Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

МАЙМОН

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Maimon; настоящая фамилия — Хейман, Heiman)
        Соломон [1753 (или 1754), Мирц (или Мир), около Несвижа, ныне БССР, — 22 ноября 1800, Нидерзигерсдорф, Силезия], философ-самоучка, субъективный идеалист. Воспитанный в духе иудаизма, М. стал поклонником философии Маймонида, в связи с чем изменил свою фамилию. В 1777 переселился в Пруссию, где установил связь с М. Мендельсоном. Критиковал философию Канта, в частности понятие «вещи в себе» (См. Вещь в себе), с позиций, близких к идеалистическим воззрениям Ф. Г. Якоби. В качестве основного закона логики сформулировал «принцип определимости».
         Соч.: Versuch uber Transcendentalphilosophie. В., 1790; Versuch einer neuen Logik oder Theorie des Denkens, B., 1794; neue Aufl., B., 1911; Lebensgeschichte, Bd 1—2, В., 1911 (в русском переводе см. в книге: Еврейская библиотека, т. 1—2, СПБ, 1871—72).
        
         Лит.: Фишер К., История новой философии, т. 6, СПБ, 1909, гл. 6—7; Яковенко Б., Философские концепции С. Маймона, «Вопросы философии и психологии», 1912, кн. 4(114), кн. 5 (115); Atlas S., From critical to speculative idealism. The philosophy of S. Maimon, The Hague, 1964; Bergman S. Н., The philosophy of S. Maimon, Jerusalem, 1967; Kozlowski R., Salomon Maimon jako krytyk i kontynuator filozofii Kanta, Poznan, 1969.
Новый философский словарь
(Хейман)
Соломон (1753-1800) - философ-просветитель. Родился в местечке Мир, в Беларуси. Учился в Ивенце в талмудической школе. В возрасте около двадцати лет пешком отправился через Польшу в Германию. Удивительные философские способности "юноши из Литвы" привлекли внимание М. Мендельсона, а затем Гете, Шиллера, Гумбольдта, Фихте и Канта, который счел М. одним из немногих уразумевших суть его идей. Считал иудаизм в догматическом плане более чистым, чем христианство, однако выступил против мистицизма Каббалы, дал критический анализ идеям и практике хасидизма. М. был сторонником философии Маймонида (см. Маймонид), что и послужило поводом для изменения фамилии. Написал комментарий к его работе "Наставник заблудших", дав ей рационалистическую интерпретацию. Через Маймонида М. пришел к аристотелизму, результатом чего стала его работа "Категории Аристотеля"; М. признавал и влияние на себя философии Спинозы, под воздействием которого была предпринята попытка создания чистой аналитической системы. Начало следующего этапа творчества М. датируется 1780, когда он увлекся философией Канта, написав замечания к "Критике чистого разума". Позже (1790) им написана фундаментальная работа "Опыт трансцендентальной философии". Сознание по собственным законам создает свой собственный предмет, придавая ему тем самым реальность, всеобщий и необходимый характер. Познание есть познание процесса возникновения предмета. Категории логики - условия существования предметов возможного опыта. "Вещь в себе" характеризовал как проявление метафизического догматизма, отрицая возможность чего-либо вне творящей работы сознания. М. пытался провести принцип монизма в своей философии. Стремился реализовать ряд издательских и просветительских проектов, ориентированных на еврейское население Речи Посполитой, но не нашел должной поддержки своим начинаниям. Перу М. принадлежат также работы "О тропах", "О значении Бэкона Веруламского и Канта для новейшей философии", "О мировой душе", "Опыт новой логики или теория мышления", "Очерки по истории философии" и др. Историки философии считают, что М. подготовил то понимание Канта, которое развили неокантианцы (особенно Коген).
Э.К. Дорошевич, В.Л. Абушенко
Философский энциклопедический словарь
МАЙМОН (Maimon) Соломон (род. 1753, Несвиж, Литва – ум. 22 нояб. 1800, Нидер-Зигерсдорф, Силезия) – евр. философ; в Берлине пользовался покровительством Моисея Мендельсона. Своей остроумной критикой Канта он подготовил то понимание Канта, которое мы видим у Германа Когена и более позднего неокантианства. Осн. работы: «Versuch ьber die Transzendentalphilosophie», 1790; «Versuch einer neuen Logik oder Theorie des Denkens», 1794; «Kritische Untersuchungen ьber den menschlichen Geist», 1797; «Autobiographie», hrsg. von. K. Ph. Moritz, 2 Bde., 1792 (частично есть в рус. пер., см. «Еврейская библиотека», тт. I -II, СПБ, 1871-1872).
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: МАЙМОН


будет выглядеть так: Что такое МАЙМОН