Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

МАК-ДУГАЛЛ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(McDougall)
        Уильям (22.6.1871, Ланкашир, — 28.11.1938, Дарем, США), англо-американский психолог. Первоначально занимался биологией и медициной, под влиянием «Принципов психологии» У. Джемса обратился к изучению психологии, сначала в Кембридже, затем в Гёттингене у Г. Мюллера. Лектор в университетском колледже в Лондоне и в Оксфорде. Профессор в Гарварде (1920—27) и в университете Дьюка (1927—38) в США. Основой психической жизни считал стремление — «горме» (греч. — стремление, порыв), отчего психология М.-Д. часто называется «гормической». «Горме» трактуется как стремление к биологически значимой цели, обусловленное, по М.-Д., особого рода предрасположениями — либо врождёнными инстинктами и склонностями, либо приобретёнными чувствами. Сфера чувств в процессе своего развития у человека получает иерархическое строение. Ведущими становятся сначала несколько основных чувств, а затем при сложившемся уже характере одно центральное, называемое М.-Д. эготическим (от «эго», греч. «я»). Понятие личности объединяет в себе характер как интегрированную совокупность волевых предрасположений (врождённых и приобретённых) и интеллект как совокупность познавательных способностей индивида (врождённых и приобретённых). Размышления над клиническим феноменом «множественной» личности натолкнули М.-Д. на разработку метапсихологической концепции личности, исходящей из идей монадологии Г. Лейбница. Согласно этому, каждая личность представляет систему «потенциально мыслящих и стремящихся монад» («Я»), сходящихся на некоторой «высшей» монаде — «самости», которая через иерархию монад управляет всей психофизической жизнью человека.
         Соч.: Pagan tribes of Borneo, v. 1—2, L., 1912; The group mind, Camb., 1920; An outline of abnormal psychology, L., 1926; Character and the conduct of life, 2 ed., L., 1927; Body and mind, 7 ed., L., 1928; World chaos, L., 1931; The energies of men, N. Y., 1933; Psycho-analysis and social psychology, L., 1936; Psychology, 2 ed., L., 1952; An outline of psychology, L., [1969]; в русском переводе — Основные проблемы социальной психологии, М., 1916.
        
         Лит.: W. McDougall: A bibliography, Camb., 1943.
         А. А. Пузырей.
Философский энциклопедический словарь
МАК-ДУГАЛЛ (McDougall) Уильям (род. 22 июня 1871, Ланкашир, Англия – ум. 28 нояб. 1938, Дарем, США) – англоамер. социолог и психолог; с 1927 – профессор в Дьюк-ун-те (Северная Каролина). Пытался применить антиматериалистические и психологические направления мысли к общественным наукам. Является автором «гормической» концепции, согласно которой инстинктивное стремление к цели изначально заложено в природе живого. Исходя из этой теории, он объяснял социальное поведение людей, отстаивая превосходство «нордической расы». Пытался доказать, что приобретенные признаки передаются по наследству. Выдвинул ряд психофизических гипотез, в частности о торможении как «дренаже», вызывающем отток нервной энергии.
Философский энциклопедический словарь 2
        (McDougall) Уильям (22.6.1871, Ланкашир, — 28.11.1938, Дарем,США), англо-амер. психолог. Основой психич. жизни считал стремление — «горме» (греч. — стремление, порыв), отчего психология М.-Д. часто наз. «гормической». «Горме» трактуется как стремление к биологически значимой цели, обусловленное, по М.-Д., особого рода предрасположениями — либо врождёнными инстинктами и склонностями, либо приобретёнными чувствами. Сфера чувств в процессе своего развития у человека получает иерар-хич. строение. Ведущими становятся сначала неск. осн. чувств. а затем при сложившемся уже характере одно центральное, называемое М.-Д. эготическим (от «эго», греч. «Я»), Понятие личности объединяет в себе характер как интегрированную совокупность волевых предрасположений (врождённых и приобретённых) и интеллект как совокупность познават. способностей индивида (врождённых и приобретённых). Размышления над клинич. феноменом «множественной» личности натолкнули М.-Д. на разработку идеалистич. мета-психологич. концепции личности, исходящей из идей монадологии Лейбница. Согласно этому, каждая личность представляет систему «потенциально мыслящих и стремящихся монад» («Я»), сходящихся на некоторой «высшей» монаде — «самости», края через иерархию монад управляет всей психофизической жизнью человека.
        Character and the conduct of life, L., 19272; Body and mind, L., 1928'; The energies of man, N. Y., 1933; An outline of psychology, L., [1969]; в рус. пер.— Осн. проблемы социальной психологии, М., 1916.
        W. McDougall. A bibliography, Camb., 1943.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: МАК-ДУГАЛЛ


будет выглядеть так: Что такое МАК-ДУГАЛЛ