МЕЩАНСКАЯ ДРАМА |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
жанр драматических произведений, появившихся в 1-й половины 18 в. в Великобритании, а затем в др. странах Западной Европы в противовес драматургии Классицизма. М. д. противопоставила дворянскому обществу, аристократической морали интересы нового героя — «честного буржуа», идеализированного «естественного человека», стремилась утвердить веру в торжество разумного, добродетельного начала. На раннем этапе была одним из проявлений борьбы за реализм в драматургии. Крупнейшие драматурги и теоретики: Дж. Лилло, Д. Дидро, Г. Э. Лессинг. С 90-х гг. в М. д. усилились морализующе-охранительные тенденции, выражавшие идеологию консервативного мещанства (главным образом в пьесах А. В. Иффланда и А. Коцебу). В сценическом искусстве наиболее характерной чертой М. д. стала «чувствительность». В России интерес к М. д. проявили драматурги В. И. Лукин и П. А. Плавильщиков.
Лит.: Данилов С. С., Очерки по истории русского драматического театра, М. — Л., 1948; История западноевропейского театра, т. 2, М., 1957.
|
Современная Энциклопедия |
МЕЩАНСКАЯ драма, драматургический жанр, как бы промежуточный между трагедией и комедией, утвердившийся в западноевропейском театре в 18 в., в эпоху Просвещения. В противовес классицистическим канонам мещанская драма вывела на сцену нового героя - "честного буржуа", обыкновенного человека, наделенного высокими гражданскими добродетелями. В центре мещанской драмы - конфликты морального или социального характера. Один из создателей и крупнейших теоретиков жанра - Д. Дидро. Среди авторов мещанской драмы - Г.Э. Лессинг, Ф. Шиллер. |
|
|