Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

МАРДЖАНИШВИЛИ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Марджанишвили
        Марджанов Константин (Котэ) Александрович [28.5(9.6).1872, Кварели, — 17.4.1933, Москва], советский режиссёр, народный артист Грузинской ССР (1931). В 1893 начал сценическую деятельность в Кутаиси. С 1897 работал в русских театрах (в том числе в 1910—13 в Московском Художественном театре), где сформировалось его режиссёрское искусство, получили развитие прогрессивные, демократические устремления, приобретённые М. в процессе общения с основоположниками реализма в грузинском театре. Был организатором Свободного театра (1913—14, Москва), в котором стремился воплотить идею синтетического искусства. В 1919 осуществил в Киеве постановку спектакля «Фуэнте овехуна» Лопе де Вега, исполненного героики и пафоса революции. В 1920 организовал в Петрограде Театр комической оперы, участвовал в постановке массовых театрализованных зрелищ. В 1922 вернулся в Грузию. Революционно-героический спектакль «Овечий источник» («Фуэнте овехуна»), созданный М. в Театре имени Ш. Руставели (Тбилиси, 1922), знаменовал собой начало идейно-художественного обновления грузинского театрального искусства. В 1928 создал в Кутаиси 2-й Государственный драматический театр Грузии (ныне Грузинский театр имени К. А. Марджанишвили), где продолжил искания в области синтетического театра, воспитания нового поколения актёров. В 1924—29 работал как режиссёр в грузинской кинематографии (фильмы «Буревестники», «Мачеха Саманишвили», «Трубка коммунара» и другие). В последние годы жизни, не порывая связи с Грузией, ставил спектакли в московских театрах. Глубоко национальный художник, М. отразил в своей творческой практике процесс взаимовлияния русской и грузинской театральных культур, стремился к искусству, созвучному современности, передовым идеям эпохи. Традиции искусства М. развивали и развивают его ученики: Т. И. Чавчавадзе, У. В. Чхеидзе, Ш. К. Гамбашидзе, А. В. Ахметели, С. А. Закариадзе, А. А. Васадзе, А. А. Хорава, В. И. Анджапаридзе, Д. К. Антадзе и другие.
        
         Соч.: Котэ Марджанишвили. Воспоминания. Статьи, т. 1—2, Тб., 1958—66.
        
         Лит.: Крыжицкий Г. К., К. А. Марджанов, М. — Л., 1946: его же, К. Марджанов и русский театр, М., 1954; Гугушвили Э. Н., Путь режиссёра, Тб., 1972;
         Э. Н. Гугушвили.
        Сцена из спектакля «Уриэль Акоста» К. Гуцкова. 2-й Гос. драматический театр. Кутаиси. 1929. Реж. К. А. Марджанишвили.
        К. А. Марджанишвили.
II
Марджанишвили
        Константин Константинович [родился 13(26). 8. 1903, Москва], советский математик, член-корреспондент АН СССР (1964), Герой Социалистического Труда (1973). Член КПСС с 1939. Сын К. А. Марджанишвили. Окончил Ленинградский университет (1924). В 1934—49 и с 1951 в Математическом институте имени В. А. Стеклова АН СССР. Основные труды по аддитивной теории чисел (представление чисел суммами степеней) и прикладной математике. Награжден орденом Ленина, 2 другими орденами, а также медалями.
         Соч.: Об одной задаче аддитивной теории чисел, «Известия АН СССР. Серия математическая», 1940, т. 4, №2, с. 193—214; О некоторых нелинейных системах уравнений в целых числах, «Математический сборник», 1953, т. 33 (75), в. 3, с. 639—75.
Современная Энциклопедия
МАРДЖАНИШВИЛИ (Марджанов) Константин (Котэ) Александрович (1872 - 1933), режиссер. На сцене с 1893, с 1897 в русских театрах, в том числе в МХТ. Организовал Свободный театр в Москве (1913, среди постановок - "Прекрасная Елена" Ж. Оффенбаха), Театр комической оперы в Петрограде (1920). Работал в Киеве (в 1919 комиссар всех театров города). Участвовал в постоянных массовых действиях в разных городах. Ставил спектакли контрастных жанров - трагедии, драмы, оперетты, пантомимы. С 1922 ведущий деятель грузинского театра, его реформатор. В 1928 создал Драматический театр в Кутаиси, ныне грузинский театр имени Марджанишвили (Тбилиси). Приверженец яркой, зрелищной театральной формы, стремился к синтезу искусств: героико-романтический спектакль "Фуэнте Овехуна" Лопе де Веги (1919, Киев; 1922, Тбилиси) и др. Работал в кинематографе.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: МАРДЖАНИШВИЛИ


будет выглядеть так: Что такое МАРДЖАНИШВИЛИ