Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

МАРАТ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Marat)
        Жан Поль (24.5.1743, Будри, Швейцария, — 13.7.1793, Париж), деятель Великой французской революции, учёный, публицист. Поселился во Франции шестнадцати лет, до 1765 изучал естественные и философские науки в Бордо, Париже. Испытал идейное воздействие просветителей, главным образом — Ж. Ж. Руссо и Ш. Л. Монтескье. В 1765 переехал в Великобританию, где занимался естественными науками и медициной, имел врачебную практику. В 1769 вышла книга М. «Об одной глазной болезни», затем были опубликованы другие его работы по медицине и физике. В 1775 Эдинбургский университет присудил М. учёную степень доктора медицины. В том же году в Амстердаме появилась научно-философская работа М. «О человеке...», встреченная отрицательно Вольтером и Д. Дидро за её антиматериалистическую направленность. В 1774 было издано анонимно (на английском языке) первое политическое сочинение М. «Цепи рабства», трактующее вопросы борьбы с феодально-абсолютистским строем, доказывающее неизбежность революции и ставящее конкретные вопросы революционной борьбы. Эти передовые идеи развиты М. в изданном в 1780 в Невшателе политико-юридическом произведении «План уголовного законодательства». С 1776 М. жил в Париже, где снискал известность врачебной практикой, а также научными исследованиями по физике.
         С началом революции М. оставил научные занятия, посвятив себя служению восставшему народу. В брошюрах 1789 «Дар отечеству» и «Дополнения» он развивал мысль о необходимости объединения всех общественных прогрессивных сил для борьбы против абсолютизма. С сентября 1789 издавал газету «Друг народа», получившую популярность как боевой орган революционной демократии. На страницах газеты последовательно отстаивал задачи развития революции, срывая маски с тех, кто под прикрытием лживых и лицемерных фраз стремился затормозить её дальнейший ход. М. предсказывал измену революции со стороны Ж. Неккера, О. Мирабо, затем М. Ж. Лафайета и вёл против них непримиримую борьбу в ту пору, когда они ещё были в зените славы. С такой же решительностью позднее он обличал двоедушие и половинчатость политики жирондистов (См. Жирондисты), приведшие их, в конце концов, на позиции, враждебные революции. Преследования властей, травля со стороны политических противников вынудили М. в январе 1790 уехать в Великобританию; вернувшись в мае того же года, скрывался, издавал газету в подполье (в декабре 1791 — апреле 1792 он снова находился в Великобритании).
         Уделяя преимущественное внимание политическим вопросам, М. разрабатывал также и социальные проблемы революции, твёрдо и последовательно защищая интересы народа и его беднейших слоев. Этим он завоевал огромную популярность в массах. В 1792 был избран в Конвент. Стремясь к консолидации всех революционных сил для победы над интервентами, М. переименовал газету «Друг народа» в «Газету Французской республики» («Journal de la Republique francaise»), провозгласив в ней новый курс — забвение партийных разногласий и объединение всех сил во имя спасения республики. Однако жирондисты не приняли его предложения. В апреле 1793 М. (вопреки праву неприкосновенности его как депутата), согласно постановлению Конвента, которого добились жирондисты, был арестован и предан суду Революционного трибунала; однако был оправдан и с триумфом возвращен народом в Конвент. М. и М. Робеспьер, возглавлявшие якобинцев (См. Якобинцы), руководили подготовкой народного восстания 31 мая — 2 июня 1793, свергнувшего власть Жиронды. Тяжёлая болезнь помешала М. активно участвовать в деятельности Конвента после установления якобинской диктатуры (См. Якобинская диктатура). Однако больной М. продолжал выпускать свою газету. Был убит Ш. Корде. Похороны М. превратились в грандиозную политическую манифестацию.
        
         Соч.: Les pamphlets. P., 1911; в русском переводе — Избранные произведения, т. 1—3, М., 1956; Письма 1776—1793, М., 1923.
        
         Лит.: Фридлянд Ц., Ж. П. Марат и гражданская война XVIII в., 2 изд., М., 1959; Манфред А. З., Марат, М., 1962; Chevremont F., J. P. Marat, v. 1—2, P., 1880; Massin J., Marat, P., 1960.
         А. З. Манфред.
        Ж. П. Марат. Портрет работы Ж. Боз. Музей Карнавале. Париж.
1000 кратких биографических данных
Жан-Поль (1744 - 1793), - политический деятель эпохи Великой Французской Революции. По профессии врач и журналист. До революции написал несколько книг и брошюр по общественным и естественно-научным вопросам. С 12 сентября 1789 г. по самый день смерти Марат издавал газету "Друг народа". "Друг народа" был чутким выразителем стремлений и чаяний парижской бедноты. В этой газете Марат беспощадно разоблачал все дела французской буржуазии и отдельных ее представителей. За это он неоднократно подвергался преследованиям. Его несколько раз привлекали к суду, газету закрывали, типографии, в которых она печаталась, громили. Но Марат неутомимо продолжал свое дело. В течение почти двух лет ему приходилось вести конспиративный образ жизни и один раз даже уехать в Англию. После революции 10 августа Марат стоял во главе борьбы якобинцев с жирондистами и пользовался большим влиянием на дела Коммуны (парижского муниципалитета), всюду отстаивая интересы бедноты. Но Марат был человеком своего времени. Несмотря на то, что он с поразительной проницательностью видел, что "третье сословие" не есть нечто единое, а состоит из различных классов с различными интересами, он все же не понимал до конца природу классовой борьбы. То же самое следует сказать о его взглядах на экономический вопрос. У Марата были только первые проблески понимания самостоятельных интересов пролетариата на-ряду с другими неимущими слоями. Деятельность Марата, как члена Наблюдательного Совета Коммуны, руководителя монтаньяров в Конвенте и издателя "Друга Народа", навлекла на него яростные нападки имущих классов. 14 апреля 1793 г. он по настоянию жирондистов был привлечен к суду, якобы за агитацию, призывающую к роспуску собрания и к грабежам и убийствам. Революционный трибунал 24 апреля единогласно оправдал его, и Марат с триумфом был приведен обратно в Конвент. Это оправдание привело буржуазию в еще большую ярость. Под влиянием травли, поднятой против Марата жирондистами, экзальтированная Шарлотта Кордэ 13 июля 1793 г. убила Марата, думая, что этим спасает Францию от злейшего врага. Имя Марата сделалось синонимом революционной решимости.
Имя собственное в русской поэзии 20 в
(Жан Поль М. (1743-1793) - деятель Великой франц. революции) Это улицы, / взяв по красному флагу, / призывом зарев зовут Россию. / Еще! / О, еще! / О, ярче учи, красноязыкий оратор! / Зажми и солнца / и лун лучи / мстящими пальцами тысячерукого Марата! М917 (65); ТЕТУШКА И МАРАТ Загл. Шутл. ОМ924-25 (350.1); И, гордая собой, упрямая старуха Перед Бетховеном проговорила глухо: - Вот, душенька, Марат, работы Мирабо! - Да что вы, тетенька, не может быть того! // Но старость черствая к поправкам глуховата: - Вот, душенька, портрет известного Марата Работы, ежели припомню, Мирабо. - Да что вы, тетенька, не может быть того! РП Шутл. ib.
Энциклопедия литературных героев
МАРАТ (нем. Marat) - герой пьесы немецкого драматурга П.Вайса «Марат/Сад» (1964; полное название - «Преследование и убийство Жана-Поля Марата, представленное артиотческой труппой психиатрической лечебницы в Шарантоне под руководством господина де Сада»). Прототип героя - Жан-Поль Марат (1743-1793), деятель французской революции. Он учился во Франции и Англии, с 1776 года в Париже снискал себе известность врачебной практикой и, по легенде, начал посылать во Французскую академию чертежи вечного двигателя, которые ему возвращали назад. В 1789 году примкнул к революционному движению и стал издавать газету «Друг народа». Марат расправился и с теми учеными, которые возвращали ему его чертежи, и со многими другими, которых считал противниками революции. В своей деятельности он опирался на неуправляемую, стихийную волю масс и сознательно подогревал в народе жестокие бунтарские настроения. Был сторонником казней и террора. В 1793 году вместе с Робеспьером организовал восстание, свергнувшее жиронду, но не успел принять участие в якобинской диктатуре, потому что заболел. Все его тело покрылось зудящими лишаями, и он вынужден был почти все время проводить в ванне, где и писал свои труды. 13 июля 1793 года, накануне 4-й годовщины взятия Бастилии, был убит Шарлоттой Корде ударом кинжала в сердце.
Эта история легла в основу пьесы Вайса, воспользовавшегося фактами биографии сразу двух исторических личностей - революционера Марата и писателя де Сада. Вайс использует прием «театра в театре», привнося в свое произведение дух площадного представления. Художественная стилистика драмы складывается из элементов «театра абсурда», «театра жестокости», «документального театра». «Марат/Сад» шокирует и формой, и содержанием, и языком, весьма непристойным. Образ М. противоречив. Критикам он представлялся заключенным в больницу-тюрьму борцом за свободу. Его революционные монологи рассматривались как героические призывы к неповиновению и действию. Но М. и де Сад становятся своего рода двойниками: маркиз создал теорию насилия, М. применил ее на практике. В пьесе М. и его единомышленник Жак Ру - неисправимые «хроники»: первый, жалкое создание, лечится в ванне от лишаев и, преисполненный сознанием собственного величия, строчит параноические трактаты об отмщении; второй выкрикивает слова из этих трактатов, будучи одетым в смирительную рубашку. М. не похож ни на мученика, ни на героя. Его образ оттеняет трагическая фигура Шарлотты Корде, которую в представлении изображает сонная, уморенная лекарствами женщина. Именно ей автор дает заключительную реплику: «Я видела в каждом его манифесте призывы к ненависти и мести, а не к согласию и к добру».
Пьеса имела сенсационный успех в постановке, осуществленной П.Бруком.
Лит.: Haiduk Manfred. Der Dramatiker Peter Weiss. Berlin, 1969.
М.Ю.Сорвина
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: МАРАТ


будет выглядеть так: Что такое МАРАТ