Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

МЕТР

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
(франц. metre, от греч. metron — мера)
        1) единица длины метрической системы мер и Международной системы единиц (См. Международная система единиц). Обозначения: русское м, международное m. 2) Мера длины, воспроизводящая единицу длины — М.
         Согласно первому определению, принятому во Франции в 1791, М. был равен 110-7 части четверти длины парижского меридиана (см. Метрическая система мер). Размер М. был определён на основе геодезических и астрономических измерений Ж. Деламбра и П. Мешена. Первый эталон М. был изготовлен французским мастером Ленуаром под руководством Ж. Борда (1799) в виде концевой меры длины — платиновой линейки шириной около 25 мм, толщиной около 4 мм, с расстоянием между концами, равным принятой единице длины. Он получил наименование «метр архива» или «архивный метр» (по месту хранения). Однако, как оказалось, определённый т. о. М. не мог быть вновь точно воспроизведён из-за отсутствия точных данных о фигуре Земли и значительных погрешностей геодезических измерений.
         Прототип М. и две его контрольные копии хранятся в Севре (Франция) в Международном бюро мер и весов. Во Всесоюзном научно-исследовательском институте им. Д. И. Менделеева (ВНИИМ) в Ленинграде хранятся две копии (№ 11 и 28) Международного прототипа М. При введении метрической системы мер в СССР (1918) государственным эталоном М. была признана копия № 28. Международный прототип М., погрешность которого 110-7, и национальный прототипы обеспечивали поддержание единства и точности измерений на необходимом для науки и техники уровне в течение десятков лет.
         Однако рост требований к точности линейных измерений и необходимость создания воспроизводимого эталона М. стимулировали исследования по определению М. через длину световой волны. 11-я Генеральная конференция по мерам и весам (1960) приняла новое определение М., положенное в основу Международной системы единиц (СИ): «М. — длина, равная 1650763,73 длины волны в вакууме излучения, соответствующего переходу между уровнями 2p10 и 5d5 атома криптона 86». Для обеспечения высокой точности воспроизведения М. в международной спецификации строго оговорены условия воспроизведения первичного эталонного излучения. Монохроматическое излучение, соответствующее оранжевой линии криптона, создаётся специальной лампой (рис. 2), заполненной газообразным 86Kr. Свечение газа возбуждается генератором высокой частоты 100—200 Мгц, во время работы лампу охлаждают до температуры тройной точки азота (63 К). В этих условиях ширина оранжевой линии 86Kr не превышает 0,013—0,016 см-1 (в волновых числах (См. Волновое число)). Лампа устанавливается перед интерферометром, на котором измеряют концевые или штриховые меры в длинах световых волн. Во ВНИИМе создан эталонный интерферометр, позволяющий измерять меры длины до 1000 мм со средним квадратическим отклонением 310-8. Измерение длины прототипа № 28 на эталонном интерферометре показало, что он больше М. (по определению 1960) на 0,22 мкм.
        
         Лит.: Исаков Л. Д., На все времена, для всех народов, П., 1923; Баринов В. А., Современное состояние эталонов длины и методы точного измерения длины, Л., 1941; Батарчукова Н. Р., Новое определение метра, М., 1964; Исследования в области линейных измерений, М. — Л., 1965—68 [Тр. Метрологических институтов СССР, в. 78(138), в. 101(151)]; Бржезинский М. Л., Ефремов Ю. П., Каяк Л. К., Внедрение нового определения метра в практику линейных измерений, «Измерительная техника», 1970, № 9.
         Л. К. Каяк.
         0241235606.tif
        Рис. 1. a — поперечное сечение эталона метра, б — штрихи на нейтральной плоскости ab эталона метра; расстояние между осями средних штрихов принимается за 1 м.
         0256424412.tif
        Рис. 2. Схема изотопной лампы с 86Kr и сосуда для охлаждения её стенок до 63К: 1 — баллон лампы; 2 — катод лампы; 3 — капилляр, в котором происходит свечение; 4 — сосуд Дьюара; 5 — герметически закрывающаяся металлическая камера; 6 — термопара для контроля температуры; 7 — манометр.
II
        1) М. в стихосложении, размер стихотворный, отличающая стихи от прозы ритмическая упорядоченность, в соответствии с которой текст, помимо смыслового (синтаксического) членения, делится на специфически стиховые метрические единицы — стопы (См. Стопа), Стихи, строфы и т.п. Как схема (эталон) или совокупность правил такого деления, М. охватывает лишь обязательные для каждой из этих единиц ритмические признаки. В различных системах стихосложения (См. Стихосложение) такими признаками служат: определённая последовательность долгих и кратких слогов (Метрическое стихосложение), число слогов (Силлабическое стихосложение), число ударений (Тоническое стихосложение), правильное чередование ударных и неударных слогов (Силлабо-тоническое стихосложение) и др. В каждой системе возможны различные схемы построения стиха — частные М., или размеры (гекзаметр, 4-стопный ямб и т.п.).
         Можно выделить два основных типа литературных стиховых систем: в одном М. регулирует длительности, в другом — акцентуацию. Первый — квантитативный (количественный) — тип сложился на стадии слитности поэзии и музыки; к нему принадлежат стихосложения античное, индийское, арабское (Аруз) и др. М. выступает здесь в своей первичной функции, подчиняя речь и музыку общеэстетическому принципу меры, выраженному в соразмерности временных величин. Правила стихосложения сводятся к вписыванию слов в пропорции этих величин и учитывают только различия слогов по длительности, не считаясь со словесными ударениями и смысловыми границами. В античном стихе М. полностью подчинял себе ритм (движение, «течение» языкового материала); ритмическая акцентуация (природа которой не вполне ясна) была связана не с речевыми акцентами, а с делением метрических единиц на 2 части (восходящую и нисходящую, арсис и тезис) и относилась к собственно музыкальной стороне стиха. Метрика (теория стихотворных размеров) первоначально входила в теорию музыки и лишь в эллинистическую эпоху была выделена из неё и включена в грамматику.
         Когда на рубеже античности и средних веков появились стихи, основанные не на длительности, а на числе слогов, ударениях и рифме, эти чисто речевые стихи получили название «ритмов», в отличие от «М.», сочинённых по старым правилам, утратившим смысл вследствие отделения стиха от музыки.
         Средневековые лат. ритмы принадлежат ко второму типу стиховых систем — акцентному, или квалитативному (качественному), достигшему полного развития в поэзии на новых европейских языках и охватывающему системы силлабическую, силлабо-тоническую и тоническую. Стихи этого типа также отличаются от прозы заданной упорядоченностью, на которую перенесено античное название «М.» (термин встречается уже у Гильома де Машо (См. Гильом де Машо), 14 в.), или «размер», хотя он связан не с измерением времени, а со счётом чисто речевых элементов. Основная метрическая единица — стих (строка). Главный признак стиховой речи — паузы (См. Пауза), графически обозначаемые делением на строки (и строфы); о том, что именно эта система пауз определяет стих, свидетельствуют свободные стихи (См. Свободный стих), в которых всё отличие от прозы выражается графическим делением на строки, создающим «установку на М.», и паузы, не зависящие от синтаксиса. Стих, вопреки буквальному значению слова «стихосложение», не складывается из временных отрезков, соединённых в стопы, а представляет собой целое, лишь для метрического счёта разделяемое на части. Термин Дольники, обозначающий стихи с постоянным числом ударений и переменным числом неударных слогов, можно было бы распространить и на др. системы акцентного типа: в силлабических стихах долей является каждый слог, в силлабо-тонических стихах — стопа (силлабо-тонические стопы, в отличие от квантитативных, должны рассматриваться как счётные доли, а не слагаемые). Повторяемость становится основным средством выявления М., тогда как в квантитативном М. равенство есть лишь частный случай соразмерности. Акцентные метрические схемы гораздо беднее и однообразнее квантитативных; роль их заключается не в создании музыкальной размеренности, отличающей стих от обычной неупорядоченной речи, а в подчёркивании речевого ритма ударений и пауз и усилении его эмоционального воздействия. Под Ритмом такого стиха обычно подразумевают свободные элементы, вносящие разнообразие в схему М.: в силлабическом стихе таково распределение ударений, в рус. силлабо-тоническом стихе — реальная акцентуация строки, в отличие от метрической, и т.д. Этот ритм не должен рассматриваться как «отступления от М.», т.к. ритмические варианты не выходят за пределы инвариантной схемы М. и не воспринимаются как нарушения нормы. Подлинными ритмическими «диссонансами» являются лишь несовпадения стиховых границ с синтаксическими — Переносы (enjambements), создающие противоречия между двумя системами пауз.
         2) М. в музыке — система организации музыкального ритма. Пока музыка, подобно античной, была слита со стихом, музыкальный М. совпадал с М. стиха. Благодаря подразделению слогов на долгие и краткие текст мог служить «мерой» музыкального ритма и позволял в вокальной музыке обходиться без обозначений длительности (хотя в древнегреческой нотации они уже были). Параллельно с отделением стиха от музыки в начале средних веков возникает своего рода «музыкальная проза» — григорианский хорал, свободный ритм которого не связан определённым предустановленным порядком. Размеренность в музыке вновь появляется в связи с поэзией трубадуров и труверов и в конце 12 в. проникает в церковную музыку, где мензуральная (размеренная) музыка противопоставляется неразмеренному григорианскому пению. Подобно античной, мензуральная ритмика строилась на временных соотношениях; она должна быть отнесена к времяизмеряющему (квантитативному) типу. В ранней мензуральной («модальной») ритмике господствует повторение «модусов» — определённых последовательностей долгих и кратких звуков, сходных с античными стопами (см. Мензуральная нотация). С 14 в. последовательность длительностей становится свободной, размеренность выражается в наличии единицы измерения — мензуры или отмечаемого ударами руки «такта». Увеличение «такта» и деление его более слабыми ударениями создаёт в начале 17 в. такт в современном смысле, где чередование сильных (тяжёлых) и слабых (лёгких) долей упорядочивает ритм, подобно М. в стихах. Из теории стиха античный термин в 19 в. вновь входит в теорию музыки.
         Такт — специфически музыкальный М. эпохи самостоятельного существования музыки, отделившейся от смежных искусств. Его нет (вопреки распространённому заблуждению) в античной и средневековой музыке, в архаичных формах фольклора и т.п. Как и специфически стиховой М., он строится не на временных, а на акцентных соотношениях, но более сложных, чем противопоставление сильных и слабых слогов: начало каждой доли — сильный момент по отношению к её подразделениям, простые 2- и заводольные такты объединяются более сильными ударениями в сложные такты, состоящие из равных частей. например 4- и 6-дольные, и в смешанные, состоящие из неравных частей, например 5-и 7-дольные. Такая градация может восприниматься независимо от длительности межударных промежутков. Тактовые доли, условно принимаемые за равные (в отличие от неравных частей античных стоп и мензуральных модусов), в музыкальном исполнении растягиваются и сжимаются в самых широких пределах (нотные длительности указывают специфически музыкальное «время», часто не совпадающее с реальным). Основное отличие такта от всех видов стихового М. — непрерывность; обозначение размера в виде дроби (4/4, 6/8, 3/2 и т.д.) указывает только акцентную схему (число долей и их величину относительно целой ноты), но не границы «строк» (их начало с опорной или неопорной доли) и их величину (на что указывает размер стиха, например «четырёхстопный ямб»). Отсутствие метрических пауз, разделяющих стихи, исключает возможность enjambements в музыке, но «ритмические диссонансы» создаются противоречиями между реальной и метрической акцентуацией — синкопами, невозможными в стихах, где метрические опоры не могут быть реализованы в аккомпанементе. Эта реализация в музыке необязательна, такт может превратиться в «воображаемый ритмический аккомпанемент», поддержанный инерцией, и даже в чисто графическое указание автора исполнителю. В таких графических тактах (встречающихся у Л. Бетховена, Р. Шумана, Ф. Листа и др.) обозначающая сильное время тактовая черта указывает не реальный акцент, а его нормальное положение и тем самым нормальный или смещенный характер. Эта функция тактовой черты сохраняется и в «свободных тактах» без единообразной схемы и обозначения размера (например, в некоторых поздних романсах С. В. Рахманинова), которые отличаются от отбрасывающего тактовое деление свободного ритма («senza misura» — «без М.») возможностью синкопических смещений акцентуации.
         Принципиальные различия между стиховым и музыкальными акцентными М. исключают прямую связь между ними в вокальной музыке нового времени. Вместе с тем ряд общих черт отличает их от музыкально-стихового квантитативного М.
        
         Лит.: Денисов Я., Основания метрики у древних греков и римлян, М., 1888; Томашевский Б. В., Русское стихосложение. Метрика, П., 1923; его же. Стих и язык, М. — Л., 1959; Жирмунский В. М., Введение в метрику. Теория стиха, Л., 1925; Тимофеев Л. И., Основы теории литературы, М., 1971; Холшевников В. Е., Основы стиховедения. Русское стихосложение, 2 изд., Л., 1972; Харлап М. Г., О стихе, М., 1966; Rossbach A., Westphal R., Griechische Metrik, 3 Aufl., Lpz., 1889; Saran F., Deutsche Verslehre, Munch., 1907; Groot A. W. de, Le metre et ie rythme du vers, «Journal de psychologie», 1933, № 1—4; Verwey A., Rhythmus und Metrum, Halle, 1934; Сокальский П. П., Русская народная музыка, великорусская и малорусская, в её строении мелодическом и ритмическом и отличия ее от основ современной гармонической музыки, Харьков, 1888, ч. 2 — Ритмическое строение; Холопова В. Н., Вопросы ритма в творчестве композиторов первой половины XX века, М., 1971; Харлап М. Г., Ритмика Бетховена, в сборнике: Бетховен, в. 1, М., 1971; Riemann Н., System der musikalischen) Rhythmik und Metrik, Lpz., 1903; Sachs C., Rhuthm and tempo. A study in music history, N. Y.,1953.
         М. Г. Харлап.
Современная Энциклопедия
МЕТР (м, m), единица длины, основная единица СИ. Предложен в 1790 во Франции одновременно с метрической системой мер (смотри Система единиц) как длина, равная одной десятимиллионной части четверти Парижского меридиана; был зафиксирован в виде эталона метра - платино-иридиевого бруска, длина между торцами которого равна метру (хранится в Севре, близ Парижа). Современное (1983) определение метра: длина пути, проходимого светом в вакууме за 1/299792458 долю секунды. 1 м=100 см. МЕТР в стихе, упорядоченное чередование в стихе сильных мест (иктов) и слабых мест (смотри Сильное место и слабое место), по-разному заполняемых (смотри Стихосложение). Метр имеется в метрическом и силлабо-тоническом стихосложении (хорей, ямб, амфибрахий, анапест, дактиль) и отсутствует в силлабическом и тоническом. МЕТР (музыкальное), порядок чередования сильных и слабых долей времени, система организации ритма. Различают метры простые (2-и 3-дольные), сложные, состоящие из нескольких групп простых (4-, 6-, 9-, 12-дольные), смешанные (например, 5-дольные) и переменные. Каждая группа долей, начинающаяся с сильной, образует такт. Смотри также Размер.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    МЕТР — первич. мера античного стиха, число к-рых (наряду с ритмич. упорядоченностью) определяет его форму. важнейшие М. — двустопные: ямб, трохей и анапест; одностопные: дактиль, бакхтий, амфимакр, ионика и хориямб. Напр., ямбич. триметр состоит из 3 диподий — 6 ямбов, а дактилич. гекзаметр — из 6 стоп — 6 дактилей.
Орфографический словарь Лопатина
метр, метр, -а
Словарь Даля
муж., ·*греч. мера; размер, мера стихов, стопа; счет долгих и коротких слогов.
Французская мера протяженья, десятимиллионная часть четверти земной окружности или 3,2809 русских футов или 1 2/5 аршина. Метрика жен. приходский список рожденным, умершим и повенчанным;
свидетельство о рождении и крещении.
Собрание актов о дворянских родах; родословные книги. Метрический, относящийся к метру, к метрике. Метрическое стихосложение, основанное на счете стоп, или долгих и коротких слогов. Силабическое, которое считает только число, а не долготу слогов; тоническое, в котором, как в русских песнях, не считаются слоги, ниже долгота их, а в каждом стихе соблюдается известное число певучих ударений. Метрическое свидетельство, метрика, выписка из нее о рождении, крещений, повенчании, смерти. Метричный, относящийся к метрике. Метрикант муж. чиновник при дворянских родословных. Метрология жен. описание мер и весов. -логичный, -ческий, к нему относящийся. Метроном муж. снаряд, который указывает лад (такт) в музыке и ставится по любому размеру.
Словарь Ожегова
МЕТР, -а, муж.
1. Основная единица длины в Международной системе единиц, равная 100 см. Квадратный м. (единица измерения площади). Кубический м. (единица измерения объёма).
2. Измерительная линейка, планка такой длины с делениями на сантиметры. Складной м.
прил. метровый, -ая, -ое (к 1 знач.).
II. МЕТР, -а, муж. (спец.). Упорядоченное чередование ударных и безударных слогов в стихе. Ямбический м.
Словарь Ушакова
МЕТР, метра, ·муж. (·греч. metron - мера). Международная единица длины, равная одной сорокамиллионной части меридиана. Метр равен 1,4061 аршина. Метр содержит сто сантиметров. Кубический метр. Комната в 10 квадратных метров.
Металлическая, деревянная или из ·др. материала линейка этой длины с нанесенными на нее обозначениями сантиметров, употр. для обмера и отмеривания.
II. МЕТР, метра, ·муж. (·греч. metron - мера) (лит.). Стихотворный размер. Шестистопный метр. Ямбический метр.
III. МЕТР [мэ], метра, ·муж. (·франц. maitre) (·устар., теперь ·разг. ·шутл. ). Учитель, наставник (употреблялось в кругах учено-артистической интеллигенции).
Толковый словарь Ефремовой
1. м.
1) Основная единица длины ~ической системы мер, равная ста санти~ам.
2) Линейка или лента такой длины с делениями на санти~ы, употребляемая для измерения чего-л.
2. м.
Определенное повторяющееся соотношение ударных и безударных слогов внутри стихотворной строки; стихотворный размер (в стихосложении).
3. м.
Система организации музыкального ритма, сим~ичное распределение сильных и слабых долей такта (в музыке).
4. м. разг.
То же, что: ~дотель.
Литературная энциклопедия
термин античного стихосложения, буквально: мера стиха, т. е. обозначение той единицы, к-рая лежит в основе ритма данного стихотворного произведения. Содержание это не имело особенно устойчивого значения: под метром разумели и стихотворную строчку (стих), и часть строки (напр. диподия), и стопу (ямб, хорей), и определенную последовательность стоп (например гекзаметр), и далее строфические образования (напр. «горацианские метры»). Понятие М. в теории античного (древнегреческого) стиха имело также более широкое значение, обозначая вообще стихотворную размерную речь в отличие от ритма, к-рым античные теоретики обозначали не только размер, но и напев, связанный с этим размером. То обстоятельство, что понятие М. врзникло в античном стихе, ритмичность к-рого связана с временны?ми долготными соотношениями слогов (так наз. количественное стихосложение), закрепляет его именно за античным стихом в противовес новейшему стиху, в основе которого лежит соотношение ударных и безударных слогов (так наз. качественное стихосложение); в этом смысле метрический стих — стих античный, основанный на изохронизме (см.), т. е. на равенстве во времени единиц ритма стиха. Уже в средние века теоретики поэтому противопоставляли понятия М. и ритма, разумея под первым античный стих (количественный), под вторым — новый стих, основанный на ударности. Так. обр. понятие М. в широком смысле является видовым по отношению к понятию ритма, обозначая одну из систем стихосложения (античную). Однако это понятие употребляется многими и по отношению к современному стиху, что вряд ли оправдано и влечет к недоразумениям, т. к. в термин М. вкладывается уже новое содержание (см. «Метрика», «Ритмика»).
290 Библиография: Saran Fr., Deutsche Verslehre, S. 145, 201/2, «Metrum», M., 1907. Л. Т.
Рус. арго (Елистратов)
МЕТР, -а, м. (или метр с кепкой, метр с шишкой, метр без кепки и т. п.).
Человек маленького роста.
Словарь компьютерного сленга
См. Мег.
Хакерский сленг
сл.
Mb (мегабайт)
3.01 к примеру, 16 метров весит, вспотеешь с инету качамши.
Научнотехнический Энциклопедический Словарь
МЕТР (обозначение м), единица измерения длины в системе СИ. Определяется как одна миллионная расстояния от Северного полюса до экватора. Эталон метра хранится в Париже в виде платинного бруска с двумя метками. Сейчас метр определяется как путь, проходимый светом в вакууме за 1/299792458 сек.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: МЕТР


будет выглядеть так: Что такое МЕТР