Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

МАЛЬТУЗИАНСТВО

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        система буржуазных воззрений на народонаселение, согласно которой положение трудящихся определяется не социальными условиями капиталистического строя, а «вечными» законами природы, заключающимися в том, что якобы рост средств существования отстаёт от роста народонаселения. Получила название по имени английского буржуазного экономиста Т. Р. Мальтуса. Одно из основных направлений в буржуазной демографии. Мальтус подчёркивал определяющее значение биологических факторов в воспроизводстве населения, считая, что в силу биологических особенностей людей население имеет тенденцию размножаться в геометрической прогрессии, в то время как средства существования могут увеличиваться лишь в арифметической прогрессии. Соответствие между численностью населения и количеством средств существования, по Мальтусу, должно регулироваться эпидемиями, голодом, войнами, непосильным трудом, истребляющим огромные массы людей. Эти человеконенавистнические концепции М. тесно смыкаются с расистскими измышлениями о мнимой угрозе человечеству, проистекающей из высоких темпов роста населения народов стран Азии и Африки. Их активно использовали агрессивные империалистические круги при развязывании захватнических войн. В настоящее время М. служит целям усиления эксплуатации трудящихся и борьбы с национально-освободительным движением. Классики марксизма-ленинизма показали реакционную сущность М., называя его «...самым откровенным провозглашением войны буржуазии против пролетариата...» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 2, с. 504). Они доказали, что в человеческом обществе нет и не может быть «вечных естественных законов народонаселения» и нет «закона убывающего плодородия почвы» (на который ссылался Мальтус) (см. «Убывающего плодородия почвы закон»). Каждому общественному строю присущ свой закон народонаселения. В условиях капитализма существует относительное перенаселение, то есть безработица, как неизбежное следствие всеобщего закона капиталистического накопления (См. Всеобщий закон капиталистического накопления). Воспроизводство же населения и «условия размножения человека непосредственно зависят от устройства различных социальных организмов...» (Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 1, с. 476).
         Неомальтузианцы — А. Пикок, К. Боулдинг и У. Фогт (США), Ф. Осборн (Великобритания), Г. Бутуль (Франция) и другие пытаются применить положения Мальтуса к современным условиям, утверждая, что высокие темпы роста населения в развивающихся странах подтверждают правоту учения Мальтуса. В действительности же современная демографическая ситуация в развивающихся странах обусловлена уровнем их социально-экономического развития, значительным снижением смертности вследствие прогресса медицины, а отнюдь не безудержной способностью людей к размножению. Объективная необходимость регулирования демографических процессов может быть реализована не в рамках неомальтузианских призывов к ограничению деторождения, а комплексом широких и прогрессивных социально-экономических преобразований, способных изменить условия труда и жизни людей. Неомальтузианцы смыкаются с неоколониализмом, ибо противопоставляют регулирование рождаемости социально-экономическим реформам в развивающихся странах, пытаются убедить общественность этих государств в том, что якобы сокращение темпов естественного прироста населения является важнейшим условием преодоления их отсталости. Тем самым неомальтузианцы, пытаясь поставить индустриализацию развивающихся стран в зависимость от сокращения в них темпов роста населения, стремятся теоретически обосновать и оправдать усилия правящих кругов империалистических государств, сохранить развивающиеся районы планеты в качестве аграрно-сырьевого придатка капиталистического мира. Некоторые современные последователи Мальтуса — Г. Тейлор (Великобритания), П. Эрлих (США) утверждают, что рост народонаселения способствует истощению минерально-сырьевых и пищевых ресурсов мира, якобы обусловливает пагубные последствия научно-технического прогресса, способствуя разрушению окружающей среды. В этих доводах игнорируются реальные возможности современного общества сознательно преобразовывать окружающую среду. В условиях социализма, как писал К. Маркс, «...ассоциированные производители рационально регулируют этот свой обмен веществ с природой, ставят его под свой общий контроль, вместо того чтобы он господствовал над ними, как слепая сила; совершают его с наименьшей затратой сил и при условиях, наиболее достойных их человеческой природы и адекватных ей» (Маркс. К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 25, ч. 2, с. 387).
         Положения М. и неомальтузианства являются ярким подтверждением реакционности буржуазной идеологии, поэтому классики марксизма-ленинизма неоднократно подчёркивали необходимость решительной, бескомпромиссной и беспощадной борьбы против М., неомальтузианства во всех его разновидностях, «...против попыток навязать это реакционное и трусливое учение самому передовому, самому сильному, наиболее готовому на великие преобразования классу современного общества» (Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 23, с. 257).
        
         Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, гл. 23, Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, т. 23; Ленин В. И., Рабочий класс и неомальтузианство, Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 23; Смулевич Б. Я., Критика буржуазных теорий и политики народонаселения, М., 1959.
         А. П. Судоплатов.
Современная Энциклопедия
МАЛЬТУЗИАНСТВО, теория, созданная в конце 18 в. английским экономистом Т.Р. Мальтусом (Malthus; 1766 - 1834), в соответствии с которой благосостояние населения определяется естественным законом народонаселения: темпы роста народонаселения значительно превышают темпы увеличения производства средств существования (их соотношение Мальтус выводит из сравнения геометрических и арифметических прогрессий). В современных условиях проблемы развивающихся стран, связанные с быстрым ростом народонаселения, вызывают периодическое оживление модифицированных форм мальтузианства.
Медицинская энциклопедия
(Th.R. Malthus, 1766—1834, англ. священник и экономист)
реакционная теория народонаселения, оправдывающая низкий жизненный уровень трудящихся при капитализме действием «вечных» законов природы, обусловливающих отставание роста средств существования от роста народонаселения.
Орфографический словарь Лопатина
мальтузи`анство, мальтузи`анство, -а
Словарь Ушакова
МАЛЬТУЗИ’АНСТВО, мальтузианства, мн. нет, ср. (экон.). Буржуазная экономическая теория, считающая источником всех социальных бедствий и нищеты быстрый рост населения, непропорциональный росту средств существования. Мальтузианство опровергнуто Марксом. (По имени ·англ. писателя-экономиста Malthus).
Толковый словарь Ефремовой
[мальтузианство]
ср.
Теория, согласно которой положение трудящихся определяется "естественным законом народонаселения", обусловливающим отставание роста средств существования от роста численности населения.
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
МАЛЬТУЗИАНСТВО (от имени Т. Мальтуса) - англ. Malthusianism; нем. Malthusianismus. Теория, созданная Т. Мальтусом, объясняющая положение населения прежде всего естественным законом народонаселения, гласящим, что население имеет тенденцию расти в геометрической прогрессии, тогда как средства существования могут увеличиваться лишь в арифметической прогрессии. см. ЗАКОН УБЫВАЮЩЕГО ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ, СОЦИАЛ-ДАРВИНИЗМ.
Философский словарь
социологическая доктрина, названная по имени англ. священника Мальтуса (1766 — 1834), к-рый изложил в своем “Опыте закона о народонаселении” (1798) взгляды, широко распространившиеся затем в буржуазной общественной мысли, особенно в политической экономии конца 19 в. Мальтус сформулировал некий надысторический закон, согласно к-рому рост народонаселения происходит в геометрической, а рост средств существования — лишь в арифметической прогрессии. Отсюда он выводил противоречия общественного развития. М. связывает возможность преодоления этих противоречий с предупреждением не обеспечиваемого экономически роста населения, а также с “естественным” регулированием его численности посредством голода,эпидемий,войн и т. д. Классики марксизма-ленинизма вскрыли несостоятельность этого учения, показав, что развитие народонаселения осуществляется под решающим воздействием не природного мира, а социального устройства об-ва и прежде всего способа производства. Взгляды Мальтуса резко критиковали революционные демократы Чернышевский, Писарев и др. Против “мальтусовых законов абсолютного перенаселения” и “убывающего плодородия почвы” выступали рус. ученые В. В. Докучаев, П. А. Костычев, Тимирязев. Применив оценку, данную Энгельсом М., к концепциям совр. М., можно указать, что из них, точно так же как и из самой теории Мальтуса, “мы черпаем самые сильные экономические аргументы в пользу социального преобразования, ибо даже если бы Мальтус был безусловно прав, то все же было бы необходимо немедленно предпринять это преобразование, так как лишь оно, лишь просвещение масс, осуществимое благодаря этому преобразованию, сделало бы возможным и то моральное ограничение инстинкта размножения, которое сам Мальтус считает наиболее легким и наиболее действенным средством против перенаселения. При посредстве этой теории мы стали понимать глубочайшее унижение человечества, его зависимость от условий конкуренции...” (Т. 1. С. 567). Активное распространение в последнее время различных концепций неомальтузианства (теории “оптимума населения” Г. Брауна, Дж. Боннера, утверждения Г. Тейлора и П. Эрлиха о росте народонаселения как единственной причине экологического кризиса и т. п.) связано с ускоренным ростом населения земного шара (преимущественно в развивающихся странах), обострением экологической проблемы, увеличением разрыва в уровнях развития между развитыми и развивающимися странами. Важнейшая предпосылка решения проблемы регулирования роста населения — глубокие социальные преобразования, подъем материального и культурного уровня жизни народов.
Философский энциклопедический словарь 2
        социологич. доктрина, основанная на антинауч. системе взглядов на закономерности воспроизводства народонаселения; названа по имени англ. экономиста и священника Т. Р. Мальтуса (Т. R. Mal-thus, 1766—1834; осн. работа — «Опыт о законе народонаселения...», 1798, рус. пер., т. 1—2, 1868), считающегося её родоначальником, одно из гл. направлений в бурж. демографии. Мальтус пытался объяснить противоречия обществ. развития не социальными условиями капиталистич. строя, а «вечными» законами природы. Приписывая биологич. факторам решающую роль в воспроизводстве населения, Мальтус сформулировал некий «естеств. закон», согласно которому население имеет тенденцию расти в геометрнч. прогрессии, а средства существования могут увеличиваться лишь в арифме-тич. прогрессии. Последнее он обосновал т. н. законом убывающей производительности последоват. затрат, а для земледелия — «законом убывающего плодородия почвы». В силу этого, несмотря на «естеств.» регулирование численности населения посредством голода, эпидемий, войн и т. п., по Мальтусу, наступает «абс. перенаселение», с которым необходимо бороться путём регламентации браков и регулирования рождаемости. При этом М. игнорирует потребность в детях и призывает к ограничению рождаемости независимо от объективных обстоятельств, которыми определяется интенсивность данного процесса.
        Концепция М. со временем претерпела онредел. эволюцию. Поэтому можно говорить о «классич.» М. и его позднейших модификациях, которые в свою очередь существуют в виде М., продолжающего «классич.» линию, и неомальтузианства. Центральным политич. тезисом «классич.» М. является утверждение о «тщетности» усилий по умножению средств существования, поскольку последнее только увеличит число потребителей.
        В 20 в. ввиду несостоятельности «арифметич. прогрессии» Мальтуса (объём производимого продовольствия увеличивался намного быстрее, чем росло население) У. Томпсон (США), Г. Ражо (Франция), Э. Ист (США), К. Вит-Кнудсен (Дания) и др., отстаивая «классич.» М., пытались показать, что теория Мальтуса не сводится к «прогрессиям», что гл. в М. — «природный» характер демографич. развития.
        Представители «классич.» М. 2-й пол. 20 в. У. Фогт (США) в кн. «Люди! Призываю к спасению» («People! Challenge to survival», 1960) и Г. Бутуль (Франция) в кн. «Перенаселенность» («La sinpopulation», 1964) и «Отсроченное детоубийство» («L'infanticide differe», 1970) единств. возможность выхода из мирового «кризиса населения» видят в сокращении рождаемости и выступают против индустриализации и обществ. преобразования с. хозяйства развивающихся стран. Г. Тейлор (США) при рассмотрении «естеств.» препятствий к росту народонаселения упор делает уже не на «традиционные» средства — войны, голод, эпидемии, а на разрушение окружающей среды, на «механизм обратной связи», с помощью которого природа будто бы сводит счёты с человечеством за чрезмерное его размножение.
        Классики марксизма-ленинизма раскрыли полную несостоятельность М., показав, что развитие народонаселения осуществляется под решающим воздействием не природы, а социальной организации общества, способа производства прежде всего (см. Народонаселение).
        Маркс К., Критика политич. экономии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 46, ч. 2; 9 н г е л ь с Ф., Положение рабочего класса в Англии, там же, т. 2; С м у л е в и ч Б. Я., Критика бурж. теорий и политики народонаселения, М., 1959; Попов А. Я., Совр. М., М., I960; В а л е н т е й Д. И., Теория и политика народонаселения, М., 1967; Рубин Я. И., Теория народонаселения (мальтузианское и буржуазно-анти-мальтузианское направления), М., 1972.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: МАЛЬТУЗИАНСТВО


будет выглядеть так: Что такое МАЛЬТУЗИАНСТВО