Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

МЕТРИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        квантитативное стихосложение, Стихосложение, основанное на упорядоченном чередовании долгих и кратких слогов. Употребительно в языках, в которых долгота и краткость гласных имеют смыслоразличительное значение. Наибольшее развитие получило в араб. стихосложении (см. Аруз) и в античном. В античном М. с. единицей долготы в стихе служит доля — Мора; краткий слог () считается равным одной море, долгий слог (—) — двум. Повторяющаяся группа долгих и кратких слогов называется стопой (См. Стопа). Важнейшие стопы: трёхдольные (трёхморные) — ямб ( —), хорей, или трохей (—), трибрахий ( ); четырёхдольные — спондей (— —), дактиль (— ), анапест ( —); пятидольные — бакхий с антибакхием ( — —, — — ), амфимакр (— —) и 4 пеона (— , — , — , —); шестидольные — молосс (— — —, хориямб (— —), антиспаст ( — — ) и 2 ионика ( — —, — — ); семидольные — 4 эпитрита ( — — —, — — —, — — —, — — — ). В каждой стопе различается сильное место — арсис, или Икт (обычно долгий слог), и слабое место — тесис (обычно краткие слоги); сильные места выделяются при произношении особым ритмическим ударением, фонетическая природа которого не совсем ясна. Короткие трёхдольные стопы (иногда и четырёхдольные) обычно объединяются в пары — диподии (См. Диподия), где одна из стоп несёт усиленное ритмическое ударение. Стих, как правило, состоит из одинаковых стоп и носит соответствующее название: дактилический гекзаметр (6 стоп), ямбический триметр (3 диподии) и т.п. Однако в таком стихе равнодольные стопы могут заменять друг друга: так, в дактилическом гекзаметре стопа дактиля (— ) может заменяться стопой спондея (— —). При перемене темпа произнесения могут заменять друг друга даже неравнодольные стопы: так, в ямбическом триметре ямб ( —) может заменяться убыстрённым спондеем (— —) и даже убыстрённым дактилем и анапестом (— , —). Всё это создаёт чрезвычайное богатство метрических вариаций в пределах постоянного такта — стопы. Метрическое разнообразие стиха усиливается использованием передвижной цезуры (См. Цезура) — словораздела, который рассекает одну из средних стоп и делит стих на 2 полустишия — одно с нисходящим ритмом (— ...), другое с восходящим ( —...).
         Такие стихи употреблялись в эпосе и драме. В лирике наряду с ними употреблялись более сложно построенные стихи с переменными стопами — Логаэды: здесь периодичность повторения стоп проявляется не в пределах одного стиха, а в пределах группы стихов — строфы (алкеева строфа, Сапфическая строфа и пр.), подчас очень большого объёма и сложности (например, в хоровой лирике у древне-греческого поэта Пиндара). М. с. в античной литературе зародилось в древнейшие времена, когда поэзия была ещё нераздельна с музыкой; получила теоретическую разработку, когда стих отделился от пения; держалась, пока в лат. и греч. языках различались долгота и краткость слогов, а потом в средние века уступила место силлабическому и тоническому стихосложению, хотя по традиции греч. и лат. стихи в системе М. с. писались ещё долго. Подлинное звучание античных стихов в тоническом стихосложении невоспроизводимо; в т. н. «переводах размером подлинника» принято передавать ударными слогами — ритмические ударения, а безударными слогами — слабые места стоп.
         Лит.: Денисов Я., Основания метрики у древних греков и римлян, М., 1888; Crusius F., Romische Metrik, 2 Aufl., Munch., 1955; Snell B., Griechische Metrik, 2 Aufl., [H. 1], Gott., 1957; Metryka grecka i lacinska, pod red. М. Dluskiej i W. Stizeleckiego. Wr., 1959.
         М. Л. Гаспаров.
Современная Энциклопедия
МЕТРИЧЕСКОЕ стихосложение (от греческого metron - мера) (точнее, силлабо-метрическое стихосложение), система стихосложения, основанная на упорядоченности числа и расположения слогов определенной долготы в стихе; так, в античном метрическом стихосложении единицей измерения стиха служит мора (доля), краткий слог равен одной море, долгий - двум, и из них, как музыкальные такты из нот, составляются стопы стихотворного метра. Употребительно в языках, в которых долгота звуков фонологична (смыслоразличительна), - древнегреческом и латинском, арабском и персидском (смотри Аруз), отчасти индийском. Античное метрическое стихосложение оказало влияние на европейское силлабо-тоническое стихосложение.
Литературная энциклопедия
см. «Стихосложение».
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: МЕТРИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ


будет выглядеть так: Что такое МЕТРИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ