Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ЛИТТ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Litt)
        Теодор (27.12.1880, Дюссельдорф, — 16.7.1962, Бонн), немецкий философ-идеалист и педагог. Профессор в Бонне (с 1919, затем с 1947) и Лейпциге (1920—37 и 1945—47). Работы Л. посвящены преимущественно вопросам культуры, социологии, педагогики. Взгляды Л. формировались под влиянием В. Дильтея (См. Дильтей), а также Г. Зиммеля (См. Зиммель) и Э. Гуссерля (См. Гуссерль). Определяющие для Л. идеи неогегельянства (См. Неогегельянство) переплетаются в его мировоззрении с мотивами философии жизни (См. Философия жизни). В области педагогики Л. исследовал исторические формы образования и его особенности в условиях современной технической цивилизации.
        
         Соч.: Individuum und Gemeinschaft, 3 Aufl., Lpz., 1926; Geschichte und Leben, 3 Aufl., Lpz. — B., 1930; Moglichkeiten und Grenzen der Padagogik, 2 Aufl., Lpz. — B., 1931; Hegel, Hdlb., 1953; Mensch und Welt, 2 Aufl., Hdlb., 1961; Technisches Denken und menschliche Bildung, 3 Aufl., Hdlb., 1964; Fuhren oder Wachsenlassen, 13 Aufl., Stuttg., 1967; Ethik der Neuzeit, Bd 1—2, 2 Aufl., Munch., 1968; Naturwissenschaft und Menschenbildung, 5 Aufl., Hdlb., 1968.
        
         Лит.: Erkenntnis und Verantwortung, Festschrift, Dusseldorf, 1960 (библ.); Lassahn R., Das Selbstverstandnis der Padagogik Th. Litts, Dusseldorf, 1968.
         А. П. Огурцов.
Культурология. XX век. Энциклопедия
        (Litt) Теодор (1880-1962) - нем. философ, проф. в Бонне (с 1919, затем с 1947) и Лейпциге (с 1920). Сочетал неогегельянство в духе т.н. философии жизни с феноменологией Гуссерля и неокантианством. Работы Л. посвящены преимущественно вопросам культуры, социологии, педагогики. Осн. филос. вопросы сводятся Л. к учению о науке, наукоучению. Философия рассматривает науку как функцию духовной жизни, задача философии — исследование науки как одного из проявлений жизни. Он противопоставляет наукам о природе “науки о духе”, утверждая, что только последние способны преодолеть антитезу познания и жизни, природы и свободы, непреодолимую для естествознания. Гл. выводом из этого выдержанного в духе неокантианства противопоставления естествознания и истории является понятие т.н. духовной жизни как осн. всеохватывающей реальности. Духовное характеризуется Л. как внутренне присущий действительности процесс, к-рому свойственна направленность на опр. чувств, переживание. Основой всякого бытия является жизнь, к-рая понимается иррационалистически, в духе “философии жизни”, как целостность чувственно опр. направленных функций духа, “особенное душевное содержание конкр. субъекта”. Естествознание и науки о духе имеют дело не с разл. объектами, существующими независимо от науки, а представляют собой разл. функции духа. Науки о духе, в отличие от естествознания, постигают свой объект с помощью “понимания”, т.е. интуиции, к-рая характеризуется в духе иррационализма как особая сверхинтеллектуальная способность приобщаться к предмету познания, существовать в нем, переживать особым образом постигаемое содержание. Источником “понимания” является эмоц. состояние духа, не связанное с чувств, восприятием материального мира.
 
Соч.: Erkenntnis und Leben. Lpz.; В., 1923; Individuum und Gemeinschaft. Lpz., 1924; Ethik der Neuzeit. Tl. 1-2, Munch.; В., 1926; Wissenschaft. Bildung und Weltanschauung. В., 1928; Geschichte und Leben. Lpz., 1931; Einlei-tung in die Philosophic. Lpz.; В., 1933; Die Selbsterkenntnis der Menschen. Lpz., 1938; Mensch und Welt. Munch., 1948; Denken und Sein. Stuttg., 1948; Kant und Herder. Hdlb., 1953; Die Wiedererweckung des geschichtlichen Bewusstseins. Hdlb., 1956.
 
Т. И. Ойзерман
Философский энциклопедический словарь
ЛИТТ (Litt) Теодор (род. 27 дек. 1880, Дюссельдорф – ум. 1962) – нем. представитель философии культуры и педагог; с 1920 по 1937 и с 1945 по 1946 профессор в Лейпциге, затем – в Бонне, представитель неогегельянства. Применил дильтеевский метод понимания и гегелевский метод феноменологии и диалектики к этике и социологии, а также к истории духа и культуры. Отношение индивида и коллектива для Литта есть «встреча», в которой «я» отзывается «ты», в котором «ты» становится судьбой «я», и наоборот. С историко-философской точки зрения настоящее и прошлое, по Литту, дают основу для взаимного понимания друг друга, т.е. в свете настоящего уже становится ясным будущее. В своей теории познания Литт учит, что действительность, становясь достоянием познания, получает тем самым не случайный и внешний придаток, могущий быть ошибочным, а назначение, которое в самом строгом смысле принадлежит ей. Деятельность субъекта и свойство объекта корреспондируют друг с другом вследствие «первоначальной согласованности». Осн. произв.: «Geschichte und Leben», 1918; «Individuum und Gemeinschaft», 1919; «Erkenntnis und Leben», 1923; «Kant und Herder als Deuter der geistigen Welt», 1930; «Einleitung in die Philosophie», 1933; «Der deutsche Geist und das Christentum», 1937; «Protestantisches GeschichtsbewuЯtsein», 1938; «Das Allgemeine in der geisteswissenschaftlichen Erkennthis», 1941; «Denken und Sein», 1948; «Naturwissenschaft und Menschenbildung», 1952; «Hegels Versuch einer kritischen Erneuerung», 1953; «Technisches Denken und menschliche Bildung», 1957.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ЛИТТ


будет выглядеть так: Что такое ЛИТТ