Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ЛИТОГРАФИЯ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(от Лито... и ...графия
        способ печати, при котором оттиски получаются переносом краски под давлением с плоской (нерельефной) печатной формы непосредственно на бумагу; произведение, выполненное литографским способом; предприятие, специализирующееся на печатании таким способом. Л. явилась прообразом плоской печати (См. Плоская печать). Печатной формой в Л. служит гладкая (для воспроизведения перовой графики) или зернистая (для воспроизведения карандашного рисунка) поверхность камня (известняка), на которую нанесено изображение жирной тушью (кистью или пером) или литографским карандашом. Нередко изображение переводится на камень с рисунка, выполненного на спец. литографской бумаге — корнпапире. После химической обработки камня, последовательного нанесения на поверхность формы воды и затем краски производится печатание.
         Л. изобретена в 1798 в Германии А. Зенефельдером; им же в 1806 была открыта первая литографская мастерская в Мюнхене. Подобные мастерские были открыты в 1816 в Париже и Петербурге, в 1822 в Лондоне. В 19 в. Л. широко применялась для воспроизведения картин, исполнения чёрно-белых и многоцветных эстампов (печатаемых с нескольких камней), книжных иллюстраций, географических карт, этикеток, плакатов, объявлений, наглядных пособий и т. д. Печатание эстампов производилось на ручных литографских станках, а многотиражных оттисков — на плоских литографских печатных машинах. В дальнейшем появились аналоги, модификации Л.: Автолитография, Хромолитография, Фотолитография, Олеография, литогравюра, альграфия и др. В 30-е гг. 20 в. Л. стала интенсивно вытесняться более совершенной офсетной печатью (См. Офсетная печать). Потеряв своё промышленное значение, Л. остаётся станковой техникой создания художественных эстампов, основным видом которой является автолитография.
         Д. П. Татиев.
         Специфический язык художественной Л. оформился в 1820-х гг. во Франции под влиянием Романтизма. К Л. обращаются живущие здесь испанец Ф. Гойя и англичанин Р. П. Бонингтон, анималистические и жанровые серии исполняет Т. Жерико, ряд художников (Н. Т. Шарле, О. Раффе) посвящает свои листы эпизодам наполеоновских войн, появляются литографы-портретисты (А. Девериа) и авторы историко-жанровых сцен (Э. Изабе). Широкое распространение во Франции, а также в Англии получает видовая Л. Крупнейшим мастером романтической Л. был Э. Делакруа, выполнивший несколько иллюстративных серий по мотивам произведений И. В. Гёте и У. Шекспира; для его техники характерны процарапывание фона, резкие контуры, тонкие растушовки. Наиболее распространённым жанром раннего периода истории Л. была карикатура нравов (А. Монье, Л. Буальи), которая после Июльской революции 1830 сменяется политической и социальной карикатурой (Гранвиль, Ш. Ж. Травьес, А. Г. Декан). Публицистическая заострённость образов, виртуозное использование особенностей техники отличают литографические серии О. Домье, виднейшего мастера Л. середины 19 в., оказавшего значительное воздействие на её дальнейшее развитие, В области бытовой карикатуры работали многие мастера Л., из которых выделяются П. Гаварни и А. Шам. В Германии особенная жизненная убедительность характерна для листов А. Менцеля. Л. занимает большое место в творчестве многих латиноамериканских художников 1-й половины 19 в. — представителей Костумбризма. В России в 1-й половине 19 в. техника Л. привлекает крупных графиков и живописцев — А. О. Орловского, О. А. Кипренского, А. Г. Венецианова и его учеников, К. П. Брюллова и др. В 1820—30-е гг. интерес русских художников обращен преимущественно к пейзажу (С. Ф. Галактионов, А. П. Брюллов, А. Е. Мартынов, К. П. Беггров). В середине 19 в. появляются жанровые литографии (И. С. Щедровский) и нравственно-сатирические листы (М. Л. Невахович и В. Ф. Тимм); их традиции продолжают во 2-й половине 19 в. мастера иллюстрации и бытовой карикатуры П. М. Шмельков, П. М. Боклевский, А. И. Лебедев и др.
         С 1840-х гг. в искусстве Л. заметен известный упадок, связанный с вытеснением её из журналов и заменой торцовой ксилографией. Новый подъём искусства Л. происходит с кон. 1860-х гг. Во Франции Э. Мане находит новые художественные возможности Л., полнее выявляя фактуру материала; к Л. часто обращаются в этот период мастера Импрессионизма — О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро. Импрессионизм своеобразно проявляется также в немецкой (Л. Коринт, М. Либерман, М. Слефогт) и американской (Дж. Уистлер) Л. В конце 19 в. заметный след в Л. оставляют Символизм и стиль «Модерн» (О. Редон, Э. Карьер во Франции; Ф. Ропс в Бельгии; Э. Мунк в Норвегии). Особое место в Л. на рубеже 19—20 вв. занимает цветной эстамп, часто используемый в афише (А. де Тулуз-Лотрек, М. Дени, П. Боннар, Э. Вюйяр во Франции), Традиции Домье продолжаются в социально-критических листах Ж. Л. Форена и Т. Стейнлена во Франции, Ф. Брэнгвина в Англии, К. Кольвиц в Германии, В России в последней трети 19 в. новый интерес к Л. проявился в основном в пейзажах И. И. Шишкина, иллюстрациях и жанровых сценках И. Е. Репина, портретах В. А. Серова. С кон. 1900-х гг. в области литографического пейзажа работают К. Ф. Юон, К. Ф. Богаевский, В. И. Соколов, в 1910-е гг. с литографиями и литографированными книгами выступают Н. С. Гончарова и М. Ф. Ларионов.
         После 1-й мировой войны 1914—18 ряд серий и отдельных листов, выражавших резкий социальный протест, создают немецкие экспрессионисты — М. Бекман, Ж. Грос, Э. Барлах; в 30-е гг. активная антифашистская направленность характерна для литографий Кольвиц. В 20 в. Л. становится очень разнообразной в своих выразительных возможностях. Она включает в себя всю широту интонаций — от тонкого лиризма и глубоко философских образов до публицистической страстности в пропаганде освободительных идей. К Л. обращались и обращаются крупные мастера 20 в.: А. Матисс, П. Пикассо и М. Шагал во Франции, О. Кокошка в Австрии, Х. Эрни в Швейцарии, Х. Т. Рихтер в ГДР, О. Дикс в ФРГ, Ф. Топольский в Великобритании, М. Швабинский в Чехословакии, Г. Мукки в Италии, Д. Сикейрос, П. О'Хиггинс в Мексике и многие др. Советская Л. представлена творчеством М. В. Добужинского (образы Петрограда), В. А. Ватагина (анималистические сюжеты), Г. С. Верейского (портреты), А. П. Остроумовой-Лебедсвой и П. В. Кузнецова (пейзажи), В. В. Лебедева (ню), Б. М. Кустодиева, Е. И. Чарушина, М. С. Родионова, К. И. Рудакова, Е. А. Кибрика и В. М. Конашевича (книжные иллюстрации) и др.
        
         Лит.: Фридлендер М., Литография. Пер. с нем. С приложением очерка — Воинов В. В., Литография в России, Л., 1925; Коростин А. Ф., Начало литографии в России, М., 1943; его же, Русская литография XIX в., М., 1953; Суворов П. И., Искусство литографии, 3 изд., М., 1952; [Герценберг В. Р.], Современный советский эстамп, М., 1960; Флекель М. И., Искусство и полиграфия, М., 1963; Никанчикова Е. А., Попова А. Л., Технология офсетной печати, М., 1966; 50 лет советского искусства. Графика. [Альбом], М., [1966]; Fennel Е. R., Lithograph and lithographers, L., 1915; Mayer R., Die Lithographie. Eine Einfuhrung, Dresd., [1955].
         Е. С. Левитин.
        А. де Тулуз-Лотрек. Афиша «Жанна Авриль». Цветная литография. 1893.
        П. О’Хиггинс. «Староста деревни». 1953.
         0254372437.tif
        П. Пикассо. «Женщина в кресле». 1949.
         0227393737.tif
        А. Матисс. Иллюстрация к «Стихам о любви» Ронсара. 1948.
         0213216611.tif
        О. Домье. «Мусорщик». Из серии «Цыгане Парижа» (1842).
        А. Менцель. «Игра в серсо». 1830-е гг.
        Т. Стейнлен. «Стачка». 1898.
        Э. Делакруа. Иллюстрация к «Гамлету» Шекспира. 1843.
         0232497425.tif
        Е. И. Чарушин. «Тетерева на дереве». 1935. Цветная литография.
         0229689437.tif
        В. М. Конашевич. «В Старой Сивилье». Из альбома «Павловский парк». 1922. Цветная литография.
         0237744238.tif
        Н. С. Гончарова. «Галльский петух». Из серии «Мистические образы войны». 1914.
        Литография. К. П. Беггеров. «Вид арки Главного штаба». С рисунка А. Канеппи. Из серии «Собрание видов Санкт-Петербурга и окрестностей» (1821—23).
        И. С. Щедровский. «Игра в карты». Из альбома «Вот наши! с натуры…». 1846. Цветная литография.
        Г. С. Верейский. Портрет К. А. Сомова. Из альбома «Портреты русских художников». 1922.
        К. И. Рудаков. Илл. к рассказу Мопассана «Пышка». 1935.
        Е. А. Кибрик. Илл. к повести Роллана «Кола Брюньон». 1934—36.
        К. Ф. Богаевский. Из альбома «Пейзажи Киммерии». 1923. Цветная литография.
Современная Энциклопедия
ЛИТОГРАФИЯ (от лито... и...графия), способ плоской печати, где печатной формой служит поверхность камня (известняка), на которую жирной литографской тушью или карандашом наносится изображение. Изобретена в 1798. Наибольшее распространение получила в журнальной графике 19 в., в 20 в. вытеснена офсетной печатью.
Орфографический словарь Лопатина
литогр`афия, литогр`афия, -и
Словарь Даля
жен., ·*греч. искусство писать, рисовать на литографическом камне и печатать с него; камнепечатание.
Заведение, где печатают с камней, камнепечатня.
Писание или картина, этим способом сделанная. Литографировать, изображать на камне и переводить с него на бумагу, печатать с камня. -рованье ср., ·длит. -ровка жен., ·об. действие по гл. Литограф муж. кто литографирует. Латохромия, литография в красках, искусство печатать с камня разноцветно. Литохромический, к искусству литохромии относящийся. Литохром муж. кто литохромирует, тискает с камня красками. Липотомия жен. операция для выемки камня из мочевого пузыря, камнесечение. Литотомический, к операции этой относящийся. Литотом муж. особого устройства нож для камне сечения. Литотрипсия, литотрития жен. камнедробление, раздробление камня в мочевом пузыре, без разреза. Литотрапсический, к операции этой относящийся. Литофит муж. коралл, животное с каменистым остовом.
Словарь Ожегова
ЛИТОГР’АФИЯ, -и, жен.
1. Печатание с поверхности камня, на к-рой сделан рисунок.
2. Предприятие, где печатают таким способом.
3. Рисунок, напечатанный таким способом.
прил. литографский, -ая, -ое и литографический, -ая, -ое. Литографский камень. Литографический портрет.
Словарь Ушакова
ЛИТОГР’АФИЯ, литографии, ·жен. (от ·греч. lithos - камень и grapho - пишу).
1. только ед. Печатание с камня (а не с набора).
2. Мастерская для печатания с камня.
3. Рисунок, изготовленный посредством печатания с камня.
Толковый словарь Ефремовой
[литография]
ж.
1) Один из старых способов печатания с плоской поверхности камня, на которой сделан рисунок.
2) Изображение, напечатанное таким способом.
3) Предприятие, цех, где печатают таким способом.
Научнотехнический Энциклопедический Словарь
ЛИТОГРАФИЯ, метод ПЕЧАТАНИЯ с плоской, покрытой типографской краской поверхности. Этот метод, изобретенный в 1790-х гг., основан на том, что жир и вода не смешиваются. Литография позволяла быстро делать много копий одного и того же изображения и удовлетворять спрос на художественную продукцию. В традиционной литографии рисунок наносится на подготовленную плиту или камень жирным карандашом, мелками или жидкой краской. Вода, нанесенная сверху, поглощается в тех местах, где нет рисунка. Масляная эмульсия для печатания, нанесенная на поверхность, приклеивается к рисунку в тех местах, где отсутствует влага. Оттиск получают путем изготовления оттисков с поверхности на листах бумаги. Цветное изображение получают, используя отдельную для каждого цвета плиту или камень. Сегодня многие журналы, книги и газеты выпускают посредством ОФСЕТНОГО ПЕЧАТАНИЯ, в котором применяется современная форма литографии, основанная на фотографически изготовленных металлических пластинах.
Краткий толковый словарь по полиграфии
1) способ печати с плоского литографского камня-известняка (или близкой по свойству металлической пластины), на который нанесен рисунок жирным специальным веществом;
2) листовое издание, представляющее собой оттиск с изображения, полученного способом литографии. Особенно хорошо воспроизводятся карандашные рисунки и акварель с тонкими переходами красочных оттенков.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ЛИТОГРАФИЯ


будет выглядеть так: Что такое ЛИТОГРАФИЯ