Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

МЕТРИОПАТИЯ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(греч. metriopatheia, от metrios — умеренный и pathos — страсть)
        термин древнегреческой этики, означающий требование умеренности в страстях. Противополагался апатии (См. Апатия) — отсутствию страстей. Особенное развитие М. получила в этике Демокрита и Эпикура, которые рекомендовали умеренность в чувственных наслаждениях в качестве необходимого условия для достижения душевного покоя. У Демокрита умеренность выступает в качестве основной нормы поведения, в том числе и в общественной жизни. М. — один из основополагающих принципов «Этики» Аристотеля, который определяет добродетель как середину между двумя крайностями: «слишком много» и «слишком мало», избытком и недостатком (например, храбрость — середина между трусостью и безрассудной смелостью, щедрость — середина между скупостью и расточительностью). Учение о М. лежало и в основе древнегреческой медицины. По Алкмеону, здоровье есть равновесие противоположностей, образующих человеческий организм, а болезнь состоит в нарушении этого равновесия.
        
         Лит.: Лосев А. Ф., Эстетическая терминология ранней греческой литературы (эпос и лирика), «Уч. зап. Московского гос. педагогического института», 1954, т. 83, в. 4.
         А. О. Маковельский.
Философский энциклопедический словарь 2
        (греч. - , от ?? -умеряющий свои страсти: — умеренный, ?? ?? - страсть, аффект), термин перипатетической школы, возникший в полемике со стоицизмом: стоич. идеалу полного искоренения аффектов и абс. бесстра-стия мудреца перипатетики противопоставили учение Аристотеля о золотой «середине» и «умеренности» как формуле счастья; стоич. апатия («бесстрастие») была при этом полемически трансформирована в метриопа-тию («умеренно-страстие»). Учение о М. разделялось также представителями платоновской Академии (начи-ная с Крантора), среднего платонизма (Плутарх) и нек-ми скептиками. У Порфирия (Sententiae, 32) М. и апатия выступают одновременно: первая — как принцип «гражд.» («политич.») добродетелей, вторая — как принцип «теоретич.» («созерцательных») добродетелей; цель первой — «жизнь в качестве естеств. человека», второй — «уподобление богу».
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: МЕТРИОПАТИЯ


будет выглядеть так: Что такое МЕТРИОПАТИЯ