Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

МАРТИ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Марти-и-Перес (Marti у Perez) Хосе Хулиан (28.1.1853, Гавана, — 19.5.1895, Дос-Риос, провинция Орьенте), кубинский революционер и писатель, идеолог и организатор освободительной борьбы против испанского господства. Национальный герой Кубы. Родился в семье военнослужащего. С 16 лет посвятил себя революционной деятельности. В 1870 был арестован и выслан в Испанию. Изучал философию, литературу и право в Мадридском и Сарагосском университетах. С 1875 жил в Мексике, Гватемале. Вернувшись на Кубу (1879), участвовал в подготовке восстания против испанского гнёта, за что был снова выслан в Испанию. В 1880—95 находился в США, где был корреспондентом латиноамериканских газет, писал статьи, обличавшие агрессивные планы и политику правящих кругов США. Развернул активную деятельность по подготовке нового восстания на Кубе. Из разрозненных эмигрантских организаций М. создал Кубинскую революционную партию (КРП, 1892), объединившую представителей различных социальных слоев и сыгравшую решающую роль в организации начавшегося 24 февраля 1895 на Кубе национально-освободительного восстания. Центральным органом КРП была основанная М. газета «Патрия» («Patria»). В апреле 1895 М. вернулся на Кубу для непосредственного участия в восстании; спустя месяц погиб в бою с испанцами.
         Практическую революционную деятельность М. сочетал с глубокой теоретической разработкой вопросов революции и национальной независимости. М. предупреждал об опасности для независимости латиноамериканских стран со стороны североамериканских монополий. Философские взгляды М. претерпели эволюцию от эклектизма и увлечения краусизмом (см. Краузе), выразившегося в его «Философских идеях», к материалистическому монизму.
         Литературное наследие М. почти целиком связано с его общественной деятельностью. Его первое произведение — романтическая драма «Абдала» (1869) — пронизано протестом против рабства. В сборниках стихов «Исмаелильо» (1882), «Простые стихи» (1891), «Свободные стихи» (издан 1913) М. воспел простые и искренние человеческие чувства, противопоставленные им миру зла и несправедливости. Новаторская лирика М. предвосхитила латиноамериканскую поэзию 20 века. В его публицистическом наследии воплощены богатые жизненные наблюдения, революционно-демократические, философско-социальные идеи.
        
         Соч.: Obras completas, v. 1—27, La Habana, 1963—65: в русском переводе — Избранное, предисловие В. Столбова, М., 1956; [Стихи], в сборнике: Кубинская поэзия, М., 1959; [Стихи], в книге: Солдаты свободы, М., 1963; Североамериканские сцены, предисловие В. Столбова, М., 1963.
        
         Лит.: Леучсенринг Э., Хосе Марти — антиимпериалист, перевод с испанского, М., 1962; Визен Л., Хосе Марти, М., 1964; Терновой О., Хосе Марти, М., 1966; Маринельо Х., Х, Марти — испано-американский писатель, М., 1964; Шишкина В. И., Социально-политические взгляды Хосе Марти, М., 1969; [Шур Л. А.], Хосе Марти. Био-библиографический указатель, М., 1955; Martinez Estrada E., Marti revolucionario, t. 1, La Habana, 1967.
         Э. Л. Нитобург, В. С. Столбов.
        Х. Марти.
Философский словарь
Хосе Хулиан (1853 — 95) — кубинский мыслитель, публицист, поэт, идеолог и вождь национально-освободительного движения. Взгляды М. носят ярко выраженный революционно-демократический характер. Революцию он рассматривал как путь, ведущий не только к национальной независимости, но и к социальному обновлению, к установлению подлинно демократического строя. В философских воззрениях М., начавшего с попыток преодолеть “крайности” материализма и идеализма (“Философские идеи”, 1877), со временем все более отчетливой становится материалистическая тенденция. Под воздействием трудов Геккеля, Гексли М. придерживался материалистической в своей основе т. зр. на происхождение жизни, возникновение человека, рассматривая эти процессы как совершающиеся под влиянием естественных сил. Он выступал в защиту свободного, не скованного спекулятивными и религиозными догмами мышления, отстаивая права научного знания, большое внимание уделял критике схоластики и клерикализма (“Дарвин и Талмуд”, “Отлучение падре Макглинна”, 1887, и др.). Важная черта его эстетических взглядов — обоснование общественно-воспитательной роли искусства.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: МАРТИ


будет выглядеть так: Что такое МАРТИ