Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

МАТФЕЙ

Мультимедийная энциклопедия
СВ. ЕВАНГЕЛИСТ, по преданию - автор Евангелия от Матфея в Новом Завете. Его отождествляли с одним из первых учеников Иисуса (Мф 9:9-10), которого называли также Левием. Нам известно только, что отцом Матфея был некий Алфей и что перед тем, как сделаться учеником Иисуса, Матфей был мытарем (сборщиком податей) в Галилее (Мк 2:14). Он упоминается в перечне апостолов, приведенном в Деян 1:13. Христианские легенды повествуют о различных эпизодах его апостольской деятельности в Африке и на Ближнем Востоке, предшествовавшей его мученической смерти. Символом евангелиста Матфея является крылатый муж, или ангел. День памяти святого 21 сентября (в Русской православной церкви 16 ноября по старому стилю). По свидетельству Папия (ок. 130), Матфей записал слова и деяния Иисуса на арамейском языке. Современная католическая библеистика считает, что именно они были оригинальным текстом евангелия, известного нам в греческом переводе. Протестантские ученые либо рассматривают гипотетический арамейский текст как один из возможных источников Евангелия от Матфея, либо вообще не принимают во внимание указанную традицию. Евангелие от Матфея. По традиции, это евангелие открывает собой Новый Завет. Основная тема Евангелия от Матфея - отношение Иисуса и его учения к Ветхому Завету и иудаизму. Описывая личность и деяния Иисуса, автор евангелия видел свою цель прежде всего в том, чтобы наставить в вере христиан из иудеев, у которых в 1 в. при обращении в христианство возникало множество проблем. Так, с помощью изречений Иисуса в этом евангелии переосмысливаются такие важные для иудаизма понятия и представления, как Царство Божье, природа истинной праведности и пришествие Мессии. Последовательность событий жизни Иисуса совпадает - за исключением незначительных отклонений - с последовательностью событий в Евангелии от Марка. Материал располагается в евангелии следующим образом: главы 1-2, рождество Иисуса; 3:1-12, деятельность Иоанна Крестителя; 3:13 - 4:11, крещение и искушение Иисуса в пустыне; 4:12-18:35, проповедь Иисуса в Галилее (собрания наставлений, высказываний и проповедей Иисуса на определенные темы: главы 5-7 - Нагорная проповедь, глава 10 - наставление проповедникам Евангелия, глава 13 - притчи о Царстве Божьем, глава 18 - рассуждение о чистоте сердца учеников); 19-20, приход в Иерусалим; 21-27, последняя неделя, распятие и погребение Иисуса (включая главы 24-25, содержащие учение о конце света - т.н. малый апокалипсис); гл. 28, воскресение Иисуса и последнее наставление ученикам, отправляемым на проповедь Евангелия. Основу евангелия составляют свидетельства об Иисусе, сохранившиеся в памяти первого поколения христиан. Необходимо отметить, что рассказ о жизни Иисуса у Матфея очень близок к рассказу, содержащемуся в евангелиях от Марка и от Луки, и существование прямых параллелей в этих трех (т.н. синоптических) евангелиях не подлежит сомнению. Относительно характера зависимости между ними высказывались различные мнения. Так, если Евангелие от Матфея было написано первым, то оно должно было послужить прямым литературным источником для Евангелий от Марка и от Луки. Однако большинство протестантских ученых считает, что Евангелие от Марка было составлено раньше Евангелия от Матфея, и рассматривает последнее как своего рода расширенную версию Евангелия от Марка. Согласно этой точке зрения, автор Евангелия от Матфея лишь прибавил рассказ о ряде важных эпизодов жизни Иисуса (в частности - о его рождении и об искушении в пустыне) и включил систематические подборки изречений и проповедей Иисуса в подходящие места повествования, составленного Марком. Соответственно, источником для этих подборок - в той мере, в которой они не основаны на материале, содержащемся у Марка, - могло послужить одно из тех сочинений, о которых упоминает и на которые, по всей видимости, опирался Лука (см. 1:1-4). Возможно, этим источником и было арамейское Евангелие от Матфея, упомянутое Папием. Но независимо от способа объяснения сходства и параллелизма трех этих евангелий очевидно, что их авторы, рассказывая о жизни Иисуса, стоят на близких исторических и религиозных позициях. Читатели, движимые исключительно религиозным интересом, всегда воспринимали эти параллели как взаимодополняющие рассказы, позволяющие более полно и всесторонне отобразить личность Христа. Историка же, изучающего зарождение христианства, тщательное изучение сходства и различия между синоптическими евангелиями приводит к более ясному пониманию того, как утверждалась христианская вера в апостольские времена и на первоначальных этапах распространения христианства. Евангелие от Матфея выдержано в торжественном стиле и написано скорее народным, чем литературным языком. В нем обнаруживаются следы влияния семитских языковых моделей, что позволяет исследователям истолковывать смысл той или иной фразы или оборота с помощью соотнесения их с реконструируемыми арамейскими словами и оборотами (которые мог использовать сам Иисус или евангелист), предположительно лежавшими в их основе. В целом евангелист лишь разделяет общее христианское убеждение в том, что Иисус был наделен духовной властью творить чудеса, однако несколько рассказов о таких чудесах, приведенных только в одном этом евангелии, позволяют предположить, что на автора оказала влияние получившая широкое распространение в 1 в. любовь ко всему чудесному (см., например, 17:24-27; 27:51-53). Однако мы не располагаем исторической базой, которая позволила бы определить, каковы были источники этих рассказов о чудесах и какие действительные события отразились в этих рассказах. По преданию, это евангелие было записано учеником Матфея. Поэтому весьма примечательно, что в нем гораздо меньше чувствуется отношение очевидца к описываемым событиям, чем в Евангелии от Марка. Евангелие от Матфея было написано во второй половине 1 в. Католические ученые склонны датировать составление его оригинальной, арамейской, версии приблизительно 50 н.э., а перевод ее на греческий язык - двумя или тремя десятилетиями позднее. Протестантские исследователи предпочитают датировать книгу в ее современной форме 70-ми или 80-ми годами 1 в. С самых ранних времен Евангелие от Матфея пользовалось у христиан особенной любовью. По-видимому, его переписывали значительно чаще, чем остальные евангелия. "Молитва Господня" в той ее форме, в которой она представлена у Матфея (6:9-13), ежедневно употребляется в молитвенной и богослужебной практике христиан, а Нагорная проповедь оказала существенное влияние на современную христианскую этику. См. также <<БИБЛИЯ>>. ЛИТЕРАТУРА Канонические евангелия. М., 1992 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Браунригг Р. Кто есть кто в Новом Завете. М., 1998
Современная Энциклопедия
МАТФЕЙ, автор 1-го Евангелия в Новом Завете (Евангелие от Матфея, датируется между 80 и 90) и один из двенадцати апостолов (считается, что автор Евангелия и апостол Матфей мытарь, упоминаемый в нем, одно и то же лицо). Символ Матфея - человек.
Русская цивилизация
(Левий), апостол из 12-ти и евангелист, священномученик, бывший мытарь, брат ап. Иакова Алфеева (ск. 60), жил в галилейском г. Капернауме. До призыва на апостольское служение занимал должность мытаря — сборщика налогов и податей, был человеком состоятельным. В еврейском обществе особенно не любили мытарей, которые, будучи сами евреями, поступили на службу к римским властям, завоевавшим Палестину. Многие мытари к тому же использовали свою должность для собственного обогащения, собирая с жителей сверх положенного. Слово «мытарь» в Новом Завете часто используется как синоним слова «грешник». Матфей был призван Господом Иисусом Христом возле Капернаума. Слово Божественного Учителя тотчас достигло сердца Матфея: он оставил все свое имущество и присоединился к ученикам Христовым. Избран Иисусом Христом в число двенадцати апостолов. Матфей был свидетелем земной жизни и деяний Господа, Его вольных страданий, Крестной смерти и Воскресения. После Вознесения Иисуса Христа и сошествия Святого Духа на апостолов св. Матфей сначала оставался в Иерусалиме. Здесь он написал одно из четырех Евангелий — по просьбе христиан, обращенных из иудеев. Покинув Иерусалим, апостол проповедовал имя Христово во многих странах мира, пройдя Македонию, Сирию, Персию. Он считается просветителем Эфиопии, в которой он и принял мученическую кончину, будучи убит по приказу эфиопского князя Фульвиана. Пораженный знамениями, случившимися перед смертью апостола, Фульвиан раскаялся и обратился в христианство, приняв в св. крещении имя Матфей.
Память ап. и еванг. Матфею отмечается 16/29 ноября и 30 июня/13 июля (в Соборе 12-ти апостолов).
Имя собственное в русской поэзии 20 в
(св. Матфей (I в. н. э.) - апостол из двенадцати, евангелист; см. тж МАТВЕЙ) Ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь мою. Еванг. Матфея, 16.18 Эпгрф. АБ900 (I,461.2); Когда, когда ж, утерши пот И сушь кофейную отвеяв, Он (Бальзак) оградится от забот Шестой главою от Матфея? П927 (I,234)
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: МАТФЕЙ


будет выглядеть так: Что такое МАТФЕЙ