Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ЛОТИ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Loti)
        Пьер (псевдоним; настоящие имя и фамилия Луи Мари Жюльен Вио, Viaud) (14.1.1850, Рошфор-сюр-Мер, департамент Приморская Шаранта, — 10.6.1923, Андай, департамент Нижние Пиренеи), французский писатель, член Французской академии (1891). Выходец из протестантской семьи моряков. Около 40 лет провёл во флоте, участвовал во франко-прусской (1870—71) и 1-й мировой (1914—18) войнах, в колониальных экспедициях. Литературная манера Л. сложилась под влиянием натурализма братьев Гонкур и символистской прозы. Знакомство с восточными странами позволило Л. создать новый литературный жанр — так называемый колониальный роман: «Азиадэ» (1879), «Брак Лоти» (1880), «Роман одного спаги» (1881), «Госпожа Хризантема» (1888). Здесь сделана попытка показать превосходство «белой расы», но признаётся богатая духовная жизнь и древняя культура народов Востока. О своих путешествиях Л. рассказывает в книгах «В Марокко» (1889), «Последние дни Пекина» (1901), «Индия без англичан» (1903) и других. Как и в романах, здесь на первом плане экзотические картины природы Востока, социальные проблемы отодвинуты на задний план. В романах «Мой брат Ив» (1883), «Исландский рыбак» (1886), «Матрос» (1893) Л. обрисовал тяжёлую жизнь рыбаков и матросов.
         Соч.: CEvres completes, v. 1—11, P., 1893—1911: в русском переводе — Собрание сочинений, т. 1—5, СПБ, 1901; то же, т. 1—12, М., 1909—11.
        
         Лит.: История французской литературы, т. 3, М., 1959; Пресс А., Пьер Лоти, СПБ, 1902; Brodin P., Loti, Montreal, [1945]; Millward К. G., L’oeuvre de P. Loti et l’esprit «fin de siecle», P., 1955 (имеется библиография).
         А. Д. Михайлов.
Литературная энциклопедия
Пьер [Pierre Loti, 1850—1923] (псевдоним Julien Viand) — французский романист. Офицер военного флота. Член Французской академии. Дебют Лоти [70—80-е гг.] относится к эпохе подъема французского капитализма, когда после поражения 1870—1871 вновь начинают оживать его экспансионные устремления; во Франции нарождается тогда новый тип профессионала-военного или моряка, осуществляющего колониальные захваты. Носитель идеалов этого «нового рыцарства» (патриотического активизма, зоологического презрения к «цветному» человеку колоний, идеи Иллюстрация: М. Бек. Иллюстрация к книге Лоти «Сострадание
и смерть»
590 «братства» между товарищами по оружию и т. п.) становится героем дня, впервые развернувшимся во всей своей красе в авантюре генерала Буланже. И после личной неудачи последнего черносотенная военщина продолжает задавать тон (например в деле Дрейфуса). Выразителем ее эстетических запросов и был Лоти. Популярность Лоти создал уже первый его роман «Азиаде» [1876] — «ужасно трогательная» история любви флотского офицера-француза и турчанки. Книга была издана в Стамбуле; это характеризует роман: первые читатели Л. — наемники империализма, «великосветская чернь», посольские чиновники и т. п. Первый опыт оказался удачным. Л. сразу нащупал жанр «засахаренной» восточной экзотики. Дальнейшие романы («Госпожа Хризантем», «Бал в Иеддо», «Роман одного спаги» и т. д.) ничего не убавляют и не прибавляют. Рецептура построения всех книг Л. одна и та же: благородный белый, благородная туземка, патетические страсти и экзотические «красивые» пейзажи. Последние представляют действительно сильную сторону творчества Лоти, прекрасного стилиста. Однако все они условны, подобраны исключительно по принципу живописной занимательности и привлекательности и в очень малой степени связаны с течением повествования. Ландшафт Л. лишь эффектно иллюстрирует салонное представление о стране, которой приписывается. Это представление характерно и для такой значительной Иллюстрация: М. Бек. Иллюстрация к книге Лоти «Сострадание
и смерть»
591 области творчества Л., как его «путешествия». Часто путешествие мотивируется романной завязкой, так что формально книга сохраняет характер традиционной повествовательной беллетристики. Л. пишет книги об экзотических областях светского туризма; таковы «Галилея» [1896] и мн. др. Глаз писателя все время следит за экзотикой красок. Равнодушие цивилизованного туриста к социальному содержанию описываемого является предпосылкой описательной манеры Л. и в путешествиях; в романах же картина дана с точки зрения проезжего наблюдателя, проверяющего все ли в порядке в его колонии или «зоне влияния». Несколько романов Л. посвящено восхвалению добродетелей матросов военного корабля. Бравый бретонский матрос, преданный своему офицеру, любящий командира и верующий в бога, — вот постоянный спутник героя Л. В то время как барин занят своими переживаниями, денщик, как полагается, полон бдительности и под конец награждается деньгами, а главное — сознанием, что помог сохранить незапятнанной честь французского мундира, и т. п. Крупнейшие произведения этого типа — «Мой брат Ив» [1883], «Матрос» [1895]. Несколько особняком стоит в творчестве Л. его «Исландский рыбак» [1886], роман, ценный этнографическим богатством своих пейзажей и бытовых зарисовок. Но этот материал — иногда не уступающий «Труженикам моря» Гюго — дается Л. как фон сентиментальной любовной истории. Творчество Л. — завершенная статика эстетско-империалистического романа — своеобразная форма утверждения мира между колонизаторами и «любящими» их покоренными. Чтобы сдвинуть жанр с мертвой точки, крупнейшему из учеников Л., К. Фарреру, пришлось вносить в эту форму авантюрную тематику. Библиография: I. Собр. сочин., 12 тт., изд. Саблина, М., 1909—1911; и многочисленные изд. романов. После революции: Старые супруги, П., 1919; Исландский рыбак, М. — П., 1923; Матрос, М. — П., 1923; Роман одного спаги, перев. Н. П. Мартыновой и Е. В. Голубева, изд. «Сеятель», Л., 1926; Старик, перев. тех же, издание то же, Л., 1926; Собр. сочин., в изд. Calmann-Lewy (?uvres completes, vv. I—XI, 1894—1911). Заслуживает внимания автобиографический «Роман одного ребенка» [1890] — и «Несколько обличий мирового головокружения» [1917] — «философия» на тему об империалистической войне — и «Индия без англичан» [1903] — политические «рассуждения». II. Леметр Ж., Современные писатели, СПБ, 1891; Зиновьева Э., Кастовые тенденции в современной художественной литературе, «Образование», 1903, I, II, IV; Пресс А., В царстве книг, Очерки и портреты, т. I, СПБ, 1908; Горнфельд А. Г., Книги и люди, СПБ, 1908; Doumic R., Ecrivains d’aujourd’hui, P., s. a.; France A., L’amour exotique (о «Госпоже Хризантем»), «La vie litteraire», 1-e serie; Mariel J., Pierre Loti, 1909; Mallet F., Pierre Loti, son u0153uvre, 1923; Serban N., Pierre Loti. Sa vie et son u0153uvre, 2-e ed., P., 1924 (труд, содержащий 25 стр. библиографии Лоти). Т. Левит
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ЛОТИ


будет выглядеть так: Что такое ЛОТИ