей современной буржуазной политической экономии. Пытаясь избежать противоречий, характерных для классической политической экономии, М. эклектически объединил её положения с вульгарными взглядами Ж. Б. Сея (См. Сей), Н. Сениора, Т. Мальтуса, что было подвергнуто критике К. Марксом (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 23, с. 17, 624—25, прим.).
         Л. Г. Суперфин.
        
         Соч.: Letters, v. 1—2. L., 1910; в рус. пер. — О свободе, 2 изд., СПБ, 1906; Рассуждения и исследования политические, философские и исторические, ч. 1—3, СПБ, 1864—1865; Размышления о представительном правлении, в. 1—2, СПБ, 1863—64; Англия и Ирландия, Хар., 1873; Подчиненность женщины, СПБ, 1906; Автобиография, М., 1896.
        
         Лит.: Россель Ю., Д. С. Милль и его школа, «Вестник Европы», 1874, № 5, 6, 7, 10, 12; Туган-Барановскиq М., Д. С. Милль. Его жизнь и учено-литературная деятельность, СПБ, 1892; Зенгер С., Д. Ст. Милль, его жизнь и произведения, пер. с нем., СПБ, 1903; Чернышевский Н. Г., Очерки из политической экономии (по Миллю), Полн. собр. соч., т. 9, М., 1949; Трахтенберг О. В., Очерки по истории философии и социологии Англии XIX в., М., 1959; Anschutz R. P., The philosophy of J. S. Mill, Oxf., 1953; Britton K., J. S. Mill, L., 1953; Packe M. S., The life of J. St. Mill, N. Y., 1954; Ryаn A., The philosophy of J. S. Mill, L., 1970; McCIoskey Н. J., J. S. Mill, N. Y., 1971.
Современная Энциклопедия
МИЛЛЬ (Mill) Джон Стюарт (1806 - 73), английский философ, экономист, общественный деятель. Идеолог либерализма. Основоположник позитивизма в Великобритании. В "Системе логики" (тома 1 - 2, 1843) разработал методы индуктивного исследования, трактуя их как общие методы науки. В этике соединял принцип эгоизма (утилитаризм) с альтруизмом. В сочинении "Основания политической экономии" (тома 1 - 2, 1848) дал систематическое изложение основных идей политэкономии.
1000 кратких биографических данных
(Mill) Джон Стюарт (1806-1873) - английский философ и экономист. Основатель английского позитивизма. В области политической экономии Милль особенно тщательно разработал теорию земельной ренты, выдвинув положение о необходимости высокого обложения всех связанных с нею доходов. Учение Милля оказало большое влияние на английских социалистов-фабианцев - Вебба и др. Находясь под сильным влиянием французских утопистов Фурье и Сен-Симона, Милль во всех своих произведениях тесно связывает экономические вопросы с социальными и политическими. Главный политико-экономический труд Милля - "Основания политической экономии" - насквозь эклектичен.
Литературная энциклопедия
Пьер [Pierre Mille, 1864—] — французский писатель. Среди многочисленных произведений М. главное место занимают колониальный роман и новелла. Для них характерны созерцательство, эстетский пассивизм, подмена классового содержания империалистической политики расовыми противоречиями, сведение социальных конфликтов к этическим вопросам, попытка разрешить классовые столкновения путем гуманистического законодательства и якобы культурного влияния белых на туземное население. Разумеется, подобная программа вовсе не противоречит интересам империалистической буржуазии, а наоборот, внося «облагораживающие» поправки в практику неприкрытого классового хищничества, лишь узаконяет принципы империалистической политики. Изображая жестокую эксплоатацию колоний, демонстрируя разложение французского чиновничества, пользующегося там бесконтрольной властью, М. требует лишь более четкого и умелого управления колониями («Черный дым», «Мамонт»). Что касается туземцев, то М., не признавая их «настоящими» людьми, ратует лишь за более «человеческое» отношение к ним. Приниженность, забитость, недоразвитость, тупой фатализм — черты, которыми М. постоянно наделяет туземные народности, — он объясняет особенностями их расы («Китайцы», «Аньяна»). Не вскрывая социальной сущности явлений, М. всю силу своих изобразительных средств сосредоточивает на выявлении отдельных бытовых моментов и местной природы в их экзотических особенностях. В рассказах, посвященных быту мелкой буржуазии, гл. обр. провинциальной, М. вскрывает ее мещанскую затхлость и скудоумие. Но и здесь преобладает добродушная насмешливость, — гневное обличение чуждо М. («Воскресный отдых», «Вор»). Любопытен по замыслу роман «Гарпагоны в беде», где автор дает историю разорения мелкобуржуазной семьи — потомков Гарпагона (героя мольеровской комедии «Скупой»). В психологическом романе «Кристина и он» М. затрагивает проблему наследственности, рисуя деградацию французской интеллигенции; он особо подчеркивает развращающее, губительное влияние колониальной среды и обстановки. Империалистическая война нашла очень относительное отражение в новеллах Милля, изображающих эпизоды из военного быта (большей частью колониальных войск). В этих новеллах экзотика и психологизирование затемняют классовый и политический смысл событий («Колодец с абсентом» и другие). Свои взгляды Милль особенно ярко выразил в романе «Caillou et Tili» (Мой друг Кубик), где пытается показать уродство современного воспитания. Идейный уровень творчества М. не выходит за пределы мелкобуржуазного гуманизма и половинчатой критики буржуазного общества, не затрагивающей основ капиталистического строя, свойственной интеллигенции, ущемленной
305 империализмом. Это определяет бессилие и беспочвенность его «фронды». Библиография: I. На русск. яз. перев.: Собр. сочин., изд. «Освобождение», СПБ, s. a. (т. I, По белу свету, Рассказы; т. II. Барнаво в Париже; т. III. По ту сторону добра и зла, Рассказы); Пробуждение души, Очерки из детской жизни, изд. «Современные проблемы», СПБ, 1912; Гарпагоны в беде, Роман, перев. Е. В. Мечниковой, под ред. и с предисл. Н. О. Лернера, изд. «Книга», М. — П., 1923; Миррина, Куртизанка-мученица, Роман, перев. В. Н. Благовещенской, изд. А. Ф. Маркс, Л., 1924; Наср-Эддин и его жена, Роман, перев. Н. И. Мартыновой и Е. В. Голубева, изд. «Сеятель», Л., 1925; Монарх, Роман, перев. Л. Савельева, изд. «Мысль», Л., 1926 (более раннее издание, П., 1916); Барнаво в Париже, Роман, перев. А. С. Полоцкой, изд. «Прибой», Ленинград, 1927; Кристина и он, Роман, перев. В. Баршевой, Гиз, Москва — Ленинград, 1927; Согрешивший священник, Рассказы, перев. Р. Кальменс, издание «Современные проблемы», Москва, 1928, и многочисленные дешевые издания отдельных рассказов; Dans trois cents ans, 1922; Le marechal Butler, 1922; Sacerdos in aeternum, 1923; La detresse des Harpagon, 1923; L’illustre Partonneau, 1924; La victoire... et la retraite, 1924; Le depute, 1925; L’ecrivain, 1925; Ou est le cadavre?, 1927. А. Мингулина
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
Милль (Mill) Джон Стюарт (20.05. 1806, Лондон -08.05.1873, Авиньон) - английский философ, экономист, политический деятель. Служил чиновником Вест-Индийской компании (1823- 1858), впоследствии (1865-1868) - член палаты общин английского парламента. Милль - основатель английского позитивизма, последователь Лонга. Значитtkmyjt место в его творчестве занимала разработка проблем логики и этики.
Социологические взгляды Милля наряду с его экономическим учением в основном изложены в работе "Основания политической экономии с некоторыми из их применений к общественной философии", содержащей систематизацию идей, господствовавших в обществ, мысли Англии первой половины 19 в., а также в монографии "Огюст Конт и позитивизм". Важнейшей чертой социологии Милля является эмпиризм, основанный на признании разработанной им индуктивной логики в качестве единственно возможной методологии социальных наук, позволяющей обобщать наблюдаемые факты в общие правила и законы, не отражающие, однако, истинной сути явлений, недоступной познанию в полном объеме, т. к. знание, полученное даже на основе "истинной" индукции, всегда гипотетично.
Стремясь к созданию позитивной науки "о духе", "о человеческой природе", Милль в значительной мере психологизировал общественно-исторические законы развития и деятельности человека и вследствие этого социологию как науку. Милль впервые разработал разнообразные схемы логического доказательства наличия или отсутствия причинно-следственных связей явлений, используемые до сегодняшнего дня в социальном эксперименте на основе принципа сравнения двух и более групп. Основные "четыре метода опытного исследования" - это методы единственного сходства, единственного различия, сопутствующих изменений и остатков. Однако сложность общества как объекта исследований, трудности в однозначном детерминировании связей экспериментальных переменных, неразвитость современников Милля научно-экспериментальной базы привели его к признанию ограниченности, а затем и полному отрицанию возможностей применения эксперимента в социальных науках. Важным элементом социально-филоской концепции Милля является последовательная разработка принципов этического утилитаризма Бентама в сочетании с принципами альтруизма, ограничивающими извечный эгоизм человека в интересах достижения всеобщего счастья. Милль критиковал пороки капитализма с буржуазно-реформистских позиций, сводя возможные социальные преобразования к перераспределению прибылей на путях популяризации взглядов о "добровольном ограничении потребностей". В вопросе о тенденциях роста народонаселения он занимал мальтузианские позиции. Милль был одним из первых сторонников женского равноправия.
Соч.: 1) Автобиография Джона Стюарта Милля. СПб., 1874. 2) Основания политической экономии с некоторыми иа их применений к общественной философии. Т. 1-2. СПб:, 1865. 3) Огюст Конт и позитивизм. СПб., 1906.
Новый философский словарь
(Mill)
Джон Стюарт (1806-1873) - основатель английского позитивизма, экономист, этик, логик, теоретик либерализма. Член палаты общин английского парламента (1865-1868). М. внес значительный вклад в становление социологии и разработку эмпирических методов социальных исследований. Обращения М. к проблемам социологии было вызвано неудовлетворенностью утилитаристской моделью анализа поведения человека и концепцией "экономического человека", слишком упрощающих реальность и не учитывающих влияния многообразия факторов социальной и культурной среды. М. много сделал для пропаганды в Англии идей Конта. Однако между их социологическими взглядами существуют принципиальные различия: Конт - социологический реалист, М. - последовательный номиналист. В связи с этим М. полагал, что универсальный характер имеют только законы индивидуальной психологии. Потребность же в социологии вытекает из факта невозможности наблюдения человека вне социальных связей. Однако законы социологии обладают потенциалом объяснения (необходимо лишь предостерегаться от необоснованных экстраполяции абстрактных представлений). Психологический редукционизм приводил М. к выводам о том, "что все общественные явления суть порождения человеческой натуры". Разногласия между М. и Контом были первой в истории социологии версией спора между психологизмом и социологизмом, редукционизмом и холизмом. Экономические и социологические взгляды М. изложены в работе "Основания политической экономики с некоторыми приложениями к общественной философии" и в монографии "Огюст Конт и позитивизм" (1865). М. известен также разработкой индуктивной логики и попыткой эмпирического обоснования с ее помощью социологии. Индуктивная логика трактовалась им как методологическая основа обобщения фактов и доказательства выводов. Он впервые разработал основные схемы логического анализа причинно-следственных связей в социальном эксперименте: методы единственного сходства и единственного различия, сопутствующих изменений и остатков ("Система рассудочной и индуктивной логики". Тт. 1-2, 1843). Ориентируясь на образцы естественных наук, М. придавал большое значение применению в социальных науках статистических методов. Однако возникшие методологические проблемы привели его к отрицанию возможности применения эксперимента в социальных науках. Философские идеи М. в основном развивали принципы этического утилитаризма Бентама ("Утилитаризм", 1863) с позиций либерального реформатора. Заметно влияние на него Беркли и Юма. Другие работы М.: "О свободе" (совместно с женой Г. Тейлор, 1859), "Размышления о представительном правлении" (1861), "Утилитаризм" (1861), "Обзор философии сэра Вильяма Гамильтона..." (1865), "Подчиненность женщины" (1869), "О религии" (очерки, опубликованы посмертно, 1874) и др.
А. П. Лимаренко
Философский словарь
Джон Стюарт (1806 — 73) — англ. буржуазный философ, логик, экономист, представитель позитивизма. В философии — последователь Юма, Беркли и Конта. Рассматривая и материализм и идеализм как две “метафизические” крайности, М. считал материю лишь постоянной возможностью ощущения, а дух — постоянной возможностью чувствования. Вещи вне их восприятия не существуют. Человек познает только “явления” (ощущения), за пределы к-рых выйти нельзя. В логике М. — наиболее яркий представитель всеиндуктивизма: отрицая дедукцию как метод получения новых знаний, он преувеличивал роль индукции. Заслугой М. является разработка методов индуктивного исследования причинной связи, В этике М. испытал влияние утилитаризма Бентама. В политической экономии М. заменил классическую теорию трудовой стоимости теорией издержек производства, отстаивал теорию народонаселения Мальтуса (Мальтузианство). По социально-политическим взглядам М. — буржуазный либерал. Осн. соч.: “Система логики...” (1843), “Основания политической экономии...” (2 тт., 1848), “Утилитарианизм” (1863).
Философский энциклопедический словарь
• МИЛЛЬ (Mill) Джеймс (род. 6 апр. 1773, Нортуотер Бридж – ум. 23 июня1836, Кенсингтон) – англ, историк и психолог. Разрабатывал законы ассоциации и в центр своей психологической теории в качестве основополагающего понятия поставил чувство. Осн. произв.: «History of British India», 6 vol., 1818-1819; «Analysis of the phenomena of the human mind», 1829.
• МИЛЛЬ (Mill) Джон Стюарт (род. 20 мая 1806, Лондон – ум. 8 мая 1873, Авиньон) – англ, философ, психолог, социолог и экономист; сын Джеймса Милля. Особенно известен своей системой индуктивной и дедуктивной логики («System of Logik, ratiocinative and induktive», 1843 – рус. пер. «Система логики силлогической и индуктивной», 1914); продолжал традиции классического эмпиризма англ, философии, развив его в позитивизм (в противоположность религиозно-недогматическому позитивизму Конта). Милль наряду с Контом и Ардиго – наиболее значительный позитивист 19 в. Согласно учению Милля, основу всей философии составляет психология, которая устанавливает, что реально даны только соответствующие ощущения и представление о переходах или будущих возможных ощущениях. Понятия – это просто (языковые) названия (терминологические). Милль отвергает силлогизм Аристотеля. Внешний мир в этом смысле – постоянная возможность сходных ощущений. Единственным источником познания является опыт, единственно допустимым приемом познания – индукция; она же лежит в основе умозаключений логики и аксиом математики; она должна устанавливать не причины, а только законы явлений. Милль различает науки о природе (историческую науку он также стремится отнести к «наукам о природе») и науки о духе (moral sciences) – психология, «этология», наука об обществе – и дает первую обстоятельную теорию экспериментальной науки о природе и описательного метода. Задачей этики, по Миллю, является моральное преобразование общества в смысле удовлетворительного компромисса между индивидом и обществом. Моральные ценности не являются врожденными, интуитивными (или априорными), неизменными, напротив, они эмпиричны и изменчивы. Для Милля («Utilitarianism», 1864) высшей целью нравственного поведения является, как и по Бентаму, содействие возможно большему счастью всех (см. ЭВДЕМОНИЗМ, УТИЛИТАРИЗМ). Исходя из этических принципов, Милль религиозно воспринимает высшую, божественную сущность, но космические события, по Миллю, затрудняют веру во всемогущество этого Бога. Милль высказал определенную точку зрения также и в отношении многих др. проблем: парламентаризма (в 1866 – 1868 он был депутатом палаты общин), экономической и колониальной политики (сначала он был служащим Ост-Индской компании), по ирл. вопросу, по женскому вопросу. Его произв.: «Examination of Sir W. Hamilton's philosophy», 1865. (рус. пер. «Обзор философии сэра Вильяма Гамильтона», 1869; резкие нападки на рационализм); «Огюст Конт и позитивизм», 1865 (1897); «Principles of political economy», 2 vol., 1848 (рус. пер. «Основания политической экономии», 1909); «Essay on liberty», 1859 (рус. пер. «О свободе», 1906); «Considerations and discussions, political, philosophical and historical», 4 vol., 1859; «Letters», 2 vol., 1910; «Autobiography», 1873 (рус. пер. «Автобиография», 1896).
Философский энциклопедический словарь 2
        (Mill) Джон Стюарт (20.5.1806, Лондон,— 8.5.1873, Авиньон), англ. философпозитивист, экономист и обществ. деятель. С 1823 по 1858 служил в Ост-Индской компании. В 1865—68 чл. палаты общин, где поддерживал либеральные и демократич. реформы.
        Мировоззрение М. складывалось под влиянием политэкономии Д. Рикардо, утилитаристской доктрины И. Бентама, философии Дж. Беркли и Д. Юма и ассоциативной психологии Д. Гартли и Джеймса Милля. Его филос. взгляды изложены в «Обзоре философии сэра Вильяма Гамильтона...» (1865, рус. иер. 1869), где М. с позиций феноменалистич. позитивизма возражает англ. априористам. Всё знание, по М., проистекает из опыта, его предметом являются наши ощущения. Материя — лишь постоянная возможность ощущений, а сознание — возможность их переживаний. Разделяя ряд филос. и логич. установок позитивизма Конта, М. отвергал его социально-политич. доктрину, в которой усматривал систему духовного и политич. деспотизма, игнорирующую человеч. свободу и индивидуальность («Огюст Конт и позитивизм», 1865, рус. пер. 1867).
        Осн. соч. М. «Система логики» (т. 1—2, 1843, последний рус. пер. 1914) содержит индуктивистскую трактовку логики как общей методологии наук. В ней М. излагает учение об именах и предложениях, дедуктивном (силлогистич.) умозаключении и индукции.
        В этике («Утилитарианизм», 1863, последний рус. пер. 1900) М. исходит из концепции опытного происхождения нравств. чувств и принципов. Развивая утилитаристскую этику Бентама, согласно крой ценность поведения определяется доставляемым им удовольствием, М. признаёт не только эгоистические, но и бескорыстные стремления. В обществ. жизни люди должны учитывать взаимные интересы, что дисциплинирует их эгоизм. Развитое нравств. чувство обнаруживается поэтому в стремлении к достижению «наибольшей суммы общего счастья».
        в рус. пер.: О свободе, СПБ, 19062; Рассуждения и исследования политические, философские и исторические, ч. 1—3, СПБ, 1864—65; Размышления о представительном правлении, в. 1—2, СПБ, 1863—64; Автобиография, М., 1896; Основы политич. экономии, т. 1—3, М., 1980—81.
        Туган-Варановский М., Д. Ст. М. Его жизнь и учено-лит. деятельность, СПБ, 1892; 3 е н г е ? С., Д. Ст. М., его жизнь и произведения, пер. с нем., СПБ, 1903; Трахтенберг О. В., Очерки по истории философии и социологии Англии 19 в., [M.], 1959; Anschutz R. P., The philosophy of J. S. Mill, Oxf., 1953; и у а л ?., The philosophy of J. S. Mill,
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: МИЛЛЬ


будет выглядеть так: Что такое МИЛЛЬ