Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ЛЬВОВСКО-ВАРШАВСКАЯ ШКОЛА

Современная западная философия
ЛЬВОВСКО-ВАРШАВСКАЯ ШКОЛА, - одна из школ европейской <<аналитической философии>>, образованная группой логиков и философов, работавших в период между двумя мировыми войнами в Варшаве и Львове. Основатель школы - <<Твардовский>>, ученик <<Брентано>>. Главные представители: <<Лукасевич>>, <<Лесьневский>>, <<Котарбиньский>>, <<Айдукевич>>, <<Тарский>>, Т. Чежовский, 3. Завирский, В. Витвицкий, В. Татаркевич, С. и М. Оссовские, Б. Собоцинский, X. Мельберг, С. Леевский, М. Кокошиньская, И.Домбска, К. Куратовский, Е. Слупецкий и др. Для школы было характерно резко отрицательное отношение к <<иррационализму>>, стремление к сближению философских и научных исследований, к приданию философским рассуждениям доказательного и логически строгого статуса. Важнейшим средством достижения этих целей считался логический анализ языка науки и философии, способствующий устранению неточностей и двусмысленностей, которыми, как полагали представители школы, питаются спекулятивные философские концепции. Школа внесла значительный вклад в теорию множеств, логическую семантику и семиотику, модальную и многозначную логику, в разработку «неоклассических» систем математической логики. Представителям школы принадлежат ценные металогические и методологические исследования (теория индукции, строения и функции научной теории, разработка аксиоматического метода, исследования по теории вероятностей, принципы построения иерархии формализованных языков), ряд важных работ по психологии, социологии, науковедению, истории философии и логики.
Философские воззрения представителей школы не были однородными и вполне последовательными; их эволюция происходила в сторону размежевания реалистических, материалистических и идеалистических тенденций. Ориентировка на логико-аналитические методы, скептицизм по отношению к традиционной («доаналитической») философии, идеи «демаркационизма» («очищения» языка науки и философии от «псевдопонятий» и связанных с ними «псевдопроблем» мировоззренческого плана), стремление к эмпирическому обоснованию научного знания сближали Л.-в.ш. с <<логическим эмпиризмом>>. Но наряду с неопозитивистской в школе были и другие, иногда противоположные неопозитивизму тенденции. Отдельные ее представители развивали философию материалистического <<номинализма>> (Котарбиньский, Лесьневский, 3. Завирский, Л. Хвистек, С. Балей), теорию познания в духе <<феноменологии>> (<<Ингарден>>, Б. Блаустейн), неотомистскую концепцию истины (Й. Саламуха, Ф. Климке), конвенционалистскую концепцию научных теорий (Айдукевич). В борьбе с иррационализмом и субъективным идеализмом Л.-в.ш. пыталась найти твердую опору в науке, ее методах и результатах. Школа сыграла значительную роль в польской науке и культуре первой половины XX в., выдвинула польских логиков и математиков на видное место в мировой науке. Она создала устойчивую традицию философских исследований, образования и коммуникации в философском сообществе, способствовала повышению престижа и роли философии в польской культуре. Школа распалась в 1939 после оккупации Польши. Некоторые её представители погибли, другие эмигрировали. После второй мировой войны часть представителей школы участвовала в процессах культурного возрождения страны, в развитии польской высшей школы и академических философских исследований.
В. Н. Порус
S. Zameski. Koncepcja nauki w szkole Lwowsko-Warszawskiej. Wroclaw, 1977; I. Wolenski. Filozoficzna szkola Lwowsko-Warszawska. Warszawa, 1985; Polska filozofia analityczna. Analiza logiczna i semiotyczna w szkole Lwowsko-Warszawskiej. Wroclaw, 1987.
Философский словарь
группа польских логиков и философов (Лукасевич. Т. Котарбиньский, Айдукевич, С. Лесьневский, Л. Хвис-тек, Тарский и др.), работавших в период между 1-й и 2-й мировыми войнами в основном в Варшаве, Львове и Кракове. Основоположником ее является К. Твардовский. В философском отношении в Л.-в. ш. представлены самые разнообразные направления (от материализма Т. Котарбиньского до не-отомизма Я. Саламухи и Ю. Бохень-ского). Для большинства представителей этой школы характерно: а) отрицание иррационализма, уточнение с помощью аппарата математической логики осн. идей и принципов традиционного рационализма: б) стремление к точному исследованию логики научного рассуждения; в) интерес к логической семантике. Представители Л.-в. ш. внесли значительный вклад в развитие математической логики, оснований математики, методологии дедуктивных наук, истории логики и логической семантики. В частности, Лукасевич, М. Вайсберг, Я. Слупецкий и др. в числе первых разрабатывали многозначную и модальную логику, а Хвистек, Лесьневский, В. Собоцинский, Тарский и др. исследовали осн. понятия металогики. Представители этой школы также занимались проблемами логики отношений, аксиоматизации теории множеств, исчисления имен и др. Философы и логики Республики Польша продолжают разрабатывать прогрессивные идеи Л.-в. ш.
Философский энциклопедический словарь 2
        группа польск. логиков и философов, работавших в Варшаве и Львове в период между двумя мировыми войнами. Основатель школы — К. Твардовский, положивший начало семио-тич. и логико-методологич. исследованиям в Польше. Осн. представители: Лукасевич, С. Лесьневский, Тар-ский, Котарбиньский, Айдукевич, Л. Хвистек, Т. Чежовский, 3. Завирский, В. Татаркевич. Для школы было характерно отрицат. отношение к иррационализму, стремление к сближению филос. и науч. исследований, использование средств логич. анализа для укрепления и обоснования рационалистич. позиции, для повышения точности и однозначности языка науки и философии. Представители Л.-в. ш. внесли значит. вклад в логич. семантику, теорию множеств, модальную и многозначную логику, в математич. логику, в металогич. и методологич. исследования (теория индукции, строение и функции науч. теории, разработка аксиоматич. метода, теория вероятностей) и др. области науч. знания.
        Филос. воззрения представителей школы не были однородными и последовательными: материалистич. идеи (Котарбиньский, Лесьневский, Завирский и др.) соседствовали с позитивистскими (ранний Айдукевич) и неотомистскими тенденциями (Лукасевич, И. Сала-муха и др.). Идеалистич. установки ограничивали антииррационалистич. направленность Л.в. ш., приводили к уступкам феноменализму, конвенционализму и неотомистскому противопоставлению разума и религ. веры. Л.-в. ш. распалась в 1939 после оккупации Польши гитлеровской Германией; некоторые представители школы погибли, другие эмигрировали. В социалистич. Польше мн. представители школы перешли на материалистич. позиции, сближаясь с диалектич. материализмом.
        Котарбиньский Т., Избр. произв., пер. спольск., М., 1963; Верников М. Н., Методологич. анализ кризиса филос. идеализма. (На материалах польск. философии кон. 19 — 1-й трети 20 вв.), К., 1978; J o r d a n Z., The development of mathematical logic and of logical positivism in Poland between the two wars, L. — N. Y., 1945; Z a m e с k i S., Koncepcja nauki w szkole Iwowsko-warszawckiej, Wroclaw, 1977.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ЛЬВОВСКО-ВАРШАВСКАЯ ШКОЛА


будет выглядеть так: Что такое ЛЬВОВСКО-ВАРШАВСКАЯ ШКОЛА