Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ЛЕНЦ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
(Lentz)
        Станислав (23.4.1861, Варшава, — 19.10.1920, там же), польский живописец и график. Учился в Школе изящных искусств в Кракове (1877—79), варшавском Рисовальном классе (1879—1880) у В. Герсона, в АХ в Мюнхене (1880—84) и академии Жюлиана в Париже (1884—87). Директор и профессор Школы изящных искусств в Варшаве (1909—20). Мастер главным образом пластически чёткого психологического портрета (портреты — А. Яблоновского, 1900, М. Френкеля, 1902; оба — Национальный музей, Варшава), Л. обращался также к темам социальной борьбы.
        
         Лит.: Melbechowska A., S. Lentz, Warsz., 1957.
        С. Ленц. «Забастовка». 1910. Национальный музей. Варшава.
II
        Эмилий Христианович [12(24).2.1804, Тарту, — 29.1(10.2).1865, Рим], русский физик и электротехник, академик Петербургской АН (1830). В 1820 поступил в Дерптский (ныне Тартуский) университет. В 1823, не закончив обучения, занял место физика на шлюпе «Предприятие», отправлявшемся в кругосветное плавание (1823—26) под командой О. Е. Коцебу, провёл океанографические исследования, за которые в 1828 был избран адъюнктом Петербургской АН. В 1830 был избран экстраординарным академиком, в 1834 — ординарным. В 1836 возглавил кафедру физики и физической географии в Петербургском университете, с 1863 ректор университета. В 1833 установил так называемое Ленца правило для определения направления индуцированных токов. В совместной работе с Б. С. Якоби «О законах электромагнитов» (ч. 1—2, 1838—1844) дал методы для расчёта электромагнитов (использовавшиеся до 80-х гг. 19 в., когда были открыты законы магнитной цепи); установил обратимость электрических машин. Обнаружил явление «реакции якоря» и для уменьшения его действия предложил использовать сдвиг щёток машин. В 1842 точными экспериментами обосновал закон теплового действия электрического тока, открытый в 1841 Дж. Джоулем (См. Джоуль) (см. Джоуля - Ленца закон). Изобрёл прибор для изучения формы кривой переменного тока. Автор работ по установлению зависимости сопротивления металлов от температуры, по обоснованию закона Ома, созданию баллистического метода для измерения магнитного потока (совместно с Б. С. Якоби) и др. Известен также работами по геофизике. Исследовал вертикальное распределение температуры и солёности воды в океанах, суточный ход температуры воздуха на разных широтах. Одним из первых предложил метод барометрической нивелировки. Л. придавал большое значение преподаванию физики в средней школе. Его «Руководство к физике, составленное... для русских гимназий» (1839) выдержало 11 изданий.
        
         Соч.: Избр. труды, М., 1950.
        
         Лит.: Лежнева О. А. и Ржонсницкий Б. Н., Эмилий Христианович Ленц (1804—1865), М. — Л., 1952 (имеется библ. трудов Л. и лит. о нём).
        Э. Х. Ленц.
III
(Lenz)
        Якоб Михаэль Рейнхольд (12.1.1751, Зесвеген, бывшая Лифляндия, — 24.5.1792, Москва), немецкий писатель и драматург. Сын пастора. Изучал теологию в Кенигсберге (с 1768). В 1771 в Страсбурге примкнул к кружку «бурных гениев», возглавляемому И. В. Гёте, став одним из теоретиков «Бури и натиска» (См. Буря и натиск). Вёл скитальческий образ жизни. В 1781 переехал в Россию, был близок к кружку Н. И. Новикова. В «Заметках о театре» (1774), ополчаясь против эстетики классицизма, провозглашал свободу искусства от нормативных правил, требуя создания ярких и самобытных характеров. В сочинении «Об использовании немецкого языка» (1775) призывал писателей изучать народную речь. Характерные черты драматургии Л. — смешение трагического и комического, свободная «шекспировская» композиция. Пьесы Л. проникнуты антифеодальными тенденциями («Домашний учитель», 1774; «Солдаты», 1776). Стихи Л. близки к любовной лирике молодого Гёте.
        
         Соч.: Gesammelte Schriften, hrsg. von E. Lewy, Bd 1—4, 2 AufL, Lpz., 1917; в рус. пер. — Солдаты. [Отрывки], в кн.: Хрестоматия по западноевропейской литературе. Литература восемнадцатого века, М., 1938, с. 556—63.
        
         Лит.: Розанов М. Н., Поэт периода «бурных стремлений» Якоб Ленц, его жизнь и произведения, М., 1901; Kindermann Н., J. М. R. Lenz und die deutsche Romantik, W. — Lpz., 1935.
         Л. Е. Генин.
Современная Энциклопедия
ЛЕНЦ (Lenz) Зигфрид (родился в 1926), немецкий писатель. Проблема вины и ответственности за нацистское прошлое, решаемая с позиций экзистенциального выбора, поиск идеала в драме-притче "Время невиновных" (1961) и в романах-размышлениях, развивающих традицию "романа воспитания": "Урок немецкого" (1968), "Живой пример" (1973), "Краеведческий музей" (1978), "Учебный плац" (1985).
Энциклопедия Отечеcтво
ЛЕНЦ Эмилий Христианович (1804-1865), физик и электротехник, академик Петербургской АН (1830), ректор Петербургского университета (с 1863). Установил (1833) правило для определения направления индукционного тока (правило Ленца), экспериментально обосновал (1842) закон Джоуля - Ленца, определяющий зависимость между силой тока, сопротивлением проводника и выделяющимся в нём количеством теплоты. Дал методы расчёта электромагнитов (совместно с Б. С. Якоби), открыл обратимость электрических машин. Труды по геофизике.
Орфографический словарь Лопатина
Ленц, Ленц, -а: зак`он Дж`оуля-Л`енца, пр`авило Л`енца
Литературная энциклопедия
Якоб Михаил Рейнгольд [Lenz, 1751—1792] — немецкий писатель периода «Бури и натиска» (см. «Немецкая лит-ра»). Сын пастора. Родился в Лифляндии. Учился в Кёнигсберге. В 1771 в должности воспитателя двух молодых лифляндских дворян приезжает в Страсбург, где сразу становится в ряды наиболее видных деятелей «Бури и натиска». В 1774 выходят его «Замечания о театре» (Anmerkungen uber Theater) — драматургический манифест штюрмеров, в котором Л., опираясь на Мерсье (см.) и призывая поэтов-«гениев» следовать одной только «природе», взятой во всем ее многообразии, резко нападает на классицизм с его нормативным рационализмом, культом правил, преклонением перед Аристотелем, противопоставляя Корнелю и Вольтеру Шекспира, к-рого с энтузиазмом пропагандирует. Это отрицание классицизма имело у Л. в отличие напр. от молодого Гёте ясно выраженный мелкобуржуазный характер. Знаменателен уже самый факт его обращения к Мерсье, идеологу французского революционизирующегося мещанства, влиянием к-рого отмечен также ряд художественных произведений Л. Наиболее интересно его драматическое наследство: «Der neue Mendoza» (Новый Мендоза, 1774), «Der Hofmeister» (Гувернер, 1774), «Die Soldaten» (Солдаты, 1776), «Tantalus» (Тантал, 1776), «Философ по милости друзей» и др. Пьесы Л., в которых автор подчеркнуто нарушает все основные законы
265 классической поэтики (отказ от единств, фрагментарное, «порывистое», по определению «немецкого Меркурия», развертывание темы, тяготение к натуралистическим эффектам и пр.), большей частью являются социальными драмами, разрабатывающими темы, в той или иной степени актуальные для аудитории немецкого мелкого бюргерства. Так, в драме «Гувернер» показано то унизительное положение, в которое попадает молодой бюргер, принужденный ради куска хлеба принять должность воспитателя в семье дворян, относящихся к нему как к существу низшего порядка, оскорбляющих его человеческое достоинство. В драме же «Солдаты» изображено бесчинство немецкого офицерства, посягающего на честь бюргеров, и т. п. Взгляды Л. на современную ему немецкую лит-ру нашли свое отражение в драматическом этюде «Pandaemonium germanicum» [1775 ], опубликованном лишь в 1819, — памфлете против галантной поэзии аристократизировавшихся слоев немецкой буржуазии (Виланд, Якоби и др.). В 1776 Ленц углубляется в вопросы теории литературного яз., результатом чего являются его «Fluchtige Aufsatze» (Беглые заметки), в которых Ленц предлагает поэтам изучать язык низшего бюргерства как близкий к «природе» и следовательно достойный художественного отображения. В 1777 у Ленца начинают обнаруживаться признаки умопомешательства. Его отправляют в Лифляндию [1779]. Несколько оправившись, он едет в Петербург, затем в Москву. Здесь живет 11 лет, сближается с кружком Новикова, вступает в дружественные отношения с Карамзиным, весьма ценившим немецкого поэта. В Москве Ленц и умирает. Библиография: I. Gesammelte Schriften, hrsg. von L. Tieck, 3 B-de, 1828; Werke, hrsg. von F. Blei (5 B-de, 1909—1913) u. E. Lewy (4 B-de, 1917); Briefe von und an Lenz, herausgegeben von K. Freye und W. Stammler, 2 B-de, 1918. II. Розанов М. Н., Поэт периода «бурных стремлений» — Я. Ленц, Москва, 1901; Schmidt E., Lenz und Klinger, zwei Dichter der Geniezeit, 1878; Anwand O., Beitrage zum Studium der Gedichte von Lenz, 1894; Brauning-Octavio H., Lenz, 1917; Huber-Bindschedler B., Die Motivierung in den Dramen von Lenz, 1922; Kindermann H., J. Lenz und die deutsche Romantik, Wien und Lpz., 1925. Б. Пуришев
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ЛЕНЦ


будет выглядеть так: Что такое ЛЕНЦ