Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

МАЛЕРБ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Malherbe)
        Франсуа (около 1555, Кан, — 16.10.1628, Париж), французский писатель. Основоположник поэзии французского Классицизма. Из провинциальных дворян. В 1605 переселился в Париж. Основное место среди стихов М. занимают торжественные оды и стансы, посвященные членам королевской семьи; писал также сонеты, эпиграммы, элегии. Значение М. определяется главным образом произведённой им реформой языка и стиха. В противовес П. Ронсару и поэтам «Плеяды» (См. Плеяда), он требовал очищения французского языка от греческих и латинских заимствований, архаизмов, провинциализмов и предлагал ориентироваться на живую речевую норму широких слоев парижского населения. В области метрики он сформулировал правила, ставшие обязательными для поэзии классицизма.
         Взгляды М. во многом предвосхитили содержание деятельности Французской академии.
        
         Соч.: CEuvres poetiques, t. 1—2, P., 1968; в русском переводе — [Стихи], в книге: Пуришев Б., Хрестоматия по западно-европейской литературе. Литература XVII в., 2 изд., М., 1949.
        
         Лит.: История французской литературы, т. 1, М. — Л., 1946, с. 353—58; Виппер Ю. Б., Формирование классицизма во французской поэзии начала XVII в., [М.], 1967, с. 155—324; Ponge F., Pourun Malherbe, [P., 1965]; Brunot F., La doctrine de Malherbe. D’apres son commentaire sur Desportes, P., 1969 (библиография).
         Н. A. Сигал.
Литературная энциклопедия
Франсуа [Francois de Malherbe, 1555—1628] — известный французский поэт XVII в., один из основоположников классицизма. Родом из аристократической семьи. Много путешествовал в качестве секретаря с герцогом Ангулемским. По смерти своего покровителя бедствовал, затем, приехав в Париж, стал известен королю Генриху IV как искусный стихотворец и сделался его придворным поэтом. В своем творчестве М. полностью усваивает идеологию той прослойки господствующего класса, верным слугой которой он является — помещичьей аристократии, организованной в абсолютную монархию и блокирующейся с верхним торгово-патрицианским и служило-патрицианским слоем буржуазии. Проводя эту идеологию, Малерб восхваляет королевскую власть, борющуюся с центробежными тенденциями некоторых феодальных группировок. Стихи М. большей частью — выражение верноподданнических чувств; любимый его жанр — стансы или ода, написанная на исторические или актуально-политические темы. М. пишет «на случай», для могущественных покровителей или высокопоставленных друзей. Его поэма «Слезы св. Петра» [1586], его знаменитые «Стансы», наконец его перифразы псалмов — все эти произведения являются перепевами ходовых ортодоксально-христианских тем о тленности и бренности земного существования и земного величия.
739 В одах, посвященных королям и походам, Малерб выступает прежде всего как «верноподданный», видящий в абсолютной монархии залог мира и процветания страны. Так, в стихах, посвященных Генриху IV по поводу Седанского похода («Au roi Henri le Grand sur le succes du voyage de Sedan»), или в оде, посвященной Лиможскому походу («Au roi Henri le Grand allant en Limousin»), Малерб восклицает: «Ужас перед его именем сделает могущественными наши города, больше не надо охранять ни стен, ни дверей, и железо теперь обратится в плуг». В борьбе между абсолютной монархией и пережитками ранних периодов феодализма Малерб решительно становится на сторону первой. Как теоретик (теоретические воззрения М. изложены в его комментариях — «Le commentaire sur des portes») M. выступает апологетом и поборником классицизма (см.). М. считает необходимой серьезную работу над формой, он требует от поэтов точного знания слов и выражений и правильной расстановки их в поэтической речи. Его задача — в первую очередь очистить французскую речь от гасконских примесей, итальянизмов, грецизмов, германизмов, унаследованных от «Плеяды» (см.). М. запрещает неточные, бедные механические рифмы; запрещает рифмовать имена собственные, слова одного корня, но составные, как «mettre» и «remettre» и пр. и пр. М. преследует неблагозвучие, перенос слова с одной строки в другую (enjambement), он требует логической ясности, разумной гармонии. Его указания изменяют не только стихотворную речь, но и прозу. Стабилизуя лит-ый яз. — классовый яз. французской аристократии, М. требует его насыщения живой разговорной речью, призывая к подражанию «крючникам» на мосту. Поэтому Буало справедливо считает М. основоположником классицизма (см. «Art poetique», I). Правилам классицизма, выраженным М., была обеспечена поддержка в салонах и в Академии. Его значение в том, что он оформил тенденции классицизма. Библиография: I. ?uvres, 1630—1664; ?uvres, 5 volumes, Edition des grands ecrivains de la France, par L. Lalanne et Ad. Regnier, 1862—1869. II. Brunot F., La reforme de Malherbe d’apres les commentaires sur Desportes, 1891; Brunetiere, La reforme de Malherbe et l’evolution des genres, 1892; Broglie J. V. A., Malherbe, 1897; Becknam, Etude sur la langue et la versification de Malherbe, s. a. В. Дружкина
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: МАЛЕРБ


будет выглядеть так: Что такое МАЛЕРБ