Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

МЕНДЕЛЬСОН

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Мендельсон (Mendelssohn)
        Мозес (6.9.1729, Дессау, — 4.1.1786, Берлин), немецкий философ-идеалист, представитель умеренного крыла немецкого Просвещения. С 1742 жил в Берлине. Был домашним учителем, затем бухгалтером у фабриканта. Вместе с Г. Э. Лессингом написал работу «Поп-метафизик» (1755, издана анонимно) в защиту теодицеи Лейбница от критики английского поэта А. Попа. М. принадлежал к числу наиболее значительных популяризаторов школы Лейбница — Х. Вольфа, выступал против критики теодицеи Лейбница Вольтером. В трактовке бытия бога («Morgenstunden», 1785) и бессмертия души добавил к аргументам Платона и Лейбница морально-теологическое доказательство («Федон, или О бессмертии души», 1767, рус. пер. 1811). М. требовал веротерпимости и свободы религиозных убеждений, предлагая разграничить сферы влияния государства и религии. Спор между М. и Ф. Якоби о спинозизме Лессинга послужил поводом к дискуссии о пантеизме Спинозы, в которой приняли участие многими немецкие философы того времени.
         Соч.: Gesammelte Schriften. Jubilaumsausgabe, [Bd 1—16], В., 1929; Schriften zur Philosophie, Asthetik und Apologetik, Bd 1—2, Hildesheim, 1968; в рус. пер. — Рассуждение о духовном свойстве души человеческой, М., 1806.
         Лит.: Гулыга А. В., Из истории немецкого материализма, М., 1962; Kayserling М., М. Mendelssohn. Sein Leben und Wirken, 2 Aufl., Lpz., 1888; Bamberger F., Die geistige Gestalt M. Mendelssohns, Fr./M., 1929; Baumgardt D., Spinosa und Mendelssohn, B., 1932; Nador G., M. Mendelssohn, Hannover, 1969.
         Т. М. Румянцева.
II
Мендельсон
        Мендельсон-Бартольди (Mendelssohn-Bartholdy) Якоб Людвиг Феликс (3.2.1809, Гамбург, — 4.11.1847, Лейпциг), немецкий композитор, дирижёр, органист. Происходил из богатой семьи, получил широкое музыкальное и общее образование. Рано начал играть на фортепиано, скрипке и сочинять музыку, занимался под руководством К. Ф. Цельтера, который познакомил М. с И. В. Гёте. Учился в Берлинском университете, много путешествовал по европейским странам. Выступая в концертах как пианист, дирижёр и композитор, М. быстро завоевал успех и признание. В 1829 по его инициативе и под его управлением были исполнены в Берлине «Страсти по Матфею» И. С. Баха, послужившие началом «возрождения» баховской вокальной музыки в 19 в. Пребывание в Италии (1830) обогатило М. художественными впечатлениями и отразилось на его творчестве. В Париже (1832) он сблизился с выдающимися музыкантами, в том числе с Ф. Листом; особый успех имел М. в Лондоне. Вернувшись в Германию, жил в Дюссельдорфе, где дирижировал на нижнерейнском музыкальном празднестве, выступал также в Кельне, а с 1835 руководил концертами Гевандхауза в Лейпциге. М. положил начало т. н. лейпцигской школе, в 1843 в Лейпциге по его инициативе была открыта первая в Германии консерватория, получившая большую известность в стране и за её пределами; в ней М. вёл класс композиции.
         М. — композитор-романтик умеренного направления, не порывающий с классическими традициями, тонко и гармонично ощущающий природу, фантастику, национально-поэтические образы, но далёкий от бунтарства и порывистой мятежности. М. написал множество произведений в различных жанрах. Среди оркестровых сочинений выделяются программные увертюры: «Сон в летнюю ночь» (1826), «Морская тишь и счастливое плавание» (1828), «Фингалова пещера» (или «Гебриды», 2-я редакция 1832), «Сказка о прекрасной Мелузине» (1833), «Рюи Блаз» (1839). Из 5 симфоний М. наиболее значительны «Итальянская» и особенно «Шотландская», навеянные путешествиями юности, но завершенные позже (1833, 1842). Большую известность приобрёл концерт М. для скрипки с оркестром (1844), вдохновенно-лирический, цельный и пластичный. В области концертной музыки важное место заняли и 2 концерта М. для фортепиано (1831, 1837). Среди сочинений для фортепиано наиболее популярны одночастные пьесы (рондо), вариации («Серьёзные вариации», 1841, и др.) и особенно «Песни без слов» (8 тетрадей, 1832—45) — 48 миниатюр (порой программных по замыслу), представляющих собой широкий цикл характерных для М. образов и настроений, воплощённых в классически стройной форме. Эти пьесы отличаются разнообразием фортепиано приёмов, однако доступны и в домашнем музицировании. Хотя М. с юности влекло к оперному жанру, законченных оперных партитур он не оставил. Высокими художествеными достоинствами обладает музыка М. к комедии «Сон в летнюю ночь» Шекспира (1842) — тонкое романтическое преломление сказочной фантастики. При жизни М. большую известность приобрели его оратории «Павел» (1836) и «Илия» (1847), в которых автор развил традиции Г. Ф. Генделя. Музыка М. оказала заметное влияние на творчество современных ему композиторов; впоследствии, однако, подражатели М. составили консервативное академическое направление. В 1874—77 в Лейпциге издано Полное собрание соч. М. (36 тт.).
         Соч.: Briefe einer Reise durch Deutschland, Italien und die Schweiz und Lebensbild von Peter Sutermeister, Zurich, [1958].
         Лит.: В-ва О., Феликс Мендельсон-Бартольди, СПБ. [1903]; Иванов-Борецкий М. В., Мендельсон, М., 1910; Дамс В., Ф. Мендельсон-Бартольди, пер. с нем., М., 1930; Ворбс Г. Х., Ф. Мендельсон-Бартольди. Жизнь и деятельность в свете собственных высказываний и сообщений современников, [пер, с нем.], М., 1966; Ranft P., Felix Mendelssohn-Bartholdy, Lpz., [1972].
         Т. Н. Ливанова.
Ономастикон
см. МЕЗЕЦКИЙ
Философский энциклопедический словарь
МЕНДЕЛЬСОН (Mendelssohn) Моисей (род. 6 сент. 1729, Дессау – ум. 4 янв. 1786, Берлин) – нем. философ; с 1754 был в дружеских отношениях с Лессингом, состоял в переписке с Кантом; защищал иудейство против Лафатера и Бонне с позиций закона разума. Его соч. «Jerusalem oder ьber religiцse Macht und Judentum» (1783) оказало решающее влияние на представления Канта, Гегеля, а также их последователей в отношении иудейской религии. Мендельсон защищал Лейбница против Вольтера («Philosophische Gesprдche», 1755), внес свой вклад в теорию чувств («Briefe ьber die Empfindungen», 1755) и в разрешение проблемы очевидности («Abhandlung ьber die Evidenz in den metaphysischen Wissenschaften», 1764). Произв.: «Sдmtliche Werke», 7 Bde., 1843-1844 (издал его внук Георг Вениамин Мендельсон); «Schriften zur Philoslphie. Дsthetik und Apologetik», 2 Bde., 1880.
Философский энциклопедический словарь 2
        (Mendelssohn) Мозес (6.9.1729, Дес-cay, — 4.1.1786, Берлин), нем. философ, глава берлинских просветителей. Ближайший друг Лессинга, издавал совместно с ним ряд журналов. Принадлежал к группе т. н. популярных философов, сыграл видную роль в развитии и распространении идей гуманности, веротерпимости, свободы совести (как олицетворение этич. мудрости, духа Просвещения М. послужил прототипом для «Натана Мудрого» Лсссинга, 1779). С выступления М. «Что такое просвещение?» («Was ist Aufklarung?», 1784) началась знаменитая дискуссия о сущности просвещения, в которой участвовали Кант, Гердер и др. М. рассматривал просвещение в единстве с культурой и образованием (воспитанием, Bildung): «просвещать», по М., значит духовно направлять людей к жизни согласно разуму, в соответствии с предназначением человека. Эти идеи были развиты и систематизированы Гердером, Шиллером, В. Гумбольдтом. Вместе с Лессингом написал книгу в защиту лейб-ницевской теодицеи, против англ. Поэта А. Попа («Поп-метафизик» — «Pope ein Metaphysiker», 1755). В отличие от Лессинга, М. не вышел за рамки теизма (диалог «Федон, или О бессмертии души», 1767, рус. пер. 1811 и 1837, «Утренние часы...»—«Morgenstunden...», 1785 и др.). Автор соч. по различным разделам философии, в том числе эстетики («О принципах изящных искусств и наук»—«Betrachtungen uber die Quellen und die Verbindungen der schonen Kunste und Wissenschaften», 1757; «О возвышенном и наивном в изящных науках» — «Uber das Erhabene und Naive in den schonen Wissenschaften», 1758, и др.).
        Gesammelte Schriften, Bd 1—4, 7, 11 — 14, 19, Stuttg.— Bad Canstatt, 1971 — 77; Schriften zur Philosophie, Asthetik und Apologetik, hrsg. v. M. Brasch, Bd 1—2, Hildesheim, 1968; Die Hauptechriften zum Pantheismusstreit zwischen Jacobi und Mendelssohn, hrsg. v. H. Scholz, B., 1916.
        Гулыга А. В., Из истории нем. материализма (последняя треть 18 в.), М., 1962; В. i с h t е r L., Philosophie der Dichtkunst. M. Mendelssohns Asthetik zwischen Aufklarung und Sturm und Drang, B., 1948; Schneider W., Die wahre Aufklarung, Freiberg in Breisgau — Munch., 1974.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: МЕНДЕЛЬСОН


будет выглядеть так: Что такое МЕНДЕЛЬСОН