Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

МАЛИНОВСКИЙ

Брокгауза и Ефрона Энциклопедический словарь
Малиновский (Malinowski) Бронислав Каспер (07.04.1884, Краков- 16.05.1942, Нью-Хейвен, США) - этнограф, глава функционалистского крыла английской "социальной антропологии" (Функциональный подход в социологии). Основные полевые исследования в Меланезии (о-ва Тробриан, Новая Гвинея и др.). Интересы: вопросы экономики, пола, семейной жизни, родственных отношений, индивидуальной психологии (в 20-е гг. с т. зр. психоанализа, позже М. его противник), теория культуры, первобытного права, религии, этики, магии и "науки", этнографическая теория языка.
Исходный пункт в становлении взглядов Малиновского - оппозиция эволюционистским и диффузионистским теориям культуры, а также "атомистическому" изучению культурных черт вне социального контекста как, напр., в американской культурантропологии (Боас и др.). Но перенос акцента с конструирования эволюционных стадий на "полный и ясный анализ культурной реальности", т. е. на систему социальных процессов, в настоящем времени означал, по сути, не разрыв с эволюционизмом, а возрождение мотивов органицизма внутри его же. Ввиду неспособности членов "примитивного" (дописьменного) общества рационально объяснить свои обычаи и институты, предлагалось рассматривать это общество как сравнимую с организмом естественную адаптивную систему, где за поверхностью явлений надо было увидеть, какую функциональную роль играет каждая ее часть относительно необходимых условий существования общества и потребностей его членов.
"Функциональный взгляд на культуру настаивает на принципе, что в каждом типе цивилизации любой обычай, материальный объект, идея и верование исполняют некую жизненную функцию, должны решить какую-то задачу, представляют собой необходимую часть внутри работающего целого". Основная единица функционального анализа у Малиновского - институт культуры (напр., магии, религии и т. п.), объединяющий более или менее сложную совокупность родственных культурных признаков. Функциональное объяснение строилось на интуитивном выделении основных потребностей и существенных зависимостей в изучаемой культуре. Малиновский пытался связать основные биологические (первичные) потребности человека с разнообразием социокультурных условностей (артефактов) и вторичных потребностей, порождаемых самой культурой. Это разнообразие, полагал Малиновский, можно упростить и упорядочить, если рассматривать культурные вариации как своего рода "мелизмы" на основные темы добывания пищи, крова, обороны и воспроизводства. Культура выступает и как некий инструмент удовлетворения осн. потребностей человека и как совокупность артефактов, организованных традицией. Различия между культурами проявляются в закрепляемых ими способах удовлетворения потребностей и в характере передаваемых от поколения к поколению вторичных потребностей.
Несмотря на то что Малиновский выводил культуру из человеческих потребностей, на деле он отдавал предпочтение культурной традиции как основному факту, формирующему индивида, его специфические нужды и умения. Наибольшую критику на Малиновского всегда навлекало то, что позже Мертон назвал "постулатом универсальной функциональности": упрощающая исходная предпосылка, будто "все элементы культуры, если эта концепция (функ-ционалистская социальная антропология.- Ред.) верна, должны быть работающими, функционирующими, активными, действенными". Иными словами, что всякое явление или событие, существующее внутри описываемой системы, в каком-то отношении будет благоприятно для нее. Обычно в этом постулате видят две стороны:
(1) методологическое допущение, что для каждого действия и ин-та существует функция или функции;
(2) содержательное утверждение о характере существующих об-в, что они не содержат нефункциональных элементов.
Первое положение признается совр. методологами науки хотя и "нефальсифицируемым" (по Попперу), но эвристически полезным, ибо оно ориентирует на поиск побочных эффектов и неочевидных связей одних институтов, обычаев, родов деятельности в данном обществе с др., побуждает ставить интересные вопросы. Второе чаще всего отвергают, ибо оно подразумевает нереалистическую и малопригодную для большинства исследовательских целей модель работы (функционирования) общества как гармонично интегрированного, идеально связного и стабильного целого с внутренней саморегуляцией, охватывающей весь общественный организм.
Малиновский повлиял на общую теорию социологического функционализма (особенно в США) своими идеями об интегральности каждой культуры, о сложных взаимосвязях между обществом, культурой и индивидом, поисками корней культуры в потребностях и способностях индивида как ее носителя. Но многие историки науки ценят Малиновского как блестящего полевого исследователя, для которого "поле" - исходный пункт и цель в себе. "Функционализм" Малиновского до сих пор привлекает эмпирически настроенные умы своей нацеленностью на объяснения, которые требуют только известных и наблюдаемых фактов, добытых прямым исследованием из первых рук, и обходятся без исторических догадок.
Соч.: 1) Anthropology//Encyclopedia Britanni-са. 1926. 2) Culture//Encyclopedia of the social sciences. 1931. 3) A scientific theory of culture and other essays. N. Y., 1969.
Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Малиновский (Malinowski)
        Бронислав Каспер (7.4.1884, Краков, — 16.5.1942, Нью-Хейвен, штат Коннектикут, США), английский этнограф и социолог. По происхождению поляк. Окончил Краковский университет (1908), с 1927 жил и работал в Великобритании, последние годы — в США. Основные полевые этнографические исследования вёл в 1914—18 на Новой Гвинее и в Меланезии. М. — основатель так называемой функциональной школы (См. Функциональная школа) в этнографии, оказавшей значительное влияние на взгляды многих современных буржуазных этнографов и социологов. Рассматривая этнографию с утилитарной точки зрения, М. считал, что она должна способствовать успешному колониальному управлению в новых исторических условиях — так называемому «косвенному» управлению.
         Соч.: The natives of Mailu, Adelaide, 1915; Argonauts of the Western Pacific, N. Y., 1961; Sex, culture and myth, [L., 1967]; A scientific theory of culture and other essays, N. Y., 1960; Dynamics of culture change, L., 1946.
        
         Лит.: Ольдерогге Д. А. и Потехин И. И., Функциональная школа в этнографии на службе британского империализма, «Труды Института этнографии АН СССР», новая серия, т. 12, М., 1951.
II
Малиновский
        Василий Федорович [1765 — 23.3(4.4).1814, Петербург], русский публицист, просветитель. Родился в семье священника. Окончил Московский университет (1781). Был на дипломатической службе. В 1811 назначен первым директором Царскосельского лицея. Создав в нём атмосферу свободолюбия, содействовал воспитанию прогрессивных писателей и политических деятелей. Из произведений М. наиболее значительное «Рассуждение о мире и войне», написанное в 1790—98, в котором М. осуждает завоевательную политику, пропагандирует общий и справедливый мир между народами. В ряде работ и издававшемся М. журнале «Осенние вечера» (1803, № 1—8) развивались идеи народоправства, равенства всех людей и народов. Был сторонником промышленного и культурного развития России. Разделял планы государственных преобразований М. М. Сперанского (См. Сперанский). В записке «О освобождении рабов» (1802, опубликована 1958) разработал один из первых проектов отмены крепостного права. Критиковал официальную православную церковь. Социально-историческая ограниченность М. проявилась в увлечении религиозно-мистическими идеями.
         Соч.: Избранные общественно-политические сочинения, М., 1958.
III
Малиновский
        Марк Прохорович [1851, деревня Пеньково-Романово Борисоглебского уезда Ярославской губернии, — 1877 (по другим сведениям — 1876)], русский рабочий-революционер. Грамоте выучился у сельского дьякона. С 1870 работал слесарем на заводе Семянникова в Петербурге, вёл пропаганду среди рабочих. Арестован в ноябре 1873. На следствии заявил о своих демократических и республиканских взглядах. Особым присутствием Сената в октябре 1874 приговорён к 7 годам каторги. Умер в Белгородской каторжной тюрьме.
         Лит.: Файнштейн А., М. Малиновский. Рабочий пропагандист начала 70-х годов., М., 1923.
IV
Малиновский
        Михаил Сергеевич [родился 22.9(4.10).1880, село Неклюдово, ныне Инзенского района Ульяновской области], советский акушёр-гинеколог, академик (1944) и вице-президент (1945—47) АМН СССР, заслуженный деятель науки РСФСР (1934), Герой Социалистического Труда (1971). В 1907 окончил медицинский факультет Казанского университета. В 1919—23 профессор Иркутского университета, в 1923—48 заведующий кафедрой акушерства и гинекологии 1-го Московского медицинского института и одновременно (1945—47) директор Института акушерства и гинекологии АМН СССР. В 1947—59 профессор кафедры Центрального института усовершенствования врачей. Основные труды посвящены проблемам послеродовой инфекции, обезболивания родов, рака женской половой сферы, оперативного акушерства. Разработал метод применения плацентарной крови для переливания. Создал школу акушёров-гинекологов. Почётный член Всесоюзного и Всероссийского обществ акушёров и гинекологов, чехословацкого медицинского общества имени Я. Пуркине. Награжден 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
         Соч.: Заболевания яичников, в книге: Кривский Л. А., Руководство по женским болезням, Л., 1927; Оперативное акушерство, М., 1955; Гинекология, М., 1957 (соавтор).
V
Малиновский
        Родион Яковлевич [11(23).11.1898, Одесса, — 31.3.1967, Москва], советский военачальник, Маршал Советского Союза (1944), дважды Герой Советского Союза (8.9.1945 и 22.11.1958), Народный Герой Югославии (27.5.1964). Член КПСС с 1926. С 1914 — в армии. В феврале 1916 был отправлен во Францию в составе русского экспедиционного корпуса. По возвращении в 1919 в Россию вступил в ряды Красной Армии и в составе 27-й стрелковой дивизии участвовал в боях с белогвардейцами. В 20—30-е годы прошёл путь от командира взвода до командира корпуса. Окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе (1930). В 1937—38 участвовал добровольцем в Гражданской войне в Испании на стороне республиканского правительства. В начале Великой Отечественной войны 1941—45 командовал 48-м стрелковым корпусом, с августа 1941 — 6-й армией. С декабря 1941 по июль 1942 командующий Южным фронтом, с августа по октябрь 1942 командовал 66-й армией севернее Сталинграда. В октябре — ноябре 1942 заместитель командующего войсками Воронежского фронта. С конца ноября 1942 командовал 2-й гвардейской армией, которая в декабре участвовала в отражении удара немецко-фашистской группы армий «Дон» с целью деблокады окруженной под Сталинградом группировки немецких войск, а затем в её разгроме. С февраля 1943 командующий войсками Южного, а с марта — Юго-Западного фронта (20 октября 1943 переименован в 3-й Украинский), сражавшимися за Донбасс и Правобережную Украину. С мая 1944 по май 1945 командовал войсками 2-го Украинского фронта в Ясско-Кишинёвской операции, при освобождении Румынии, Венгрии, Австрии и Чехословакии. С июля 1945 командующий войсками Забайкальского фронта, наносившими главный удар в Маньчжурской стратегической операции. После войны — командующий войсками Забайкальско-Амурского военного округа (1945—47), главнокомандующий войсками Дальнего Востока (1947—53), командующий войсками Дальневосточного военного округа (1953—56), 1-й заместитель министра обороны и главнокомандующий Сухопутными войсками (1956—57). С октября 1957 по март 1967 министр обороны СССР. С 1952 кандидат в члены ЦК КПСС, с 1956 член ЦК КПСС. Депутат Верховного Совета СССР 2—7-го созывов. Награжден 5 орденами Ленина, орденом Победы, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Суворова 1-й степени, орденом Кутузова 1-й степени, 16 иностранными орденами, а также медалями. Автор книги «Солдаты России» (1969). Похоронен на Красной площади у Кремлёвской стены. Имя М. присвоено Военной академии бронетанковых войск.
        Р. Я. Малиновский.
VI
Малиновский
        Роман Вацлавович (18.3.1876 — ноябрь 1918), провокатор, тайный агент царской охранки в социал-демократическом движении. Рабочий-металлист: в 1906—10 работал в Петербурге, затем в Москве; секретарь правления союза металлистов. С 1907 добровольно давал сведения полиции, в 1910 зачислен секретным агентом охранки. На 6-й (Пражской) конференции РСДРП (1912) избран членом ЦК. В 1912 избран депутатом 4-й Государственной думы от рабочей курии Московской губернии, с 1913 председатель думской фракции большевиков. В 1914 скрылся за границу: тогда же исключен из партии по обвинению в дезертирстве (связь М. с охранкой была раскрыта в июне 1917). В 1918 вернулся в РСФСР. Осужден и расстрелян по приговору Верховного трибунала ВЦП К от 5 ноября 1918.
        
         Лит.: Эренфельд Б. К., «Дело Малиновского», «Вопросы истории», 1965, № 7 (библ.).
Современная Энциклопедия
МАЛИНОВСКИЙ Роман Вацлавович (1876 - 1918), член Российской Социал-Демократической Рабочей партии с 1906, меньшевик, нефракционный социал-демократ, с 1911 большевик. С 1910 агент охранки, с 1912 - Департамента полиции. В 1912 - 14 член Центрального Комитета Российской Социал-Демократической Рабочей партии, депутат 4-й Государственной думы. После Февральской революции 1917 разоблачен. Расстрелян по приговору Верховного революционного трибунала Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.
1000 кратких биографических данных
I Григ. Ив. - селькор, член РКП(б) с 1920 г. В 1917 г. был солдатом петроградского гарнизона и принимал участие в свержении царизма. В 1918 г. вступил в Красную гвардию. В гражданской войне получил ранение и инвалидом вернулся на родину, в село Дымовку, в 50 верстах от города Николаева на Украине. Здесь он работал на ответственных советских постах - был членом волостного ревкома и волисполкома, председателем сельсовета, заведующим волостным отделением соцстраха. В то же время вел культурное хозяйство. В 1923 г. Малиновский оставил советскую работу. Видя вокруг себя взяточничество, злоупотребление властью и издевательства над населением со стороны кулаков, примазавшихся к советской власти и даже сумевших пробраться в партию, он вскоре повел против них энергичную борьбу, выступая с разоблачениями на сельских сходах. В ответ началась дикая травля тов. Малиновского. По деревне пустили слух, что он участвовал в белых бандах, добились его исключения из местной партийной организации и комнезама и обложили его непосильным налогом. Малиновский решил повести борьбу с дымовскими заправилами через печать и стал посылать короткие корреспонденции в газету "Красный Николаев". После появления в газете первой же его заметки ему стали недвусмысленно грозить расправой. Тогда он решил уехать в Николаев, но перед самым отъездом, вечером 28 марта 1924 г., был убит в упор из "обреза" на улице села Дымовки. После 3 1/2 месяцев безрезультатного следствия к прокурору гор. Николаева явился убийца Григ. Малиновского, оказавшийся его братом, Андреем Малиновским, и раскрыл действительную картину убийства. Бедняк, запуганный угрозами местных заправил, он убил брата по прямому их приказанию. Судебный процесс, длившийся с 7 по 23 октября 1924 г. в гор. Николаеве под председательством тов. Гельфериха, установил личности действительных организаторов убийства. Трое из них, по приговору суда, были расстреляны. Печать, по инициативе тов. Сосновского, провела в связи с этим процессом большую кампанию за обуздание темных элементов деревни, пытавшихся задушить селькоровское движение. II Р. В. - рабочий. В 1901 - 1902 г.г. сближается с с.-д. кругами. В 1906 - 1910 г.г. состоял секретарем союза рабочих металлистов. 13 мая 1910 г. был арестован в Москве и на допросе заявил о своем желании давать сведения охранке. Освобожденный 23 мая 1910 г., он становится агентом охранки и начинает свою провокаторскую деятельность. На Пражской конференции 1912 г. Малиновский был избран в Центральный Комитет партии и намечен кандидатом в четвертую Думу от Московской губ. В Думе Малиновский возглавляет большевистскую "шестерку" и произносит речи (частью написанные для него за-границей), имевшие огромный успех. В мае 1914 г. начинают распространяться упорные слухи о провокаторстве Малиновского. По требованию департамента полиции, выдавшего ему 6.000 руб., Малиновский слагает с себя депутатские полномочия и уезжает за-границу. В 1914 г. Малиновский пошел на войну, попал в плен и вел среди военнопленных большевистскую агитацию. После Октября он вернулся в Россию, сам явился с повинной и по приговору военного революционного трибунала был расстрелян.
Ономастикон
см. МАЛИНИН
Энциклопедия Отечеcтво
1.
МАЛИНОВСКИЙ Василий Фёдорович (1765-1814), просветитель, публицист. Первый директор Царскосельского лицея (с 1811). Автор "Рассуждений о мире и войне" (ч. 1-2, 1803) и одного из первых проектов отмены крепостного права (1802). Сторонник государственных преобразований М. М. Сперанского.
2.
МАЛИНОВСКИЙ Марк Прохорович (1851-77), один из первых рабочих-революционеров, слесарь. В 1873 сблизился с членами народнического кружка "чайковцев" (последователей Н. В. Чайковского), вёл пропаганду среди петербургских рабочих. В 1874 приговорён к 7 годам каторги. Умер в Новобелгородской тюрьме.
3.
МАЛИНОВСКИЙ Михаил Сергеевич (1880-1976), акушер-гинеколог, академик АМН СССР (1944), Герой Социалистического Труда (1971). Предложил метод переливания плацентарной крови. Труды по профилактике послеродовых осложнений, обезболиванию родов, оперативному акушерству.
4.
МАЛИНОВСКИЙ Родион Яковлевич (1898-1967), Маршал Советского Союза (1944), дважды Герой Советского Союза (1945, 1958). В Великую Отечественную войну командующий войсками ряда армий, Южного, Юго-Западного, 3-го Украинского и 2-го Украинского фронтов. Летом 1945 командующий войсками Забайкальского фронта при разгроме японской Квантунской армии. В 1947-56 главнокомандующий войсками Дальнего Востока и командующий войсками Дальневосточного ВО. В 1956-57 главнокомандующий Сухопутными войсками. В 1957-67 министр обороны СССР.
5.
МАЛИНОВСКИЙ Роман Вацлавович (1876-1918), деятель социал-демократического движения, с 1910 агент охранки. В 1912-14 член ЦК РСДРП, депутат 4-й Государственной думы. В 1917 разоблачён; расстрелян по приговору Верховного трибунала ВЦИК.
Культурология. XX век. Энциклопедия
        (Malinowski) Бронислав Каспер (1884-1942) - англ. этнограф и социолог польского происхождения, один из основателей и лидеров функциональной школы в англ. социальной антропологии. Изучал физику и математику в Ягеллон. ун-те в Кракове, где получил в 1908 степень доктора философии. Под влиянием книги Фрэзера “Золотая ветвь” стал изучать антропологию. В Лейпциг, ун-те изучал психологию и истор. политэкономию под руководством Вундта и К. Бюхера, в 1910 поступил в Лондон, школу экономики. В 1914-18 проводил интенсивные полевые исследования в Меланезии (Н. Гвинея, о-ва Тробриан). С 1927 проф. социальной антропологии в Лондон, ун-те; возглавил кафедру антропологии. В 1938-42 работал в Йельском ун-те (США). Осн. труды: “Аргонавты зап. части Тихого океана” (1922), “Преступление и обычай в аборигенном об-ве” (1926), “Секс и подавление в аборигенном об-ве” (1927), “Сексуальная жизнь аборигенов северо-зап. Меланезии” (1929), “Коралловые сады и их магия” ( 1935), “Научная теория культуры” (1944), “Динамика культурного изменения” (1945), “Магия, наука и религия” (1948).
        М. противостоял эволюционистским и диффузионистским теориям культуры, выступал против рассмотрения отд. черт, аспектов, элементов культуры в отрыве от культурного контекста. Культуру он понимал как целостную, интегрированную, согласованную систему, все части к-рой тесно связаны друг с другом. Исходя из этого, он требовал рассматривать каждый аспект культуры в том целостном культурном контексте, в к-ром он функционирует. Считая культуру универсальным феноменом, он утверждал, что культуры принципиально сравнимы и что сравнит, анализ культур позволяет открыть универсальные культурные закономерности. Он придавал большое значение сбору эмпирич. материала в “полевых” условиях и внес большой вклад в развитие методол. принципов полевого исследования. Гл. задача полевого антрополога — понять чужую культуру, увидеть ее “изнутри”, глазами человека, живущего в этой культуре. Выполнение этой задачи возможно только с помощью включенного наблюдения: исследователь должен жить среди тех людей, к-рых он изучает, наблюдать во всех подробностях их повседневное поведение, собирать и фиксировать малейшие детали их жизни, общаться с ними на их родном языке и т.д. Все теор. обобщения должны опираться на собранные т.о. факты. Но факты, прежде чем стать основой для обобщений, нуждаются в систематизации, классификации и интерпретации; полевой антрополог нуждается в методологии, к-рая обеспечила бы возможность такой систематизации. В качестве такого метода М. предложил функциональный подход, ориентированный на изучение живых культур, позволяющий избежать произвольных и необоснованных обобщений и являющийся необходимой предпосылкой полевого исследования и последующего сравнит, анализа. В основе функционального подхода М., сложившегося под влиянием франц. социол. школы, лежит допущение, что “в каждом типе цивилизации каждый обычай, материальный предмет, идея и верование выполняют опр. жизненную функцию, имеют некую задачу, к-рую они должны выполнять, представляют собой незаменимую часть в пределах работающего целого”. Этот принцип, названный впоследствии “постулатом универсальной функциональности”, был подвергнут острой критике. М. выводил культуру из человеч. потребностей: первичных (базовых потребностей в пище, крове, одежде и т.д.) и вторичных (производных, культурных по происхождению). В центре исследований М., опирающихся гл. обр. на данные, собранные им в экспедиции на о-вах Тробриан, лежал анализ разл. культурных институтов, реализующий его функционалистскую парадигму (первобытная экономика, церемониальный обмен, магия, религ. верования, мифологии, брак и семья, культурные изменения и т.д.).
        М. сыграл решающую роль в формировании англ. школы антропологии, внес большой вклад в трансформацию спекулятивной антропологии 19 в. в совр. науку о человеке. Высоко оцениваются его попытки внедрения в антропологию психол. объяснений.
 
Соч.: The Dynamics of Culture Change. New Haven; L, 1946; A Scientific Theory of Culture, and Other Essays. N.Y., I960; Argonauts of the Western Pacific. N.Y., 1961; Coral Gardens and Their Magic. V. 1. Bloomington, 1965; Dziela. Warsz., 1984-1987. Т. 1-6; Dziela. Warsz., 1990; Магия, наука и религия // Магический кристалл. М., 1992.
 
Лит.: Gluckman М. An Analysis of the Sociological Theories ofBronislaw Malinowski. Cope Town, 1949; Man and Culture. An Evaluation of the Work of Bronislaw Matinowski. L., 1957; Panoff М. Bronislaw Malinowski. P., 1972; PaluchA.K. Malinowski. Warsz., 1983.
 
В. Г. Николаев
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
Малиновский (Malinowski) Бронислав Каспер (07.04.1884, Краков- 16.05.1942, Нью-Хейвен, США) - этнограф, глава функционалистского крыла английской "социальной антропологии" (Функциональный подход в социологии). Основные полевые исследования в Меланезии (о-ва Тробриан, Новая Гвинея и др.). Интересы: вопросы экономики, пола, семейной жизни, родственных отношений, индивидуальной психологии (в 20-е гг. с т. зр. психоанализа, позже М. его противник), теория культуры, первобытного права, религии, этики, магии и "науки", этнографическая теория языка.
Исходный пункт в становлении взглядов Малиновского - оппозиция эволюционистским и диффузионистским теориям культуры, а также "атомистическому" изучению культурных черт вне социального контекста как, напр., в американской культурантропологии (Боас и др.). Но перенос акцента с конструирования эволюционных стадий на "полный и ясный анализ культурной реальности", т. е. на систему социальных процессов, в настоящем времени означал, по сути, не разрыв с эволюционизмом, а возрождение мотивов органицизма внутри его же. Ввиду неспособности членов "примитивного" (дописьменного) общества рационально объяснить свои обычаи и институты, предлагалось рассматривать это общество как сравнимую с организмом естественную адаптивную систему, где за поверхностью явлений надо было увидеть, какую функциональную роль играет каждая ее часть относительно необходимых условий существования общества и потребностей его членов.
"Функциональный взгляд на культуру настаивает на принципе, что в каждом типе цивилизации любой обычай, материальный объект, идея и верование исполняют некую жизненную функцию, должны решить какую-то задачу, представляют собой необходимую часть внутри работающего целого". Основная единица функционального анализа у Малиновского - институт культуры (напр., магии, религии и т. п.), объединяющий более или менее сложную совокупность родственных культурных признаков. Функциональное объяснение строилось на интуитивном выделении основных потребностей и существенных зависимостей в изучаемой культуре. Малиновский пытался связать основные биологические (первичные) потребности человека с разнообразием социокультурных условностей (артефактов) и вторичных потребностей, порождаемых самой культурой. Это разнообразие, полагал Малиновский, можно упростить и упорядочить, если рассматривать культурные вариации как своего рода "мелизмы" на основные темы добывания пищи, крова, обороны и воспроизводства. Культура выступает и как некий инструмент удовлетворения осн. потребностей человека и как совокупность артефактов, организованных традицией. Различия между культурами проявляются в закрепляемых ими способах удовлетворения потребностей и в характере передаваемых от поколения к поколению вторичных потребностей.
Несмотря на то что Малиновский выводил культуру из человеческих потребностей, на деле он отдавал предпочтение культурной традиции как основному факту, формирующему индивида, его специфические нужды и умения. Наибольшую критику на Малиновского всегда навлекало то, что позже Мертон назвал "постулатом универсальной функциональности": упрощающая исходная предпосылка, будто "все элементы культуры, если эта концепция (функ-ционалистская социальная антропология.- Ред.) верна, должны быть работающими, функционирующими, активными, действенными". Иными словами, что всякое явление или событие, существующее внутри описываемой системы, в каком-то отношении будет благоприятно для нее. Обычно в этом постулате видят две стороны:
(1) методологическое допущение, что для каждого действия и ин-та существует функция или функции;
(2) содержательное утверждение о характере существующих об-в, что они не содержат нефункциональных элементов.
Первое положение признается совр. методологами науки хотя и "нефальсифицируемым" (по Попперу), но эвристически полезным, ибо оно ориентирует на поиск побочных эффектов и неочевидных связей одних институтов, обычаев, родов деятельности в данном обществе с др., побуждает ставить интересные вопросы. Второе чаще всего отвергают, ибо оно подразумевает нереалистическую и малопригодную для большинства исследовательских целей модель работы (функционирования) общества как гармонично интегрированного, идеально связного и стабильного целого с внутренней саморегуляцией, охватывающей весь общественный организм.
Малиновский повлиял на общую теорию социологического функционализма (особенно в США) своими идеями об интегральности каждой культуры, о сложных взаимосвязях между обществом, культурой и индивидом, поисками корней культуры в потребностях и способностях индивида как ее носителя. Но многие историки науки ценят Малиновского как блестящего полевого исследователя, для которого "поле" - исходный пункт и цель в себе. "Функционализм" Малиновского до сих пор привлекает эмпирически настроенные умы своей нацеленностью на объяснения, которые требуют только известных и наблюдаемых фактов, добытых прямым исследованием из первых рук, и обходятся без исторических догадок.
Соч.: 1) Anthropology//Encyclopedia Britanni-са. 1926. 2) Culture//Encyclopedia of the social sciences. 1931. 3) A scientific theory of culture and other essays. N. Y., 1969.
Новый философский словарь
(Malinowski)
Бронислав Каспар (1884-1942) - британский антрополог, основатель функционального направления. Родился в Кракове, поляк по происхождению. Изучал математику, физику, философию, экономику и психологию в Ягеллонском, Лейпцигском и Лондонском университетах. В 1914-1917 проводил полевые исследования на Новой Гвинее и Трабориандских островах. Профессор и глава кафедры антропологии Лондонского университета (1927-1938), в котором стал своего рода харизматическим "гуру" для студентов из континентальной Европы, Китая и Британских колоний, включая Африку. С 1938 - в США, преподавал в Йельском университете. Интересовался чрезвычайно широким кругом проблем, включая традционную экономику, теорию культуры, право, религию и магию и т.д. Наибольшую известность приобрел благодаря разработке функционального подхода к изучению культуры. Исходным моментом формирования этой концепции стала резкая критика эволюционизма и диффузионизма за их понимание элементов культуры как механического, изолированного набора явлений, а также - за внимание к исключительно экзотическим, с позиций европейца, чертам культуры. В своих теоретических построениях М. исходил из того, что человеку для поддержания своего существования необходимо удовлетворять ряд "базовых" (биологических) потребностей, включая потребности в пище, воспроизводстве и т.д. В различных культурах эти потребности удовлетворяются различным способом, в зависимости от чего формируется вторичный уровень "производных" потребностей. Каждое общество устанавливает свои санкционированные пути их удовлетворения. Поведение личности, удовлетворяющей свои базовые потребности, должно соответствовать культурным ожиданиям общества. Эта норма обусловлена тем, что многие потребности (например, воспроизводство) не могут быть удовлетворены вне сотрудничества с другими членами общества. Такое сотрудничество порождает общественные институты, ориентированные на удовлетворение определенных потребностей. М. выделял следующие принципы, на основании которых различные формы активности интегрируются в специфические типы институтов: репродуктивные; территориальные; произвольные; ассоциации, основанные на профессиональной принадлежности, ранге и статусе и т.д. М. подчеркивал, что в реальной общественной системе не существует простого соответствия между институтом и какой-либо потребностью. Каждый институт может удовлетворять одновременно несколько потребностей. Семья, например, обеспечивает не только репродуктивные функции, но физиологические, экономические и т.д. Социокультурные институты, таким образом, представляют собой сложное переплетение взаимосвязей. Культура, по М., спаяна не только этими взаимосвязями, но и такими дополнительными "интегративными" средствами, как язык, самосознание и религия. Для того, чтобы быть познанной, культура должна быть проанализирована на трех уровнях: индивидуальном, институциональном и как интегрированное целое. Отсюда выводился принцип необходимости целостного подхода к изучению культуры. Характерным примером функционального подхода был анализ М. роли традиций в современном обществе. По М., все традиции имеют новые функции, даже те из них, которые, как принято считать, призваны способствовать консервации традиционных моделей поведения. Культура не есть историческая одежда из "лоскутков и заплат", а интегрированное, действующее современное целое. М. полностью отрицал тай-лоровскую концепцию пережитков, подчеркивая, что такие явления должны поняты в контексте настоящего. Существенным элементом функционального подхода М. была почти исключительная ориентация на исследование современности. По М., в дописьменных обществах реальное прошлое остается неизвестным. Вербальная информация о нем должна быть рассмотрена как форма мифа, функцией которого является объяснение и оправдание порядка распределения политической власти в настоящем. Такой подход стал основанием в последствии для обвинения М. в антиисторизме. Наибольшей критике подверглась непригодность функционального подхода М. к объяснению социальных перемен. Вместе с тем, концепция М. выдержала испытание временем, ее основные положения составили неотъемлемую часть теоретической базы современной культурной антропологии. Основные сочинения: "Аргонавты Западной Океании" (1922), "Преступление и обычай в традиционном обществе" (1926), "Секс и подавление в жизни дикарей" (1927), "Сексуальная жизнь аборигенов Северо-западной Меланезии" (1929), "Основания веры и морали" (1936), "Свобода и цивилизация" (1944), "Секс, культура и миф" (1962) и др.
П.В. Терешкович
Философский энциклопедический словарь 2
        (Malinowski) Бронислав Каспер (7.4.1884, Краков, — 16.5.1942, НьюХейвен, шт. Коннектикут, США), англ. этнограф и социолог, один из основателей функциональной школы в этнографии. По происхождению поляк. На основе большого фак-тич. материала, собранного в 1914—18 в ходе полевых этнографич. исследований на Новой Гвинее и в Меланезии, сформулировал осн. положения функционализма. Как метод исследования общества и культуры функционализм, по М., характеризуется стремлением описать различные формы культурной жизни в их целостности и взаимосвязи между отд. элементами изучаемых культур, оставляя в стороне происхождение и динамику культуры в целом. Культура в теории М. предстаёт как сложная органич. совокупность взаимосвязанных институтов, которые служат для удовлетворения как первичных (физиологич. и психич.), так и вторичных (порождённых самой культурой) потребностей людей. Приобретение, закрепление и передача вторичных потребностей, в совокупности составляющих социальный опыт, является другим назначением культуры. Вещественный и духовный аппарат культуры состоит из институтов, каждый из которых будучи фиксированной частью социальной организации этнич. группы, является носителем определ. функции. Различия между культурами выводятся из различий в способах удовлетворения потребностей, сами же осн. потребности людей, по М., постоянны и независимы от культуры. Осн. условием существования культуры М. считал равновесие между составляющими её институтами. Каждое общество, по М., является самодовлеющим и обладает собственным «культурным императивом». Изменения и заимствования в культурах происходят на уровне институтов и затрагивают лишь последние. М. одним из первых разрабатывал понятие института не только в социальной антропологии, но и в социологии, стремился выявить реальную, жизненную функцию социальных явлений. В то же время описательный характер его функциональной теории, отказ от историч. рассмотрения культур, отрицание социального прогресса, исключение примитивных культур из всемирно-историч. процесса обусловили антиисторизм и культурный релятивизм концепции М.
        Myth in primitive psychology, L., 1926; The dynamics of culture change, New Haven — L., [1946]; A scientific theory of culture and other essays, N. Y., I9602; Argonauts of the western Pacific, N. Y., 19613.
        Веселкин ?. ?., Кризис брит. социальной антропологии, M., 1977; Токареве. ?., История зарубежной этнографии, М., 1978, гл. 9.
 
        II
        Василий Фёдорович [1765, Москва, — 23.3 (4.4).1814, Петербург], рус. дипломат и обществ. деятель, просветитель-демократ, предшественник уто-пич. социализма в России. Сын малороссийского священника. После окончания Моск. университета (1781) служил в Коллегии иностр. дел, выполнял ряд дипломатич. поручений. С 1811 первый директор Царскосельского лицея. Активно участвовал в просветительской деятельности, начало которой положил Н. И. Новиков, в различных тайных (масонских) обществах. В соч. и в издаваемом им журн. «Осенние вечера» (1803) М. выступил с программой антифеод. реформ, был автором одного из первых проектов ликвидации крепостного права («Записка об освобождении рабов», 1802, опубл. 1958), поборником введения конституц. «респ.» правления в России. В трактате «Рассуждение о войне и мире» (написан. ч. 1—2, 1790—98, опубл. 1803) выступил в поддержку освободит, борьбы народов и их права на самоопределение. М. изложил проект установления «вечного мира» в Европе путём создания общеевроп. союза федеративных государств, образованных по нац. признаку и управляемых на основе демократич. волеизъявления народов. В неопубл. 3-й части трактата демократич. и респ. принципы гос. устройства сочетались с утопич. эгалитаристскими идеями отмены частной собственности на землю, наделения ею всех нуждающихся, устранения имуще ств. контрастов между бедными и богатыми и введения всеобщего образования. Являясь убеждённым сторонником равноправия всех народов, М. положил начало демократич. и освободит. течению в панславистском движении 19 в., а также оказал влияние на обществ. мысль России 1-й пол. 19 в. Деятельность М. была важным связующим звеном между рус. просвещением 18 в. и декабристами.
        Избр. обществ.-политич. соч., М., 1958; Рассуждение о мире и войне, ч. 3 (рукопись), ЦГАДА, ф. 1261, д. 2825 и АВПР, ф. Канцелярия, д. 7869.
        СемевскийВ. И., Размышления В. Ф. М. о преобразовании гос. устройства России, «Голос минувшего», 1915, кн. 10; Араб-Оглы Э. А., Выдающийся рус. просветитель-демократ, «ВФ», 1954, .№ 2; Д о с т я н И. С., «Европ. утопия» В. Ф. М., «ВИ», 1979, № 6 (библ.); М е й л а х Б. С., Пушкин и его эпоха, М., 1958.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: МАЛИНОВСКИЙ


будет выглядеть так: Что такое МАЛИНОВСКИЙ