Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ЛИВИЙ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Тит (Titus Livius) (59 до н. э., Патавиум, — 17 н. э., там же), древнеримский историк. Жил и работал в Риме, пользовался покровительством императора Августа. Автор «Римской истории от основания города», в которой погодно изложена вся история Рима от легендарного основания города до 9 до н. э. Из 142 книг «Римской истории» сохранилось 35 (описание событий до 293 до н. э. и 218—168 до н. э.); содержание остальных книг известно по кратким изложениям и т. н. извлечениям позднейшего времени. Л. не исследовал римскую историю, а излагал её, некритически заимствуя материал у римских анналистов и эллинистических авторов, перенося в древность черты современного ему римского государственного строя. Л. не скрывал намерения возвеличить Рим. По своим философским воззрениям Л. близок к стоицизму. Ход исторических событий Л. объяснял изменением морально-нравственных устоев общества. Быт и нравы древних римлян способствовали, по его мнению, созданию римского величия. «Римская история» написана риторично, пространным живописным стилем, со многими патетическими речами действующих лиц. Современники и последующие поколения видели в труде Л. образец исторического труда, а в самом авторе — «римского Геродота».
        
         Соч.: Ab urbe condita libri, erklart von W. Weissenborns und Н. J. Muller, Bd 1—10, В., 1880—1911; в рус. пер. — Римская история от основания города, пер. с лат. под ред. П. Адрианова, 2 изд., т. 1—3, М., 1897—1901.
        
         Лит.: Тэн И., Тит Ливий, пер. с франц., 2 изд., М., 1900; Borneque Н., Tite-Live, P., 1933; Walsh P. G., Livy, Camb., 1961.
         А. И. Немировский.
Современная Энциклопедия
ЛИВИЙ Тит (Titus Livius) (59 до нашей эры - 17 нашей эры), римский историк, автор "Римской истории от основания города" (142 книги; сохранились 35 - события до 293 до нашей эры и 218 - 168 до нашей эры).
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    ЛИВИЙ, Тит (59 до н.э. — 17 н.э.) — др.-рим. историк. Уроженец Патавиума (совр. Падуя). Изучал риторику и философию. В нач. 30-х гг. 1 в. до н.э. приступил к работе над «Римской историей от основания города», к-рую писал ок. 45 лет и в к-рой погодно изложил всю историю Рима от легенд. основания города до 9 до н.э. Из 142 книг «Римской истории» сохран. 35: первые 10 книг (до 3-й Самнитской войны — 293 до н.э.) и 21 — 45, в к-рых изложены события от начала 2-й Пунической войны до победы Рима над Македонией (218 — 168 до н.э.). Содерж. остальных книг известно по кратким изложениям более поздних авторов и т.н. «извлечениям», появивш. в 1 в. н.э.
Античные писатели
    Ливий, Тит; Livius, Titus, 59 г. до н. э.-17 г. н. э., римский историк. Происходил из состоятельной семьи из Патавии (совр. Падуя). В ранней молодости приехал в Рим, где получил хорошее образование. Посвятил себя изучению философии, истории и риторики. Близкие отношения связывали его с Августом. Он сам не принимал деятельного участия в политической жизни. Л. был автором не сохранившихся диалогов историко-философского содержания и тоже не сохранившегося риторического произведения, которому придал форму письма к сыну. Вероятно, он излагал в нем свое писательское кредо: в качестве образцов совершенного стиля он называл из греческих авторов Демосфена, а из римских - Цицерона. После 27 г. до н. э. начал работать над историей Рима: История Рима от основания города (Ab urbe condita libri) в 142 книгах. Это произведение обхватывает историю Рима с легендарных времен до современной автору эпохи, до смерти Друза, пасынка Августа, то есть до 9 г. н. э. Можно предположить, что Л. не окончил своей работы, поскольку смерть Друза не является рубежом в истории Рима. Сохранилось полностью 35 книг: кн. I-X, или первая декада, которая описывает историю Рима с самого начала до 293 г. до н. э., то есть до III Самнийской войны, кн. XXI-XLV, третья, четвертая и половина пятой декады, охватывающие римскую историю от 218 до 167 гг. до н. э., то есть от начала II Пунической войны до конца III Македонской войны. Сохранились также фрагменты кн. XCI, описывающие войну с Серторием, и фрагменты кн. CXX с описанием смерти Цицерона. Л. трудился над своим произведением на протяжении сорока лет, поэтому трудно установить даты написания отдельных его частей. Однако есть определенные основания предполагать, что первые книги были созданы между 27 и 25 гг. до н. э., что кн. IX была написана до 20 г. до н. э., а последние книги - только после смерти Августа, то есть после 14 г. н. э. На этом автор, возможно, хотел завершить свою историю, но умер, не доведя дело до конца. Существующее разделение Истории на вышеперечисленные декады (как и на пентады) относится, предположительно, к IV в. н. э. Столь объемное произведение подвергало испытанию терпение читателя, поэтому быстро начали создаваться его краткие пересказы. Значительнейшими из сохранившихся пересказов являются так называемые Периохии (Periochae, возможно, IV в. н. э.), в которых последовательно излагались все книги (утрачены периохии к кн. CXXXVI и CXXXVII). В своем произведении Л. опирался на более ранних писателей, особенно младших анналистов: Луция Элия Туберона, Гая Лициния Мацера и Валерия из Анция (в основном в первой декаде), а также на Фабия Пиктора, Кальпурния Пизона, Клавдия Квадригария и Полибия. Достоверность фактов, изложенных Л., варьируется в зависимости от источников, по отношению к которым он не всегда был достаточно критичен. Верный традиции всей античной историографии, Л. воспринимал свой труд прежде всего как литературное произведение с явственно выраженными патриотическими тенденциями. Главной его целью было описание величия древнего Рима, чтобы ярче показать его упадок. Он пытался найти в минувших веках образцы для подражания, а также людей и ситуации, благодаря которым Рим обрел свою мощь; упускал из виду далеко идущие последствия римской империалистической политики, гражданских войн, крупных общественных переворотов. Зато он верил в нравственные ценности и именно в них видел залог возрождения Рима. Со своим произведением он, таким образом, примкнул к общим стремлениям, вдохновлявшим эпоху Августа. Ибо Август желал оздоровить римское общество, деморализованное долгими гражданскими войнами предшествующих эпох, и для достижения этой цели годились самые разнообразные средства, среди прочего и литература. Все это должно было привести Л. к идеализации римского прошлого. Главным героем его произведения стал populus Romanus (римский народ). Общественно-политическую борьбу между патрициями и плебеями Л. описал с точки зрения аристократа. Он воспринимал римскую историю изолированно от истории других народов, особенно италийских племен, что является несомненным недостатком этого сочинения. Исповедуя взгляды стоиков, Л. верил в продигии, то есть чудесные явления, и в фатум. В истории его прежде всего интересовали выдающиеся единицы. Он характеризовал своих героев через их действия, но чаще - через их речи. Эти речи Л. отделывал чрезвычайно тщательно, и их прекрасная форма является исключительно его заслугой. В сохранившихся книгах мы находим около 40 речей. Талант повествователя Л. и его умение драматически представить события позволили ему создать полный жизни образ прошлого, хотя бы и не всегда согласующийся с историческими документами. Стиль Л. является примером великолепной прозы, приближающейся к уровню Цицерона; присутствуют также черты поэтического стиля.. Хронологически он представляет собой промежуточный этап между классическим стилем и так называемой латынью серебряного века Империи. Л. быстро добился славы. С уважением говорят о нем такие писатели, как Сенека Старший, Сенека Философ, Квинтиллиан и Тацит. Произведение Л. использовали Валерий Максим, Анней Флор, Лукан и Силий Италик.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ЛИВИЙ


будет выглядеть так: Что такое ЛИВИЙ