Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ЛАЗАРЕВ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Лазарев
        Василий Григорьевич (родился 23.2.1928, село Порошино Кытмановского района Алтайского края), лётчик-космонавт СССР, полковник, Герой Советского Союза (2.10.1973). Член КПСС с 1956. Учился в Свердловском, а затем в Саратовском медицинском институтах (окончил в 1952). После окончания в 1954 Чугуевского военно-авиационного училища лётчиков служил в частях ВВС. С 1966 в отряде космонавтов. 27—29 сентября 1973 совместно с О. Г. Макаровым совершил полёт на космическом корабле «Союз-12» в качестве командира корабля. Корабль сделал 32 оборота вокруг Земли за 47 ч 16 мин. В полёте Л. выполнил программу научно-технических исследований и испытаний систем корабля и скафандров. Награжден орденом Ленина и медалями.
        В. Г. Лазарев.
II
Лазарев
        Виктор Никитич [родился 22.8(3.9).1897, Москва], советский искусствовед, член-корреспондент АН СССР (1943). Учился в МГУ (1917—20) у Н. И. Романова. В 1924—36 главный хранитель, заведующий картинной галереей, заместитель директора по научной части Музея изобразительных искусств в Москве. Профессор МГУ (с 1961 заведующий кафедрой истории зарубежного искусства). Основным работам Л. (по истории древнерусского и византийского искусства, а также искусства эпохи Возрождения) присущи широта проблематики, проникновение в кардинальные процессы истории искусства, обобщающий характер суждений о причинах и о сути этих процессов, мастерство классификации художественных течений и школ, убедительность атрибуций (См. Атрибуция). Награжден 3 орденами, а также медалями.
         Соч.: Портрет в европейском искусстве XVII века. М. — Л., 1937; История византийской живописи, т. 1—2, М., 1947—48 (расшир. изд. — Storia della pittura bizantina, Torino, [1967]); Происхождение итальянского Возрождения, т. 1—2, М., 1956—59; Андрей Рублёв и его школа, М., 1966; Русская средневековая живопись, [Сб. ст.], М., 1970; Византийская живопись. [Сб. ст.], М., 1971; Старые итальянские мастера, М., 1972.
        
         Лит.: Гращенков В. Н., В. Н. Лазарев. (К семидесятилетию со дня рождения), в сборнике: Византийский временник, т. 29, М., 1969 (список трудов В. Н. Лазарева).
III
Лазарев
        Михаил Петрович [3(14).11.1788, г. Владимир, — 11(23).4.1851, Вена, похоронен в Севастополе], русский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843). Родился в дворянской семье. В 1800 поступил в Морской кадетский корпус, в 1803 командирован на английский флот, где в течение 5 лет находился в непрерывном плавании. В 1808—13 служил на Балтийском флоте, участвовал в русско-шведской войне 1808—09 и Отечественной войне 1812. В 1813—16 на судне «Суворов» совершил своё первое кругосветное плавание из Кронштадта к берегам Аляски и обратно, открыл атолл Суворова. Как командир судна «Мирный» и помощник начальника кругосветной экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена в 1819—21 участвовал в открытии Антарктиды и многочисленных островов. В 1822, командуя фрегатом «Крейсер», осуществил своё третье кругосветное плавание (1822—25), в котором были проведены широкие научные исследования по метеорологии, этнографии и др. С 1826 командовал линейным кораблём «Азов», на котором, будучи одновременно начальником штаба эскадры, совершил поход в Средиземное море в составе эскадры адмирала Л. П. Гейдена и участвовал в Наваринском сражении 1827 (См. Наваринское сражение 1827). За отличие в сражении был произведён в контрадмиралы, а «Азов» впервые в истории русского флота был награжден георгиевским флагом. В 1828—29 руководил блокадой Дарданелл; в 1830 вернулся в Кронштадт и командовал отрядом кораблей Балтийского флота. В 1832 начальник штаба Черноморского флота. В феврале — июне 1833, командуя эскадрой, возглавил Экспедицию русского флота в Босфор 1833 (См. Экспедиция русского флота в Босфор 1833), в результате которой был заключён Ункяр-Искелесийский договор 1833. С 1833 главный командир Черноморского флота и портов Чёрного моря, а также военный губернатор Севастополя и Николаева. Талантливый военный организатор, Л. был сторонником создания сильного парового флота, но технико-экономическая отсталость России не позволила выполнить эту задачу. Л. воспитал плеяду талантливых флотоводцев и командиров (П. С. Нахимов, В. А. Корнилов, В. И. Истомин, Г. И. Бутаков и др.). Именем Л. названы атолл в группе островов Россиян в Тихом океане, мысы в Амурском лимане и в северной части о. Унимак, остров в Аральском море, бухта и порт в Японском море и др.
         Лит.: М. П. Лазарев. Документы, т. 1—3, М., 1952—61; Никульченков К. И., Адмирал Лазарев, М., 1956; Соколов А. В. и Кушнарёв Е. Г., Три кругосветных плавания М. П. Лазарева, М., 1951; Русские мореплаватели, М., 1953.
         Б. И. Зверев.
        М. П. Лазарев.
IV
Лазарев
        Петр Петрович [1(13).4.1878, Москва, — 23.4.1942, Алма-Ата], советский физик, биофизик и геофизик, академик АН СССР (1917). Окончил медицинский факультет Московского университета (1901); экстерном сдал экзамены за курс физико-математического факультета (1903) и работал в лаборатории П. Н. Лебедева в Московском университете. В 1911 в знак протеста против реакционных действий министра народного просвещения Л. Кассо покинул Московский университет. После смерти Лебедева возглавил его лабораторию в университете им. А. Л. Шанявского. В 1920—31 директор организованного им Государственного биофизического института — первого в России научно-исследовательского учреждения по физике и биофизике. С 1938 директор Биофизической лаборатории АН СССР. В 1911 защитил магистерскую диссертацию на тему о температурном скачке на границе твёрдое тело — газ, а в 1912 — докторскую на тему «Выцветание красок и пигментов в видимом спектре». Л. разработал ионную теорию возбуждения (см. Мембранная теория возбуждения), исследовал процесс адаптации физиологической (См. Адаптация физиологическая), преимущественно органов зрения, а также слуха, вкуса и обоняния, вывел единый закон раздражения, разрабатывал проблему приложимости законов термодинамики к биологическим процессам. С 1918 руководил исследованиями Курской магнитной аномалии (См. Курская магнитная аномалия) с применением различных геофизических методов. Автор трудов по истории развития точных наук в России.
         Соч.: Сочинения, т. 1—3. М. — Л., 1950—1957.
        
         Лит.: Шпольский Э. В., Петр Петрович Лазарев, «Успехи физических наук», 1945, т. 27, в. 1, с. 1—12; Кравец Т. П., Творческий путь академика П. П. Лазарева, там же, с, 13—21; Петр Петрович Лазарев (1878—1942), М., 1958 (Материалы к биобиблиографии ученых СССР).
        П. П. Лазарев.
V
Лазарев
        антарктическая научная станция СССР, действовавшая с 10 марта 1959 по 26 февраля 1961 на шельфовом леднике Лазарева (Берег Принцессы Астрид, Восточная Антарктида) на 69°58' ю. ш. и 12°55' в. д. Велись наблюдения по метеорологии, аэрологии, актинометрии, земному магнетизму, за полярными сияниями, а также по гляциологии, геоморфологии и океанологии. Станция служила базой маршрутных (авиационных и наземных) геологических и географических исследований Земли Королевы Мод, а также базой аэрофотосъёмочных работ в этом районе. С 18 февраля 1961 научные наблюдения продолжаются на станции Новолазаревская, расположенной в 80 км южнее Л. Названа в честь М. П. Лазарева.
VI
Лазарев
        посёлок городского типа в Николаевском районе Хабаровского края РСФСР. Расположен на мысе Лазарева, порт на берегу пролива Невельского, в 729 км к С.-В. от ж.-д. станции Комсомольск-на-Амуре. Леспромхоз. Мыс и посёлок названы в честь М. П. Лазарева.
Современная Энциклопедия
ЛАЗАРЕВ Виктор Никитич (1897 - 1976), российский историк искусства. Труды, анализирующие исторические процессы в древнерусском, византийском, западноевропейском искусстве. Мастер атрибуции.
Ономастикон
1. От крестильного имени Лазарь (греч. - «бог помог»). Лазура, Лазутин, Лазутка - уменьшительные формы этого имени. 2. Лазутка в некоторых говорах означает также «проныра, пройдоха». (Ф). Родственный фамилии, по второму варианту, Лазукин, Лазунин, Лазутчиков, Лазухин (Э). В словаре Даля лазня - любитель лазить по деревьям, горам; пройдоха, пролязь (твер., псков.), лазутка - пролаз, пройдоха; лазать (ударение на второе а) - волочиться, ухаживать с дурными намереньями.
Русская цивилизация
Михаил Петрович (3.11.1788-11.04.1851), флотоводец и мореплаватель, адмирал (с 1843). Из дворянской семьи.
В 1800 Лазарев поступил в Петербургский морской кадетский корпус, в 1803 в числе 30 лучших гардемаринов был командирован для дальнейшего обучения на английский флот, где находился до 1808. В 1808—13 Лазарев служил в Балтийском флоте, участник Русско-шведской 1808 — 09 и Отечественной 1812 войн.
Лазарев совершил три кругосветных плавания: в 1813 — 16 на корвете «Суворов», в 1819 — 21 на шлюпе «Мирный» (в составе экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена к Антарктиде) и в 1822 — 25 на фрегате «Крейсер».
С 1826 Лазарев — командир линейного крейсера «Азов», на котором участвовал в разгроме турецко-египетского флота при Наварине (1827). В Русско-турецкую войну 1828 — 29 Лазарев руководил блокадой Дарданелл. С 1830 командовал отрядом кораблей Балтийского флота, с 1832 — начальник штаба Черноморского флота. В 1833 Лазарев командовал эскадрой, направленной в Босфор для оказания помощи турецкому султану в борьбе против восставшего вассала египетского паши Мухаммеда-али. С 1833 Лазарев командовал Черноморским флотом и одновременно был военным губернатором Севастополя и Николаева. При нем было проведено коренное переустройство портов, крепости оснащены новейшими системами артиллерии. Лазарев положил начало созданию парового флота. Скончался в Вене, погребен в Севастополе.
В. Л. Федоров
Энциклопедия Отечеcтво
1.
ЛАЗАРЕВ Александр Николаевич (род. 1945), дирижёр, народный артист РСФСР (1982). Ученик Л. М. Гинзбурга. С 1973 дирижёр, в 1987-1995 главный дирижёр Большого театра.
2.
ЛАЗАРЕВ Александр Сергеевич (род. 1938), актёр, народный артист РСФСР (1977). Муж С. В. Немоляевой. С 1959 в Московском театре им. Вл. Маяковского. Играет драматические, комедийные и острохарактерные роли. Герои Лазарева часто импульсивные, нервные натуры: Дон Кихот ("Человек из Ламанчи" Д. Вассермана и Д. Дэриона), Хлудов ("Бег" М. А. Булгакова), Звез-динцсв ("Плоды просвещения" Л. Н. Толстого), Кин ("Кип IV" Г. И. Горина) и др. В кино с 1961 ("Собственное мнение", "Цветы запоздалые", "По главной улице с оркестром" и др.). Государственная премия СССР (1977).
3.
ЛАЗАРЕВ Виктор Никитич (1897-1976), историк искусства, член-корреспондент АН СССР (1943). Фундаментальность методологии, широта проблематики, глубина анализа в трудах: "История византийской живописи" (т. 1-2, 1948; 2 изд., 1986), "Происхождение итальянского Возрождения" (т. 1-3, 1956-79), "Древнерусские мозаики и фрески XI-XV вв." (1973) и др. Государственная премия СССР (1976).
4.
ЛАЗАРЕВ Владимир Борисович (1929-94), химик, академик РАН (1994). Труды по химии и термодинамике сложных оксидов, получению высокотемпературных сверхпроводников. Государственная премия СССР (1981).
5.
ЛАЗАРЕВ Евгений Николаевич (род. 1937), актёр, режиссёр, народный артист РСФСР (1982). На сцене с 1959. В 1961-83 и с 1988 в Московском театре им. Вл. Маяковского. В 1984-87 главный режиссёр Московского театра на Малой Бронной. Драматические и характерные роли: Подхалюзин ["Банкрот" ("Свои люди - сочтёмся") А. Н. Островского], Чарнота ("Бег" М. А. Булгакова), Стенли ("Трамвай "Желание"" Т. Уильямса). Среди постановок: "Ящерица" А. М. Володина (1981), "Третья ракета" по В. Быкову (1985), "Пути-перепутья" по Ф. А. Абрамову (1986).
6.
ЛАЗАРЕВ Михаил Петрович (1788-1851), флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843). В 1813-25 совершил 3 кругосветных плавания, в т.ч. в 1819-21 командир шлюпа "Мирный" в российской экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена, открывшей Антарктику. При разгроме турок в Наваринском сражении 1827 командовал линейным кораблём "Азов". С 1833 главный командир Черноморского флота и портов Чёрного моря. Подготовил и издал лоции Азовского и Чёрного, морей.
7.
ЛАЗАРЕВ Пётр Петрович (1878-1942), физик, био- и геофизик, академик РАН (1917), АН СССР (1925). Разработал ионную теорию возбуждения живых клеток. Исследования по фотохимии, молекулярной физике. Руководил исследованием Курской магнитной аномалии (с 1918).
Литературная энциклопедия
Николай Артемьевич [1863—1910] (псевдоним Темный) — один из зачинателей русской пролетарской лит-ры. По происхождению крестьянин. С детских лет был отправлен в Москву для обучения слесарному мастерству. Большую помощь в самообразовательной работе и в лит-ом творчестве оказал ему писатель-народник Н. Златовратский. Не принимая активного участия в революционном движении, Л. тем не менее навлек на себя преследования охранки, ибо, работая в мастерских б. Смоленской железной дороги, он предостерегал товарищей от сношений с агентами Зубатова. За это он был подвергнут тюремному заключению, а потом сослан в Воронеж, где должен был пробыть около двух лет. Для характеристики Л. необходимо отметить, что он был самоучкой-изобретателем. О достигнутой им известной степени классовой сознательности свидетельствует его отказ
27 отдать свое изобретение по выделке английских веретен кому бы то ни было из частных лиц и предложение «организовать фабрику на таких началах, чтобы каждый рабочий был равноправным членом предприятия». Рассказы Л. печатались в «Русском богатстве», а потом выходили отдельными дешевыми изданиями. Его лит-ое наследство весьма невелико: семь рассказов и один путевой очерк. Основная тема всех его произведений — тяжкая жизнь рабочей массы в эпоху развития в России промышленного капитализма, когда рядовые рабочие, не принадлежащие к авангарду класса и потому еще далекие от понимания путей классовой борьбы, могли выявить только смутное, неоформленное недовольство своим положением. Потомственный мастеровой Иван Кубасов, эксплоатируемый хозяином мелкой мастерской, надеется на то, что на заводе он будет поставлен в лучшие условия; однако обманутый в своих ожиданиях, Кубасов во всем обвиняет собственников-крестьян, приходящих в город на сезонные работы и своей нетребовательностью снижающих заработную плату («Наследство»). Девушка-работница подвергается обыску: сторож раздевает ее в присутствии многочисленной толпы рабочих («Обыск»). Темой другого рассказа Лазарева является сорокалетний юбилей токаря, к-рый начал работать вместе с хозяином, когда тот был владельцем маленькой мастерской. Теперь он крупный фабрикант, в то время как его помощник остается все в том же положении обездоленного труженика («Юбилей Блохи»). Вот темы трех наиболее ярких произведений Л. В каждом его рассказе противостоят друг другу два мира: хищные герои наживы и замученные рабочие. Служилая интеллигенция, иногда вспоминающая, как о грехах молодости, о прежнем своем либеральном отношении к трудящейся массе, солидаризируется с буржуазией («Сироткин», «Собачья доля»). Ни в одном рассказе Л. нет организованного протеста рабочей массы. В отличие от Шкулева (см.), воспевавшего борьбу за освобождение рабочего класса от капиталистического гнета, Л. изображал преимущественно «рабочих тяжелые муки», но не показал подъема пролетариата. Завод он изображает исключительно как место каторжного труда рабочих, как чудовище, к-рое подавляет измученных рабов, но не как силу, объединяющую пролетариев в их борьбе с капиталистами. Отвращение к нему выражено хотя бы в следующем образе: «На главном корпусе, словно большая дубина с грязным набалдашником, торчала неизменная труба, тонкая и красная». Л. — писатель заметного художественного дарования. Короленко справедливо говорил об его рассказах, что материала в них хватило бы на большие повести. Наличие в его рассказах художественной обработки чувствуется в очень метких, запоминающихся деталях из жизни рабочей массы. Иногда Л. поднимался на высоту подлинно художественных обобщений. Противопоставление в
28 рассказе «Юбилей Блохи» доли рабочего жизни владельца завода, торжественное чествование токаря с лавровыми венками, молебнами, хором певчих — все это прекрасно подчеркивает чудовищность социальных контрастов. В рассказе «Собачья доля» сопоставление судьбы чиновника, уволенного от должности самодуром-начальником и потом им помилованного, с долей собак, тщетно пытающихся отведать зайцев, убитых охотниками, имеет обобщающе-сатирический смысл. Хотя изображение распыленной рабочей массы и отдельных жертв капиталистического строя заслоняет в творчестве Л. показ роста классового самосознания пролетариата, Л. является все же одним из пионеров пролетарской лит-ры; лишь с дальнейшим развитием рабочего движения она перешла от одного лишь показа тяжкого положения пролетариев к раскрытию идеологии пролетариата, выковывавшейся в борьбе с эксплоататорами. Библиография: I. Рассказы (со вступ. ст. И. А. Белоусова), Гиз, М., 1920; Собачья доля, Рассказы, изд. «Кузница», М., 1923, и др. II. Полянский В., Н. Темный, «Творчество», 1921, № 1—3 (ст. не подписана); Кубиков И. Н., Рабочий класс в русской литературе, Иваново-Вознесенск, 1926. III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия (1917—1927), т. I, Гиз, М. — Л., 1928. В. Бойчевский
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ЛАЗАРЕВ


будет выглядеть так: Что такое ЛАЗАРЕВ